Соболева Ольга Олеговна, медицинская сестра консультативно-поликлинического отделения, ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Минздрава России, Россия, г. Астрахань, ул. Покровская роща, д. 4, тел. (8512) 31-10-24, e-mail: [email protected].
Кондратьева Ольга Владимировна, заведующая консультативно-поликлиническим отделением, ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Минздрава России, Россия, г. Астрахань, ул. Покровская роща, д. 4, тел. (8512) 31-10-24, e-mail: [email protected].
Екимова Наталия Алексеевна, главная медицинская сестра, ФГБУ «Федеральный центр сердечнососудистой хирургии» Минздрава России, Россия, 414011, г. Астрахань, ул. Покровская роща, д. 4, тел.: (8512) 31-10-80, e-mail: [email protected].
УДК 616.89-08(470.46)
© Н.Н. Соколова, Е.А. Денисова, У.Ю. Самойленко, 2013
Н.Н. Соколова, Е.А. Денисова, У.Ю. Самойленко
ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБУЗ АО «Областная клиническая психиатрическая больница», г. Астрахань
Представлена информация по организации помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Астраханской области. Освещены основные клинические проявления синдрома детского аутизма, приведена динамика статистических данных с 2009 по 2012 гг. по регистрации данного расстройства, рассмотрен вопрос реабилитации детей с детским аутизмом, алгоритм оформления таких детей в Специальную коррекционную начальную школу-детский сад «Верботон». Показаны основные программы, составляющие психолого-педагогическую коррекцию, а также фармакотерапию психических и поведенческих расстройств детей с ранним детским аутизмом. Выявлено, что комплексный подход медикаментозной терапии и психолого-педагогической коррекции в условиях специализированного образовательного учреждения позволит максимально решить вопросы реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра.
Ключевые слова: аутизм, психическое расстройство, фармакотерапия, психолого-педагогическая коррекция, реабилитация.
N.N. Sokolova, E.A. Denisova, U.Yu. Samoylenko
THE ORGANIZATION OF SPECIALISED HELP TO CHILDREN WITH DISTURBANCES OF AUTISTIC SPECTRUM IN THE ASTRAKHANIAN REGION
The information on spacialized help is presented.The main clinical manifestations of children autism syndrome were taken into attention; dynamics of data 2009-2012, rehabilitation, algorhythm of admission to special preliminary school-kindergarten "Verboton" were studied. The program of psychopedagogical correction, pharmacotherapy of disturbances in children paying attention to their behavior, all these factors were shown. The complex treatment was worked out, it should help to decide the problem of rehabilitation of children with such anomalies.
Key words: autism, psychic disturbances, pharmacotherapy, psychopedagogical correction, rehabilitation.
Ранний детский аутизм (РДА) является своеобразной формой искаженного развития психики и считается одним из наиболее сложных психических расстройств детского возраста [1]. В основе РДА лежит процесс дизонтогенеза: ретардация и асинхрония одновременно. Психика ребенка с РДА является одновременным существованием островков психического функционирования разных уровней, не сбалансированных и не находящихся по отношению к друг другу в иерархической зависимости. Каждый из таких островков функционирует автономно [4].
Основные признаки заболевания характеризуются выраженной недостаточностью или полным отсутствием стремления к контакту с окружающими, отгороженностью от внешнего мира, слабостью эмоциональных реакций, недостаточной способностью дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы, недостаточной реакцией на зрительные и слуховые раздражители. Для них ха-
рактерны боязнь всего нового, любой перемены в окружающей обстановке, стойкий негативизм, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. Особенно нарушена коммуникативная функция речи, ребенок редко по своей инициативе обращается к окружающим. В речи наблюдаются отставленные эхолалии, неправильное использование местоимений, нарушена грамматическая структура. Интеллектуальная сфера в большинстве случаев также страдает.
В связи с неоднозначным подходом к диагностической оценке аутистических расстройств показатели их распространенности у детей в разных странах колеблются от 4 до 26 случаев на 10 000 детского населения. Столь высокие цифры встречаемости аутизма у детей, неизбежно приводящие к инвалидизации при отсутствии адекватного терапевтического воздействия, свидетельствуют о большой актуальности исследования этой патологии развития и необходимости поиска новых терапевтических подходов для этой группы больных. У мальчиков детский аутизм встречается чаще, чем у девочек, однако нарушения у девочек носят более деструктивный характер [2].
В Астраханской области динамика зарегистрированных случаев аутизма в течение последних 4 лет, как и во многих регионах Российской Федерации, характеризуется устойчивым ростом. Так, в 2009 г. всего зарегистрировано 79 человек с подобным отклонением, из них впервые в жизни 17 человек, 9 из которых проживают в сельской местности. В 2010 г. число наблюдающихся у врачей-психиатров детей с аутистическим расстройством возросло до 91 человека (городских жителей - 51, сельских - 40). Из них впервые в жизни выявлено 16 человек, 7 детей являются жителями села. В 2011 г. всего у детских врачей-психиатров под наблюдением находилось 96 человек, из них 56 - городские жители, 40 - сельские. Впервые в 2011 г. выявлено 11 детей с аутизмом, 8 из которых проживают в селе. В 2012 г. всего зарегистрировано 114 случаев аутизма (городских жителей - 65, сельских - 49). Из них впервые в жизни выявлено 5 человек, 3 из которых являются жителями села.
Проблема РДА, особенно вопросов реабилитации, в настоящее время остается одной из наиболее актуальных в детской психиатрии и коррекционной педагогике. В различных регионах России данный вопрос решают по-разному. В психиатрических больницах крупных городов (Москва, Челябинск) имеются специализированные отделения для детей с синдромом РДА, а также специализированные коррекционные центры. Психолого-педагогическая коррекция проводится в амбулаторных условиях в психоневрологических диспансерах (индивидуально или группами) и индивидуально в домашних условиях. В других регионах функционируют специализированные группы для детей с РДА в детских садах.
Реабилитация ребенка с РДА должна отвечать принципу комплексного взаимодействия, партнерства детских врачей-психиатров, логопедов, дефектологов, психологов с семьей маленького пациента. Несложившиеся доверительные отношения с родителями ребенка могут аннулировать все усилия специалистов, следовательно, в этой ситуации детский врач-психиатр должен выступать в роли семейного психолога и психотерапевта [7].
В сентябре 2007 г. в Астрахани на базе Специальной (коррекционной) начальной школы детский сад «Верботон» была открыта группа для детей с синдромом раннего детского аутизма. Дети с РДА выявляются детскими врачами-психиатрами диспансерного отделения ГБУЗ АО «Областная клиническая психиатрическая больница» (ГБУЗ АО «ОКПБ»), направляются на осмотр специалистов Областной психолого-медико-педагогической комиссии (ОПМПК) для решения вопроса о дальнейшем оформлении в специализированную группу данного образовательного учреждения.
В настоящее время детское образовательное учреждение посещают 15 детей с данным заболеванием: 4 девочки и 11 мальчиков. Обучение детей проходит по программе Эрика Шоплера, Маргарет Линзинд, Лезли Ватера [8]. Особенностью данной программы является ее предназначение для помощи детям с синдромом РДА в сочетании с отклонением в интеллектуальном развитии. Учитель-дефектолог составляет для каждого ребенка индивидуальную программу развития с учетом имеющегося уровня зрелости всех функциональных сфер и наличия поведенческих нарушений, по которой выстраивает и проводит всю психолого-педагогическую коррекцию.
Для развития речи у детей с РДА используют авторскую методику Л.Г. Нуриевой [5], которая позволяет развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь у ребенка, обучает создавать мотивацию к общению.
Свободную деятельность детей планируют с помощью руководства Сары Ньюмен. Данная методика позволяет лучше понимать ребенка, что с ним происходит, что он чувствует, как лучше найти с ним контакт, чтобы постепенно расширить его возможности двигаться, общаться, осознавать себя и окружающий мир [6].
Всем детям с диагнозом детский аутизм на базе данного специализированного учреждения ре-
комендуется к применению комплексная психофармакотерапия с учетом индивидуального психического состояния ребенка-аутиста. Лечение назначается участковыми детскими психиатрами ГБУЗ АО «ОКПБ» по рекомендациям и с последующим контролем врача-психиатра Специальной коррекцион-ной начальной школы-детского сада «Верботон». Назначения препаратов психиатром осуществляются с письменного согласия родителей, которых информируют об этой группе лекарственных средств.
Специфической терапии детского аутизма не существует. Основная цель лечения - это воздействие на психопатологические симптомы. Все виды лечебных воздействий применяют на основании индивидуальной оценки состояния ребенка-аутиста [3]. Фармакотерапия включает в себя нейролептики (рисполепт, сонапакс, хлорпротиксен, галоперидол, неулептил), антидепрессанты (флуоксетин), седативные препараты (новопассит, персен), нейропротекторные препараты (церебролизин, актове-гин, кортексин, глиатиллин) и ноотропы (фенибут, пантокальцин, энцефабол, когитум).
Большинство детей получали фармакотерапию, что позволило добиться положительной редукции психопатологических проявлений и дало возможность проводить коррекционную помощь в условиях образовательного учреждения. Медикаментозная терапия помогала купировать общее возбуждение, проявление агрессии и аутоагрессии, тревоги, страхов, уменьшить явления активного негативизма у детей с РДА. Уменьшение выраженности психических и поведенческих расстройств у де-тей-аутистов позволяло педагогам вовлекать детей в коллективную деятельность, развивать у них речь, восстанавливать ее коммуникативную функцию. Детям быстрее прививались навыки соблюдения гигиены и самообслуживания. Наилучшие и более стойкие результаты коррекции наблюдались у детей-аутистов с более сохранным интеллектом.
Возможность получения специализированной комплексной помощи детям с аутистическими нарушениями позволила их родителям изменить свое отношение к этой проблеме. Родители детей-аутистов стали смелее посещать врачей-психиатров, общаться с учителями-дефектологами, психологами, между собой, обмениваться специальной литературой, видеозаписями, информацией из Интернета. Посещая родительские собрания в Специальной коррекционной начальной школе-детском саду «Верботон», они делились успехами и достижениями своих детей, а также рассказывали о трудностях, стоящих перед ними. Психологическая поддержка и возможность разделить свои проблемы со специалистами значительно оптимизировали обстановку в семьях детей, страдающих РДА.
Список литературы
1. Башина, В. М. Аутизм в детстве / В. М. Башина. - М. : Медицина, 1999. - 236 с.
2. Башина, В. М. Детский аутизм процессуального генеза : вопросы патогенеза, клиника и дифференциальная диагностика / В. М. Башина, М. Г. Красноперова // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2004. - Т. 6, № 1. - С. 35-38.
3. Каган, В. Е. Эпидемия детского аутизма? / В. Е. Каган // Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. - 2003. - Т. 3, № 1. - С. 7-10.
4. Никольская, О. С. Аутизм : возрастные особенности и психологическая помощь / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг и др. - М. : Полиграф-сервис, 2003. - 232 с.
5. Нуриева, Л. Г. Развитие речи у аутичных детей : методические рекомендации. - М. : Тере-винф, 2007. - 122 с.
6. Ньюмен, С. Игры и занятия с особым ребенком : руководство для родителей / С. Ньюмен. -М. : Теревинф, 2009. - 277 с.
7. Шевченко, Ю. С. Нерешенные (нерешаемые) проблемы диагностики и терапии в детской психиатрии / Ю. С. Шевченко, А. А. Северный, Л. Ю. Данилова // Российский психиатрический журнал. - 2006. - № 4. - С. 35-40.
8. Шоплер, Э. Лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и другими подобными нарушениями коммуникации : сборник упражнений для специалистов и родителей по программе ТЕАСН / Э. Шоплер, М. Линзинд, Л. Ватера. - Минск : БелАПДИ «Открытые двери», 1997. - 149 с.
Соколова Надежда Николаевна, начальник детско-подросткового отдела, ГБУЗ АО «Областная клиническая психиатрическая больница», Россия, 414011, г. Астрахань, Началовское шоссе, д. 15, тел.: (8512) 49-13-50, e-mail: [email protected].
Денисова Елена Анатольевна, заведующая детским отделением, ГБУЗ АО «Областная клиническая психиатрическая больница», Россия, 414011, г. Астрахань, Началовское шоссе, д. 15, тел.: (8512) 49-13-50, e-mail: [email protected].
Самойленко Ульяна Юрьевна, воспитатель детского отделения, ГБУЗ АО «Областная клиническая психиатрическая больница», Россия, 414011, г. Астрахань, Началовское шоссе, д. 15, тел.: (8512) 49-13-50, e-mail: [email protected].
УДК 004:614.1
© О.И. Фоменко, Е.В. Туровская, 2013
О.И. Фоменко, Е.В. Туровская
ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЗДОРОВЬЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России
Представлены результаты проведенных медико-социальных исследований самооценки здоровья студентами I и II курса ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, определена распространенность миопии среди них, используемые средства коррекции и факторы, способствующие ее развитию.
Ключевые слова: информационные технологии, миопия, здоровье, профилактика.
O.I. Fomenko, E.V. Turovskaya
THE INNRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGIES AND THE HEALTH OF THE USER
The results of the médical and social studies of self-rated students health 1 and 2 courses SBEI HPE "Astrakhan State Medical Academy" of Ministry of Health, Russia are presented. The prevalence of myopia among them, the means of its correction and the correction factors contributing to its development were determined.
Key words: information technology, myopia, health, prevention.
Введение. Современному этапу развития высшей школы присущ ряд особенностей. Возросшая интенсивность информационного потока обусловила широкое внедрение технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, так как в XXI веке быть профессионалом можно, только хорошо владея информационными технологиями. Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, передачу и отображение информации. Информационные технологии в здравоохранении становятся сегодня точкой роста в сфере информационно-компьютерных технологий и включают в себя: телемедицину, видеоконференц-связь, мобильные решения, электронные истории болезни и др. [3, 5].
Студенты медицинского вуза по сравнению со студентами других высших учебных заведений находятся в более сложном положении, так как их будущая профессия требует достаточно высокого уровня подготовки, что связано с большими нагрузками, кроме того, профессия врача связана с высокой ответственностью за жизнь и здоровье пациентов. Будущие специалисты должны обладать высокой профессиональной квалификацией, быть здоровыми, физически выносливыми, иметь высокую работоспособность. Здоровье молодежи определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества [2, 3, 6].
Внедрение новой техники во все сферы жизни - процесс неизбежный, персональные компьютеры (ПК) стали в последнее время главным инструментом в работе. Но как всякий новый этап в развитии общества компьютеризация несет с собой и новые проблемы [3, 5].
Миопия (близорукость) среди молодежи - одна из наиболее актуальных проблем современности, она прочно занимает ведущее место по причинам первичной инвалидности по зрению среди данного контингента [1, 4]. Миопия - дефект зрения, при котором изображение падает не на сетчатку глаза, а перед ней из-за того, что преломляющая система глаза обладает увеличенной оптической силой и слишком сильно фокусирует (относительно данного передне-заднего размера глазного яблока).