6. Рец Ю. В. Регуляторные и адаптационные процессы в системе мать - плацента - плод при плацентарной недостаточности /Ю. В. Рец, Г. А. Ушакова //Вопр. гинекологии, акушерства и пе-ринатологии. - 2008. - Т. 7 - №3. - С. 16 - 22.
7. Туровский Я. А. Вегетативная регуляция сердечно-сосудистой системы плодов и новорожденных детей, перенесших хроническую внутри-
утробную гипоксию: Автореф. дис. ...канд. мед. наук. - Воронеж, 2005. - 42 с. 8. Цой Е. Г. Вариабельность сердечного ритма в оценке адаптационных процессов у новорожденных /Е. Г. Цой, Л. Н. Игишева, А. Г. Галлеев // Педиатрия. - 2003. - №2. - С. 23 - 26.
Поступила 25.06.10
S. M. Kabiyeva
ESTIMATION OF CARDIAC RYTHM REGULATION AT INFANTS WHO CARRIED DIFFERENT TYPES OF HYPOXIA
316 infants who carried hypoxia was examined. Infants who carried antenatal and intranatal hypoxia had insignificant effort of adaptational possibilities of organism that reflexed enough compensator reaction to reply on hypoxia. Infants who carried perinatal hypoxia the overstrain of central regulator mechanisms and formation of pathological system of heart rhythm management take place.
С. М. Кабиева
ГИПОКСИЯНЬЩ 6РТУРЛ1 ТУРЛЕР1Н 9ТКЕРГЕН Н8РЕСТЕЛЕРДЩ ЖУРЕК bIPFAFblH РЕТТЕУД1 БАFАМДАУ
Гипоксияны еткерген 316 нэресте зерттелген. Курсак шндеп жэне интранаталды гипоксияны еткерген нэрестелерде организмнщ адаптациялык мYмкiндiпнiч шамалы кернеуi байкалады, бул гипоксияра жауап ретiнде жеткiлiктi компенсаторлык реакция бередк Перинаталдык гипоксияны еткерген нэрестелерде жYрек ыррарын баскарудьщ орталык реттеушi механизмдершщ кернеулiлiгi жэне патологиялык жYЙесiнiч калыптасуы байкалады.
Е. С. Сатеков
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ КГМУ
РГП «Карагандинский государственный медицинский университет», Стоматологическая клиника (Караганда)
Оказание качественной медицинской помощи в стоматологической клинике университета требует внедрения современных механизмов управления качеством медицинских услуг. В связи с этим в стоматологической клинике внедрена Служба по управлению качеством медицинской помощи и определен порядок проведения мероприятий по управлению качеством медицинской помощи населению. Целью управления качеством медицинской помощи является обеспечение прав пациентов на получение своевременной, качественной и безопасной стоматологической помощи в необходимом объеме.
Управление качеством медицинской помощи - совокупность мер организационного, экономического, правового, научного, медицинского характера, направленных на обеспечение правильного выполнения медицинских технологий, снижение риска ухудшения состояния здоровья пациентов и неблагоприятного социального прогноза вследствие медицинской помощи, оптимизацию расходования ресурсов здравоохранения, обеспечение удовлетворенности потребителей медицинских услуг [1, 2].
Управление качеством медицинской помощи обеспечивается посредством анализа лечебно -диагностической работы клиники, оценки их адекватности и эффективности с последующей разработкой мер, направленных на улучшение результатов деятельности. Мероприятия по управлению качеством медицинской помощи стоматологической клиники университета осуществляются Службой по управлению качеством медицинской помощи, состав которой сформирован в 2009 г. в соответствии с п. 9, раздела 3 приказа МЗ РК №32 от 21 января 2009 г. «О мерах по совершенствованию системы управления качеством медицинской помощи в Республике Казахстан» [1, 2]. Служба качества медицинской помощи в стоматологической клинике - это орган управления качеством медицинской помощи, предназначением которого является организация и осуществление планомерных работ по непрерывному улучшению качества стоматологической помощи. В стоматологической клинике университета службу качества возглавляет заместитель главного врача по лечебной работе, который имеет сертификат по клинической специальности, высшую квалификационную категорию, владеет специальными знаниями и методическими приемами проведения внутреннего аудита на предмет соответствия установленным стандартам аккредитации и оформления ее результатов [2, 3].
В задачи врача эксперта качества оказания помощи входит выявление врачебных ошибок, описание их реальных и возможных негативных последствий, выяснение причин их возникновения, составление мотивированного заключе-
ния и рекомендаций по их предотвращению. Сотрудники стоматологической клиники прошли обучение на базе Карагандинского государственного университета, они владеют теоретическими знаниями и практическими навыками по управлению качеством медицинской помощи.
Деятельность Службы качества регламентируется специальным положением, должностными инструкциями для медицинского персонала, врача-эксперта, клинического фармаколога, врача-эпидемиолога. Положение о Службе определяет порядок организации мероприятий по управлению качеством медицинской помощи в стоматологической клинике.
Служба по управлению качеством медицинской помощи осуществляет задачи, в основе которых лежит методическая помощь и обучение персонала по следующим направлениям:
- разработка, внедрение и оценка эффективности программ по управлению качеством медицинской помощи в структурных подразделениях клиники;
- оценка процессов, осуществляемых в клинике, на предмет соответствия стандартам в области здравоохранения, в том числе стандартам аккредитации;
- подготовка стоматологической клиники к процедуре аккредитации;
- внедрение системы клинического аудита - подробного ретроспективного анализа проведенных лечебно-диагностических мероприятий на предмет их соответствия установленным стандартам;
- разработка мероприятий, направленных на предупреждение и устранение дефектов в работе по результатам анализа деятельности, способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи.
Служба координирует деятельность организации по управлению качеством медицинской помощи по следующим направлениям:
- решение проблем (жалоб) пациентов на месте по мере их появления и в оптимальные сроки, с изучением степени их удовлетворенности;
- разработка и анализ качественных показателей деятельности организации;
- оценка состояния и эффективности использования кадровых и материально-технических ресурсов клиники;
- оценка технологий оказания медицинской помощи пациентам на соответствие установленным стандартам в организации здравоохранения (клинический аудит) и отбор случаев, подлежащих комиссионной оценке;
- соблюдение правил оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
- разработка программных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;
- подготовка организации к предстоящей процедуре аккредитации и ее прохождение.
Непосредственными и прямыми функция-
ми Службы являются:
- анализ эффективности деятельности подразделений организации по оценке собственных процессов и процедур, применению индикаторов оценки качества медицинской помощи, внедрению стандартов здравоохранения;
- анализ деятельности внутрибольничных комиссий (по исследованию летальных исходов, инфекционному контролю, врачебно-консультатив-ных, лекарственной безопасности и др.);
- представление руководству клиники информации о проблемах, выявленных в результате анализа, для принятия управленческих решений, направленных на поощрение положительных результатов и на устранение недостатков;
- обучение и методическая помощь персоналу организации по вопросам обеспечения качества медицинской помощи;
- изучение мнения специалистов самой организации и информирование персонала о мерах по улучшению качества и обеспечению безопасности пациентов в организации.
В целях реализации основных задач и осуществления своих функций Служба имеет право запрашивать и получать необходимую информацию от всех структурных подразделений организации, а также вносить следующие предложения:
- по совершенствованию системы управления и порядку оказания медицинской помощи;
- по поощрению сотрудников, участвующих в улучшении качества медицинской помощи, или применению дисциплинарных мер воздействия при выявлении систематических нарушений и случаев, повлекших причинение вреда здоровью пациента, отрицательно влияющих на качество медицинской помощи;
- по привлечению независимых аккредитованных экспертов для проведения оценки с целью предстоящей аккредитации в области здравоохранения, а также для осуществления клинического аудита, процедуры разработки индикаторов, анализа соответствия стандартам в области здравоохранения.
Стоматологическая клиника разработала программу по обеспечению и непрерывному повышению качества медицинской помощи, утвержденная ректором университета. Программа содержит: цель и задачи; индикаторы оценки качества деятельности клиники по каждому структурному подразделению; результаты анализа деятельности структурных подразделений с использованием индикаторов оценки качества, а также оценки соответствия деятельности подразделений установленным стандартам; конкретные мероприятия по улучшению показателей деятельности каждого подразделения; определение ответственных лиц и сроков исполнения; ожидаемые результаты от реализации программы.
Выполнение программы оценивается персоналом и руководителями подразделений клиники, которая осуществляется на предмет соответствия деятельности нормативным правовым
Медицина и экология, 2010, 3
111
актам, регламентирующим порядок оказания медицинской помощи, а также протоколам диагностики и лечения (клинический аудит), стандартам аккредитации. Для проведения самооценки и внешней оценки разработаны индикаторы оценки качества медицинской помощи, отражающие специфику деятельности клиники. Оценка эффективности деятельности структурных подразделений и в целом клиники проводится посредством оценки значений внутренних индикаторов в динамике, при этом по каждому индикатору устанавливаются пороговые значения и отклонения от них. В случае выявления критических отклонений от пороговых значений индикаторов Служба информирует главного врача клиники, организует их обсуждение с участием соответствующего подразделения и принятия мер, направленных на их устранение.
Мнение пациентов о качестве предоставляемых стоматологических услуг отражается в анкетировании. Кроме того, одним из основных критериев эффективности работы Службы является количество жалоб пациентов на качество медицинской помощи. Ни одна жалоба не остается без внимания.
Таким образом, внедрение Службы управления качеством медицинской помощи позволило стоматологической клинике университета сде-
лать внутреннюю оценку деятельности клиники, провести на достаточно хорошем уровне подготовительную работу к процедуре аккредитации и получению сертификата.
ВЫВОДЫ
1. Для улучшения качества медицинской помощи в стоматологической клинике университета создана Служба по управлению качеством медицинской помощи.
2. Результатом проведенной работы Службы стоматологической клиники явилось прохождение аккредитации в 2009 г. с последующим получением сертификата № S-000623 от 5 ноября 2009 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 января 2009 г. №32 «Об утверждении Правил по совершенствованию системы управления качеством оказания медицинской помощи в организациях здравоохранения Республики Казахстан».
2. Щербук Ю. А. Методические рекомендации по созданию администрациями районов систем управления качеством медицинской помощи в Санкт-Петербурге. - 2008. - С. 24.
3. Назаренко Г. И. Качество медицинской помощи /Г. И. Назаренко, Е. И. Полубенцева. - М.: Медицина, 2004. - С. 31.
Y. S. Satekov
ORGANISATION OF SERVICE ON MEDICAL AID QUALITY MANAGEMENT IN STOMATOLOGICAL CLINIC KSMU
Creation of service on medical aid quality management promoted organization of worce in stomatological clinic on the high level, the result was successful completing accreditation and getting certificate.
Е. С. Сэтеков
КММУ СТОМАТОЛОГИЯЛЫК КЛИНИКАСЫНДА МЕДИЦИНАЛЬЩ КвМЕК КвРСЕТУДЩ САПАСЫН БАСКАРУ КЫЗМЕТ1Н ¥ЙЫМДАСТЫРУ
Медициналык квмектщ сапасын баскару кызметш куру стоматологиялык клиникада жумысты уйым-дастырура ыкпал еттi, нэтижесiнде аккредитациядан вту мен сертификат алу табысты тYPде кке асырылды.
А. К. Иманбаев, С. Н. Ералина, Б. К. Сарсенбаев, Е. А. Адильбеков
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ ПРИ СИНДРОМЕ ОСТРОЙ КРОВОПОТЕРИ У ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
Курс анестезиологии и реаниматологии центра непрерывного образования Казахского национального медицинского университета им. С. Д Асфендиярова (Алматы)
Проведение анестезиологического пособия, интенсивной терапии и реанимационных мероприятий в современных условиях требует оперативной диагностики причин развития патологического состояния и динамической оценки выраженности функциональных и метаболиче-
ских расстройств в процессе интенсивной терапии в периоперационном периоде с использованием экспресс-методов функционального и и лабораторного контроля [1, 7].
Существует множество методик проведения инфузионно-трансфузионной терапии, подавляющее большинство из которых основывается на оценке кровопотери, но достоверно установлено, что не существует устойчивой коррелятивной взаимосвязи между объемом кровопотери и степенью активации и выраженности адаптационно-компенсаторных регулирующих [2, 3].
Анализ работ оставляет немало открытых вопросов, особенно относительно кислородного режима и соответствия доставки кислорода потребностям организма, т.к. в большинстве их них акцентируется внимание на сократительной функции миокарда, в частности, на оптимальном соответствии инотропного статуса уровням пред- и