ности. Динамика продаж товаров исследуется с помощью привлечения инструментария Microsoft Excel, существуют развитые возможности для определения структуры продаж, описания конкурентов, маркетингового бюджета, реализована модель GE/McKinsey, в профессиональной версии доступен модуль «Управление по целям и анализ факторов».
Представляет интерес серия программ «КонСи», автоматизирующая отдельные участки маркетингового анализа и управления и включающая 10 программ, позволяющих использовать информацию по анкетированию и массовым опросам, проводить сегментирование рынка и позиционирование бренда, осуществлять ценовой мониторинг и выполнять иные виды маркетинговой деятельности.
Таким образом результативность маркетинговой деятельности современных предприятий существенным образом зависит от возможности реализации профессиональных компетенций маркетологов в части использования как маркетинговых информационных систем, технологий и ресурсов в условиях развития сети интернет, так и от применения функционального программного обеспечения маркетинговой деятельности и маркетинговых исследований, наи-
более соответствующего задачам и сфере деятельности предприятия.
Литература:
1. Меркулина И.А., Никитин А.П. Анализ экономический информации в табличных процессорах. Вопросы методологии: Монография. М.: Дашков и Ко, 2008. - 387 с.
2. Меркулина И.А., Никитин А.П. Применение пакета OpenOffice.org при обучении методам экономического анализа в формате E-learning // Прикладная Информатика. - 2008. - №3.
3. Сафронова А.А., Современные тенденции развития отрасли информационных технологий. М.: Транспортное дело России. 2013. № 4.
4. Егоров А.Ю., Сафроноа А.А., Сельсков А.В. Инновационное направление развития как основа социально - экономического прогресса/ в «Экономическая история мира» в 6 т./ колл. авторов; под общ. ред. проф. М.В. Конотопова. - Т.6, Кн. 2. - Очерки экономической теории. - М.: КНОРУС, 2012. - с. 345 - 484.
5. Егоров А.Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности. // М.: Изд-во «Вся Москва». - 1994. - 256 с.
УДК 656.611.2
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СУДОХОДНОЙ КОМПАНИИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ИНСПЕКЦИЙ ХИМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ДИСТРИБУЦИИ
Акопов М.С., аспирант ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, «Балтик Груп Интернешнл Новороссийск», e-mail: [email protected] Хекерт Е.В., д.т.н., профессор, ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, e-mail: [email protected]
Рассматривается организация системы управления флотом при инспектировании морских судов химическим институтом дистрибуции. Представлены особенности требований, выдвигаемых в процессе проверок. Предлагается комплексный подход для успешного прохождения инспекций.
Ключевые слова: «Химический институт дистрибуции», веттинг, нефтяные компании, безопасность морской перевозки, оценка рисков, система управления, судоходная компания, танкера-химовозы.
ORGANIZATION OF MANAGEMENT SYSTEM OF SHIPPING COMPANY IN THE PROCESS OF «CHEMICAL DISTRIBUTION INSTITUTE» AUDITS
Akopov M., the post-graduate student, Admiral Ushakov State Maritime University, Baltic Croup International Novorossiysk,
e-mail: [email protected] Khekert E., Doctor of Technical Sciences, professor, Admiral Ushakov State Maritime University, e-mail: [email protected]
The article considers fleet management system organization during «Chemical Distribution Institute» inspections of ships. Peculiarities of requirements raised in the process of audit are presented. The complex approach to successful passing of inspections is suggested.
Keywords: «Chemical Distribution Institute», vetting, Oil Majors, safety of marine transportation, risk assessment, management system, shipping company, chemical tankers.
В настоящее время наблюдается постоянное ужесточение требований к морской транспортировке нефтепродуктов и, особенно, химикатов как в части обеспечения безопасности мореплавания, что, несомненно, является главной и важнейшей задачей на флоте, так и к качеству самой перевозки и хранению груза, цена которого, зачастую, превышает десятки миллионов долларов. Вследствие этого принимаются и обновляются международные, региональные, национальные документы, регламентирующие морское судоходство, поправки к действующим конвенциям, предусматривающие меры организационного, технического, эксплуатационного, экономического, а также социального характера [1]. Согласно «Международному Кодексу по Управлению Безопасностью» (МКУБ) приняты и внедрены обязательные для каждой судоходной компании «Системы Управления Безопасностью» (СУБ), сертифицируемые на основе положений Главы IX Международной Конвенции «SOLAS-74» [2].
Предпринимаемые меры дополняются многочисленными схемами контроля, в которые входят освидетельствования государством флага судна, классификационными обществами, портовым контролем, веттинг инспекциями для судов, перевозящих нефтеналивные грузы, а особое внимание уделяется оценке комплексной безопасности танкеров-химовозов, инспекция которых проводится по программе «Chemical Distribution Institute» (CDI).
CDI - это химическая промышленная организация, зарегистрированная в соответствии с законодательством Нидерландов, как «Институт Химической Продукции» и функционирует как некоммерческое предприятие [3], управляется Советом директоров, со-
стоящим из семи лиц, выдвинутых из участвующих в организации 82-х крупнейших в мире химических компаний, в число которых входят такие иностранные предприятия, как BP Chemicals, Cargill International SA, Chevron, Conoco Phillips, Exxon Mobil, KOCH Industries, Petrobras, Shell Chemicals, а также российская компания Gazprom Global LNG.
Организация CDI осуществляет свою деятельность по трём основным направлениям, представленным на рисунке 1.
Основные цели института могут быть сформулированы следующим образом:
- повышение безопасности, надёжности и качества выполнения морской транспортировки и хранения химической продукции;
- стимулирование развития передовой практики в области морской перевозки и хранения химических продуктов через сотрудничество с крупнейшими центрами промышленности и образования;
- предоставление детальной информации и рекомендаций по внедрению передовой практики в мировой нефтегазовой промышленности с учетом международного законодательства для потребителей и заинтересованных сторон;
- мониторинг текущего и будущего международного законодательства и доведение опыта, знания и советов от химической промышленности до законодателей;
- обеспечение экономически эффективных систем оценки риска для химических предприятий в рамках таких программам, как «Responsible Care» и «Кодекс Распространения Практики Управления»;
Рис. 1. Схема деятельности химического института дистрибуции
- создание достоверного унифицированного набора надежных и сопоставимых данных контроля химических компаний [3].
Важно отметить, что результаты инспекций судов, прошедших по программе СDI-M отражаются на активной базе данных «European Quality Shipping Information System» (EQUASIS). Государственному портовому контролю стран, участвующих в проекте EQUASIS, предоставлен доступ и возможность извлечения официальной информации об отчетах проверяющих лиц для каждого конкретного танкера.
Основной особенностью прохождения CDI инспекций является то, что в ходе проверки, как правило, судно вне зависимости от уровня подготовки получает не менее 10 обсерваций, тогда как в ходе стандартной веттинг инспекции - 4-6 замечаний [4]. Это объясняется специфическим устройством химовозов и газовозов, необходимостью соответствия персонала судов квалификационным требованиям и наличием дополнительного образования у командного состава.
Аудиты института проводятся, с одной стороны, практически по идентичной программе «Vessel Particulars Questions» (VPQ). С другой стороны в процессе проведения инспекции судовой персонал и менеджмент судоходных компаний в большинстве случаев не могут добиться положительного результата. Приведенное выше противоречие определяет существование проблемы эффективного управления системы «Офис-Судно», которая в целом не может справиться с поставленной задачей успешного прохождения CDI инспекций. Для создания комплексного подхода по решению данной проблемы предлагается рассмотреть процесс организации и оценки проверок на танкерах-химовозах.
Окончательные выводы о пройденной инспекции делаются на основании документа «Ship Inspection Report» (SIR), разработанного в рамках программы «Оценка безопасности и качества систем
управления морскими перевозками». Этот документ был передан химическому институту дистрибуции для глобального применения и внедрения в мировой торговый флот, обеспечивающий перевозки химических грузов и сжиженных газов.
Стратегией SIR является предоставление точной и объективной оценки комплексной безопасности судна на момент проведения проверки, которая включает в себя 14 разделов:
1) сертификация и управление;
2) менеджмент и персонал;
3) ходовой мостик;
4) швартовные операции;
5) грузовые операции;
6) машинное отделение;
7) операционная безопасность;
8) здоровье, безопасность и защита персонала;
9) противопожарное оборудование;
10) спасательные устройства;
11) защита окружающейсреды;
12) охрана судна;
13) корпус и надстройка;
14) жилые помещения.
Статистические данные международной организации INTERTANKO по вышеуказанным разделам по отношению суммарного количества замечаний к общему числу проведенных инспекций за календарный год, представлены в таблице 1 [5]:
Важно отметить, что раздел «Операционная безопасность» включает в себя главы, связанные как со здоровьем, безопасностью, защитой персонала, так и с противопожарным оборудованием и спасательными устройствами. Отсюда следует, что наибольшее количество обсерваций, независимо от типа судна, приходится на аспект управления безопасностью, что доказывает необходимость
Табл. 1. Коэффициент обсерваций по отношению к количеству проверок
Разделы SIR Танкера Химовозы Газовозы
Сертификация 0.62 0.50 0.27
Менеджмент и персонал 0.33 0.30 0.43
Ходовой мостик 0.80 0.56 0.84
Швартовные операции 0.78 0.56 0.41
Грузовые операции 1.03 0.71 0.84
Машинное отделение 1.05 1.05 0.88
Операционная безопасность 1.49 1.23 0.91
Защита окружающей среды 0.68 0.67 0.44
Охрана судна 0.14 0.24 0.29
Корпус и надстройка 0.06 0.17 0.25
Жилые помещения 0.44 0.51 0.36
Рис. 2. Организация системы управления судоходной компании при подготовке и прохождении CDI инспекций
его усовершенствования, оптимизации и приведения к международным стандартам.
В дополнении ко всему, инспектор в ходе проверки может предложить членам командного состава пройти специализированное тестирование на предмет проверки уровня знаний и профессиональной компетенции «Crew Knowledge and Proficiency Testing» (CKP) [6]. Данная процедура хоть и является добровольной и конфиденциальной, но имеет свои отрицательные моменты. Так, например, отказ от ее прохождения может неблагоприятно повлиять на результат всего аудита.
Учитывая все вышеизложенные факторы и особенности CDI инспекций, предлагается комплексная схема организации системы управления морскими перевозками при подготовке, прохождении и оценке аудитов химического института дистрибуции, представленных на рисунке 2:
Данная модель представляет собой организацию системы успешного управления морскими перевозками, включающая в себя основные подразделения судоходной компании и схему их взаимодействия в процессе прохождения CDI инспекций.
Резюмируя все приведенное выше, можно сделать вывод, что реализация проблемы эффективного управления системы «Офис-Судно» может быть гарантирована за счет четкого и слаженного функционирования рабочих групп и отделов CDI департамента при
наличии подразделения, осуществляющего надзор за ходом подготовки флота к проверкам. Основными инструментами выполнения разработанных программ являются международные общепризнанные рекомендации INTERTANKO, позволяющие добиться положительных результатов, не умаляя уровня безопасности мореплавания. А это и является важнейшим приоритетом в процессе осуществления перевозки морем.
Литература:
1. Матохин А.В. Принципы анализа рисков при маневрировании судов в портовых водах (Учебное пособие) / Новороссийский Государственный Морской Университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2012. 118 с.
2. Консолидированный текст Конвенции СОЛАС-74. С-П.: ЦНИИМФ, 2001, 392 с
3. [Электронный ресурс]. URL:http://www.cdi.org.uk/
4. [Электронный ресурс]. URL:http://www.intertanko.com/
5. Capt. Howard N. Snaith. Inspection Vetting & Screening. INTERTANKO. London, 2011.
6. Ship Inspection Report for Chemical Tankers and Gas Carriers. Seventh Edition. Chemical Distribution Institute. London, 2011.
7. Vessel Particulars Questionnaire for Chemical Tankers and Gas Carriers. First Edition. Chemical Distribution Institute. London, 2000.