дарственные органы, оказывающие существенное влияние на кластер, могут рассматриваться как его часть. И наконец, кластер объединяет различные ассоциации и другие совместные структуры частного
сектора, поддерживающие членов кластера, а также общественные организации потребителей жилья и коммунальных услуг.
Клименков Г.В.
Пермский филиал ФГБУН «Институт экономики УрО РАН», Россия, г. Пермь
УДК 338.2
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ ЖКХ
Дается анализ докладов и решений на Совещании в ГД ФС РФ по развитию ЖКХ как организационно-экономической саморазвивающейся рыночной структуре.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, управление развитием ЖКХ.
ORGANIZATION OF MANAGEMENT SYSTEM OF HOUSING AND UTILITY SPHERE DEVELOPMENT
Analyzes the reports and decisions of the Meeting in the State Duma Housing Development as organizational and economic self-developing market structure.
Key words: Housing and utilities, management development.
В Москве 4 июня 2013 года по поручению депутатов ГД ФС РФ нами было подготовлено и проведено Совещание в ГД ФС РФ по выработке основных положений политики в области развития ЖКХ. В работе Совещания приняли участие представители профильных министерств и ведомств РФ, представители власти регионов, МО, руководители профессиональных объединений предпринимателей в сфере строительства и ЖКХ, ТСЖ, представители промышленных и строительных компаний, науки и образования, другие приглашенные лица. Совещание явилось базовым по формированию политики ЖКХ в РФ.
Были подготовлены и обсуждены следующие доклады: «О ходе реализации программы капитальных ремонтов и реконструкции многоквартирных домов в РФ»; «Интегральное устойчивое территориальное развитие»; «Деятельность национального фонда по развитию малого и среднего предпринимательства по работе с инвестиционными проектами регионов с целью активизации привлечения западного ссудного капитала для реализации проектов регионального развития»; «Организация системы управления развитием сферы ЖКХ в условиях реформирования»; «Взаимодействие управляющих компаний, ТСЖ, РСО и МО с целью выработки эффективной поли-
тики развития ЖКХ»; «Система стандартизации и сертификации в сфере ЖКХ»; «Проблемы эксплуатации жилищного фонда России и реформирование ЖКХ»; «ЖКХ в условиях реформ»; «Формирование тарифной политики в сфере ЖКХ»; «Деятельность Федерального агентства по техническомурегулиро-ванию и метрологии в сфере ЖКХ»; «Формирование региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) в соответствии с требованиями Жилищного кодекса»; «Решение вопросов по тарифам в сфере ЖКХ»; «Новые технологии в области асбесто-цементной промышленности для массового строительства малоэтажного индивидуального жилья и тепловых сетей»; «Техническое, санитарное и экологическое регулирование в жилищном законодательстве России».
В ходе обсуждения проблем ЖКХ участники Совещания отметили следующее.
1. Большинство инициатив по решению вопросов, связанных с реорганизацией системы управления жилищным фондом, проводились административными методами, а не за счет активной позиции собственников жилья (потребителей жилищно-коммунальных услуг) или их объединений. Кроме того, существующие подходы по решению рассматриваемых вопросов по организации системы
управления развитием сферы ЖКХ не в полной мере отвечают условиям и характеру востребованного на сегодняшний день социально ориентированного управления жилищным фондом, что и обусловило необходимость выработки концептуальных решений на новом качественном уровне Стратегического совершенствования системы управления жилищным фондом, которые должны найти отражение в формируемых программных мероприятиях и ожидаемых результатах.
С другой стороны, обеспечить развитие среды проживания горожан без надежно функционирующих, экономически эффективных и экологически безопасных инженерных систем жизнеобеспечения невозможно. Решение данных вопросов должно найти отражение в проекте Стратегического плана в виде программных мероприятий и ожидаемых результатов.
Сформулированные цель и задачи, методы и инструменты реализации стратегических программ «Совершенствование системы управления жилищным фондом» и «Развитие современных инженерных систем жизнеобеспечения» должны соответствовать главной целевой установке - обеспечение растущих потребностей населения современными условиями комфортности жилья, повышение качества жилищно-коммунальных услуг, повышение уровня безопасности жилья, инженерно-технической инфраструктуры и обеспечение энергобезопасности города.
2. Кластерная технология, по мнению ученых, наиболее полно отвечает той модели управления реформой ЖКХ, которая позволит с наибольшей результативностью осуществить рыночные преобразования на основе соблюдения интересов всех агентов рынка ЖКУ. Это возможно благодаря тому, что технология предусматривает равноправное участие в данном процессе заинтересованных субъектов экономических отношений, может явиться координирующим и консолидирующим фактором формирования устойчивой тенденции развития ЖКХ, что обеспечит повышение его конкурентоспособности.
3. Цель создания законодательства, способствующего внедрению рыночных отношений, Жилищным кодексом не достигнута, а требования Кодекса способствуют криминализации отрасли, обеспечивая получение сотен миллиардов рублей в год не обремененной затратами прибыли.
За пределами современных представлений находятся требования ЖК РФ, посвященные организации и управлению технической эксплуатации домов (в соответствии с терминологией ЖК РФ «Содержание и ремонт»).
Состояние жилищного фонда (ЖФ) страны близко к ветхому в условиях непрерывно растущего
физического износа, при отсутствии мер его ограничения или исключения становится реальной угроза массового перехода ЖФ в аварийное состояние. Устранить эту угрозу можно только мерами, ограничивающими физический износ, в том числе эксплуатацией домов по регламенту «техническая эксплуатация», в соответствии с «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда».
4. Поставка в дома ресурсов (вода, тепло, газ, электроэнергия) осуществляется с использованием стационарных дорогостоящих сетей и устройств, что монополизирует положение поставщиков в связи с исключением у потребителя возможности выбора поставщика. Это обстоятельство требует всеобъемлющего государственного контроля, регулирования и нормирования условий поставки и тарифов ресурсов. Приоритетным направлением этой работы должно стать определение нормативных показателей затрат на основные материалы, трудовых, энергетических и других на единицу поставляемых ресурсов.
Регламентируемые ЖК РФ способы определения стоимости работ пропорционально площади квартиры собственника противоречат здравому смыслу и техническому регулированию, в соответствии с которым стоимость работ определяется стоимостью и количеством затраченных ресурсов.
Требования и регламенты ЖК, не предусматривающие контроль выполнения работ и квалифицированную приемку количества и качества выполненных работ, противоречат требованиям технического регулирования.
5. Система управления качеством, являясь составной частью общей системы управления организации, должна обеспечивать достижение необходимого уровня качества предоставления ЖКУ, определяемого либо требованиями нормативно-технических документов, либо условиями договора. Предложено построение деятельности в системе управления качеством и конкурентоспособности осуществлять с применением методов и использования требований стандарта ИСО 9001:2008.
Серия стандартов ISO 9000 неоднократно пересматривалась. Первая версия была подготовлена в 1987 году. Вторая версия была выпущена в 1994 году и представляла собой уточненную версию 1987. Третья версия была разработана в 2000 году. Версия 1994 года была радикально пересмотрена. Четвертая версия стандарта вышла разобщенно -в 2005 году был выпущен стандарт ISO 9000-2005, в 2008 и 2009 годах были опубликованы стандарты ISO 9001 и 9004. Несмотря на ожидавшийся полный пересмотр версии 2000 года, ТК176 решил ограничиться «косметическими» правками - исправлением неточностей и разночтений. Причинами отказа от
существенных изменений и задержки с выпуском новой версии были названы желание продлить срок действия существующих сертификатов у организаций, т. е. сохранить статус-кво в сертификационном бизнесе. Выход пятой версии стандартов был запланирован на 2013 год.
Стандарты серии ISO 9000, принятые более 190 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности.
6. Существует объективная необходимость в разработке муниципальных правил предоставления ЖиКУ В основу данных правил должен быть положен стандарт качества на ЖиКУ, являющийся обязательным приложением к договору между конечным потребителем и управляющими компаниями (УК). Кроме того, правила должны содержать механизмы, обеспечивающие полноценную защиту прав и законных интересов конечных потребителей ЖКУ.
«Стандарт предоставления жилищных услуг» для потребителя может быть разработан на основе комплексного подхода к системе управления качеством ЖКХ.
Стандарты качества жилищных услуг призваны стать нормативной основой для поддержания реального уровня качества предоставляемых услуг.
Особо важное значение имеет разработка стандарта на следующий вид услуги, обеспечение минимального эффективного срока эксплуатации элементов жилого дома, который является основой расчета тарифа по социальному найму.
Стандарт должен быть компактным, доступным для понимания потребителя документом, являться обязательным приложением к договору на оказание ЖКУ, в котором представлен график ремонта и замена элементов жилого дома или внутридомового оборудования.
Таким образом, у жильца появляется ясность, какие виды жилищных услуг оказываются и в какие сроки оплачиваются.
Стандарты качества коммунальных услуг
призваны стать нормативной основой для поддержания реального уровня качества предоставляемых услуг.
«Стандарты предоставления коммунальных услуг» для потребителя могут быть разработаны на основе комплексного подхода к системе управления качеством ЖКХ.
7. С выходом Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», завершилась многолетняя (с 2006 года) дискуссия о переходе к регулированию социально-трудовых отношений в России на основе профессио-
нальных стандартов. Правительству Российской Федерации дано поручение: «... разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов».
Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), НИИ труда, при поддержке Минобрнауки и Минсоцздравразвития России уже разработаны порядка 70 профессиональных стандартов в различных отраслях экономической деятельности.
Использование профессионального стандарта несет в себе очевидные преимущества для работников, работодателей и образовательных учреждений, помогая:
- оценить необходимость повышения профессионализма работников организации;
- определить, соответствует ли человек должности, на которую он претендует или занимает на всех стадиях социально-трудовых отношений (после окончания вуза, в ходе трудоустройства и в процессе трудовой деятельности);
- активизировать мотивацию работников к эффективности и качеству труда, что, в конечном итоге повысит эффективность работы предприятий строительства и ЖКХ.
8. Региональная система сертификации профессиональных квалификаций работников организаций ЖКХ на основе профессионального стандарта - эффективная система независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций работников ЖКХ, является залогом:
- повышения качества трудовых ресурсов в области ЖКХ;
- повышения качества подготовки квалифицированных специалистов в области ЖКХ.
9. Состояние жилищно-коммунального комплекса характеризуется: интенсивным, ускоряющимся во времени физическим износом Жилищного фонда; неудовлетворительным организационно-управленческим уровнем технической эксплуатацией домов; деградацией ремонтно-строительных организаций; уменьшением количества и ухудшением качества ремонтных работ; отсутствием контроля выполнения и приемки работ, что создает условия невыполнения оплаченных работ - криминализацию деятельности обслуживающих организаций; отсутствием конкурентных рыночных условий в сфере технической эксплуатации домов; рецидивами необоснованного принуждения жителей домов к оплате неполучаемых услуг.
10. Сложившееся положение создано реализацией требований и регламентов введенного в 2005 году Жилищного кодекса РФ, неизбежно формирующего указанное негативное состояние ЖКХ:
10.1. В соответствии с ЖК РФ основной целью
обслуживания домов является обеспечение сохранности (способности строительных элементов и домов противостоять старению и отрицательному влиянию среды до ввода их в эксплуатацию), а не долговечности (эффективной работоспособности до наступления предельного состояния при установленной системе ремонтов). Обслуживание домов регламентируется по правилам «Содержания и ремонта», сокращающим количество или упраздняющим текущие ремонты, а не по правилам «Технической эксплуатации», предусматривающим ликвидацию на ранней стадии неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации, что является непреложным условием обеспечения долговечности строительных элементов и домов. Сокращение или упразднение текущих ремонтов ведет: к интенсификации физического износа в 1,5-3,0 раза в год (затраты на восстановительные работы 1% износа жилого фонда страны превышает 600 млрд. руб.), сокращению длительности периода между капитальными ремонтами, увеличению стоимости капитальных ремонтов.
10.2. В соответствии с принятыми правилами оценки, три уровня определяют эффективность деятельности отраслей материального производства: технический, технологический и организационно-управленческий. Регулирование первых двух (технического и технологического) в основном является прерогативой технического регулирования; значительная часть организационно-управленческих отношений требуют правового регулирования.
ЖК РФ регламентирует две организационно-управленческие структуры в сфере технической эксплуатации домов: правления и управляющие компании.
Правления - организационная структура, созданная в 70-х годах. Правление, избираемое из числа членов кооператива, состоит, как правило, из лиц (врачей, спортсменов, зоологов, парикмахеров и т. п.) не имеющих строительной подготовки и, следовательно, не способных обеспечивать функции управления технической эксплуатацией дома по своим профессиональным возможностям и, в связи с этим, выполняющих роль представительской приемки работ.
Такое функциональное состояние правления полностью соответствовало условиям и установкам того времени: в условиях всеобъемлющего контроля и подробных инструкций на все виды работ.
По данным непрерывно отслеживаемого специалистами обслуживающих организаций состояния строительных элементов домов структурами общегосударственной системы учета и контроля жилищного фонда (статистическими, бухгалтерскими и оперативно-техническими) формировался учет их состояния и разрабатывались оперативные планы
технической эксплуатации домов. Контроль выполняемых работ осуществлялся службами вышестоящих и внешних по отношению к хозяйству органов: народный контроль, финансовый отдел, государственный банк.
В изменившихся в 90-х годах условиях правления сами должны определять работоспособность строительных элементов домов, необходимость и объем их восстановления, осуществлять контроль и приемку ремонтных работ, в связи с этим в состав правлений должны включаться опытные строители. Поэтому состав структуры, обязанности и ответственность правлений необходимо пересмотреть с разработкой положения о правлении, содержащего необходимые обоснования.
Шестилетний опыт управления технической эксплуатацией домами Управляющими компаниями, показал, что в большинстве своем они не являются эффективными организаторами и руководителями работ. Дома не обеспечиваются правовой и технической документацией; не устраняются недоработки, допущенные при приемке домов; не обеспечивается эффективная работа субподрядчиков; не выполняются условия, предусмотренные договором.
В связи с этим целесообразность внедрения управляющих компаний в систему технической эксплуатации домов является спорной. Необходимо разработать специализированными институтами «Положение об УК», анализ которого позволит компетентным органам, законодателям и всем собственникам понять целесообразность включения УК в систему ТЭД.
ЖК РФ, к сожалению, не предусматривает вовлечение в работу по технической эксплуатации домов проверенных практикой отделов ЖКХ в составе администраций городов и районов. Эти отделы в течение многих десятилетий осуществляют организацию контроля и приемку в эксплуатацию строящихся объектов, курируют ремонтно-строительную деятельность, осуществляемую в населенных пунктах.
В связи с возникшими переменами существенно изменился состав выполняемых при обслуживании многоквартирных домов работ, который стал включать хозяйственную деятельность, организуемую на домах (рекламная работа, сортировка и утилизация мусора и т. п.), а также увеличилось количество вариантов выполнения различных работ: санитарных, по озеленению, обслуживанию инженерных систем, чистке вентканалов, уборке мусора, противопожарных и т. п. Поэтому до разработки правового регулирования в области организации и управления технической эксплуатации домов необходимо разработать и оптимизировать технические решения структур, обеспечивающих выполнение необходимой деятель-
ности качественно и с минимальными затратами.
10.3. Механизм, обеспечивающий получение не обремененной затратами прибыли, заложен в п. 1 ст. 158 и п. 1 ст. 37 ЖК, согласно которым собственник оплачивает расходы на содержание своей доли общего имущества в многоквартирном доме пропорционально площади своей квартиры.
Реализация этого требования осуществляется регулярной ежемесячной оплатой суммы за коммунальные услуги по статье «Содержание и ремонт» в размере, определенном произведением площади квартиры (Sk) на коэффициент (Кк).
Предложенный способ определения стоимости услуг противоречит известным методикам определения подобных величин и содержит следующие недостатки и недоразумения.
Анализ проектов домов показывает, что доля, прямо или опосредованно используемых строительных элементов домов, являющихся общим имуществом, не пропорциональна площадям квартир разной площади и, следовательно, п. 1, ст. 37 ЖК является необоснованным требованием. Не может быть получено расчетным путем или любым другим способом, принятым в практике измерений, значение коэффициента пропорциональности (фактически являющимся тарифом на услуги), потому что любая величина может формировать другую величину или служить основанием для ее расчета при условии наличия функциональной связи между ними. Площадь квартир для всех без исключения выполняемых услуг не входит в число факторов, определяющих расход и стоимость ресурсов (труда, материалов, энергии и др.), составляющих стоимость услуг. Поэтому чиновник, устанавливающий размер тарифа на услугу, не может его рассчитать или обосновать любыми известными методами и вынужден выдумывать его значение.
Являясь результатами вымысла, утвержденные голосованием депутатов Совета при администрациях, как правило, не знающих сути голосуемого вопроса, тарифы не могут соответствовать фактическим затратам, а стоимость услуг, определенная с их применением в 3-4 раза превышает значения, определенные методами технического нормирования.
Регулярно оплачивая работы по статье «Содержание и ремонт», плательщик не знает: какие работы он оплатил, целесообразность их выполнения, с каким качеством и в каком количестве они выполнены. Такой способ взаимоотношения плательщика и исполнителя предполагает выполнение работ по усмотрению исполнителя без учета требований плательщика.
Таким образом, способ определения доли на содержание общего имущества, регламентируемый ЖК РФ, противоречит здравому смыслу, создает
условия для хищений и подлежит упразднению.
10.4. В правовом регулировании не допустимы приемы, в соответствии с которыми, не приводя состава признаков, характеризующих вид, относят к нему объекты, не имеющие к данному виду никакого отношения.
В п. 1 ст. 36 ЖК формулировка понятия общего имущества отсутствует и его характеристика ограничивается перечислением объектов, входящих в его состав, включая и объекты, не обладающие признаками общего имущества. В соответствии с ЖК РФ собственнику МКД неосновательно навязывается имущество, которым, в соответствии с функциональными свойствами имущества, он не пользуется и не желает им владеть и распоряжаться.
Подобные требования ЖК РФ привели к принуждению жителей первых двух этажей МКД, не пользующихся лифтами, оплачивать затраты на их эксплуатацию.
Лифт, вертикально движущийся подъемник, не является неделимым имуществом дома, никакого отношения к обеспечению устойчивости и прочности элементов дома не имеет и наоборот, ускоряет своей динамикой старение смежных строительных элементов и мешает своим шумом жителям примыкающих к шахте лифта квартир.
Следовательно, отказ от пользования лифтом за ненадобностью или в связи с высокой стоимостью этой услуги (от 300 до 600 рублей в месяц в зависимости от площади квартиры) не причиняет ущерба другим собственникам и не нарушает требований статей 209 и 244 ГК РФ, формирующих понятия имущества, является действием, не подпадающим под действие закона в связи с содержащейся в нем ошибкой.
Однако прокуратуры, администрации населенных мест, Верховный Суд РФ, ссылаясь на требования ЖК РФ, обязали коммунальные организации взимать плату за эксплуатацию лифтов с жителей первых двух этажей, не пользующихся ими. В МКД Наро-Фоминского района в 2011 году разблокированы входы в лифт на 2-х этажах, заблокированные в 70-80-х годах.
Обязанностью законодателей является настоятельная необходимость упразднения ошибочного требования ЖК РФ, принуждающего жителей первых двух этажей платить за эксплуатацию лифта.
11. К недостаткам кодекса также относятся: неудовлетворительная редакция и структура отдельных статей, неполное регулирование составляющих разрабатываемой области. Например, сосредоточив внимание на управлении обслуживания домов, текст не содержит требований, регулирующих непосредственно обслуживание, в частности, важнейшую его составляющую - контроль и приемку выполненных
работ. Терминология Кодекса не тождественна технической, что приводит к непониманию требований правового регулирования техническими специалистами, выполняющими эти требования.
Разработчики Кодекса, очевидно, не были специалистами в области эксплуатации домов и не знали проблем функционирования отрасли, поэтому многие вопросы, требующие правового регулирования, не получили в составе Кодекса решения. К ним относятся: правовое регулирование отношений - подрядчик - заказчик до приемки в эксплуатацию дома, исключающее или страхующее возникновение обманутых дольщиков; регулирование на стадии приемки дома - состав и условия передачи и оформления технической и правовой документации, передача общего имущества, исключение незавершенного строительства; обязанности и ответственность поставщиков ресурсов, правила формирования тарифов; порядок постановки, организации, проведения и финансирования капитальных ремонтов домов; взаимоотношения собственников квартир и собственников, встроенных в дома предприятий: магазинов, аптек, больниц и др.; мероприятия по уменьшению объемов и утилизации мусора; освобождение дворов и прилегающих территорий от стоянок автотранспортных средств; организация стоянок автотранспортных средств собственников МКД и многие другие.
Кодекс содержит в ряде статей ссылки на необходимость руководствоваться техническим регулированием, однако принципиальные основы ряда разделов, как отмечалось выше, противоречат действующим техническим нормам и правилам, поэтому с технической точки зрения Кодекс оценивается неудовлетворительно.
12. Отношения, формируемые Кодексом в области производства технической эксплуатации домов не имеют аналогов в деятельности других отраслей материального производства, не способствуют образованию конкурентной среды в области эксплуатации домов и, следовательно, противоречат рыночным экономическим отношениям.
13. Характеристика Кодекса специалистами права.
1) Наличие криминальных факторов в проекте поправок к ЖК РФ № 43903-5, вошедших в Кодекс, отмечает независимый эксперт при Минюсте РФ А.А. Рекант: «...очевидно, что текст закона включает в себя целый ряд норм, содержащих коррупционные факторы... это дает серьезные основания Президенту РФ отклонить для подписи закон».
2) Специалист по жилищному законодательству, канд. юр. наук, Государственный советник РФ А.А. Титов в целом положительно оценивая Кодекс, как основу для обновления жилищного законода-
тельства, однако при этом отмечает недостатки в 74-х статьях Кодекса из 165.
14. В соответствии с существующим порядком комитеты законодательного собрания формируются по партийному признаку в связи с чем разрабатывают правовое регулирование производственных отраслей лица, не имеющие специальной подготовки.
Область Жилищного комплекса, как и многие области экономики, насыщена технически и технологически сложными объектами и процессами, сформированными по законам строительной механики, электротехники, гидравлики, теплотехники, материаловедения, организации эксплуатации строительных объектов и многих других областей знаний.
Специалистов отрасли готовят в институтах в течение 5-6 лет с последующей 3-5-летней производственной практикой. Получить достаточные для законотворческой деятельности знания в течение нескольких месяцев курсов повышения квалификации невозможно. Поэтому основой правового регулирования отрасли должна стать техническая основа, разработанная опытными профессионалами. В этом случае будут вскрыты все проблемные места отрасли.
Опубликованное в «Парламентской газете» № 17 от 23.05.2013 г. решение о введении экспертизы законов представляет собой шаг в правильном направлении, однако с нашей точки зрения, не исчерпывающий, потому что экспертиза не квалифицированно составленного материала имеет меньше возможностей внести в него нужные исправления по сравнению с составленным профессионалом и всесторонние обоснованным материалом.
15. Жилищно-коммунальный комплекс страны включает три огромные разнородные специфические области: жилищную (социально-правовую), жилую (строительно-градостроительную) и коммунальную (ремонтно-эксплуатационную) со своими законами формирования, деятельности и развития, требующими технического и правового регулирования. Внутри каждой отрасли необходимо концентрировать внимание на решении специфических проблем отрасли, обеспечивая ее эффективное развитие при минимальных издержках. Четкое разграничение отраслей создает возможности для оптимизации условий их воздействия. Возможное создание:
«Свода законодательства жилищно-коммунального комплекса России», в составе:
- Часть 1. Жилищный кодекс РФ.
- Часть 2. Жилой кодекс РФ.
- Часть 3. Кодекс коммунального хозяйства РФ.
16. Национальному НИИ управления развитием ЖКХ рекомендуется выступить инициатором в создании Фонда ЖКХ, объединяющего в своем составе
и в своей деятельности предприятия, организации строительной отрасли, строительной индустрии (производство строительных материалов), ресурсоо-беспечивающие организации (РСО), ЖКХ и др., что позволит интегрировать деятельность, ставить комплексные задачи по развитию ЖКХ.
17. Национальный НИИ управления развитием ЖКХ в соответствии со своими целями и задачами, объединенными в его составе ведущими учеными академической и вузовской науки, активно участвующими в НИР и практической деятельности по развитию ЖКХ, способен выполнять функции сопровождения разработки и реализации проектов и программ развития ЖКХ по всем основным направлениям - по методологическому, научному, научно-методическому, методическому, учебно-методическому, учебному, информационному и инновационному сопровождению. НИИ организует систему управления развитием сферы ЖКХ в условиях реформы, систему ситуационного управления на базе логико-лингвистических моделей на макро-, мезо-, мини- и микро-уровнях. Система управления позволит рационализировать и оптимизировать содержание и технологии работы, структуру объектов ЖКХ, нормативно-правовую базу, введение регламентов, стандартов и многое другое. Позволит спрогнозировать развитие, исключить формирование «паразитических» элементов и паразитических ценовых цепочек в структуре ЖКХ.
18. Велика потребность и в совершенствовании ФЗ по развитию органов местного самоуправления, основных кодексов (градостроительного, земельного, лесного, водного), по построению элементов гражданского общества, поддержке и развитию созданных организаций и формирований, по совместной деятельности: Национального фонда по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ, Гильдии профессиональных управляющих объектами недвижимости, Союза промышленников и предпринимателей, Национального объединения по защите прав собственников жилья, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сфере ЖКХ, Группы российских компаний «МИР» и др.
19. Велика роль большого количества научно-технических и научно-технологических разработок и предложений в области строительства, строительной индустрии и ЖКХ, которые должны получить необходимую оценку экспертного сообщества, поддержку в доработке и последующем внедрении. Предлагается сформировать систему подобной поддержки.
Были сформулированы основные рекомендации.
1. Разработать Концепцию управления развитием сферы жилищно-коммунального хозяйства РФ (вместе с этим и документы государственного планирования и управления: стратегии, стратегического плана, программы устойчивого развития ЖКХ, схем территориального развития и генпланирования с учетом развития ЖКХ) за счет кластеризации рынка жилищно-коммунальных услуг, обусловленной локализацией ЖКХ в местах проживания граждан, общим итогом которой явится решение следующих стратегических задач:
во-первых, получение синергического эффекта, в том числе на основе доверительного объединения ресурсов и компетенций для каждого из финансово-хозяйствующих субъектов;
во-вторых, достижение важнейшей общерегиональной цели - повышение качества жизни населения;
в-третьих, устранение характерных негативных особенностей современного ЖКХ региона, включая экономическую «пассивность» (отсутствие устойчивой тенденции «выздоровления» экономики), неэффективный менеджмент (сохранение административных методов управления объектами ЖКХ) и непрозрачную хозяйственную деятельность (отсутствие эффективной системы контроля со стороны органов власти и общественности), низкую инвестиционную привлекательность.
2. В рамках реализации кластерной политики на территории (современный кластер ЖКУ - сетевая горизонтальная структура, «ядро - поставщики» на рынке товаров и услуг, включающая субъект и объект, нулевой ярус) должны быть реализованы следующие информационно-аналитические мероприятия:
- выявление и мониторинг развития групп кластеров в субъектах федерации;
- проведение исследований возможности их развития;
- разработка специализированных образовательных программ по вопросам разработки и реализации кластерной политики;
- формирование в регионах базы данных системы управления развития кластера ЖКУ и «облачных» технологий (ОТ).
3. Повышению эффективности управления развитием ЖКХ должен способствовать, на наш взгляд, конкурс управленческих проектов в сфере ЖКХ «Инновационность, эффективность, социальная значимость», который проводится по инициативе ответственных управленцев. Его основная задача - обобщить и выявить наиболее перспективные управленческие технологии, реализуя процесс реформирования ЖКХ. Целью является привлечение и отбор лучших научных исследований, достижений передового опыта организаций, имеющих лидирую-
щие позиции. Оценка производится по трем критериям: инновационность, эффективность, социальная значимость.
4. Для остановки отмеченных в п. 3 процессов (рост физического износа, создание условий массовой криминализации ЖКХ) необходимо упразднить действующий ЖК РФ и постановления Правительства, разработанные на его основе. Создать новое жилищное законодательство с использованием технической основы, разработанной специализированными институтами.
Разработка нового жилищного законодательства может быть выполнена с учетом материалов «Проблемы жилищного фонда, жилищного законодательства России и предложения по их решению», разработанных институтом ЦНИИЭПсельстрой.
Пострадавшим вследствие необоснованных требований ЖК РФ, в том числе жителям первых двух этажей, оплачивающих расходы на эксплуатацию лифтов, возвратить необоснованно удержанные средства.
5. Нормативной основой поддержания качества, конкретизирующей «Правила предоставления жилищных услуг», должен стать разработанный организацией независимой экспертизы, утвержденный на местном уровне, стандарт качества ЖКУ. Он должен быть компактным, доступным для понимания потребителем документом, являться обязательным приложением к договору об оказании услуг.
Утвержденный на местном уровне и разработанный независимой экспертной организацией стандарт качества ЖКУ должен стать нормативной основой поддержания качества, конкретизирующей «Правила предоставления коммунальных услуг».
Внедрение системы и принятие с ее помощью более обоснованных управленческих решений способствует важному социальному эффекту - улучшению жилищных условий населения, обеспечивает более рациональную социальную поддержку незащищенных слоев населения с низким уровнем доходов, способствует снижению социальной напряженности в обществе.
6. Завершить выход пятой версии стандартов, запланированный на 2013 год.
7. Разработать к 2015 году и утвердить профессиональные стандарты для жилищно-коммунального комплекса, подключив к этой работе ученых ФГАОУ ВПО «РГППУ», институт Сити Менеджмент, ГАСИС и др.
8. Сформировать Региональную систему независимой оценки и сертификации квалификаций:
- соискатели квалификационного сертификата;
- нормативная база оценки и сертификации квалификаций;
- региональная институциональная инфраструк-
тура оценки и сертификации квалификаций;
- независимые эксперты;
- информационная среда оценки и сертификации квалификаций;
- методическая основа оценки и сертификации квалификаций;
- финансовые механизмы системы оценки и сертификации квалификаций.
9. Совещание отмечает своевременность создания Национального НИИ управления развитием ЖКХ, возложить на него функцию сопровождения разработки и реализации программ развития ЖКХ (по методологическому, научному, научно-методическому, методическому, учебно-методическому, учебному, информационному и инновационному сопровождению), по формированию системы управления развитием ЖКХ, построенной на принципах ситуационного управления на базе логико-лингвистических моделей.
Рекомендовать Национальному НИИ управления развитием ЖКХ создать фонд ЖКХ, который позволяет интегрировать работу нескольких основных сфер: науку и образование, строительство, строительные материалы и технологии, ЖКХ. Работа фонда должна быть объединяющей и интегрирующей по разрешению на практике основных проблем развития ЖКХ, включая работу строительной отрасли и строительной индустрии.
10. Рекомендовать Государственной Думе - Федеральному Собранию РФ и Правительству РФ до 01.07.2013 г. приостановить действие требований и регламентов действующего ЖК РФ, приводящих к интенсификации физического износа жилищного фонда, деградации ремонтных организаций, криминализации отрасли, в том числе:
- заменить в тексте Кодекса понятие «сохранность» на «долговечность»;
- дома частного фонда обслуживать по регламенту - «техническая эксплуатация»;
- исключить определение оплат пропорционально площади квартиры собственника. Затраты на санитарные обслуживания определять в соответствии ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия». Затраты на текущие ремонты и техническое обслуживание определять по сметам на соответствующие работы;
- освободить жителей первых двух этажей от возмещения затрат на эксплуатацию лифтов.
До 20.12.2013 г. переработать разделы 1, 2, 6, 7, 8 ЖК РФ, содержащие ошибочные требования и регламенты. Переработанные разделы должны содержать положения оптимизированных организационно-управленческих структур. Регламентируемые методы технической эксплуатации должны включать осведомленность потребителя о месте, объеме и
предполагаемом качестве подлежащих выполнению работ, контроль выполняемых работ и их приемку; разработку понятия и классификацию общего имущества.
11. С целью исключения возможных ошибок в принимаемых законах, регулирующих деятельность производственных отраслей, реализация которых приводит к ущербу, наносимому стране, измеряемому сотнями миллиардов рублей; к разрушению и криминализации регулируемой отрасли, рекомендовать Государственной Думе - Федеральному Собранию РФ принять постановление о разработке законов, обеспечивающих правовое регулирование производственных отраслей с использованием технической основы, разработанной высококвалифицированными профессионалами регулируемой отрасли.
12. По заданию Правительства РФ Национальному НИИ управления ЖКХ (ННИИУ ЖКХ) произвести анализ нормативно-правовых актов по развитию ЖКХ, определить пилотные территории по отработке законов и моделей развития ЖКХ, открыть региональные отделения ННИИУ ЖКХ, заключить договора на уровне субъектов федерации и на местном уровне. В рамках доработки соответствующих документов (ФЗ № 131, Кодексов и др.) наметить работы по развитию органов местного самоуправления, градостроительного, земельного, лесного и водно-
го кодексов, по построению и развитию элементов гражданского общества. Создать группу экспертов по поддержке и развитию элементов гражданского общества, созданных организаций и формирований, по их совместной деятельности.
Национальному НИИ управления ЖКХ (ННИИУ ЖКХ) сформировать группу экспертов по основным направлениям развития ЖКХ: водоснабжение (горячей и холодной водой), теплоснабжение, водоот-ведение и канализация, электроснабжение, газоснабжение и др.
Сформировать группу экспертов по оценке и поддержке научно-технических и научно-технологических разработок и предложений в области строительства, строительной индустрии и ЖКХ.
13. Переработку жилищного законодательства по заданию Правительства РФ Национальному НИИ управления ЖКХ (ННИИУ ЖКХ) рекомендуется осуществить с участием специалистов ЦНИИЭП-сельстроя и МГСУ в 2 этапа:
- 1-й этап - июнь - декабрь 2013 года - переработка разделов 1, 2, 6, 7, 8 действующего Кодекса РФ, содержащих ошибочные требования и регламенты (1-я редакция);
- 2-й этап - июнь 2013 - октябрь 2015. Разработка технической основы правового регулирования нового законодательства в области жилищно-коммунального комплекса.