Промышленная экология и биотехнологии. Экология (по отраслям)
УДК 338.26(571.53)
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ БАЙКАЛЬСКОЙ
ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ
Красикова Ольга Николаевна
магистрант направления Землеустройство и земельный кадастр ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ
Россия, г.Красноярск Бадмаева Софья Эрдыниевна д.б.н.,профессор зав.кафедрой кадастра застроенных территорий и ПНМ ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Россия, г.Красноярск
Аннотация: На современном этапе развития общество наносится ущерб экологического фона озера, в данной статье рассматривается вопрос о сохранении озера Байкала, планирование использования территории с учетом всех ограничений видов хозяйственной деятельности Байкальской Природной Территории.
Ключевые слова: Документы территориального планирования, генеральный план Республики Бурятия, Кабанский район, озеро Байкал, Байкальская Природная Территория.
ORGANIZATION OF REGIONAL PLANNING BAIKAL NATURAL TERRITORY
Krasikova Olga
2years learning Masters directions Land Management and Land Cadastre FGBOU IN Krasnoyarsk State Agrarian University Institute of Land and inventories of natural
resources Russia, Krasnoyarsk Badmaeva Sophia Erdynievna PhD, Professor Head of the Department of Cadastre built-up areas FGBOU IN Krasnoyarsk State Agrarian University Institute of Land and inventories of natural
resources Russia, Krasnoyarsk
Abstract: At the present stage of development of society is harmed ecological lake background, this article examines the preservation of Lake Baikal, planning the use of the territory, taking into account all restrictions economic activities of the Baikal natural territory.
Keywords: spatial planning documents, a master plan for the Republic of Buryatia, Kabansky region, Lake Baikal, Baikal natural territory.
Документы территориального планирования являются основным документом, определяющим размещение объектов строительства, природоохранные и другие мероприятия на территории Российской Федерации.[4].
К настоящему времени в Республике Бурятия подготовлен и утвержден проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, в результате отсутствия средств в местных бюджетах, за рамками подготовки остались генеральные планы большинства населенных пунктов Республики Бурятия, в том числе территории с ограничениями хозяйственной деятельности.
Неэффективная пространственная (территориальная) организация хозяйственной деятельности на территории России обходится ей потерей как минимум 2-3% ВВП ежегодно. Такая ситуация, тем более на фоне последствий финансово-экономического кризиса, не может устраивать ни федеральные, ни региональные органы государственной власти.
Анализ советского опыта территориального планирования показывает, что в законодательстве в качестве главных задач территориального планирования провозглашались: улучшение территориальной организации общественного производства; реализация дальнейших прогрессивных сдвигов в размещении производительных сил, которые должны были обеспечивать экономию общественного труда; создание оптимальных динамичных пространственных пропорций производства и распределения продукции; комплексное и высокоэффективное развитие всех союзных республик и экономических районов, каждого региона страны на основе их рациональной специализации; совершенствование систем расселения; охрана природы и улучшение окружающей среды. Региональное планирование в СССР основывалось на системы экономических районов страны, формировавшихся территориально-производственных комплексов, административно-территориальных единиц.
Учитывая достаточно строгую регламентацию разработки и согласования схем территориального планирования, как на уровне федерального центра, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, несомненно, возникающий конфликт интересов между согласующими субъектами территориального планирования. Сам процесс территориального планирования превращается в достаточно сложную и вялотекущую процедуру, даже, несмотря на установленные сроки разработки схем территориального планирования.
Схема территориального планирования Республики Бурятия представляет собой исследовательскую и проектную работу.
Схема территориального планирования Республики Бурятия согласована и утверждена - Постановление Правительства Республики Бурятия от 03.12.2010 г. №524
На территории Республики Бурятия сформирована сеть муниципальных образований, включающая:
- 2 городских округа: город Улан-Удэ, город Северобайкальск;
- 21 муниципальный район;
- 18 городских поселений, в том числе 4 города районного подчинения: город Кяхта, город Гусиноозерск, город Бабушкин и город Закаменск;
- 255 сельских поселений.
Общий земельный фонд Республики Бурятия составляет 35133,4 тыс. га, в том числе:
- 10% приходится на земли сельскохозяйственного назначения;
- 0,4% - на земли населенных пунктов;
- 1,4% - на земли промышленности, транспорта, связи, обороны и безопасности и иного
назначения;
- 6,0% - на земли особо охраняемых природных территорий;
- 73,6% - на земли лесного фонда;
- 6,2% - на земли водного фонда;
- 2,4% - на земли запаса.
Кабанский район — муниципальное образование на северо-западе центральной части Республики Бурятия. Административный центр — село Кабанск, расположенное в 108 км северо-западнее Улан-Удэ. Кабанский район Бурятии образован 26 сентября 1927 года до этого район находился в составе Иркутского округа Сибирского края.
Площадь — 13 470 км2. Территория района вытянута вдоль юго-восточного побережья озера Байкал на 260 км от реки Снежной на юге, где граничит со Слюдянским районом Иркутской области и Закаменским районом Бурятии, до мыса Бакланий на севере, где примыкает к Прибайкальскому району РБ. Граница с этим районом идёт от побережья по массиву горы Давыдова (1717 м) Морского хребта, пересекает к югу долину реки Селенги до водораздела хребта Хамар-Дабан, по которому с юго-востока на протяжении 270 км граничит с Иволгинским, Селенгинским и Джидинским районами республики.
В районе находятся особо охраняемые природные территории России — Байкальский биосферный заповедник, расположенный на юго-западе по склонам Хамар-Дабана и имеющий здесь около 70% своей площади, и государственный Кабанский заказник в средней части дельты Селенги.
В Кабанском районе 3 городских и 16 сельских поселений, которые состоят из 62 населенных пунктов.
В последние годы в связи с резким ухудшением состояния окружающей среды , многими исследователями уделяется значительное внимание этой проблеме [1,2,3].
Байкальская природная территория (БПТ) - это территория, состоящая из озера Байкал, водоохранной зоны , прилегающей к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, примыкающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
Границы Байкальской природной территории утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 1641-р «О границах Байкальской природной территории».
БПТ расположена на территории республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края. Площадь Байкальской природной территории 386 тыс. км2.
Непосредственно к побережью Байкала примыкают 12 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) - в том числе 3 заповедника, 2 национальных парка, 6 заказников. Кроме них на Байкальской природной территории расположено еще 23 ООПТ, находится более 400 памятников природы.[7].
Озеро Байкал как уникальная экосистема Российской Федерации имеет особый статус, закрепленный на мировом уровне как объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. В соответствии с этим статусом на федеральном уровне принят единственный федеральный закон регионального действия - Федеральный закон от 01.05.1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». Указанным законом введено понятие «Байкальская природная территория» и установлен особый режим хозяйственной деятельности в ее пределах.
Байкальская природная территория состоит из:
1) центральная экологическая зона - территория озера Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал;
2) буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации;
3)экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 км на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экосистему озера Байкал.[11].
Границы Байкальской природной территории утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 г. № 1641 -р. Площадь Байкальской природной территории в пределах утвержденных границ составляет 386,4 тыс. км2, население - 2464,9 тыс. человек. Следует отметить, что площадь БПТ превышает суммарную площадь всех заповедников и национальных парков России (317,0 тыс. км2). [12]
В центральной экологической зоне БПТ запрещается строительство зданий и сооружений, нефтепроводов, газопроводов, предприятий, реконструкция и перепрофилирование предприятий без бессточных систем водопользования, строительство дорог, за исключением дорог, необходимых для функционирования жилых и хозяйственных объектов. Также в центральной экологической зоне запрещен перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий.
Рекреационные объекты, временные палаточные городки, туристские стоянки и стоянки транспорта должны размещаться после утверждения документов территориального планирования. Также запрещается размещение данных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон. [5].
На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал:
химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;
физическое изменение состояния озера Байкал или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений, изменение стоков в озеро Байкал);
биологическое загрязнение озера Байкал, связанное с использованием, разведением или акклиматизацией водных биологических объектов, не свойственных экологической системе озера Байкал, в озере Байкал и водных объектах, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал.
На Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.
Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации. Согласно Статья 13-14 Порядок установления нормативов предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал
Для Байкальской природной территории устанавливаются нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал в порядке, определенном законодательством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал, а также методы их определения утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и совершенствуются на основании данных научных исследований.
Перечень вредных веществ, утверждается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал.
Предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, устанавливается с учетом результатов научных исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации и ежегодно подлежит обязательному пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окружающей среды Байкальской территории.
В центральной экологической зоне запрещается размещение отходов производства и потребления I - III классов опасности.
Количество относящихся к категориям особо опасных и высокоопасных для уникальной экологической системы озера Байкал вредных веществ в сбросах хозяйственных и иных объектов, расположенных в центральной экологической и буферной экологической зонах, не должно превышать такое количество при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов.
Концентрации вредных веществ всех категорий опасности для уникальной экологической системы озера Байкал в сбросах и выбросах не должны превышать нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, установленных для каждой из экологических зон.
Территория Кабанского района частично входит в центральную экологическую зону (Выдрино, Мишиха, Танхой, Клюевка, Бабушкин, Боярский, Заречье, Сухая, Дулан, Оймур, Дубинино, Инкино, Корсаково, Кудара, Шерашово, Быково, Жилино, Шергино, Большая речка, Тимлюй, Закалтус, Кабанск, Посольское) вся остальная территория находится в буферной зоне БПТ[6].
Сельское поселение «Брянское» расположено в Кабанском районе Республики Бурятия в Буферной зоне БПТ.
- Территория Кабанского района частично входит в центральную экологическую зону. Сельское поселение «Брянское» расположено в Кабанском районе Республики Бурятия в Буферной зоне БПТ.
- Ширина водоохранной зоны для реки Селенги составляет 200 метров, для остальных рек - 100 м и 50 м. Для истоков рек и родников - 50 метров. Водоохранная зона реки Селенга в МО СП «Брянское» занимает 682,3га. М55 «Байкал» является «обычной автомобильной дорогой» III категории, поэтому установлены придорожные полосы 50м.ВСЖД Иркутск - Улан-Удэ имеет санитарно-защитную зону шириной 100 м. СЦКК относится к предприятиям I класса. Размер СЗЗ СЦКК составляет 725га. Так же на территории МО СП «Брянское» имеются предприятие первичной переработки леса на лесоматериалы в
системе лесозаготовительной промышленности, их СЗЗ 300м, по территории СП «Брянское» 133га.Кладбище имеет СЗЗ 100м, 15га.
Виды разрешенного использования, ограничения использования земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции,- эти ограничения устанавливаются градостроительным регламентом использования территории в пределах границ территориальной зоны, формируемой в составе градостроительной документации - правил землепользования и застройки. Установление границ территориальных зон и градостроительных регламентов основывается на проектные ограничения использования территории - функциональное зонирование генерального плана и уточненное функциональное зонирование документации по планировке территории.[8].
Постоянно изменяются инженерные коммуникации (электричество, газ, тепло, водоснабжение и водоотведение), линии связи, транспорт. Строятся и ликвидируются необходимые обществу опасные объекты, расширяются кладбища, организуются свалки и вода в реках и озерах год от года изменяет линию уреза. Циклы возникновения, изменения и исчезновения зон взаимного влияния таких объектов (одни негативно влияют на окружающие, а другие наоборот требуют агрессивной защиты своей территории от посягательств третьих) намного короче сроков реализации документации территориального планирования. Все эти ограничения должны агрегироваться в градостроительном плане муниципального образования, логично попадая в него из градостроительных регламентов и учитываться в дальнейшем при выдаче разрешительной документации на строительство (реконструкцию) и эксплуатацию.
Достаточно инертный документ правила землепользования и застройки, утверждающие градостроительные регламенты. Процедура его утверждения продолжительна, связана с проведением публичных слушаний и придания решениям документации градостроительного зонирования законного статуса. Одновременно с этим зоны с особыми условиями постоянно меняются, завод может установить новое, экологически чистое оборудование, получить налоговые льготы и сократить опасную зону вокруг себя. Можно рекультивировать зараженные земли. Санитарные зоны - изменить. Дорогу расширить или превратить в пешеходный бульвар. Даже реки меняют свои русла. И все эти процессы идут независимо друг от друга.
В большинстве случаев, утверждением границ зон с особыми условиями использования территории занимаются различные подразделения органов государственной власти, крайне редко - органы местного самоуправления. Утверждение таких зон регулируются различными отраслями права. Утверждение правил землепользования и застройки и выдача градостроительных планов земельных участков и другой разрешительной документации прерогатива органов местного самоуправления. При всем этом из-за нечеткости законодательства информационное взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти крайне затруднено. Так, с точки зрения Земельного кодекса зоны с особыми условиями использования территории являются объектом землеустройства. С точки зрения Градостроительного кодекса - учитываются во всех видах градостроительной документации.[9]
Зоны с особыми условиями использования территории отображаются и учитываются с точностью принятия соответствующих решений на всех видах градостроительной документации. С точностью ведения ГКН влияние зон с особыми условиями использования территории на земельный участок и объект капитального строительства учитывается при разработке документации по планировке территорий. Мониторинг зон с особыми условиями использования территории Градостроительным Кодексом не предусмотрен, вспомним о периодичности обновления градостроительной документации и периодичности установления новых границ зон. Учитывая назначение таких зон логичным было бы вести их мониторинг в информационной системе объектов градостроительной деятельности, но этого нет. Закон о кадастре недвижимости
решительно заявляет, что является систематизированным сводом сведений о таких зонах. Тем не менее, не уточняет в каком объеме и с какой точностью эти сведения там размещаются.[4]
Следовательно, использование органов местного самоуправления достоверной и актуальной информации о зонах с особыми условиями использования территории сегодня крайне затруднено, но необходимость их учета при принятии градостроительных решений неоспорима. Неправильная информация об ограничениях или ее отсутствие может привести к непоправимым градостроительным ошибкам, влекущим разнообразные последствия от нарушения прав и свобод граждан до создания угрозы жизни и здоровью населения.
Закон «О государственном кадастре недвижимости» предписывает до 1 января 2010 года органам государственной власти и органам местного самоуправления, к компетенции которых отнесены вопросы в сфере установления или изменения зон с особыми условиями использования территорий, предоставить сведения о данных границах и зонах, установленных до дня вступления в силу этого Федерального закона. Однако, не ясно как определить координаты границ таких зон, если их нет и привести к координатной системе ГКН, если они есть, но в иных координатах.[5].
Наиболее чистым решением могло бы стать законодательное закрепление обязательности предоставления в рамках информационного взаимодействия территориальным органом ГКН в муниципальные ИСОГД сведений о зонах с особыми условиями использования территории. Муниципалитеты же обязаны предоставлять сведения о своих границах и территориальных зонах.
Следующей преградой после получения актуальной информации о зонах с особыми условиями использования территории на муниципальный уровень станет невозможность ее использования, без внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки. Сегодня муниципалитеты, чтобы сохранить «чистоту» градостроительных решений используют целый набор «грязных» приемов.
Главная цель органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере градостроительства - оптимальное развитие территории для удовлетворения потребностей граждан и ограничение видов и параметров разрешенного использования - основной инструмент муниципальной власти. Главная цель ГКН - обеспечить установление прав на ОКС и ЗУ в соответствии с их разрешенным использованием.
Своевременный учет зон с особыми условиями использования территории возможен, в случае обеспечения возможности внесения изменений в отдельные градостроительные регламенты использования территорий по упрощенной процедуре и законодательного закрепления требований по учету и мониторингу всех ограничений в системе градостроительного зонирования. Для этого необходимо внести изменения в Градостроительный кодекс, и Национальная гильдия градостроителей уже выступила с такой законодательной инициативой.
Для обеспечения единого координатного пространства для управления территорией и недвижимостью необходимо создать информационный портал данных РФ, и в этом направлении сегодня ведется активная работа.
В рамках информационного взаимодействия обеспечить доступ ГКН к ресурсам ИСОГД, а регистрацию прав на недвижимость следует осуществлять на основе градостроительного плана земельного участка, который можно сделать приложением к свидетельству о регистрации прав.
Список литературы:
1. Бадмаева С.Э., Миронова Л.А. Особо охраняемая территория - природный парк «Ергаки»// «Природноресурсный потенциал, экология и устойчивое развитие регионов России». Пенза - 2012. - С. 78 - 82.
2. Бадмаева С.Э., Дмитриева Ю.М. Методологические основы использования эколого - ландшафтного анализа в организации природопользования.// «Вестник КрасГАУ» №5 2012, с. 263 - 266.
3. Бадмаева С.Э., Циммерман В.И. Воздействие отраслей промышленности на воздушную среду города// Вестник КрасГАУ» ,2015 - № 2- С .27-32.
4. Градостроительный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №191
5. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №137
6. Водный Кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74
7. Федеральный закон от 01.05.1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
8. Федеральный закон от 28.06.2014 №181-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
9. Федеральный закон № 257 от 8.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации
10. Постановление Правительства РФ от 23.03.2008 г. N 198 "О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации"
11. Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований от 24 марта 2007 г.,№178
12. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 1641-р «О границах Байкальской природной территории».