Pavlova Elena Sergeevna, Palferova Sabina Shehshanatovna ORGANIZATION OF TEST MONITORING OF KNOWLEDGE ..
pedagogical sciences
УДК 372.851
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА»
© 2017
Павлова Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика и математическое образование» Палферова Сабина Шехшанатовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика и математическое образование» Тольяттинский государственный университет (445000, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. В современное время все больше вузов переходят на дистанционную форму обучения, поэтому на первое место проверки знаний обучаемых выходит автоматизированное тестирования. Организация автоматизированного тестирования для проверки контроля знаний обучаемых подразумевает и разработку самих тестовых заданий. Тестовые задания можно разделить на следующие типы: тестовые задания с выбором ответа; тестовые задания с конструируемым ответом; задания на установление правильной последовательности; тестовые задания на установление соответствия. Тестовые задания с одним или несколькими правильными вариантами ответа используют для самоконтроля и для проверки начального уровня обучаемого. Плюсы такого вида тестирования заключены в охвате большого объема теоретического материала. Они очень легко разрабатываются. Минус в большом проценту угадывания и механическом запоминании правильных ответов. С помощью тестовых заданий с открытой формой ответа можно проверить умения обучаемых применять полученные знания в знакомой ситуации, а так же выявить уровень понимания студентами изученного фактологического материала. Эти тестовые задания исключают механизм угадывания и легки в разработке. Тестовые задания на установление правильной последовательности оценивают уровень владения студентами последовательностью действий и процессов. Тестовые задания ша соответствие проверяют уровень алгоритмических умений. Они идеальны в разработке, очень нужны для проведения текущего контроля, уменьшают эффект угадывания. Их недостатки в неудобная форма представления.
Ключевые слова: информационные технологии, автоматизированное тестирование, контроль и оценка результатов обучения, виды тестовых заданий.
ORGANIZATION OF TEST MONITORING OF KNOWLEDGE IN THE STUDY OF DISCIPLINE «MATHEMATICS»
© 2017
Pavlova Elena Sergeevna, candidate of pedagogical sciences associate professor of the chair "Higher mathematics and mathematical education" Palferova Sabina Shehshanatovna, candidate of pedagogical sciences associate professor of the chair "Higher mathematics and mathematical education" Togliatti State University (445000, Russia, Togliatti, Belorusskaya St., 14, e-mail: [email protected])
Abstract. In modern time, more and more universities are moving to the distance learning form so in the first place check of knowledge of the trainees out automated testing. Organization of automated testing for checking of students ' knowledge involves the development of test items themselves. The test task can be divided into the following types: test selection; test design answer; the job to an establishment of correct sequence; test tasks for establishing compliance. The test task with one or more correct answers is used for the control and verification of initial level of the student. The advantages of this kind of testing are in the coverage of a large volume of theoretical material. They are very easily developed. Minus a large percentage of guessing and rote memorization of correct answers. With the help of tests with open response form, you can test the ability of trainees to apply the acquired knowledge in familiar situations and to identify the level of students ' understanding of the studied factual material. These test tasks rule out the mechanism of guessing and easy to develop. The test tasks on establishing the correct sequence, evaluate the level of students the sequence of activities and processes. Test tasks of the Sha compliance check the level of algorithmic skills. They're the perfect in development, it is necessary for carrying out the current control, reduce the effect of guessing. Their shortcomings in an inconvenient form submission.
Keywords: information technology, automated testing, monitoring and evaluation of learning outcomes, types of test tasks.
Современная жизнь каждого человека непрерывна связана с информационными технологиями. В настоящее время все больше вузов переходят на дистанционную форму обучения поэтому на первое место проверки знаний обучаемых выходит автоматизированное тестирования^].
Привилегией данного метода контроля является то что оценка результатов обучения не зависит от мнения преподавателя, который отстранен от проверки знаний. Все это влияет на объективность оценки.
Организация же данного вида контроля знаний включает и разработку тестовых заданий.
В Тольяттинском государственном университете при изучении дисциплины «Математика» при организации контроля знаний при дистанционном обучения нами использовались следующие виды тестов:
1. Тестовые задания с выбором ответа.
2. Тестовые задания с конструируемым ответом.
3. Задания на установление правильной последовательности.
4. Тестовые задания на установление соответ-ствия[2,3].
Рассмотрим более подробно представленные тестовые задания.
1. Тестовые задания с выбором ответа
В данных тестах выбором можно выделяют:
- основную часть, которая содержит саму постановку проблемы,
- готовые ответы, которые представлены самим разработчиком.
Среди ответов верным может быть как и один вариант, хотя бывают задания и с выбором нескольких правильных вариантов[4].
Пример тестовых заданий с выбором одного правильного варианта для проверки знаний по теме «Нахождение точек разрыва функции»
1. Найти точку разрыва функции
1. Точек разрыва нет
2. к = 1
3. х = О
педагогические науки
Павлова Елена Сергеевна, Палферова Сабина Шехшанатовна ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ...
4. х = 2+
2. Найти точку разрыва функции и определить их тип
1. Точек разрыва нет
2. х = О
3. х = -3 - точка разрыва 2-го рода+
4. х = -3 - точка разрыва 1-го рода
5. х = —3 - точка устранимого разрыва
Тестовые задания с несколькими правильными вариантами ответа применяют:
- в контрольно-обучающих программах для проверки начального уровня обучаемого;
- для самоконтроля, чтобы самостоятельно обучаемый выявил пробелы в своих собственных знаниях[5].
Данный вид тестовых заданий применим для проверки знаний по теории.
Пример тестовых заданий для проверки теоретических знаний по модулю «Дифференциальное исчисление»
1. Из нижеперечисленных задач выберите те, которые сводятся к нахождению производной:
1. вычисление силы тока;
2. нахождение массы неоднородного стержня;
3. нахождение мгновенной скорости;
4. нахождение скорости химической реакции в момент времени 1;
5. вычисление длинны дуги плоской кривой.
2. Механический смысл производной второго порядка состоит в том, что она есть...
1.длина дуги плоской кривой;
2.масса неоднородного стержня;
3.ускорение прямолинейного движения точки;
4.сила тока в момент времени 1;
5.скорость прямолинейного движения.
3. Из нижеперечисленных формул выберите верные:
1.юг =
2. (е*)' = вх:
3. ЫядгУ = — созх:
5. (arcctgx)' = —
L+X1
. ; 3,i—
sm х — \х ■
Тестовые задания с выбором правильного варианта ответа имеют и достоинства и недостатки.
Преимущества данного вида контроля:
- быстрота их выполнения,
- простая схема подсчета итоговых баллов студентов,
- автоматизированная процедура проверки;
- минимизацией субъективного фактора при оценивании результатов выполнения теста.
- полный обхват содержания проверяемой учебной дисциплины.
- универсальность данной формы оценки знаний, так как их можно применять практически для любой дисциплины [7-12].
К недостаткам данного вида заданий можно отнести возможность угадать при ответе на самые сложные задания теста [13-16].
Тестовые задания с конструируемым ответом
Рассмотрим тестовые задания с конструируемым ответом, в которых ответы не представляются, студенты сами их получают. Еще данные тестовые задания называют заданиями с открытой формой ответа. Такие задания с конструируемым вариантов ответа бывают двух видов. Один вид заданий требует представить правильный по форме и содержанию верны ответ. Другой вид — это тестовые задания со свободно вводимыми ответами, где все обучаемые предоставляют наиболее полные решения задачи с подробным пояснениями, которые могут быть произвольными по форме и длине и представления. Такие задания очень популярны на едином государственном экзамене по различным предметам во второй части[17,18].
Пример финансовой задачи профильного уровня математики.
31 декабря 2013 года Сергей взял в банке 9 930 000 рублей в кредит под 10% годовых. Схема выплаты кредита следующая: 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10%), затем Сергей переводит в банк определённую сумму ежегодного платежа. Какой должна быть сумма ежегодного платежа, чтобы Сергей выплатил долг тремя равными ежегодными платежами?
В тестовый заданиях первого типа составитель сам определяет заранее то, что является правильным вариантом ответом, и задает полноту его представления. Верный ответ должен быть представлен в виде слова, числа, формулы, символа и т.д.
С помощью данных тестовых заданий можно проверить умения применять полученные знания в знакомой ситуации, а так же выявить уровень понимания студентами изученного фактологического материала. Все это исходит из того, что ответы регламентированны крат-ки[19].
Пример тестовых заданий с открытой формой ответа для проверки знаний студентов по теме «Первый замечательный предел»
1. Вычислить ,
Тестовые задания, которые содержат вопросы на которые нужно сказать только «да» или «нет» (предельный вариант вопросов с выборочным ответом), очень удобны для проверки знаний, полученных на лекционных занятиях или при самостоятельном изучении учебного материала по книге или онлайн[6].
Пример тестовых заданий для проверки теоретических знаний по теме «Свойства функций» 1. Исследовать на четность или нечетность функцию
У '-
Ответ:
13тт
COSI -COS2I.
2. Вычислить Итд_,р Ответ:__+4_2
3. ВЫЧИСЛИТЬ _ (щгс^51 •
Ответ:_ ит^р^ ^ ^
Чтобы разработать тестовые задания с открытым регламентированным ответом надо сформулировать вопрос; записать четкий и краткий ответ, где вместо ответа поставить прочерк. Проверка таких тестовых заданий иногда довольно объективна в силу однозначности правильного ответа[20]
Тестовые задания на установление соответствия Очень специфичны тестовые задания на соответствие, так как они являются элементами двух множеств, соответствие между которыми нужно найти обучаемому
I
- четная
- нечетная
2. Исследовать на четность или нечетность функцию у = согх ^гп'-Вх — в х .
- четная
- нечетная
Pavlova Elena Sergeevna, Palferova Sabina Shehshanatovna pedagogical
ORGANIZATION OF TEST MONITORING OF KNOWLEDGE ... sciences
студенту.
При составлении такого рода заданий в левый столбик записывают элементы множества, который содержит саму проблему, а правый столбик — элементы, которые надо соотнести[21,22].
Соответствие между элементами двух столбцов должно быть взаимно однозначным, то есть каждому элементу левого столбика нужен один элемент правого столбика. При одинаковом числе элементов в двух столбиках для последнего элемента задающего множества выбора не происходит, для этого в множество выбора возможно включить несколько лишних элементов[23].
Пример тестовых заданий на установление соответствия для проверки знаний студентов по теме «Сходимость числовых рядов»
1. Установите соответствие между рядом и признаком по которому нужно определять сходимость этого ряда
Числовой ряд Признак сходимости
А) Необходимый признак
2) Б)Признак сравнения
3>£== 1 2 n lnnVInlim В) Признак Дал ало ер а
Г) Радикальный признак Коши
Д) Интегральный признак Коши
2. Установите соответствие между рядом и названием
Ряд Название
----- А) Ряд с переменными членами
Б) Знакоположительный
В) Знако отрицательный
3. Установите соответствие между рядом и его сходимостью
Ряд Название
А) Сходится условно
Б)Сходится абсолютно
В)Расходится
Тестовые задания на установление правильной последовательности
Данные тестовые задания оценивают уровень владения последовательностью действий и процессов. Элементы, которые связываются с конкретной задачей, приводятся в тестовых заданиях в произвольном порядке. Обучающийся же студент должен расставить нужный порядок указанных элементов и представить в ответе [24,25,26]
В таблице 1 представлены основные достоинства и недостатки рассмотренных выше различных форм тестовый заданий.
Таблица 1 - Достоинства и недостатки различных форм тестовых заданий
Формы тестовых заданий Достоинства Недостатки
Тестовые задания с двумя теоретического материала,.дегко разрабатываются, объективны Большой процент угадывания. Множество тестовых заданий.
3 адання с выб ор ом из четыр ех- Используются в любой дисциплине; охват большого количества учебного материала: автоматизированная проверка; высокая объективность оценок Огр омная р аб ота по р азр аб отке для авторов
Задання с конструируемыми регламентированными ответами Исключен механизм угадывания; легкость в разработке Частично подходят для автоматизированного контроля
Задания со свободно конструируемыми ответами Оценка сложных учебных достижений, Творческий уровень Исключено полностью угадывание Длит ельная прнт о м д о -рогостоящая проверка,большое
Заданияна соответствие Идеальны в разработке, очень нужны для проведения текущего контроля,уменьшают эффект угадывания Очень неудобны по форме представления. Проверяютуровень алгоритмических умений.
Таким образом, автоматизированный вид контроля знаний минимизирует субъективный фактор при оценивании результатов; охватывает все содержание учебной дисциплины. Данный вид контроля универсален поэтому его можно применять практически для любой дисциплины [27].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. М.: Логос, 2003.
2. Королев М.Ф. Особенности программирования текущего контроля знаний / М.Ф. Королев, В.А. Пашков. - М. : Знание, 2001.
3. Нардюжев В.И. Современные системы компьютерного тестирования / В.И. Нардюжев, И.В. Нардюжев // Школьные технологии. - 2001. - № 3. - С. 45.
4. Шурыгин В.Ю. Организация тестового контроля знаний студентов средствами LMS MOODLE // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 172-174.
5. Кошелева Н.Н., Павлова Е.С. Применение информационных технологий на этапе мониторинга знаний обучаемых. // В сборнике: Инновация в образовании. Современная психология в обучении Материалы II Международной научной конференции: В 2 томах. Сервис виртуальных конференций Pax Grid; ИП Синяев Дмитрий Николаевич. 2013. С. 143-146.
6. Кошелева Н.Н. Адаптивная технология контроля и оценки результатов обучения студентов вуза. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. Ульяновск, 2006
7. Палфёрова С.Ш., Ярыгин А.Н. Дистанционная образовательная технология изучения дисциплин математического блока в ТГУ. В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ сборник научных статей по результатам XI Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 182-185.
8. Гуськова Т.В., Курочкина О.Г., Рожков А.С. Использование тестовых технологий при организации контроля и оценке качества подготовки обучающихся в вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 54-59.
9. Гаврилова М.И. Критериально - ориентированные тесты в педагогической диагностики для определения системности знания у бакалавров пищевых производств // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 24-26.
10. Бахарев Н.П., Драгунова Е.А. Методика активного индивидуализированного обучения на основе многошаговых задач тестов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 53-56.
11. Доброзракова Г.А. Использование тестирования при изучении дисциплины «Теория и практика массовой информации» // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 1 (6). С. 12-15.
12. Исмагилова Э.Ф. Анализ оценочных систем и оценочных шкал, используемых в россии и в общей мировой практике // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 74-76.
13. Павлова Е.С. Виды тестов для организации контроля знаний по дисциплине «Математика» // Сборник трудов Всероссийской конференции по истории математики и математического образования, посвященной 130-летию со дня рождения Н.Н. Лузина редколлегия: Е.Н. Герасимова, С.С. Демидов, Р.А. Мельников, О.А. Саввина. 2013. С. 201-204.
14. Исмагилова Э.Ф. Тестовая форма оценивания учебных достижений в современном образовании: преимущества и недостатки // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 59-60.
15. Гущина О.М., Аникина О.В., Еник О.А. Оценка эффективности применения портала корпоративных знаний в образовательном учреждении // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 38-41.
16. Ахметжанова Г.В. Адаптивная технология контроля и оценки результатов обучения студентов вуза. Монография / Г. В. Ахметжанова, Н. Н. Кошелева // Федеральное агентство по образованию, Тольяттинский
педагогические науки
Павлова Елена Сергеевна, Палферова Сабина Шехшанатовна
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ...
гос. ун-т. Тольятти, 2007.
17. Емельянова С.Г. Технология проблемного обучения математике. В сборнике: Математика и математическое образование сборник трудов по материалам VIII международной научной конференции «Математика. Образование. Культура» (к 240-летию Карла Фридриха Гаусса). 2017. С. 416-420.
18. Емельянова С.Г., Демченкова Н.А. Основные элементы проблемного обучения в высшей школе. В сборнике: Актуальные проблемы естественнонаучного и математического образования материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 223-228.
19. Кошелева Н.Н., Никитина М.Г. Проблема мониторинга учебного процесса с применением информационных технологий. В сборнике: Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики Материалы XII Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. Волжский университет им. В.Н. Татищева. 2015. С. 171-173.
20. Мэйсон Дж., Бёртон Л., Стэйси К. Математика -это просто 2.0. Думай математически [Электронный ресурс] . М. : Техносфера, 2015. 352 с.
21. Вакульчик В.С., Мателенок А.П. К вопросу проектирования систематического контроля как компонента учебно-методического комплекса для обучения математики студентов технических специальностей // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 3-4. С. 83-87.
22. Лунгу К.Н., Макаров Е.В., Нефедова И.В. Основы проектирования учебно-методического комплекса по математике для студентов технических специальностей //Наука и современность. 2014. № 27. С. 70-74.
23. Андреева Н.Б., Букатина И.С. Интегративный подход при формировании многоуровневых заданий // Современные информационные технологии. 2015. № 21. С. 158-160.
24. Ольнева А.Б. Контроль уровня профессиональной математической компетентности студентов технических университетов //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки. 2004. № S9. С. 282-286.
25. Матвиевская Е.А. Формирование культуры оценочной деятельности. Издательство «ФЛИНТА», 2014.300 с.
26. Подошва Н.В. Интенсификация самостоятельной работы студентов вузов при обучении курсу Высшей математики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский городской педагогический университет. Москва, 2012
27. Гордеева Н.М., Сунчалина А.Л. Роль контроля в адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 4. С. 196-201.
Статья поступила в редакцию 27.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017