Научная статья на тему 'Организация торгово-промышленными палатами информационной системы для бизнеса'

Организация торгово-промышленными палатами информационной системы для бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация торгово-промышленными палатами информационной системы для бизнеса»

ЛИТЕРАТУРА

1. 300 начинающих предпринимателей Екатеринбурга смогут вести бухгалтерию бесплатно II Урал-БизнесКонсалтинг. URL: http://urbc.ru/. (дата обращения 23.10.2013).

2. Амурские депутаты предлагают уменьшать стоимость патента на ПСН на сумму взносов II Audit-it.ru. URL: http://www.audit-it.ru/. (дата обращения 22.10.2013).

3. Кинешемские предприниматели не торопятся за субсидиями администрации II Kineshemec.RU. URL: http://www.kineshemec.ru. (дата обращения 22.10.2013).

4. Кошелева Т. Н. Подходы к формированию финансовой стратегии развития ремесленных предприятий // Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России: тезисы докладов 4-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 5-7 дек. 2011 г. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. С. 131-134.

5. Кошелева Т. Н. Инновационная среда как фактор развития малого предпринимательства II Экономика и управление. № 4 (90). СПб.: Изд-во СПбУУИЭ, 2013. С. 75-78.

6. Кошелева Т. Н., Кожухина К. А. Инновационная среда малого предпринимательства. СПб.: Изд-во Института бизнеса и права, 2013.

7. Кошелева Т. Н. Инновационная инфраструктура как условие развития малого предпринимательства и основа становления национальной инновационной системы // Проблемы современной экономики. 2013. №2(46). С. 342-344.

8. Малый бизнес: проблемы и перспективы II НИСИПП. URL: http://www.smb.ru/analitics. (дата обращения 28.10.2013).

9. «Примсоцбанк» снижает ставку по продукту «Бизнес-хит+» для малого бизнеса II ИА «Банки.ру». URL: http://www.banki.ru. (дата обращения 21.10.2013).

10. 14 тысяч на брата. Социальные предприниматели Омской области получат господдержку. «Российская газета». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/10/08/poddeijka.html. (дата обращения- 21.10.2013). №6201 от 8 октября 2013 г

11. Социальные предприниматели Омской области получат господдержку II Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/10/08/podderjka.html. (дата обращения 21.10.2013).

12. Тульские предприниматели-^аста^ш выставочно-ярмарочных мероприятий, получат субсидии II Тульские Известия. [Электронный ресурс]. URL: http://tnews.tula.net. (дата обращения 21.10.2013).

13. Таршис Т. А. Кадровые потребности малого предпринимательства и задачи профессионального образования по их обеспечению // Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России: тезисы докладов 4-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 5-7 дек. 2011 г. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф. - пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. С.145-148.

УДК 334.788.2 ББК 65.05

ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПАЛАТАМИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ БИЗНЕСА

М.Г. Александрова

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ)

191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 1 лит. А

Важности создания и развития гражданского общества посвящено большое количество исследований. Считается, что термин «гражданское общество» впервые употребил ещё Аристотель. Концепции гражданского общества, основанного на идеях общественного договора и естественного права, придерживались Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант и Ш. Монтескье. Согласно этой концепции, личность добро-

вольно передает государству свои права, но, с другой стороны, ограничивает государственную власть в интересах реализации своих свобод. Главное, чтобы подобный договор между государством и гражданами был взаимным и добровольным. При этом интересы личности защищаются законами и системой институтов и учреждений, которыми обеспечивается исполнение законов. По мнению Г.Гегеля, граждан-

ское общество состоит из частных лиц и включает в себя политические институты, социальные классы и рыночную экономику. От государства напрямую оно не зависит, но его деятельность регулируется правом. К. Маркс считал гражданским обществом совокупность производственных отношений, соответствующих производительным силам и образующим базис всего государства. По его мнению, именно в гражданском обществе происходят революционные изменения, приводящие к переходу собственности на средства производства к ранее угнетенным классам, исчезновению эксплуатации человека человеком и отмиранию такого орудия угнетения, как государство. Современные политологи считают гражданское общество и государство двумя частями одного целого - общества, причем государство рассматривается как основной институт политической власти, а гражданское общество — как связующее звено между государством и гражданином. Они определяют гражданское общество как негосударственную часть общественной и политической жизни, как систему общественных отношений, а также формальных и неформальных структур, которые обеспечивают условия политической деятельности людей, удовлетворение и реализацию различных потребностей и интересов человека и различных социальных групп.

Основу гражданского общества составляют негосударственные некоммерческие организации. Совокупность таких организаций принято называть третьим (некоммерческим) сектором, наряду с существующими первым (государственным) сектором, к которому относят организации, находящиеся в муниципальной или государственной собственности, и вторым (коммерческим) сектором, состоящим из коммерческих организаций, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, основной целью которых является извлечение прибыли. Число организационных форм некоммерческих организаций (далее - НКО) очень велико, что дает возможность негосударственным НКО в большей степени, чем организациям первого и второго секторов, отражать потребности общества, а также учитывать интере-

сы малых групп. НКО обладают большей гибкостью и мобильностью, что позволяет им при решении проблем использовать подходы, которые еще не применялись ни властью, ни бизнесом. Как показывает практика, НКО гораздо лучше знают проблемы своей целевой аудитории и варианты их решения. Они предлагают новые технологии и модели в работе с обществом. Независимый некоммерческий сектор - это те структуры, посредством которых общественность может воздействовать на процессы, происходящие в стране.

Одним из видов негосударственных НКО, представляющих интересы предпринимателей, являются Торговопро-мышленные палаты (далее - ТПП, Палаты). Эти организации широко распространены по всему миру, и их объединяет единая миссия - содействие экономическому развитию и защита интересов предпринимателей посредством воздействия на органы власти и различные слои общества. Цели Палат, под которыми подразумеваются конкретные результаты деятельности этих организаций, ожидаемые по достижению миссии, могут быть различны, но они обязательно должны соответствовать общественно-экономической ситуации в регионе деятельности Палаты. На основании поставленных целей каждая Палата формулирует свои задачи, в зависимости от потребностей и возможностей бизнес сообщества на территории ее деятельности. В некоторых странах задачи Палат регламентированы на законодательном уровне. Для решения поставленных задач Палаты выполняют определенные функции, некоторые из которых можно отнести к предпринимательской деятельности. Функции Палат обычно отражены в Уставах рассматриваемых организаций и отражают специфику деятельности конкретной Палаты. Вполне допустима корректировка функций ТПП в случае изменения задач или приоритетов деятельности Палаты. Существуют функции, делегированные Палатам государством. Такие функции не могут быть изменены, и в уставы Палат они вносятся без корректировок. Выделяют три основные общие для всех Палат функции: защитные и пред-

ставительские функции, а также оказание услуг.

Наиболее важными для Палат являются представительские функции. К ним относятся:

• представление интересов членов ТПП в органах власти, в органах местного самоуправления, в различных социальных группах;

• организация мероприятий, способствующих установлению деловых связей между предпринимателями, освоению новых форм торгово-экономического сотрудничества, проведению операций на внешнем рынке, а также участие в них от имени членов ТПП. К таким мероприятиям можно отнести выставки, в том числе и международные, различные конференции, симпозиумы, ярмарки и другое;

• проведение мероприятий, способствующих разъяснению общей позиции членов Палаты по вопросам экономики и иным актуальным вопросам. К ним относятся брифинги, круглые столы, пресс-конференции и иные мероприятия;

• участие в работе организаций различного уровня — местных, региональных, национальных, международных, деятельность которых входит в сферу интересов членов ТПП;

• участие в деловых и иных мероприятиях различного уровня, соответствующих интересам членов ТПП.

Еще одна категория функций Палат -защитные функции. Под ними подразумеваются те направления деятельности этих организаций, которые способствуют защите интересов представителей бизнеса, связанных с их коммерческой деятельностью. В свою очередь эти функции можно разделить на две группы в зависимости от того, кто делегировал их Палатам: государство или члены Палат.

К функциям, делегированным государством, относятся:

• независимая экспертиза законопроектов и иных нормативных актов органов государственной власти, а также нормативных актов органов местного самоуправления;

• удостоверение документов, необходимых при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

• арбитражное судопроизводство;

• удостоверение наступления форс-мажорных обстоятельств и другие.

К функциям, делегированным членами Палат, относятся:

• урегулирование конфликтов между представителями бизнеса, то есть третейское судопроизводство;

• разрешение споров между предпринимателями в досудебном порядке при помощи посредника, то есть медиация;

• представительство и/или защита интересов членов бизнес сообщества, связанных с их хозяйственной деятельностью, в гражданском и арбитражном судах;

• подбор по запросу предпринимателей надежных контрагентов в различных регионах и странах;

• функции, связанные с защитой интеллектуальной собственности, к которым можно отнести оценочную деятельность (оценка бизнеса, недвижимости и другое), разработку и регистрацию в стране и/или за рубежом товарного знака, подготовку документации, необходимой для патентования объектов интеллектуальной собственности.

Услуги, оказываемые Палатами, весьма разнообразны и зависят от спроса бизнес сообщества на них на территории деятельности соответствующей Палаты. Услуги Палат относятся к предпринимательской деятельности. Как и защитные функции, они делятся на делегированные государственными органами власти, органами местного самоуправления и представителями бизнес сообщества. К функциям, которые могут быть делегированы Палатам органами власти, относятся:

• совместная с органами власти реализация социальных программ;

• проведение тендеров и иных конкурсных мероприятий на размещение государственного заказа;

• оформление карнета ATA - унифицированного таможенного документа, принятого в соответствии с Конвенцией о временном ввозе, заключенной в Стамбуле 26.09.1990 г.;

• удостоверение сертификата происхождения товара;

• ведение выставочной деятельности;

• ведение независимого негосударственного реестра надежных партнеров;

• подготовка специалистов для предпринимательской деятельности и еще многие другие услуги.

Для выполнения поставленных перед Палатами задач их учредителям необходимо решить вопрос создания эффективной структуры этих организаций. Единой типовой структуры Палат не существует, поскольку они имеют различные масштабы, финансирование и даже организационно-правовые модели. Тем не менее существуют общие принципы построения организационной структуры Палат. Поскольку Палаты - это организации, основанные на членстве, то утверждение устава Палаты, основных направлений деятельности и выбор органов управления этой организации происходит на общем собрании членов Палаты. Избранные органы управления формируют структуру Палаты. Обычно она состоит из трех ветвей: нормотворческой («законодательной»), исполнительной и контрольной, что призвано обеспечить баланс прав и обязанностей, а также в целом эффективность работы организации.

Итак, нормотворческой ветвью, избираемой на общем собрании членов Палаты и подотчетной ему, является правление Палаты. В разных странах оно может иметь другие названия, например, совет директоров, высший совет, генеральный совет и другие. Именно правление в рамках своих полномочий, данных общим собранием на определенный срок (в разных странах от 1 года до 3 лет), утверждает все документы Палаты, необходимые для ведения деятельности. Например, оно может утверждать размеры взносов, тарифов на услуги Палаты и другое. Обычно члены правления избирают председателя и его заместителей, также они могут создавать различные по направлениям деятельности комитеты. В состав правления, как и в состав комитетов, входят члены соответствующей Палаты. Их работа носит, как правило, безвозмездный характер. На членов правления и комитетов ложится основная нагрузка по выпол-

нению представительской функции Палаты, они вырабатывают единую позицию Палаты и доводят ее до све-дения органов власти и различных социальных групп общества.

Исполнительная ветвь Палат в различных странах построена по-разному. В крупных Палатах есть необходимость создания отдельного исполнительного органа - исполнительной дирекции. При необходимости в структуре исполнительного аппарата могут формироваться отделы по направлениям деятельности, например, бухгалтерия, отдел по работе с членами Палаты, отдел экспертизы, информационный отдел и другие. Численность исполнительного аппарата зависит от масштабов Палаты и ее доходов, а также от ее организационно-правовой модели и других факторов. Палаты, имеющие обязательное членство и/или государственное финансирование, обычно имеют возможность содержать больший по численности аппарат, чем Палаты, не имеющие таких статей дохода.

Функции контроля ложатся на ревизионную комиссию (в различных странах — финансовый комитет, аудит, контрольную комиссию и другие), которая также избирается общим собранием из числа членов Палаты, не избранных в Правление, на определенный срок (в различных странах от 1 года до 7 лет). Участие в ревизионной комиссии ее членам не оплачивается. Задачей этой комиссии является контроль финансовой дисциплины членов правления, главного бухгалтера или казначея, президента Палаты.

ТПП имеют право открывать свои представительства, филиалы, дочерние предприятия не только на территории своей деятельности, но и в других регионах и за рубежом. Для их открытия необходимо, чтобы соответствующая возможность была прописана в уставе Палаты, и было принято необходимое решение правлением Палаты.

Одно из наиболее полных исследований торгово-промышленных палат в России было проведено В.И.Федотовым. В своей работе он делает вывод о том, что торгово-промышленные палаты отличаются от других представительных организаций предпринимателей длительностью существова-

ния, многосекторностью, обширной географией деятельности, наличием статуса официального партнера власти, быстрым ростом Палат во всем мире, массовостью охвата предпринимателей и всемирной иерархией Палат [1]. Очень важно, что торгово-промышленные палаты не являются политическими организациями, и, соответственно, органы власти любой страны не видят в них своих политических конкурентов. С другой стороны, Палаты представляют интересы бизнес сообщества в целом, а не только одной отрасли или бизнеса определенного масштаба, что позволяет им быть консультантами власти по вопросам, касающимся предпринимательства в целом. Существенное преимущество Палат - это распространение этих организаций по всему миру. В исследовании В.И. Федорова приводится следующая статистика: «из 194 рассмотренных стран торгово-

промышленные палаты не удалось обнаружить только в Антарктиде, Ватикане, Республике Науру и Восточном Тиморе» [1]. Кроме того, Палаты объединяются в различные ассоциации, например, Европалата (Ассоциация торгово-промышленных палат Европы), создаются бинациональные палаты как отклик предпринимателей двух стран на заключенные между этими странами экономические соглашения. Создаются представительства национальных палат на территории других стран, например, Американская торговая палата в России и другие объединения палат. Каждая страна имеет свое административное деление, в соответствии с ним создаются территориальные ТПП. Во многих странах, в том числе и в России, существует законодательство, ограничивающее возможность создания нескольких ТПП одного уровня на одной территории. Таким образом, торгово-промышленные палаты составляют целую систему поддержки предпринимательства мирового масштаба. В этой системе налажены и поддерживаются как горизонтальные связи, то есть соглашения и взаимодействие между палатами одного уровня (местными, региональными, национальными), так и вертикальные связи, начиная с местных палат, заканчивая Международной торговой палатой.

В России торгово-промышленные палаты начали свою деятельность в начале XX века. Ключевым можно считать 1910 год, когда был разработан проект закона «О введении торгово-промышленных палат в России» и утверждено Положение о Российской экспортной палате. Буквально в течение следующих нескольких лет в России начали свою деятельность еще около десятка организаций, защищающих интересы предпринимателей России. Среди них можно отметить Российскую импортную палату, Русскую торговую палату при посольстве в Париже, Русско-Американскую и Русско-Британскую торговые палаты. Основные цели, задачи и полномочия ТПП в России впервые были закреплены Положением «О Торгово-промышленных палатах», утвержденным Временным правительством 6 октября 1917 года. После окончания Гражданской войны, с началом оживления предпринимательской деятельности снова возникают предпосылки создания сначала торговых, а затем торгово-промышленных палат. В ноябре 1921 года была создана Северо-Западная областная палата в Петрограде, через год в Москве начала свою работу Восточная торговая палата. Через десять лет эти палаты были объединены во Всесоюзную торговую палату, которая в 1972 году была переименована в Торгово-промышленную палату СССР. Необходимо отметить, что деятельность ТПП СССР распространялась в основном на развитие торговых и экономических связей Советского Союза с зарубежными странами. Организационная основа существующей в настоящее время системы торгово-промышленных палат РФ была заложена в начале 90-х годов XX века. 19 октября 1991 года состоялся учредительный съезд ТПП России, а в 1993 году был принят закон «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».

По данным за 2013 год, в систему ТПП России входят 94 Палаты местного уровня, 81 региональная Палата и ТПП РФ, членами которой являются более 200 объединений предпринимателей. Еще коло 50 тысяч организаций и 500 объединений бизнеса являются членами территориальных (местных и региональных) ТПП [2]. В свою оче-

редь ТПП РФ является членом Всемирной федерации торговых палат, членом Европа-латы, членом Конфедерации торгово-промышленных палат стран АТР и других международных и региональных представительных организаций бизнеса. Президент ТПП РФ является членом Совета руководителей ТПП государств — участников СНГ. Все это свидетельствует о том, что система ТПП РФ не изолирована и является частью мировой системы торгово-промышленных палат.

Основные вопросы, касающиеся деятельности торгово-промышленных палат в России, изложены автором в статье [3]. Можно констатировать, что российские ТПП имеют цели, задачи и функции, аналогичные зарубежным. Некоторые проблемы, актуальные для системы ТПП РФ в настоящее время, рассмотрены автором в статье [4]. Тем не менее стоит акцентировать внимание на одной из важнейших проблем торгово-промышленных палат РФ: организации и предприниматели не спешат вступать в члены ТПП, а многие из них просто не знают о существовании таких организаций, как Палаты, или не понимают, чем эти организации занимаются и какую помощь бизнесу они могут оказать. Об этом свидетельствуют данные статистики. По данным ФНС РФ на 01.10.2013 г., в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о более чем 4,5 млн организаций [5]. Нетрудно подсчитать, что членами ТПП из них являются менее 2% организаций. Некоторые руководители торгово-промышленных палат связывают это с тем, что членство в российских ТПП добровольное. Однако стоит отметить, что в РФ уже созданы и действуют общественные организации, представляющие интересы бизнеса, такие как ОПОРА России, Российский союз промышленников и предпринимателей (далее - РСПП), Деловая Россия и другие. Членами ОПОРы России являются около 400 тыс. предпринимателей, представляющих средний и малый бизнес, а наряду с 81 региональным отделением она имеет 386 местных отделений [6], что в 4 раза больше, чем в системе ТПП РФ. РСПП объединяет крупнейшие предприятия разных регионов, которые в среднем произво-

дят 50%-80% ВРП своих регионов [7]. Такие данные говорят о том, что у торгово-промышленных палат есть достойные конкуренты и, чтобы привлечь в свои ряды новых членов ТПП, они должны доказать предпринимателям в первую очередь свою необходимость для них.

В настоящее время большой проблемой для предпринимателей и организаций России является недостаток информации по различным вопросам, касающимся ведения ими предпринимательской или некоммерческой деятельности. Пока что получить быстро и без существенных финансовых затрат необходимую для ведения деятельности достоверную информацию предпринимателям практически невозможно. Полагаем, что торгово-промышленным палатам необходимо пересмотреть подход к информационной работе с бизнес сообществом и принять концепцию «Торгово-

промышленная палата — информационный центр для бизнеса». Эта концепция отличается от современного положения вещей тем, что Палаты должны поставить перед собой цель — стать первым местом, куда обратится предприниматель за советом, консультацией, помощью, информацией и другим вопросам. Необходимо добиться того, чтобы любой начинающий предприниматель знал, что существует ТПП, в которой он может получить ответы на все свои вопросы, связанные с организацией и ведением бизнеса, поиском партнеров, изменениями в законодательстве, в том числе и налоговом, защитой своих прав и интересов. Для этого, по мнению автора, торгово-промышленные палаты должны стать информационными центрами для бизнеса, что подразумевает следующее:

• ТПП должны быть известны, для этого они должны вести активную работу по информированию предпринимателей о своей деятельности, о тех преимуществах, которые получают члены Палат, о реальных достижениях ТПП и т.п.;

• палатам необходимо создать единую информационную систему (далее - ЕИС), обладающую такими свойствами, как достоверность, полнота, актуальность, структурированность. Доступ к ней должен быть свободным для всех. Плату Палаты могут

брать за дополнительные услуги, оказываемые с использованием такой информационной системы, при этом предоставляя льготы своим членам. Это позволит привлечь в члены Палат большее количество предпринимателей;

• предполагается, что для создания ЕИС торгово-промышленной палате РФ необходимо взять на себя разработку типового программного обеспечения баз данных. При этом его необходимо разработать для создания информационных баз местного уровня, уровня субъектов РФ и федерального уровня таким образом, чтобы программа для региональных Палат обрабатывала данные Палат местного уровня, упорядочивала и структурировала их. Аналогично программа для ТПП РФ должна обрабатывать данные региональных Палат;

• Торгово-промышленная палата РФ должна обеспечить своих членов - территориальные ТПП различного уровня - соответствующим программным обеспечением. После чего Палаты должны начать работу по сбору необходимой информации в регионе своей деятельности и формированию соответствующих информационных баз.

Для создания ЕИС на съезде ТПП РФ необходимо:

• определить приоритетные направления при построении информационных баз ТПП;

• утвердить обязательный минимум информации, которая должна содержаться в формируемых базах данных;

• определить виды информационных баз, которые должны находиться в общем доступе;

• обеспечить сбор, анализ и систематизацию информации, а также размещение ее в своих печатных изданиях и на своих интернет-с^тах.

Так как формирование любой информационной системы занимает немало вре-

мени, сбор информации для формирования баз данных нужно начинать с утвержденного минимума. Далее каждая Палата будет решать, какие базы данных на ее территории наиболее актуальны, и формировать соответствующую информационную систему в своем регионе. Формирование баз данных начинается с Палат местного уровня. Палата регионального уровня должна будет формировать базы данных по своему региону, в том числе обрабатывая и структурируя базы данных Палат местного уровня, находящихся на территории ее деятельности. ТПП РФ должна будет формировать единую общероссийскую информационную систему, собирая информацию на федеральном уровне с учетом баз данных, предоставляемых региональными Палатами.

В случае если в регионе не во всех муниципальных образованиях есть ТПП, то соответствующие базы данных по этим муниципальным образованиям должны будут формировать соответствующие региональные ТПП. Ответственность за достоверность, полноту и своевременность обновления баз данных должны нести торгово-промышленные палаты, сформировавшие и опубликовавшие их. При отсутствии вышеуказанных качеств у ЕИС она не только не будет востребована, но и охарактеризует создавшие ее Палаты как ненадежных партнеров.

Предложенный подход к формированию информационной системы делает актуальным наличие ТПП на всех уровнях административно-территориальных образований РФ. Кроме того, упорядочение информационных потоков, создаваемое ЕИС, и формирование коммуникативной среды для бизнеса неизбежно ведут к улучшению климата бизнеса как на территории отдельных регионов, так и на территории всей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федотов В.И. Торгово-^о^^е^ше палаты. 4.2. Теория и практика. Саратов: Изд-во СГТПП,

2004.

2. Члены ТПП РФ II Торгово-промышленная палата Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.tpprf.ru/ru/region_departments/ (дата обращения: 10.11.2013).

3. Александрова М.Г. Способы создания торгово-промышленными палатами благоприятных условий дня осуществления инновационной деятельности // Вестник ИНЖЕКОНа. Серия: Экономика. 2011. №5 (48). С.394-396.

4. Александрова М.Г. Роль торгово-промышленных палат в совершенствовании инновационного климата II Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. №2 (12). С.161 -166.

5. Сведения о работе по государственной регистрации юридических лиц по состоянию на 01.10.2013: Отчет по форме № 1-ЮР (2013 год)// ФНС РФ: [сайт]. URL: http://www.nalog.ru/nal_statistik/forms_stat/otchet_svod/4161934/ (дата обращения: 10.11.2013).

6. «ОПОРА РОССИИ» в цифрах II ОПОРА РОССИИ: [сайт]. URL: http://new.opora.ru/about (дата обращения: 10.11.2013).

7. Члены РСПП II Российский союз промышленников и предпринимателей: [сайг]. URL: http://xn--o!aabe.xn--p1ai/about/members (дата обращения: 10.11.2013).

УДК 33 ББК65

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

В.Е. Морозова, Я.И. Федулова

Санкт-Петербургский государственный университет сереиса и экономики (СПбГУСЭ)

Калужский филиал 248010, Кшуга, ул. Комсомольская роща, 39, стр. 1

Калужская область расположена на территории Центрального федерального округа Российской Федерации и может рассматриваться как регион инновационного и инвестиционного развития, активно привлекающий иностранные инвестиции (на территории региона расположились такие крупные фирмы, как SAMSUNG, VOLVO, PEUGEOT SITROEN и другие). Такое интенсивное развитие региона нашло свое признание за рубежом. С 13 по 15 мая 2013 г. в Берлине прошел Экономический конгресс по российско-германскому партнерству. Калужскую область представлял заместитель министра экономического развития Дмитрий Абрамов. По завершении Конгресса, Совет российской экономики в Германии провел церемонию награждения, в рамках которой Калужская область победила в номинации «Лучший инвестиционно привлекательный регион». Каждый год экспертное жюри вручает награды за существенный вклад в развитие германо-российских экономических отношений [1]. Таким образом, заявленный экономический статус региона подтвержден на международном уровне.

Промышленность - отрасль, которая занимает особо важное место в экономике области, так как производит около 35% валового регионального продукта. В промышленности занято почти 30% активного населения. Она является самой динамично развивающейся и наиболее значимой отраслью экономики Калужской области как административно-территориальной единицы, где формируется более половины доходов областного бюджета. Промышленный потенциал области представлен шестнадцатью отраслями, в которых хозяйственную деятельность осуществляют 1700 предприятий.

Отраслевая структура промышленного производства:

- Машиностроение и металлообработка- 41,9%;

- Пищевая промышленность - 23,4%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность -11,4%;

- Электроэнергетика - 9%;

- Промышленность строительных материалов - 8,1%;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.