ции Российской Федерации, действующей в соот- Таким образом, анализ деятельности ИЛЦ позво-ветствии с установленными едиными принципами ляет говорить о поступательном развитии лабора-
и правилами аккредитации, гармонизированными с торной службы на территории Еврейской автоном-
международными требованиями. ной области.
Kopylov P. V., Surits O. V. Laboratory support activities Office of Rospotrebnadzor for the Jewish Autonomous Region. FBUZ «Center of Hygiene and Epidemiology in the Jewish Autonomous Region», Birobidzhan
Presented the activities of the Test Center laboratory (TCL) FBUZ "Center for Hygiene and Epidemiology in the Jewish Autonomous Region". Is considered the quali system TCL. Defined by the tasks for the coming period.
Keywords: test lab facility, activity, quality system, the Federal Service, the Jewish Autonomous Сведения об авторах:
П.В. Копылов, главный врач, [email protected], тел. (42622) 20618;
Ольга Васильевна Суриц, к.б.н., заведующая санитарно-гигиенической лабораторией, Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Еврейской автономной области», [email protected], тел. (42622) 21485
© Коллектив авторов, 2012
УДК 614.73:616.013.56-036.22.001.8 (Приморский край)
Маслов Д.В.,| Нечухаева Е.М.,| Афанасьева С.И.
организация социально-гигиенического мониторинга В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, Владивосток
Представлена система организации социально-гигиенический мониторинга в Приморском крае. Показаны основные результаты оценки популяционного здоровья. Отражены вопросы взаимодействия с департаментом здравоохранения администрации края по отдельным видам мониторинга.
Ключевые слова: социально-гигиенический мониторинг, показатели, информационное взаимодействие, базы данных
Одной из основных задач отдела социально-гигиенического мониторинга является оценка и анализ медико-демографической ситуации, которая в последние годы характеризуется негативными изменениями в связи с нарастающей депопуляцией населения. Уменьшение численности населения и численности трудовых ресурсов, рост смертности и низкие показатели рождаемости, постарение и снижение потенциала здоровья населения обусловили внимание и необходимость изучения медико-демографической обстановки в муниципальных образованиях края.
Сбор данных о медико-демографической ситуации на территории края осуществляется ежемесячно в рамках соглашений об информационном взаимодействии с территориальным органом государственной статистики по Приморскому краю, департаментом здравоохранения края и краевыми специализированными медицинскими учреждениями. Оценка медико-демографической ситуации прово-
дится по среднемноголетним данным и интегральным показателям здоровья населения. Многолетний мониторинг заболеваемости и демографических показателей населения позволяет оперативно устанавливать территории высокого и повышенного риска развития неблагоприятных эффектов для здоровья различных возрастных групп населения. За 2011 г. по данным социально-гигиенического мониторинга наметилась тенденция улучшения демографических показателей - показатель общей смертности населения края снизился на 1,4% в сравнении с аналогичным периодом 2010 г., в том числе зарегистрировано снижение по классам: инфекционные заболевания на 1,0%, болезни системы кровообращения на 2,4%, болезни органов питания на 2,2%.
Для оценки риска здоровью населения нами используются разные методики:
- интегральная оценка заболеваемости по величине относительного эпидемиологического территориального риска;
- сравнительный анализ медико-демографических показателей и факторов среды обитания;
- анализ результатов ведения персонифицированного учета данных токсикологического мониторинга;
- анализ результатов ведения персонифицированного учета данных мониторинга врожденных пороков развития у детей.
Ежегодно выполняемая оценка относительного территориального риска эпидемиологического риска (ОРТ) в городских округах и муниципальных районах края. В результате ранжирования городов и районов выделены территории высокого риска, территории повышенного риска, умеренного риска и территории минимального риска. Для каждого города и района выделены основные классы болезней, превышающие соответствующие фоновые уровни в 1,5 раза и более у детей, подростков и взрослых.
Проанализированы сведения естественного движения населения. Согласно Критериям оценки показателей естественного движения населения (Б.И. Марченко, 1997) за пятилетний период по краю показатели рождаемости оцениваются как низкие (11,9), показатели смертности выше средних (14,1 на 1000 населения), общее движение населения относится к регрессивному типу, по степени старения общество характеризуется как популяция демографической старости.
Ведущими причинами смертности населения являются: болезни системы кровообращения, новообразования, несчастные случаи. В последние десятилетия отмечается рост уровня преждевременных потерь, которые в значительной степени являются результатом причин, выходящих за пределы ответственности системы здравоохранения. Это относится, прежде всего, к классу травм и отравлений, в структуре которых значительное место занимают случайные бытовые отравления алкоголем. Частота отравлений в быту значительно превышает количество производственных отравлений. Необходимость оперативного реагирования на токсикологическую ситуацию в крае предопределила организацию проведения токсикологического мониторинга. Совместными приказами с департаментом здравоохранения Приморского края, ГУЗ «Приморское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы», положением об информационном взаимодействии с Приморскстатом определены сроки, объемы и кратность поступления информации о случаях отравлений химической этиологии, в том числе со смертельным исходом. Наблюдение, оценка и прогноз острых бытовых отравлений населения с учетом их социальной значимости стали каждодневной работой сотрудников отдела.
Анализ результатов проведения токсикологического мониторинга позволил оперативно выделять территории риска; возрастные и социальные группы риска населения; структуру основных причин
отравлений и своевременно информировать органы государственной власти края и муниципальных образований о необходимости проведения профилактических мероприятий. Информационные материалы по результатам ведения токсикологического мониторинга ежемесячно размещаются на сайте Управления, востребованы структурными подразделениями Администрации края, краевой прокуратурой, управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Приморскому краю, краевым наркологическим диспансером.
В целях снижения младенческой смертности от врожденных пороков развития, выявления и оценки вклада в данную патологию ряда демографических, социальных и экологических факторов Управлением в 2010 г. организована краевая система эпидемиологического мониторинга врожденных пороков развития во взаимодействии с департаментом здравоохранения Приморского края, лечебной сетью и краевой медико-генетической консультацией. За короткое время сформирована и актуализируется в ежедневном режиме персонифицированная база данных ВПР у детей первого года жизни.
С целью улучшения качества оказания государственных услуг по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения края в части снижения уровня онкологической заболеваемости и смертности населения от онкологических заболеваний заключено соглашение об информационном обмене и взаимодействии с ГБУЗ «Приморский краевой онкологический диспансер» в 2011 г. Сведения, содержащиеся в базе данных персонифицированного «Канцеррегистра» позволят сотрудникам службы выявлять причины и условия возникновения, в том числе профессиональные, среди населения края. Актуальность начатой работы обусловлена высокими уровнями смертности и низкими уровнями онкологической заболеваемости населения края.
В целях формирования региональных баз данных о здоровье и среде обитания населения, проведения анализа и разработки конкретных предложений для обоснованных управленческих решений реализуются Соглашения об информационном взаимодействии с департаментами администрации Приморского края (здравоохранения, образования и науки, социального обеспечения населения), Приморскстатом, Примгидрометом, Дальневосточным управлением Ростехнадзора и Отделом водных ресурсов по Приморскому краю. Ежегодно получаемая информация от участников проведения мониторинга дополняет базы данных о здоровье населения и среде обитания человека, позволяет актуализировать план и программу лабораторного контроля мониторинговых наблюдений, способствует упорядочиванию функций специалистов службы при проведении оперативного контроля и надзора.
Maslov D.V., Nechukhaeva E.M., Afanasyev SI. Organization of environment and health monitoring in the Primorye krai management. Rospotrebnadzor Primorsky Krai, Vladivostok
The system of organization of social-hygienic monitoring in the Primorye Territory. The basic results of the assessment of population health. Addresses issues of cooperation with the Department of Health Regional Administration for certain types of monitoring.
Keywords: socio-hygienic monitoring, performance, communication, database Сведения об авторах:
Маслов Дмитрий Валентинович, руководитель Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю; тел.:8(423)244-27-40; e-mail: [email protected];
Афанасьева Серафима Исааковна, начальник отдела социально-гигиенического мониторинга Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю; тел.:8(423)244-26-09; e-mail:[email protected].
© Коллектив авторов, 2012 УДК 616/618:591.2:592/599
Маслов Д.В., *Ананьев В.Ю., Детковская Т.Н., Полякова М.В., Духова А.Ю.
организация федерального государственного санитарноэпидемиологического НАДЗОРА ЗА ОБЪЕКТАМИ САММИТА АТэС-2012 г. ВО ВЛАДИВОСТОКЕ
Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, Владивосток *ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», Владивосток
В целях реализации полномочий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в период подготовки и проведения саммита АТЭС 2012, Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» разработан и реализуется план мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, биологической, химической и радиационной безопасности в период подготовки и проведения саммита АТЭС (2012 г.) на 2010-2012 гг.
Ключевые слова: санитарно-эпедимиологический надзор, АТЭС-2012, Владивосток
В 2012 г. во Владивостоке на о. Русский пройдет саммит АТЭС. В связи с этим развернуто крупное строительство: комплекс капитального строительства ДВФУ в составе: конференц-зал, Дальневосточный федеральный университет, трехзвездочные гостиничные комплексы, общежития квартирного типа для профессорско-преподавательского состава; объекты энергетики - ТЭЦ «Центральная», Уличнодорожная сеть острова Русский (п-ов Саперный). Коммунальная зона в составе: ТБО, очистные сооружения канализации, пожарное депо на 6 машин на о. Русский, объекты канализации Владивостока строительство канализационных очистных сооружений Южного и Восточного планировочного районов, реконструкция аэропорта и строительство аэровокзального комплекса Владивостока, строительство мостового перехода через б. Золотой Рог, Строительство мостового перехода на о. Русский через пролив Босфор Восточный, Перевод владивостокских ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и КЦ «Северная» на сжигание природного газа. В строительстве объектов саммита АТЭС-2012 участвует более 50 юридических лиц с количеством
работающих более 10000 человек, в том числе более 5000 иностранных граждан.
В целях реализации полномочий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в период подготовки и проведения саммита АТЭС-2012, руководствуясь ФЗ от 8 мая 2009 г. N° 93 «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран участников форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 г., о развитии Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» разработан и утвержден приказом план мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, биологической, химической и радиационной безопасности в период подготовки и проведения саммита АТЭС-2012 на 2010-2012 гг.
На период 2010-2012 гг. были определены приоритетные направления работы: