АУДИТ, КОНТРОЛЬ,
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЗОПАСНОСТЬ
О.Б. Иванов
Организация системы внутреннего контроля и аудита на железнодорожном транспорте США
Дается характеристика американских железных дорог, рассматривается система организации внутреннего контроля и аудита на железнодорожном транспорте США, анализируются принципы государственного контроля за финансово-экономической деятельностью компаний, получающих финансовую поддержку от государства и компаний стратегических отраслей, рассматриваются требования международных финансовых регуляторов к корпоративным системам внутреннего аудита.
Ключевые слова: бизнес-процесс, внутренний аудит, система внутреннего контроля, железнодорожная компания, риски, управление рисками.
По данным Ассоциации американских железных дорог Североамериканская железнодорожная сеть имеет протяженность около 180 тысяч миль (140 тысяч миль в США, 40 тысяч миль в Канаде и Мексике), состоит из почти 600 отдельных компаний, которые оперируют более 1,6 миллионов грузовых вагонов, 31 тысячью локомотивов (рисунок 1).
© Иванов О.Б., 2011
Большинство железнодорожных грузовых компаний является частными, осуществляют перевозки во всех государствах континента и штатах США, кроме Гавайев.
В Северной Америке, как правило, одна и та же компания является собственником путей и осуществляет перевозки. Наличие единых стандартов позволяет железным дорогам обеспечивать прямое обслуживание по всему континенту. Фактически железнодорожные системы США, Канады и Мексики работают в единой системе (с учетом соблюдения таможенных правил).
Общий доход от перевозки грузов североамериканскими железными дорогами составляет более, чем 50 млрд долларов ежегодно.
В 2009 году на долю 7 крупнейших грузовых компаний 1-го класса (из 565 существующих) приходилось 151,9 тысяч работающих (89,4%) и 46,1 млрд долларов (или 93,3%) дохода (рисунок 2).
Грузовые железнодорожные перевозки США
Тип железной дороги Число Длина пути* Количество работников Доход от перевозки грузов (млрд. долл.)
Класс 1 7 93,921 151,906 46,1
Других классов, в т.ч.: 556 45,197 17,985 3,3
региональные 23 12,804 6,025 1,3
местные линии 339 25,977 5,937 1,3
Б&Т 194 6,416 6,023 0,7
Канадские** 2 561 - -
ВСЕГО 565 139,679 169,891 49,4
•Не включая использование этих дорог другими ж/д компаниями; ** Включая СЫ- и СР- операции, которые не входят в число СМ- и СР- операций перевозчиков I класса. Источник: ААР
По материалам ASSOCIATION OF AMERICAN RAILROADS
В целом на долю железных дорог приходится приблизительно 43% от общего грузооборота всех видов транспорта (в тонн-милях), что является самой большой долей относительно других видов транспорта (автомобильного, водного, трубопроводного). Устойчивый рост этой доли наблюдается в течение последних 15 лет, после падения в течение многих десятилетий до этого (рисунок 3).
Доля видов транспорта в грузообороте США
(% тонн-миль)
40%
35%
30%
25%
20%
15%
10%
5%
0%
'80 '83 '86 '89 '92 '95 '98 '01 '04 '07
Трубопровод исключает природный газ. Источник: и.Б. РОТ
| Рис. 3 По материалам ASSOCIATION OF
1 AMERICAN RAILROADS
(X)
Однако, обеспечивая 43 % объема грузовых перевозок, железные дороги получают приблизительно 10 % общего дохода от перевозок грузов.
Основными видами транспортируемых грузов являются уголь (в основном к электростанциям, но также и для экспорта), исторически самый важный груз, перевозимый по железной дороге, доход от перевозки которого составляет 12,1 млрд долларов; химикаты (в том числе пластмассы и удобрения) — доход около 7 млрд долларов; зерно и другие сельскохозяйственные продукты — около 5 млрд долларов; а также неметаллические полезные ископаемые, металлы, лесоматериалы и проч.
Независимо от размеров, для американских грузовых железных дорог характерны следующие особенности:
• подавляющее большинство компаний является частными;
• обычно железной дороге принадлежат пути, на которых она осуществляет свою деятельность;
• доступ к использованию путей, принадлежащих другой компании, возможен после заключения договоров;
• в процессе деятельности компании получают лишь незначительные субсидии от государства, обеспечивая инвестиции в строительство инфраструктуры и другое развитие за счет собственных средств;
• лишь незначительная доля компаний занимается наряду с грузовыми пассажирскими перевозками, это не является характерным.
Значительные перемены произошли в сфере грузовых железнодорожных перевозок с 1981 года в связи с принятием закона Стаггерса. Закон либерализовал отрасль, в том числе позволив железным дорогам свободно устанавливать цены на свои услуги (рисунок 4).
(X) Изменение основных показателей работы железных дорог США после принятия закона Стаггерса*
300 270 240 210 180 150 120 90 60 30 Л (Индекс 1981 = 100)
ху
ПроизводительностьV
У Объем
/ грузооборота^—\
Закон Стаггерса 1980
, '/ ~ ^
с _Доход ^ Л
Цена —
V ’64 ’67 ’70 73 76 79 ’82 ’85 ’88 ’91 ’94 '97 ’00 ’03 '06 '09
•Закон либерализовал отрасль, в т.ч. позволив железным дорогам свободно устанавливать цены на свои услуги
Рис. 4 По материалам ASSOCIATION OF AMERICAN RAILROADS
Численность работников, занятых в железнодорожных грузоперевозках снизилась в 2009 году по сравнению с 1980 годом в 3 раза, грузооборот удвоился, производительность, рассчитанная как объем перевозки грузов, приходящийся на 1 доллар расходов, выросла на 172%. Такой рост являлся самым высоким среди других отраслей промышленности США.
Вопросами деятельности железных дорог ведает Федеральная администрация железных дорог Департамента транспорта США.
Органом, разрешающим конфликты между железными дорогами и клиентами, является Совет (агентство) по наземному транспорту (STB), назначаемый правительством США. Он также контролирует работу железных дорог США, следит, чтобы не было доминирования и у клиентов был альтернативный путь отправки груза.
Система организации внутреннего аудита и контроля в 7 крупных железнодорожных компаниях, входящих в Ассоциацию американских железных дорог, осуществляется по единой (типовой) форме.
При такой форме организации руководитель подразделения внутреннего аудита и контроля в компании имеет статус высшего топ-менеджмента (старший вице-президент или вице-президент), в целях объективности и независимости подчиняется только президенту компании и имеет под единым управлением функциональные блоки — внутреннего аудита, контроля и выявления рисков, комплаенса и соблюдениея сотрудниками кодекса этики.
Рассмотрим основные принципы функционирования системы на примере компании Norfolk Southern Corporation (относится к 1 классу железных дорог США). Департамент внутреннего аудита и комплаенса (конт-
роля за соблюдением нормативных актов) возглавляет вице-президент по внутреннему аудиту и комплаенсу подчиняющийся, в целях обеспечения независимости по отношению к другим подразделениям, административно напрямую президенту (главному исполнительному директору) компании и функционально — комитету по внутреннему аудиту совета директоров (рисунок 5).
Председатель Совета директоров, Президент, Генеральный директор
Исполнительный вицепрезидент по администра
тивным
вопросам
Исполнительная структура: 12 членов Совета директоров
7 высших должностных лиц 23 вице-президента
Рис. 5 Организационная структура железнодорожной компании 1-го класса
Президент компании также возглавляет и Совет директоров. Комитет по внутреннему аудиту состоит из 5 членов Совета директоров.
Применяемая в Norfolk Southern Corporation организационная структура внутреннего аудита исключает потенциальную возможность конфликта интересов, поскольку вице-президент по внутреннему аудиту и контролю не участвует в принятии управленческих решений, связанных с деятельностью компании, и создает возможность более эффективного и равновесного взаимодействия с высшим топ-менеджментом по вопросам аудита и контроля. В случае возникновения стратегических разногласий с другими вице-президентами отдельных направлений вице-президент по внутреннему аудиту и контролю выносит обсуждение таких вопросов на уровень президента компании.
Основными аспектами, которые принимались во внимание при организации внутреннего аудита в железнодорожных компаниях США, являлись:
— положение (стратегическое позиционирование) в структуре компании;
— статус подразделения, осуществляющего внутренний аудит в компании;
— профессионализм кадров, которые работают в системе внутреннего аудита;
Исполнительный вицепрезидент по планированию и глава информационной службы
Исполнительный вицепрезидент и глава службы по
маркетингу
Исполнительный вицепрезидент и глава операционной службы
Исполнительный вицепрезидент по юридическим и корпоративным вопросам
Исполнительный вицепрезидент по финансам и глава финансовой службы
Вицепрезидент по аудиту и контролю за соблюдением законодательства
— единые методы и методики, используемые при проведении внутреннего аудита.
При общей численности компании в 30 тысяч человек штат департамента составляет 39 сотрудников (внештатно дополнительно используются привлеченные специалисты и студенты профильных специальностей) и он делится на три функциональных дирекции (рисунок 6).
Вице-президент по аудиту и контролю за соблюдением законодательства
Директор по внутреннему аудиту
Директор по внутреннему аудиту
Главный юрист высшей категории
Менеджер по аудиту Менеджер по аудиту информационных систем Менеджер по аудиту Менеджер по аудиту Менеджер по аудиту основных средств
Менеджер по соблюдению корпоративной этики
Ассистент Главного юриста по административным вопросам
Структура Департамента: 39 штатных единиц (плюс использование стажеров)
Рис. 6 Структура Департамента аудита и контроля за соблюдением законодательства
Одной из задач, стоящих перед Департаментом, является привлечение перспективных работников компании к аудиторской деятельности, а также повышение профессионализма внутренних аудиторов.
Департамент внутреннего аудита и комплаенса компании является членом Institute of Internal Auditors (Института внутренних аудиторов) и имеет в своем составе 15 специалистов с сертификатом бухгалтеров, 5 — внутренних аудиторов, 10 — аудиторов информационных систем, 4 — специалистов, сертифицированных в области борьбы с мошенничеством, и 2-х адвокатов.
Работа строится на основе годового и квартальных планов. План проведения аудиторских проверок утверждается президентом компании. Тематика проверок разнообразна, определяется актуальными проблемами, имеющимися в компании, а по отдельным аудитам зон повышенного риска носит периодически повторяемый характер.
Работа Департамента организована по следующим основным направлениям аудита и контроля: доходы (продажи, маркетинг), контракты, недвижимость, сохранность имущества, анализ расходов и эффективность использования ресурсов, аудит бизнес-процессов, проверка финансовой отчетности, аудит информационных систем.
Осуществляется аудит процессов, которые являются сквозными, например, управление недвижимостью, осуществление закупок и использование денежных средств. При проведении аудита подразделений, фили-
алов, дочерних и зависимых компаний особое внимание обращается на результативность и эффективность их работы.
Департамент проводит не только аудит процессов и организации работы, но и касается поведения сотрудников компании в части соблюдения кодекса этики, осуществляет расследование случаев нарушения дисциплины. При проведении аудита проверяется, как осуществляется профилактическая работа по предотвращению мошенничества и правонарушений, соблюдение кодекса этики и других корпоративных норм.
В подразделениях внутреннего аудита есть отдельная группа, проверяющая все контракты, заключенные компанией, на закупку материальных ценностей на сумму свыше 25 тысяч долларов США.
Частью работы также является выявление различных рисков для компании и обсуждение с руководством состояния и эффективности системы управления рисками.
Внутренние аудиторы компании осуществляют проверку правильности проведенной менеджментом оценки рисков, выявляют слабые стороны внутреннего контроля в отдельных бизнес-процессах и в целом на корпоративном уровне.
Результаты проведенных проверок регулярно докладываются президенту компании и комитету по аудиту Совета директоров.
Осуществляется постоянный контроль за устранением нарушений, выполнением рекомендаций и снижением рисков в течение года после проведения аудита. Департамент внутреннего аудита и комплаенса принимает участие в рассмотрении Советом директоров и руководством компании кандидатуры внешнего аудитора.
В пассажирском комплексе система внутреннего контроля существенно отличается от принятой в грузовых компаниях. Основной в США компанией, осуществляющей пассажирские железнодорожные перевозки (за исключением региональных пригородных поездов), является Amtrak. Контроль за ее финансово-хозяйственной деятельностью обеспечивается через Офис генерального инспектора (Inspector General) в компании Amtrak.
В правительстве США всего 73 таких федеральных генеральных инспектора, которые осуществляют функцию контроля во всех стратегических компаниях и в компаниях, получающих финансовую помощь от государства. При этом сам генеральный инспектор является государственным служащим, а остальные сотрудники офиса — служащими компании.
Численность офиса генерального инспектора составляет порядка 100 человек, при общем штате Amtrak — 19 тысяч человек. Есть региональные подразделения (офисы) в городах Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго и др.
Генеральный инспектор имеет заместителя, а сам офис состоит из 6 подразделений. Основное подразделение с численностью около 40 сотрудников проводит в компании финансовый и операционный аудит. Так-
же есть подразделение, отвечающее за инспекцию, обследования и экспертизы в производственной области (около 10 сотрудников), подразделение по расследованию фактов мошенничества и выявлению нарушений криминального характера (25 человек), группа адвокатов (4 человека) и группа финансово-хозяйственной поддержки (10 человек).
Офис генерального инспектора получает финансирование напрямую от Конгресса США. В 2010 году их бюджет составлял — 19 млн долларов США, в 2011 году — 22 млн долларов.
Ежегодно Офисом генерального инспектора проводится 20—25 аудиторских проверок в компании Ат^ак.
Офис генерального инспектора компании Ат^ак проверяет не только расходование полученных компанией государственных средств, но и ее финансово-хозяйственную деятельность.
В правительстве США есть специальный офис, который разрабатывает и утверждает стандарты для всех генеральных инспекторов, в том числе по проведению проверок компаний.
Изучение опыта построения системы внутреннего контроля и аудита в рассмотренных выше и других железнодорожных компаниях США показало, что наиболее перспективной и отвечающей передовой международной практике является такая система внутреннего аудита и контроля компании, при которой обеспечивается единство подходов по всем трем основным направлениям работы — внутреннему аудиту, внутреннему контролю и мониторингу процессов управления рисками, структурно сведенным в одно подразделение.
Согласно передовой практике, задача внутреннего аудита в области внутреннего контроля состоит в координации построения менеджментом риск-ориентированной системы внутреннего контроля, содействии менеджменту во внедрении процедур внутреннего контроля и проведении мониторинга эффективности процедур внутреннего контроля.
При этом наиболее прогрессивным способом для поддержания в компании высокого уровня эффективности системы внутреннего аудита и контроля, выработки единой стратегии и корпоративной координации проводимых мероприятий должен быть определен руководитель высшего топ-менеджмента компании, ответственный за систему внутреннего аудита и контроля. Это также необходимо для придания статуса и значимости системе внутреннего аудита и контроля не меньшего, чем основным производственным функциям.
Основные подходы в организации системы внутреннего контроля и аудита, реализуемые в железнодорожных компаниях США, во многом аналогичны практикам компаний других отраслей экономики, соответствуют требованиям международных регуляторов финансовых рынков и с этой точки зрения представляют исключительный интерес для российского бизнеса.
Литература
1. Иванов О.Б. Создание эффективной риск-ориентированной системы внутреннего аудита и контроля в компании холдингового типа.// ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2010. №1.
При подготовке статьи использованы материалы, предоставленные в ходе личных контактов в период пребывания в США:
2. Association of American Railroads
Report «The U.S. Freight Railroad Industry».
3. Amtrak (National Railroad Passenger Corporation):
Report «Creation of Amtrak Office of Inspector General», «Inspector General’s Relationship with Amtrak».
4. U.S. Department of Transportation Federal Railroad Administration:
Report «Railroad Safety Advisory Committee (RSAC) Training».
5. Norfolk Southern Corporation:
Report «Audit and Compliance at Norfolk Southern».
6. Ernst & Young LLP:
Report «Internal Audit in big U.S. companies», «Role of Internal Audit in development of Internal Control System».