О.А. Давыдова, канд. экон. наук, доцент, С.А. Жутяева, канд. экон. наук, доцент, Е.М. Звягина, канд. экон. наук, доцент, кафедра международных финансов и бухгалтерского учета, Санкт-Петербургский академический университет, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected], [email protected], [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО И НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Внутренний финансовый и налоговый контроль выступают неотъемлемой составной частью единой системы управления финансами предприятия. В статье рассматриваются сущность, необходимость, цель и задачи внутрифирменного финансового и налогового контроля. Обозначена нормативно-правовая база, регламентирующая необходимость организации внутреннего финансового и налогового контроля. Представлены последствия недостаточного внутрифирменного финансового контроля и потери от финансовых рисков; проанализированы факторы, оказывающие влияние на организацию системы внутреннего финансового и налогового контроля. Разработаны элементы системы внутреннего контроля и процедуры внутреннего налогового контроля. Предложены средства внутреннего контроля, включая контрольную среду, процесс оценки рисков, информационную систему, контрольные действия, мониторинг средств контроля. Теоретическую основу исследования составили положения общей экономической теории, теории финансов организаций, финансового и налогового менеджмента, труды отечественных ученых по вопросам корпоративного управления, финансового контроля и налогообложения. Методологической основой послужили общенаучные методы познания: наблюдение, обобщение, сравнение, дедукция и индукция. Информационная база исследования - законодательно-нормативные акты Российской Федерации, а также результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, опубликованные в периодической печати и сети Интернет.
Ключевые слова: финансовый контроль, налоговый контроль, риски, принципы, процедуры контроля, инструменты контроля, система управления, корпоративные финансы.
В крайне сложных условиях функционирования российских предприятий, которые являются отличительной характеристикой текущего состояния российской экономики, организация эффективной системы внутреннего финансового контроля выступает одним из важнейших факторов, условий регулирования финансовых рисков и обеспечения устойчивого развития для каждого субъекта хозяйствования.
Именно по результатам мер, реализуемых в рамках финансового контроля, возможно своевременно выявить проблемы в финан-
совом состоянии предприятия, организации его деятельности, ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности. В свою очередь, это способствует быстрому и адекватному административному реагированию, принятию верных управленческих решений, направленных на устранение (либо снижение влияния) выявленных проблем, что находится в сфере прямых интересов самого предприятия, его собственников, работников, кредиторов, государства.
Обязанность организаций осуществлять внутренний контроль предусмотрена ст. 19
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ. В первом пункте этой статьи сказано, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутрен- -
ний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни». Во втором пункте ст. 19 Закона № 402-ФЗ также отмечено, что субъект хозяйствования, финансовая отчетность которого (согласно действующему законодательству) обязана проходить аудит, должен организовать и реализовать меры внутреннего контроля за ведением бухгалтерского учета и составлением соответствующей отчетности.
В условиях нестабильности налогового законодательства, неоднозначной интерпретации отдельных статей нормативных документов для разных налогоплательщиков, большого объема контролирующих процессов со стороны государства необходимым элементом управления предприятием признается налоговый контроль. Налоговые платежи занимают существенную долю в общей структуре обязательств, неправильное начисление или перечисление налогов или неправомерное использование налоговых льгот может привести к начислению штрафов налоговыми органами.
Законодательной -
основой формирования системы внутреннего налогового контроля является положение ст. 313 НК РФ, где указано, что одна из задач налогового учета - обеспечение внутренних и внешних пользователей информацией для контроля за полнотой исчисления и своевременностью уплаты налога в бюджет.
Говоря о финансовом контроле на предприятии, прежде всего, подразумевают негосударственный финансовый контроль, который, в свою очередь, может быть внешним
По результатам мер, реализуемых в рамках финансового контроля, возможно своевременно выявить проблемы в финансовом состоянии предприятия, организации его деятельности, ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности.
В условиях нестабильности налогового законодательства, неоднозначной интерпретации отдельных статей нормативных документов для разных налогоплательщиков, большого объема контролирующих процессов со стороны государства необходимым элементом управления предприятием признается налоговый контроль.
(аудит, обязательность проведения которого установлена законодательством) и внутренним. Именно этот вид контроля является предметом настоящего исследования.
В современной экономической литературе представлены различные трактовки термина «внутрифирменный финансовый контроль», который также отождествляется рядом ученых с понятиями «внутренний контроль», «внутрихозяйственный контроль», «система внутреннего контроля» и т.п.
Е.В. Овчарова определяет внутренний финансовый контроль как «систему наблюдения и проверки финансовой деятельности управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых решений, выявления отклонений от утвержденных нормативов и принятия мер по их устранению».1
С.М. Резниченко и М.Ф. Сафонова считают, что внутрифирменный контроль «представляет собой систему мероприятий, в том числе проводимых финансовыми службами организаций, предприятий, учреждений, объектом которых выступает финансово-хозяйственная деятельность, с целью обеспечения интересов хозяйствующих субъектов, выявления внутрихозяйственных резервов увеличения доходов и сокращения нерациональных расходов, повышения эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов».2
По мнению зарубежных ученых Ю. Бриг-хэма и Дж. Хьюстона, система внутреннего контроля представляет собой процедуры и политику компании, направленные на предотвращение, выявление и исправление существенных ошибок и искажений информации в финансовой отчет-
ности.
При этом внутренний налоговый контроль является составным элементом внутрифирменного финансового контроля и его можно рассматривать как инструмент:
— соблюдения налогового законодательства;
— снижения финансовых потерь, минимизации налоговых рисков, связанных с налоговыми санкциями, ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
— определения мер к лицам, виновным в несвоевременном перечислении средств, и предотвращения последствий допущенных нарушений;
— исправления, предотвращения ошибок в налоговых расчетах, оценки налоговых последствий хозяйственных операций компании.
Внутрифирменный финансовый контроль должен обеспечить уверенность в следующем:
— что совершаемые в компании финансово-хозяйственные операции удовлетворяют установленным в ней критериям эффективности, а также осуществляются с соблюдением требований законодательства;
— что финансовая отчетность компании является достоверной.
Целями внутреннего налогового контроля являются определение правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, а также предупреждение возможных претензий и штрафных санкций, связанных с нарушением налогового законодательства, кроме этого - предоставление необходимой информации для последующей оптимизации налогообложения.
Система внутреннего налогового контроля позволит существенно уменьшить налоговые доначисления по результатам налоговых проверок. Предприятия в процессе финансово-хозяйственной деятельности стараются оптимизировать налоговые обязательства. Однако не уделяют внимания планированию налогообложения, внутриор-ганизационной коммуникации по налоговым вопросам. Чтобы решить эти вопросы, необходимо создать систему внутреннего контроля, а также внедрить систему налогового анализа, налогового планирования и прогнозирования.
Обозначим состав элементов системы внутреннего контроля:
№ 7(70) АВГУСТ 2016
т
— контрольная среда - осведомленность и действия руководства и собственников относительно системы внутреннего контроля организации. Состояние контрольной среды определяется стилем корпоративного управления и корпоративной этикой компании;
— процесс оценки рисков - устранение выявляемых рисков хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий;
— информационная система, связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности. Функционирование данной системы на предприятии обеспечивается техническими средствами и программным обеспечением; персоналом и базами данных. Чем активнее предприятие использует информационные технологии, различные программы и базы данных, чем квалифицированнее персонал, осуществляющий информационную поддержку, тем больший эффект приносит система финансового контроля;
— контрольные действия - процедуры, позволяющие убедиться, что распоряжения руководства выполняются своевременно и в полном объеме;
— мониторинг средств контроля - наблюдение за тем, функционируют ли средства контроля и являются ли они адекватными текущим условиям.
В числе процедур (элементов) внутреннего налогового контроля можно выделить:
— мониторинг за нормативными документами, установление соответствия всех положений учетной политики для целей налогового учета требованиям налогового законодательства, точность толкования налогового законодательства, отслеживание изменений в законодательстве, анализ арбитражной практики по различным налоговым спорам, выявление отклонений от норм налогового законодательства, корректировка искажений;
— анализ качества юридических документов (договоров, контрактов и дру-
гой документации) на соответствие нормам гражданского законодательства, на предмет возникновения рисков, способных привести к налоговым претензиям;
— контроль налоговых расчетов. Для этого проводятся арифметическая проверка налоговых расчетов методом повторного пересчета, сверка расчетов с налоговыми органами по уплаченным налогам, зачет излишне уплаченных сумм;
— проверка налоговой базы и налоговых ставок, то есть своевременности и полноты формирования, момента ее определения, точности выбора налоговых ставок;
— анализ обоснованности использования налоговых льгот, налоговых вычетов, проверка наличия документов, подтверждающих правомерность использования налоговых льгот и налоговых вычетов;
— проверка налоговой отчетности, правильности оформления и заполнения документов путем их сопоставления с данными бухгалтерских и налоговых регистров, контроль соблюдения сроков уплаты в бюджет авансовых платежей и сумм налогов;
— оценка эффективности ведения налогового учёта, контроль правильности ведения налогового учета при сочетании специальных и обычных режимов налогообложения;
— контроль выбора контрагента, проявления должной осмотрительности при его выборе: осуществляются проверка правоспособности контрагента, проверка возможности выполнения договоров контрагентом и его платежеспособности, оценка деловой репутации контрагента, подтверждение факта исполнения контрагентом своих налоговых обязательств, оценка рисков неисполнения договора и предоставление контрагентом обеспечения
(гарантий) их исполнения.
Процедуры внутреннего налогового контроля необходимо строить на основе принципов регулярности и системности,
Процедуры внутреннего налогового контроля необходимо строить на основе принципов регулярности и системности, то есть охватывать все текущие налоговые расчеты и проводить с периодичностью, установленной внутренними регламентами предприятия, но не реже одного раза в отчетный период по конкретному налогу.
то есть охватывать все текущие налоговые расчеты и проводить с периодичностью, установленной внутренними регламентами предприятия, но не реже одного раза в отчетный период по конкретному налогу.4
В качестве инструментов, или средств, внутреннего контроля применяют:
— внутренние регламенты, формализующие процедуры внутреннего контроля;
— должностные инструкции сотрудников и процедуры их взаимодействия со структурными подразделениями и руководством предприятия;
— автоматизированные программы учета, консультирования, иное программное обеспечение.
В целях организации внутреннего контроля необходимо учитывать влияние следующих факторов: структура и характер управления в организации; особенности организации бизнес-процессов; характеристики информационных и компьютерных систем и прочие факторы.5
Процедуры внутреннего контроля налоговых обязательств и расчетов зависят также от размера и организационной структуры предприятия, сферы ее деятельности, перечня уплачиваемых налогов, уровня компетентности персонала, отношения руководства к внутреннему налоговому контролю (то есть насколько правильно руководство оценивает роль контроля в управлении).6
Таким образом, правильно организованная система внутреннего финансового контроля позволяет выявлять риски в системе управления и финансово-хозяйственной деятельности организации, а следовательно, обозначить необходимость своевременного реагирования на проблемы бизнес-процессов организации. Правильно организованный внутренний налоговый контроль позволит снизить количество налоговых ошибок, свести до минимума суммы штрафных санкций, что улучшит финансовые показатели предприятия.
Литература
1. Овчарова Е.В. Финансовый контроль в Российской Федерации. М.: Зерцало-М, 2015. 224 с.
2. Современные системы внутреннего контроля / С.М. Резниченко [и др.]. М.: Феникс, 2016. 512 с.
3. Бригхэм Ю., Хьюстон Дж. Финансовый менеджмент. СПб.: Питер, 2013. 592 с.
4. Попова Л.В. Модели налогового консультирования в анализе и оценке финансово-экономической деятельности организации // Управленческий учет. 2012. № 4. С. 59-65.
5. Управление рисками, аудит и внутренний контроль / под ред. А. Филатова, Э. Джураева. М.: Издательские решения. 2015. 248 с.
6. Якупов З.С. Влияние развития институтов государственности на организацию налогового контроля // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 106-112.
ORGANIZATION INTERNAL FINANCIAL AND TAX CONTROL SYSTEMS
O.A. Davydova, Candidate of Economics, Docent, S.A. Zhutyaeva, Candidate of Economics, Docent, E.M. Zvyagina, Candidate of Economics, Docent, The department of international finances and accounting, St. Petersburg Academic University, St. Petersburg, Russia, [email protected], [email protected], [email protected]
Internal financial and tax control are the integral part of a unified financial management system of enterprise. The article deals with the essence of the need, purpose and objectives of financial and in-house tax audit. It contains the legal framework which is necessary to organize the internal financial and tax control. The article presents the consequences of an insufficient level of in-house financial control and the loss of financial risks, analysis of factors affecting the internal organization of the financial and tax control system. The author presents the developed elements of the system of internal control and internal fiscal control procedures. The paper also proposes internal controls, including the control environment, risk assessment process, information system, control activities and monitoring controls. Theoretical basis
of the research was the provisions of the general economic theory, the theory of finance organizations, financial and tax management, the works of local scientists on corporate governance, financial control and taxation. As a methodological basis of scientific methods of knowledge were the next elements: observation, generalization, comparison, deduction and induction. The information base for the study was the legislative and normative acts of the Russian Federation, as well as the results of studies of domestic and foreign authors, published in the periodical press and the Internet. Key words: financial control, tax control, risks, principles, control procedures, monitoring tools.
References
1. Ovcharova E.V Finansovyi kontrol' v Rossiiskoi Federatsii [Financial control in the Russian Federation]. Moscow, Zertsalo-M Publ., 2015. 224 p.
2. Sovremennye sistemy vnutrennego kontrolia / S.M. Reznichenko [Modern internal control system. Ed. by S.M. Reznichenko]. Moscow, Feniks Publ., 2016. 512 p.
3. Brigkhem Iu., Kh'iuston Dzh. Finansovyi menedzhment [Financial management]. St. Petersburg, Piter Publ., 2013. 592 p.
4. Popova L.V. Modeli nalogovogo konsul'tirovaniia v analize i otsenke finansovo-ekonomicheskoi deiatel'nosti organizatsii [The model of tax consultancies in analysis and evaluation of financial
and economic activities of the organization]. Uprav-lencheskii uchet - Management accounting, 2012, no. 4, pp. 59-65.
5. Upravlenie riskami, audit i vnutrennii kontrol'/pod red. A. Filatova, E. Dzhuraeva [Risk management, audit and internal control. Ed. by A. Filatov, E. Dzhuraeva]. Moscow, Izdatel'skie resheniia Publ., 2015. 248 p.
6. Iakupov Z.S. Vliianie razvitiia institutov gosu-darstvennosti na organizatsiiu nalogovogo kontrolia [The impact of the development of state institutions for the organization of tax control]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava - Actual problems of Economics and law, 2014, no. 3 (31), pp. 106-112.