ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ПО НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫМ ПРОФЕССИЯМ И СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СПО В ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО, ДИЗАЙН И СФЕРА УСЛУГ»
С. О. Шевалье, заместитель директора по учебно-производственной работе Кемеровского техникума индустрии питания и сферы услуг С. В. Козлова, заместитель директора по учебно-методической работе
Кемеровская область не только известна как крупный промышленный регион страны, но и славится красивейшими местами и популярными горнолыжными курортами. Одним из приоритетных направлений развития Кемеровской области является формирование современного конкурентоспособного туристско-рекре-ационного комплекса с развитой инфраструктурой, обеспечивающей потребности населения в качественном отдыхе, что, в свою очередь, требует качественной подготовки специалистов для сферы гостеприимства в соответствии с передовыми технологиями и международными стандартами.
Для устранения противоречий между рынком труда и рынком образовательных услуг была разработана Программа модернизации организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (СПО), в целях устранения дефицита рабочих кадров в Кемеровской области на 2018— 2020 годы. Одно из направлений программы — создание современных условий для реализации основных образовательных программ (ООП) СПО, развитие инновационной сети распространения лучших практик подготовки кадров по перечню наиболее востребованных, новых и перспективных профессий и специальностей СПО (ТОП-50). Цель организации сетевого
С. О. Шевалье
С. В. Козлова
взаимодействия — достижение качества подготовки специалистов, соответствующего требованиям современного рынка труда, за счет повышения эффективности использования имеющихся ресурсов через создание региональных площадок сетевого взаимодействия (РПСВ), вокруг которых формируются региональные сети по областям подготовки из перечня профессий/специальностей ТОП-50.
Перед создаваемой в рамках проекта региональной сетью профессиональных образовательных организаций (ПОО), осуществляющих подготовку кадров для индустрии гостеприимства, была поставлена задача: разработать, апробировать и внедрить модель инновационного сетевого взаимодействия образовательных
организаций, общественных организаций и бизнес-структур для создания, внедрения и распространения лучших практик подготовки кадров.
Для решения задач проекта департаментом образования и науки Кемеровской области (ДОиН КО) были выбраны пять ПОО региона (Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг, Новокузнецкий техникум пищевой промышленности, Новокузнецкий торгово-экономический техникум, Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания, Юргинский технологический колледж) из 27, осуществляющих подготовку кадров по укрупненной группе профессий и специальностей СПО 43.00.00 Сервис и туризм, и объединены в сеть на условиях социально-экономической структуры региона и рациональности использования их материально-технических и кадровых ресурсов. Была определена РПСВ — Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг (КемТИПиСУ) как максимально отвечающий требованиям к образовательным ресурсам по выбранной укрупненной группе.
В свою очередь координатор от РПСВ привлек как кадровые ресурсы заместителей руководителей ПОО (участников сети) на роль координаторов внутри каждого учреждения; в качестве социальных ресурсов использовались налаженные связи каждой организации с образовательными учреждениями, профильными предприятиями-партнерами и профессиональными сообществами, что позволило задействовать в решении задач проекта ресурсы всех заинтересованных сторон, в том числе и внешних участников по отношению к системе СПО: Кемеровский государственный университет (опорный вуз); Кузбасский региональный институт развития профессионального образования (КРИРПО) — региональный координационный центр (РКЦ) ВСР; специализированные центры компетенций: поварское дело — Байкальский колледж туризма и сервиса, кондитерское дело — Колледж индустрии питания, торговли и сферы услуг, г. Томск; межрегиональный центр компетенций в области «Искусство дизайн и сфера услуг» — Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса (консультационная помощь, внешняя экспертиза разработанных участниками проекта образовательных программ и диагностических средств); Кузбасская торгово-промышленная палата, представляющая интересы предпринимателей и бизнеса области (участие в формировании региональной системы сертификации профессиональных квалификаций выпускников
ПОО); ведущие предприятия индустрии гостеприимства (горнолыжный комплекс и санаторий «Танай», группа предприятий общественного питания ХК СДС, спортивно-туристический комплекс «Шерегеш» и др.).
Работа по реализации проекта осуществлялась в два основных этапа. На первом этапе рабочей группой основных исполнителей — координаторов ПОО (участников сети) — решались вопросы проектирования и планирования совместной деятельности, организации и регулирования, мотивации и координирования. Продуктом совместной деятельности рабочей группы стала спроектированная модель сетевого взаимодействия заинтересованных организаций.
Важнейшие векторы взаимодействия с партнерами и совместно реализуемые направления деятельности простроены на сочетании трех позиций:
1) региональная сеть ПОО — поставщик рабочих кадров для отрасли. Участники сети обеспечивают концентрацию ресурсов на направлениях образовательной деятельности, востребованных предприятиями отрасли, для решения этой задачи организовано взаимодействие с сотрудниками кадровых служб предприятий, отслеживается текущая занятость выпускников и существующий спрос на рабочие кадры и специалистов со стороны предприятий отрасли;
2) региональная сеть — гарант подготовки квалифицированных кадров для предприятий отрасли региона. Участники сети корректируют текущие образовательные программы; разрабатывают и реализовывают новые образовательные продукты; представители предприятий участвуют в разработке и согласовании вариативной части данных программ и выступают независимыми экспертами при оценке результатов обучения студентов и выпускников;
3) региональная сеть — транслятор лучших программ и технологий подготовки кадров в региональную систему СПО. Участники сети актуализируют ООП с использованием элементов сетевого обучения. Предприятия-партнеры предоставляют базы практик каждой ПОО, входящей в сеть, с возможностью обмена студентами между ПОО в период практики; создают структурные подразделения участников сети на своей базе, организуют стажировки по согласованным темам для студентов и преподавателей.
Представители предприятий партнеров, ДОиН КО, руководители ПОО (участников сети),
представители Кузбасской торгово-промышленной палаты, РКЦ ВСР входят в координационный совет, осуществляющий контролирующие функции управления сетью, регламентированные положением о координационном совете. Под руководством координационного совета создана и функционирует в соответствии с разработанным регламентом мониторинга реализации проекта система количественного и качественного анализа результатов внедрения новых разработок в региональной системе СПО.
Кроме представленной модели, результатом работы группы координаторов стал разработанный комплекс организационно-правовых механизмов и нормативно-правовых документов реализации проекта. Рабочей группой был проведен аудит материально-технической, инфраструктурной и кадровой обеспеченности ПОО (участников сети). Данный анализ послужил основой разработки ряда нормативных документов.
Участниками сети была определена потребность в недостающих ресурсах, возможные формы сетевого взаимодействия и ресурсы для совместного использования при реализации ООП в сетевой форме. На основе полученных результатов был разработан план мероприятий по созданию условий для реализации образовательных программ. Запланирована работа по реализации сетевого взаимодействия, нашедшая свое отражение в программе внедрения и распространения лучших практик подготовки кадров наиболее востребованных, новых и перспективных профессий и специальностей СПО в области подготовки «Искусство, дизайн и сфера услуг»; в графике разработки ООП по профессиям и специальностям, входящим в заявленную область подготовки.
Из-за обозначенного грантом срока реализации проекта (год) процессы организации сетевого взаимодействия участников и актуализации ООП проходили параллельно. На первом этапе продуктом совместной деятельности рабочих групп стали документы, обосновывающие распределение объема часов вариативной части реализуемых ООП. На втором этапе реализации проекта с опорой на регламент совместного использования ресурсов участников сети разработаны механизм совместного использования инфраструктуры и технологической платформы для организации обучения и управления учебным процессом на основе цифровых технологий и учебно-методических программных продуктов; учебно-методические комплексы по всем заявленным профессиям/специальнос-
тям (43.01.09 Повар, кондитер; 43.02.15 Поварское и кондитерское дело; 43.02.13 Технология парикмахерского искусства, 43.02.14 Гостиничное дело, 43.02.12 Технология эстетических услуг, 54.01.20 Графический дизайнер).
Затруднения при разработке ООП вызвало составление единого учебного плана, который бы удовлетворял все ПОО (участников сети), так как каждая ПОО выстраивает календарный учебный график в соответствии с особенностями организации образовательного процесса и потребностями своих социальных партнеров. Для устранения возникшей проблемы координаторами было достигнуто соглашение о количестве и перечне учебных дисциплин в учебном плане, об объемах часов по каждой учебной дисциплине и профессиональному модулю, определена последовательность распределения учебных дисциплин и профессиональных модулей по семестрам и курсам, периоды прохождения учебной и производственной практики таким образом, чтобы это устраивало все ПОО.
Также при проведении мероприятий, предусмотренных проектом, проблемами стали территориальная удаленность участников сети и небольшой опыт разработки организационно-правовых механизмов и нормативно-правовых документов, обеспечивающих сетевое взаимодействие. Для организации взаимодействия посредством видео-конференц-связи участников сети на базе РПСВ был создан зал видеоконференций, оснащенный комплектом оборудования с функцией автоматического наведения видеокамеры на докладчика. В комплекте: беспроводная конференц-система и 8 микрофонных пультов, PTZ-камера с 12-кратным оптическим зумом. Рабочие места участников сети оснащены веб-камерами и спикер-фонами, предназначенными обеспечить качественную трансляцию голоса в малых рабочих группах (2-4 человека). Зал видео-конференц-связи оснащен комплектом оборудования, обеспечивающим проведение сеансов двухсторонней, многосторонней связи между ПОО (участниками сети) в целях оперативного принятия решений по различным вопросам. В зале проводятся рабочие видеоконференции и веби-нары. Всем заинтересованным в проекте сторонам предоставлена возможность размещения документов для их обсуждения и корректировки; общения на форуме по интересующим темам с последующим обсуждением на сайте «Региональная площадка сетевого взаимодействия» (www.psv.42tip.ru).
«образование. карьера. общество» № 1 (60) 2019
17
К результатам совместной работы участников сети на данный момент можно отнести следующие:
• разработана и апробируется модель инновационного сетевого взаимодействия образовательных организаций, общественных организаций и бизнес-структур, направленная на подготовку кадров по перечню ТОП-50, входящих в область подготовки «Искусство, дизайн и сфера услуг»;
• актуализировано содержание реализуемых шести основных образовательных программ подготовки кадров по профессиям/специальностям из перечня ТОП-50, входящим в область подготовки «Искусство, дизайн и сфера услуг»;
• введены новые структурные элементы в учебные планы за счет часов вариативной части основных образовательных программ с целью обеспечения учета положений профессиональных стандартов, стандартов Ворлд-скиллс, требований регионального рынка труда;
• разработаны диагностические средства (оценочные, контрольно-измерительные материалы) для текущей, промежуточной аттестации обучающихся, в том числе в форме демонстрационного экзамена по всем заявленным профессиям/специальностям;
• получены положительные экспертные заключения по итогам внешней экспертизы программной документации и фондов диагностических средств специалистами МЦК в области «Искусство, дизайн и сфера услуг» (Тюменская область) и специалистами ГБУ ДПО «КРИРПО»;
• пакеты программной документации и фонды диагностических средств по всем заявленным профессиям/специальностям размещены в депозитарии на сайте РПСВ, к данному разделу имеют доступ по логину и паролю координаторы всех ПОО (участников сети).
Отметим, что объединение пяти передовых ПОО Кемеровской области в региональную сеть позволило обобщить лучшие практики каждой ПОО в вопросах разработки ООП, выявить наиболее эффективные и соединить их в единый учебно-методический комплекс, привлечь к разработке ведущих педагогических работников каждой ПОО (участников сети), в том числе четырех сертифицированных экспертов союза «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенциям: поварское дело, кондитерское дело и администрирование отеля. Благодаря консолидации имеющихся ресурсов все участники сети получили результаты в форме учебно-методических материалов и нормативных документов в полном объеме и более высокого качества за довольно короткое время.
Вокруг РПСВ сформировалась сеть заинтересованных партнеров, образовательных организаций, представителей региональной власти, инновационных компаний и ведущих предприятий, которая является основой эффективного трансфера образовательных продуктов в реальный сектор экономики — индустрию гостеприимства и сферу услуг.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Н. В. Мачитиева, преподаватель Кемеровского аграрного техникума имени Г. П. Левина
В связи с социально-экономическими изменениями в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных специалистах, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Образование должно способствовать формированию такой личности. Это обусловило смену дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное обучение: индивидуализация обучения, увеличение
комплекса новейших технических средств. Причем акцентируется внимание на более активных видах самостоятельной работы. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.
Предпринимательская деятельность — это созидающая инно-