Научная статья на тему 'Организация социального взаимодействия органов местного самоуправления с населением'

Организация социального взаимодействия органов местного самоуправления с населением Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
808
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОВЕТ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕЛОВОЕ ПАРТНЕРСТВО / LOCAL GOVERNMENT / MUNICIPALITY / MUNICIPAL COUNCIL / SOCIAL INTERACTION / BUSINESS PARTNERSHIPS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ребышева Лидия Васильевна, Васильченко Елена Викторовна

В свете институционального оформления органов местного самоуправления одной из наиболее актуальных задач является организация социального взаимодействия органов МСУ с населением. Авторы статьи акцентируют внимание на недостаточной эффективности деятельности органов местного самоуправлении в выстраивании отношений с населением в решении социальных проблем, что негативно сказывается на рейтинге властных структур и востребованности её обществом как самостоятельной формы народовластия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of social interaction of local government with population

Local government is a part of civil society, representing the complex phenomenon of modern social practices. It is implemented within the municipalities and calls for reinforcing the inclusion of residents in the process of self-organization to solve social problems in a particular area. The authors also noted the lack of effectiveness of this independent form of democracy and its relevance society.

Текст научной работы на тему «Организация социального взаимодействия органов местного самоуправления с населением»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 26 (381). Философия. Социология. Культурология. Вып. 38. С. 114—118.

УДК 34

ББК 67.5

Л. В. Ребышева, Е. В. Васильченко

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ

В сеете институционального оформления органов местного самоуправления одной из наиболее актуальных задач является организация социального взаимодействия органов МСУ с населением. Авторы статьи акцентируют внимание на недостаточной эффективности деятельности органов местного самоуправлении в выстраивании отношений с населением в решении социальных проблем, что негативно сказывается на рейтинге властных структур и востребованности её обществом как самостоятельной формы народовластия.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, муниципальный совет, социальное взаимодействие, деловое партнерство.

В современных условиях местное самоуправление является частью гражданского общества. Как правило, оно реализуется в пределах муниципальных образований и включает в себя элементы самоорганизации населения для решения вопросов местного значения. Взаимодействие органов местного самоуправления и населения конкретной территории является важным условием дальнейшего развития общества.

В ст.З Европейской хартии о местном самоуправлении говорится, что «под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения» [1].

Актуально высказывание Л. Штейн о системе самоуправления. Он определял её как «первую форму, в которой широко распространена идея свободного управления с учетом организованного и полномочного участия граждан в функциях его исполнения. При этом оно возникает в силу свободной и самодеятельной воли граждан, делающих их участие необходимым и взаимовыгодным» [4].

По мнению Дж. Мида, «участники взаимодействия интерпретируют поведение друг друга, что является предпосылкой социального взаимодействия». Согласно его концепции «свобода человека обеспечивается силой импульсивного «Я» и самосознанием человека, которое возникает путем принятия роли другого» [2].

Согласно теории Т. Парсонса, «действу-

ющие лица не просто обладают статусами с четко установленными правилами и ролевыми ожиданиями, а ставят смысл и значение каждой социальной роли в зависимость от личной оценки ситуации и от того, как сказывается на социальном взаимодействии общее определение ситуации всеми ее участниками» [3]. Следовательно, взаимная организация социального действия наполняет особым смыслом сферу социального взаимодействия.

Особая роль в организации социального взаимодействия с целью активного вовлечения в продуктивную деятельность отводится местным органам власти, которые в большей степени приближены к населению. Следует отметить, что за годы становления местного самоуправления у некоторой части населения до сих пор не сформировалось четкое представление о роли и функциональном предназначении данной властной структуры. Так, при соцопросе населения был задан вопрос: «Какие органы относятся к органам местного самоуправления?».

Как видно по результатам опроса, многие представители общественности правильно понимают структуру органов местного самоуправления. Так 62% респондентов отнесли к местному самоуправлению городскую администрацию; 58% - Глав МО; 48% - городскую законодательную власть. Однако следует обратить внимание и на тот факт, что треть опрошенных отнесли к органам местного самоуправления и региональные власти. Одновременно зафиксированы случаи определения Правительства РФ (4%) и Президента РФ (3%) к органам местного самоуправления. Эти дан-

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

62%

§ о,

д ш

58%

О

48%

22%

са

о

а

18%

1 и

I @

н

й о

3 =

Э й

К |_

8 Р1-

Е§ °

со 5К

4%

о а

к

а &

с

© а.

© Оч

а С

10%

со л

й а Й со

Рис. 1. Мнения респондентов об органах местного самоуправления (%).

Вовлечение общественности в развитие города

Публичные слушания

Информационный портал «Тюмень -наш дом»

Встречи с жителями города

О

Вовлечение общественности в развитие города

ЗЫЯВИТЬ НАРУШИТЕЛЕЙ!

Эь«.

Взаимодействие с общественными организациями

Участие общественности в работе коллегиальных органов

Рис. 2. Вовлечение общественности к участию делами г. Тюмени.

ные подтверждают, что в общественном сознании пока не утвердилось адекватное представление о сути органов местного самоуправления.

Местное самоуправление в городе Тюмени обеспечивается на основе законодательной базы, при активном участии в решении местных вопросов населения города, с учетом исторических и местных традиций. Это налагает определенную ответственность на их деятельность и требует делового партнерства и сотрудничества между общественностью и администрацией города.

В городе Тюмень создано четыре административных округа. В каждом из них действуют территориальные органы администрации города (управы), которые обеспечивают прямой контакт с населением и выполняют задачи, возложенные на органы местного самоуправления по развитию территории.

Объективный анализ показывает, что управы сегодня являются эффективным инстру-

ментом местного самоуправления и запроса от населения на создание внутригородских муниципальных районов в настоящее время не возникает.

В настоящее время успешно работает информационный портал «Тюмень — наш дом», который позволяет максимально оперативно и полно информировать горожан обо всех реализуемых программах развития городской инфраструктуры. Важно, что с его помощью жители города могут контролировать проводимые работы, их качество и сроки исполнения.

В целях обеспечения участия населения в осуществлении местного самоуправления в городе Тюмени проведено 47 публичных слушаний. Следует отметить, что не все жители понимают значения подобных мероприятий, что является показателем низкой явки.

Процесс социального взаимодействия включает в себя комплекс мер, направленных на достижение информационной открытости органов МСУ, формирование позитивной ре-

116

Л. В. Ребышева, Е. В. Васшьченко

да, обращался

нет, не обращался

не знаю

17%

73%

10%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% Рнс. 3. Обращение жителей в муниципальный совет (%).

путации местного уровня власти, установление обратной информационной связи с населением. Стали традиционными выступления Губернатора Тюменской области, Главы Администрации города Тюмени и руководителей органов Администрации города Тюмени с жителями города на телеканале «Регион-Тюмень».

На протяжении последних лет стали традиционными мероприятия, посвященные Дню Победы, чествование ветеранов войны и труда, празднование Дня молодежи, Дня пожилого человека, новогодних гуляний и т.д. При проведении данных мероприятий работников администрации требуется проявление инициативы и добросовестности, а также установление творческого содружества между населением и представителями власти.

Одновременно, результаты опроса показали низкий уровень обращений населения в органы местного самоуправления: 73% опрошенных горожан никогда не обращались в органы власти; 17% обращались редко; затруднились в ответе -10%.

Среди жителей, которые не обращались в муниципальный совет: 25% не имели никакой информации о полномочиях и компетенции депутатов; 26% не доверяют представителям власти; 20% не знают, в чем им могут оказать помощь муниципального совета. Целесообразно отметить, что письменные обращения позволяют оценить характер и содержание коммуникативных ситуаций, т.е. сферы, в отношении которых осуществляется коммуникативный процесс.

Особое внимание уделяется фиксации замечаний и предложений конкретных жителей муниципальных образований. Чаще всего это касается вопросов благоустройства территории: отсутствие детских площадок, не вывозится мусор, спиливание деревьев, наличия большого скопления машин у подъездов, сло-

манные почтовые ящики, отключение света в домах, неисправность теплосистем и т.д. Все это подтверждает несовершенство структуры управления.

Например, половина респондентов (54,3%) хотели бы видеть городские парки благоустроенным местом отдыха; 24,4% проявили равнодушие к поднимаемой проблеме (главная просьба: придать парку ухоженный, благоустроенный вид). Треть респондентов высказалась за обновление развлекательных аттракционов; 21% хотели бы видеть в парке спортивный комплекс; 15% высказались за сооружение концертной площадки.

Отрадно, что именно от населения муниципального образования исходит инициатива по активизации работы с молодежью: спортивно-культурные мероприятия, военно-спортивные игры и т.д. Около половины жителей (48%) высказались за объективное информирование населения о происходящих в городе событиях.

На вопрос «Готовы ли Вы к участию в работе органов МСУ?» ответы оказались следующими: лишь треть населения района готова принять участие в работе органов местного самоуправления. В качестве возможных форм социального взаимодействия респонденты назвали помощь в проведении общественных мероприятий, опросов общественного мнения, благоустройстве города.

О серьезных изменениях во взаимоотношениях между представителями местной власти и населением в различных сферах жизнедеятельности муниципального образования говорит каждый седьмой респондент (15,2%). Примерно каждый третий (34,8%) полагают, что изменения произошли, но они не достаточно существенны; 25,2% - уверены, что трансформационные процессы никак не повлияли на взаимоотношения местной власти и населения. К сожалению, результаты свидетельствуют

и о том, что население не ассоциирует себя с ролью активного субъекта местного сообщества. Следовательно, представителям местных органов власти необходимо учитывать, что совместное решение проблем на местном уровне способствует развитию социального взаимодействия.

Таким образом, среди инструментов организации социального взаимодействия органов МСУ с населением наиболее конструктивны-

ми являются проведение мероприятий и акций; публичные слушания, развитие каналов обращений населения к местной власти, применение методов социальной диагностики (опросы, интервью). Указанные направления деятельности способствуют управлению репутацией органов МСУ, формированию имиджа местной власти, что существенно сказывается на характере социального взаимодействия между населением и органами МСУ.

Список литературы

1. Европейская хартия местного самоуправления // Городское управление. - 2009, № 7. - С. 85-91.

2. Mead, G. Geist, Inentitat und Gesellschaft. Frankfurt am Main. - 1973.

3. Парсонс, Т. Система современных обществ /Т. Парсонс. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 270 с.

4. Штейн, JI. Учение об управлении и право управления с сравнением литературы и законодательства Франции, Англии и Германии / JI. Штейн. - СПб., 2009 (перер.). - С. 27.

Сведения об авторах

Ребышева Лидия Васильевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры маркетинга и муниципального управления ФГБОУ ВО «Тюменский государственный нефтегазовый университет».

rebisheva_lida@mail. Ru.

Васильченко Елена Викторовна - кандидат социологических наук, доцент кафедры маркетинга и муниципального управления ФГБОУ ВО «Тюменский государственный нефтегазовый университет».

[email protected].

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 26 (381). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 38. Pp. 114-118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORGANIZATION OF SOCIAL INTERACTION OF LOCAL GOVERNMENT WITH POPULATION

Lidia V. Rebysheva

Candidate of Social Sciences, Associate Professor of Marketing and Municipal management, Tyumen State Oil and Gas University, [email protected]

Elena V. Vasilchenko

Candidate of Social Sciences, Associate Professor of Marketing and Municipal management, Tyumen State Oil and Gas University, [email protected]

Local government is a part of civil society, representing the complex phenomenon of modern social practices. It is implemented within the municipalities and calls for reinforcing the inclusion of residents in the process of self-organization to solve social problems in a particular area. The authors also noted the lack of effectiveness of this independent form of democracy and its relevance society.

Keywords: local government, municipality, municipal council, social interaction, business partnerships.

118

JI. В. Ребышева, Е. В. Васшьченко

References

1. The European Charter of Local Self-Government // Town Hall. - 2009, № 7. - pp 85-91.

2. Mead, G. Geist, Inentitat und Gesellschaft. Frankfurt am Main. - 1973.

3. Parsons T. The system of modern societies / T. Parsons. - M .: Aspect Press, 1997. - 270 p.

4. Stein, L. Teaching about the management and the right to control literature and the comparison of the legislation of France, Britain and Germany / L. Stein. - SPb., 2009 (a break.). - S. 27.

Статья публикуется впервые, согласны на обработку персональных данных и размещение статьи в открытых источниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.