Научная статья на тему 'Организация системы управления региональной избирательной кампанией: опыт применения мобилизационных технологий'

Организация системы управления региональной избирательной кампанией: опыт применения мобилизационных технологий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
832
595
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ / ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ ЭЛ КУРУЛТАЙ РЕСПУБЛИКИ / POLITICAL MOBILIZATION / POLITICAL TECHNOLOGIES / REGIONAL ELECTION CAMPAIGN / REGIONAL ELECTIONS / THE PRE-ELECTION CAMPAIGN OF THE STATE ASSEMBLY DEPUTIES EL KURULTAY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тюхтенев Эмиль Валерьевич

Статья посвящена описанию проекта применения технологии политической мобилизации во время предвыборной кампании по выборам депутатов Государственного Собрания Эл Курултай Республики Алтай в 2009-2010 гг. На конкретных примерах дано описание использования политических технологий в условиях региональных выборов, проанализирован результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF MANAGEMENT SYSTEM OF REGIONAL ELECTION CAMPAIGN: MOBILIZATION TECHNOLOGIES EXPERIENCE

The article describes the application of political mobilization technology project during the pre-election campaign of the State Assembly deputies El Kurultay of the Altai Republic in 2009-2010. The description of political technologies usage in the context of regional elections is given with specific examples; the result is analyzed.

Текст научной работы на тему «Организация системы управления региональной избирательной кампанией: опыт применения мобилизационных технологий»

80

, ^ Э.В. Тюхтенев

^ <5

11 Организация системы управления

У-

I | региональной избирательной кампанией:

си ^

| | опыт применения

мобилизационных технологий

Статья посвящена описанию проекта применения технологии политической мобилизации во время предвыборной кампании по выборам депутатов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай в 2009-2010 гг. На конкретных примерах дано описание использования политических технологий в условиях региональных выборов, проанализирован результат. Ключевые слова: политическая мобилизация, политические технологии, региональная избирательная кампания, региональные выборы, предвыборная кампании по выборам депутатов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай в 2009-2010 гг.

Вопрос «Как победить на выборах?» становится актуальнее с каждым годом. Он же, этот вопрос, спровоцировал бурное развитие дискуссий, как теоретического, так и практического характера, на всем протяжении постсоветского времени в России. Спад политической активности граждан нашей страны наблюдается уже с 2005 г. К примеру, на выборах 14 марта 2010 г. в Республике Алтай до урны для голосования дошло лишь 59,26% избирателей. До этих выборов средняя явка составляла 75% [3]. Каким образом привлечь к участию в выборах тех избирателей, которые не пошли голосовать? Чтобы достичь желаемого (гипотетически) 99,99% уровня участия населения в выборах, следует понять, каков он, избиратель XXI в. и на какие «кнопки нажать», с тем, чтобы человек дошел до урны и опустил в нее бюллетень для голосования. Одним из возможных вариантов ответа на вышеуказанные вопросы может быть технология политической мобилизации.

Однако, прежде чем говорить о политической мобилизации, следует сказать несколько слов о нашем современнике - избирателе. Т.В. Кремень предлагает классифицировать потенциальных избирателей по типу политического поведения и политического участия. Ученая выделяет группы индивидов со следующими характеристиками:

1) высокая, постоянная политическая активность;

2) эпизодическое участие в политике, участие в выборах;

3) проявление определенного интереса к политике, или вербальное ^ „ политическое поведение; х §

4) равнодушие, аполитичность, апатия, негативное отношение к воз- щ J можному собственному участию в политике [2]. i

Как указывает большинство политологов и социологов, последняя, * четвертая группа, численно увеличивается - растет деполитизация насе- s ления и прогрессирует абсентеизм. Так, по данным ВЦИОМ, за последние шесть лет интерес россиян к политике снизился: доля тех, кому эта сфера интересна, сократилась с 48 до 39%, а тех, кто не уделяет ей внимание, напротив, увеличилась с 50 до 59%. Таким образом, если в 2005 г. доли политизированных и неполитизированных сограждан были примерно равны (48% против 50%), то сегодня последние доминируют (39% против 59%). Интерес к политической жизни проявляют прежде всего респонденты предпенсионного (42%) и пенсионного возрастов (47%), высокообразованные (50%), сторонники непарламентских партий (57%) и эсеры (52%), жители двух столиц (45%). Не представляет интереса политика, как правило, для россиян до 45 лет (63-66%), малообразованных (66%), абсентеистов (68%) и селян (65%) [6].

Именно в отношении этой группы населения и возможно проведение определенной работы в рамках организации системы управления избирательной кампанией.

Политическая мобилизация

В литературе можно найти различные определения этого понятия. Так, к примеру, «Энциклопедический словарь» определяет понятие «мобилизация» (от лат. mobilis - подвижный) как «приведение кого-либо или чего-либо в активное состояние, сосредоточение сил и средств для достижения какой-либо цели» [4]. В «Социологическом словаре» даны следующие значения мобилизации: «1) Мобилизация (от лат. Mobilis - подвижный), англ. mobilization; нем. Mobilisierung). 1. Активизация и концентрация внутренних сил индивида или социальной группы на выполнение определенных задач. 2. Направленный процесс активизации масс в целях решения чрезвычайных политических, военных, экономических и др. целей. 3. Перевод вооруженных сил государства в состояние боевой готовности; призыв военнообязанных запаса на действительную службу» [8]. В другом словаре видим: «Мобилизация политическая - привлечение политическим лидером группой или правительством материальных или людских ресурсов для форсированного достижения поставленных целей. Мобилизация политическая обычно связана с мобилизованным политическим участием» [5].

, х В определениях проводится четкое различие между субъектом и объек-^ I том политической мобилизации. В случае политической мобилизации как ^ £ субъект может выступать государство, политические партии и любые дру-§ ^ гие политические организации. Таким образом, данному процессу могут ш у быть даны следующие определения. Политическая мобилизация - сосре-1 о доточение и задействование субъектом политики, или актором, различных ё с материальных и людских ресурсов для достижения своих целей, прежде всего путем создания массовой поддержки со стороны граждан, установления контроля над финансовыми и информационными источниками. Иными словами: организация партиями и движениями высокого уровня политического участия своих сторонников для победы на выборах.

Особенности использования технологии политической мобилизации на примере выборов депутатов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай 14 марта 2010 г.

В марте 2010 г. на территории Республики Алтай прошли выборы депутатов законодательного собрания региона. Выборы состоялись по смешанной системе: 20 депутатов избирались по мажоритарной системе, 21 - по пропорциональной избирательной системе, всего 41 мандат. В выборах приняли участие лишь парламентские партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия».

Опишем стартовые условия избирательной кампании.

1. Социальное самочувствие населения. По данным социологического исследования ФОМ, проведенного в октябре 2009 г. в Республике Алтай, половина опрошенных (45%) довольны состоянием дел в республике. Примерно столько же недовольных. При этом 33% ответили, что в республике жить легче, чем в других регионах России. Только 16% опрошенных отметили, что за последние два года состояние дел в субъекте ухудшилось, 29% отметили улучшение, 50% опрошенных считают, что состояние дел в республике не изменилось. В отличие от других регионов, где проблемы с ЖКХ стоят на первом месте, жителей Республики Алтай больше волнуют вопросы алкоголизма и инфляции (53%), на третьем месте - проблема занятости населения (43%). За последнее время, как отмечают опрошенные, значительно улучшилось благоустройство городов и сел (состояние дорог, работа общественного транспорта и т.д.) [3].

Электоральные ожидания жителей республики (по результатам фокус-групп) это, прежде всего, развитие транспортной инфраструктуры, упорядочивание туристической деятельности, реализация проектов, обеспечивающих снижение себестоимости энергоресурсов, и, как следст-

вие - снижение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. На втором ^ „ плане стандартный запрос на строительство и реконструкцию объектов х § социальной сферы: детских садов, школ и медицинских учреждений. щ |

2. Отношение к партиям. Достаточно высокие позиции на октябрь 3 имела «Единая Россия», за которую готовы были проголосовать в нача- * ле осени 66% опрошенных. КПРФ и «Справедливая Россия» на момент 2 опроса имели по 7% и 6% соответственно, ЛДПР - 4%. «Затрудняюсь ответить» - 10%. После актуализации кампаний партий ситуация может измениться не в пользу правящей партии. Что и показали результаты выборов. Наибольший потенциал к росту у «Справедливой России», которой доверяло 18% опрошенных, у КПРФ - 12% и у ЛДПР - 8%.

3. Оценка конкурентного поля. В республике на тот момент было зарегистрировано и действовало 7 политических партий. Из оппозиционных партий наиболее активную кампанию вела партия «Справедливая Россия». Данная партия в основу своей агитационной работы ставит проблемное позиционирование, перехватывая, при этом, повестку у «Единой России» в ряде тем: процесс объединения с краем, вопросы по земельным отношениям и т. д. По наблюдению избирателей, уже за 2,5 месяца до выборов ведется активное распространение агитационной литературы, проводятся пикеты различной тематики, в том числе, посвященные борьбе с алкоголизмом, а также высоким тарифам на услуги ЖКХ; в городе замечены передвижные баннеры. В газете «Трибуна Справедливости» используются образы Президента РФ и премьер-министра РФ. По мнению большинства опрошенных избирателей, это санкционированные действия эсеров, и вышеуказанные лица (в особенности, Президент РФ), симпатизируют или даже поддерживают партию «Справедливая Россия» (фокус-группы). «Справедливая Россия» действует на общем электоральном поле с партией «Единая Россия» и данные действия влияют, прежде всего, на сторонников единороссов, заставляя их пересматривать свои политические взгляды. Убеждение в том, что «Справедливая Россия» не является оппозицией и как партия является инструментом реализации федеральной политики, уже практически сформировано. В выпусках «Трибуны» уже прослеживаются стратегические линии позиционирования, построенные на негативных и провокационных темах: «объединение с Алтайским краем», «незаконная продажа земли» (педалирование патриотических настроений) и т. д. Отмечалось усиленное фоновое присутствие лидеров справорос-сов в местных и региональных СМИ. Активизировались депутаты-спра-вороссы, которые пытаются инициировать популистские темы в рамках парламента Республики Алтай.

, х По информации экспертов, велась работа по привлечению в списки ^ I «Справедливой России» в качестве референтных лиц потенциальных кан-^ £ дидатов от других партий, включая «Единую Россию». Также отмечается § ^ работа представителей «Справедливой России» с главами районов и дру-ш у гими представителями административного аппарата. Кроме того, изби-1 о ратели отмечают, что «Справедливая Россия» ведет активные действия по перекупке агитационной сети «Единая Россия», сформированной на предыдущих кампаниях.

КПРФ и ЛДПР имеют своих сторонников в регионе, однако осенью 2009 г. из этих двух партий проявила себя только ЛДПР. Либерал-демократы провели в нескольких районах ряд акций и пикетов, содержание которых избирателям не запомнилось. Они отмечали, что результаты ЛДПР на выборах в республике будут зависеть от прямой включенности в избирательную кампанию лидера партии В.В. Жириновского. КПРФ в еженедельном режиме выпускала партийную газету «Правда Горного Алтая».

Содержание избирательной кампании

В результате анализа выявленных осенью 2009 г. электоральных ожиданий была сформирована доминанта избирательной кампании «Единой России»: добиться улучшения качества жизни и благосостояния жителей Горного Алтая можно только через модернизацию экономической и социальной сферы Республики. Партия «Единая Россия», имеющая поддержку федерального центра и представляющая интересы большинства жителей - единственный гарант такой модернизации. Генеральный слоган избирательной кампании: «Современный Алтай - новое качество жизни».

Программное позиционирование партии «Единая Россия» было основано на следующих пунктах:

- экономическая модернизация и социальное развитие Республики за счет развития транспортной сети (аэропорт, расширение федеральной трассы М52, строительство железной дороги) и социальной инфраструктуры (строительство детсадов и школ, реконструкция республиканской больницы, оснащение больниц современным оборудованием и т.д.);

- создание по инициативе «Единой России» механизма государственно-частного партнерства в туристической сфере с целью регулирования туристической деятельности; удовлетворение запросов избирателей: регламентация туристической деятельности, создание новых рабочих мест, новые возможности для предпринимательской деятельности;

- решение проблемы энергодефицита в республике, улучшение экологи- ^ „ ческой ситуации (газификация республики, строительство малых ГЭС); х §

- развитие агропромышленного комплекса республики за счет открытия щ | перерабатывающих производств, модернизация существующих произ- 1 водств; улучшение качества жизни на селе; *

- «Народная программа» - актуализация существующей в регионе 2 Стратегии социально-экономического развития Республики до 2028 г. посредством привлечения внимания населения к основным проблемам и задачам, которые предстоит решить региональной власти в ближайшие 4 года; организация общественного обсуждения возможных путей развития республики в период до 2014 г., а также общественная экспертиза вносимых правительством Республики Алтай корректировок в Стратегию, возникших в связи с кризисом;

- «Единая Россия» - партия, ответственная за положение дел в стране и регионе; формирование четкой связки с «Народной программой» персоналий кандидатов-списочников и одномандатников от партии; единороссы в республике работают в тесном сотрудничестве с правительством Республики Алтай и федеральной властью, и только благодаря этому в регионе возможна стабильность и развитие, при этом именно представители «Единой России» выступают инициаторами обсуждения стратегически важных для региона вопросов, чтобы при помощи жителей республики расставить приоритеты дальнейшего ее развития в условиях кризиса; единороссы же будут контролировать, как воплощается в жизнь Стратегия в период 2010-2014 гг., в формировании которой принимало непосредственное участие население.

В качестве ключевых тем избирательной кампании были определены

следующие:

- укрепление образа «Единой России» как единственного гаранта преемственности государственной политики в интересах достойного будущего России и каждого из ее граждан; территориальная привязка к Республике Алтай;

- демонстрация достижений партии «Единая Россия» в регионе; демонстрация слаженного взаимодействия исполнительной и законодательной власти в республике (прекращение конфликта между исполнительной и законодательной властью) благодаря наличию большинства депутатов «Единой России» в Госсобрании;

- демонстрация ведущей роли «Единой России» в формировании политики, направленной на рост и повышение качества «человеческого капитала» страны (в области поддержки рождаемости, совершенствования системы образования и здравоохранения), укреплении

семейных ценностей, сохранении богатого культурного и духовного

наследия.

Фоновыми темами избирательной кампании послужили следующие темы.

1. Сохранение традиционных ценностей. Республика Алтай - земля, богатая традициями и уважаемыми людьми (поднятие уровня местного патриотизма, экскурс в историю республики и истории знаковых людей Алтая). Позиционирование партии через людей, живущих в республике.

2. «Единая Россия» - партия конкретных дел, реализующая на территории республики ряд масштабных проектов при участии федерального центра.

3. Массированное доведение до населения республики информации о существовании федеральных целевых программ, их финансировании федеральным центром, а также участии федерального центра в проектах в рамках стратегии избирательной кампании.

Технологический инструментарий кампании

Основная тактическая задача кампании - навязать избирателям повестку путем публичного обсуждения основных тем за счет налаживания обратной связи с жителями республики. Инструмент: рабочие группы, круглые столы, общественные слушания. Основными спикерами данных групп выступили кандидаты-списочники и одномандатники от «Единой России».

Основным каналом медиа-коммуникации выступали наиболее рейтинговые СМИ региона и инорегиональные СМИ (манипулирование на уровне освещения кампаний партий плюс фоновая кампания «Единой России»). К освещению кампании были привлечены газеты «Комсомольская правда» (Барнаул), «АиФ» (Барнаул); Интернет-СМИ «Банк-информ», «ПолитСиб.ру». Кроме того, привлекались республиканские СМИ: официальные газеты - «Звезда Алтая», «Алтайдын Чолмоны», «Вестник Горно-Алтайска» и независимый еженедельник «Постскриптум». В этих СМИ были инициированы публикации. Были также использованы возможности радио и телевидения путем показа информационных сюжетов в новостях, тематических программ, роликов по каналам ГТРК «Алтай», республиканского радио, радио «Мега», радио «Сибирь». На сайте «Новости Горного Алтая» было проведено Интернет-голосование. Помимо общесибирских и республиканских СМИ, были использованы и районные СМИ. Это газеты «Сельчанка», «Чойские вести», «Чуйские зори», «Чемальский Вестник», «Уймонские вести», «Истоки», «Улаган сегодня», «Сельская Новь», «Ажуда», «Голос времени».

Для освещения хода предвыборной кампании штаб «Единой России» ^ „ производил и распространял печатные агитационно-пропагандистские х § материалы: плакаты, буклеты, брошюры, листовки и билборды. щ |

Также были задействованы каналы общей коммуникации: организа- 1 ция общественных слушаний с обсуждением основных программных * предложений «Единой России» в регионе; кампания «От двери к двери»; 2 проводились формирующие опросы на каждом смысловом этапе кампании; все агитационно-пропагандистские материалы и смысловые сигналы тестировались на фокус-группах, создаваемых не только в Горно-Алтайске, но и в сельских районах республики; была налажена обратная связь с каждым избирателем; создана единая база данных сторонников «Единой России»; директ-мэйл; мобилизация в день выборов.

Основные тематические и технологические этапы кампании

Этап № 1. Инициация общественного обсуждения программы регионального отделения Партии. Сроки реализации: декабрь 2009 г. - конец января 2010 г. Цель: перехват проблемных тем у оппонентов, первичная мобилизация электората. Задачи: актуализация основных тем избирательной кампании; активная презентация кандидатов-списочников и одномандатников, которые выступали экспертами по основным темам кампании; нейтрализация оппонентов как активных участников жизни региона путем демонстрации их политического бессилия.

Этап № 2. Подведение итогов общественной экспертизы предвыборной программы, придание ей статуса Программы развития Республики Алтай, имеющей федеральное звучание. Сроки реализации: февраль 2010 г. Цель: усиление электоральных позиций партии, кандидатов-спи-сочников и одномандатников в регионе и на местах. Задачи: демонстрация избирателям, что их голос услышан на всех уровнях - от поселкового до республиканского - путем информирования о включении их предложений в Программу развития республики; демонстрация потенциала правящей партии, «Единой России», в регионе путем вовлечения федерального центра в реализацию программы (визит С.К. Шойгу, И.Е. Левитина; программное обращение первых лиц республики к премьеру В.В. Путину и президенту Д.А. Медведеву).

Этап № 3. Позиционирование партии «Единая Россия» (кандидатов-списочников и одномандатников) как единственной силы, способной реализовать программу развития Республики. Сроки реализации: 1-13 марта 2010 г. Цель: мобилизация активных сторонников партии и кандидатов и привлечение на свою сторону сомневающихся. Задачи: укрепление сложившегося позитивного образа партии, наполненного рациональным

88

j

, x содержанием; снижение электорального потенциала оппонентов путем

^ I демонстрации, что в прошлом они были противниками полезных для Рес-

^ £ публики инициатив власти; донесение до избирателя мысли: программа,

g ^ которую создала общественность Республики, будет реализована только

<¿5 в том случае, если во властном большинстве будут ее авторы и сторонники. !

о с Результаты

По результатам выборов 14 марта 2010 г. в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай «Единая Россия» набрала 44,33% (34 880 голосов), КПРФ - 24,97% (19 644 голоса), «Справедливая Россия» - 16,08% (12 649 голосов) и ЛДПР - 11,75% (9 244 голоса). По одномандатным округам выдвиженцы от партии «Единая Россия» победили в 14 округах, в 6 победили самовыдвиженцы (всего 20). Из 21 мандата по партийным спискам прошли: «Единая Россия» - 10, КПРФ - 5, «Справедливая Россия» - 4 и ЛДПР - 2. Итого: «Единая Россия» - 24, КПРФ - 5, «Справедливая Россия» - 4, ЛДПР - 2. Независимые депутаты - 6. Явка составила 59,26% (78 677 голосов) [3].

Завершившаяся 14 марта 2010 г. избирательная кампания характеризовались рядом негативных тенденций. Очевидный тренд, который был зафиксирован общественными организациями и наблюдателями, - предельное ужесточение политической борьбы. Представители партий использовали все возможные методы для привлечения избирателей на свою сторону и ослабления позиции конкурентов. Пассивность же избирателей только провоцировала жесткость методов. Лучше всего об этом сказано у французского философа и социолога Жана Бодрийяра: «Молчание массы подобно молчанию животных... Она не скажет ни того, где для нее - на стороне левых или правых - истина, ни того, на что она - на освободительную революцию или на подавление - ориентирована. Масса обходится без истины и без мотива. <...> Такое молчание невыносимо. Оно является неизвестным политического уравнения, аннулирующим любые политические уравнения» [1].

Как показала избирательная кампания, самой большой проблемой стала мотивация участия в выборном процессе вообще. Этим, собственно, было вызвано применение технологии политической мобилизации. Главной стала борьба за ведение повестки дня. Надо отметить, что конкурирование за возможность решить проблемы алкоголизации и инфляции в республике принесла неплохие политические дивиденды кандидатам, работавшим в этой сфере. Объяснить это можно тем, что сознание современного человека фрагментарно. Он постоянно реагирует на то, что ему показывают. Согласно исследованиям психологов, человек способен сосредоточить

внимание максимум на 5-7 темах. Не более. Вот за это и идет борьба. ^ „ Какая тема будет сегодня на повестке дня? Разные темы выгодны разным х § силам. Поэтому каждая стремится навязать свою. А в нашем конкретном щ J случае - обыграть единую тему по своим правилам. i

Отметим методы, прямо или косвенно оказывающие мобилизирую- * щее воздействие. Во-первых, подтолкнуть избирателя к ознакомлению s с рейтингами может простой интерес. Выборы - зрелище достаточно захватывающее, чтобы простой человек мог позволить себе поинтересоваться, чем же все это закончится. Поскольку такой интерес, как правило, не предполагает активных действий, то и манипулятивный элемент тут достаточно слаб. Во-вторых, избиратель может знакомиться с рейтингами, чтобы сделать разумный выбор, проголосовать так, чтобы его голос не пропал. В-третьих, избиратель может захотеть быть с лидером. Конкретные психологические причины такого интереса могут быть самыми разными. Это и просто «чувство толпы», и желание проголосовать за «сильного лидера» (предполагается, что такой всегда должен быть первым), и другие подобные случаи. Этой простой технологией мобилизации пользовались все участники выборного процесса.

В заключение следует отметить, что мобилизационные технологии, безусловно, оказывают серьезное воздействие на избирателей, особенно в региональных кампаниях. Вместе с тем, основной проблемой применения политических технологий в современной России является низкий уровень эффективности, к тому же ограничение их в рамках одного электорального цикла. Дальнейшей целью развития политических технологий в России должны стать такие методы, которые могут провоцировать у ныне инертной социальной массы населения субъектность, формировать в ней определенные позиции, отношения, мотивы и, наконец, потребность реагировать. Провоцирование субъектности, превращение пассивного объекта в активный субъект коммуникации, формирование общественного отношения к определенному вопросу - такова главная функция политических технологий. Достичь согласия с той или иной социальной группой можно, лишь преодолев ее безразличие, доказав, что ее интересы накрепко связаны с конкретной политической институцией. Именно это согласие, без которого невозможна легитимация, полноценная деятельность и, в конечном счете, успех политической партии или властного института.

Библиографический список

1. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального (A l'ombre des majorités silencieuses, ou La fin du social) / Пер. с фр. Н.В. Суслова. Екатеринбург, 2000.

, 2. Кремень Т.В. Компоненты политической мобилизации // Актуальные вопро-

£ 5 сы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 8

I § (28). Сб. ст. по материалам XXVIII международной научно-практической

g | конференции. Новосибирск, 2013. С. 6-12.

3. Официальный сайт Избирательной комиссии Республики Алтай. URL: www. ш у altai_rep.vybory.izbirkom.ru/region/altai_rep (дата обращения: 23.11.14).

|| 4. Политическая наука: Словарь-справочник / Сост. проф. И.И. Санжаревский. J с Тамбов, 2010.

5. Политология: Словарь-справочник / Сост. М.А. Василик и др. М., 2001.

6. Пресс-выпуск №№ 1725: «Интерес к политике: растет или падает?» // ВЦИОМ: Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: http://wciom. ru/index.php?id=459&uid=111495 (дата обращения: 23.11.14).

7. Республика Алтай, октябрь 2009 г. Основные результаты опроса (справка) // Фонд общественного мнения (ФОМ). URL: www.fom.ru (дата обращения: 23.11.14).

8. Социологический словарь. URL: www.onlinedics.ru/slovar/soc/m/ mobilizatsija. html (дата обращения: 23.11.14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.