УДК 378
К. М. Герасименко
Организация самостоятельной работы студентов-заочников педагогических специальностей
Автор рассматривает основную задачу высшего образования - подготовку конкурентоспособного специалиста. Важнейшим средством повышения профессионально-познавательной и творческой активности студентов является самостоятельная работа. Автор статьи предлагает модель организации самостоятельной работы студентов заочного отделения и определяет ряд условий способствующих повышению ее эффективности.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, условия, способствующие повышению ее эффективности, уровни самостоятельной деятельности, модель организации самостоятельной работы студентов заочного отделения.
K. M. Gerasimenko
Organization of the External Students' Self-Directed Learning of Pedagogical Disciplines
The author considers the main objective of higher education as training of a competitive specialist. The most significant means of improvement of professional, cognitive and creative students' activity is their independent learning. The author of the article suggests an organization pattern of the external students' self-directed learning and defines a number of conditions which contribute to its efficiency.
Key words: independent learning of students, conditions contributing to its efficiency, the levels of independent learning, the organization pattern of the external students' self-directed learning.
Важнейшими направлениями интенсификации учебного процесса высшей школы являются индивидуализация обучения, переход к сознательному усвоению информации с ориентацией на ее практическое использование в профессиональной деятельности.
Основная тенденция развития учебно-воспитательного процесса заключается в увеличении доли самостоятельной работы, в общем объеме профессиональной подготовки обучающихся. Самостоятельная работа студентов выступает как важнейшее средство повышения профессионально-познавательной и творческой активности будущих специалистов. В ней проявляется мотивация студента, его целенаправленность, самостоятельность, самовоспитание и другие качества.
Исследователи, занимающиеся проблемой организации самостоятельной деятельности студентов в высшей школе (С. И. Архангельский, М. Г. Гарунов, Е. Я. Голант, С. И. Зиновьев, Б. Г. Иоганзен, А. Г. Молибог, Н. Д. Никандров, Р. А. Низамов, П. И. Пидкасистый и др.) раскрывают это понятие с разных сторон.
Понятие «самостоятельная работа» трактуется как самостоятельный поиск необходимой
информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач (С. И. Архангельский); как разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя (Р. А. Низамов); как деятельность, складывающаяся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материала в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ (А. Г. Молибог); как метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по его заданию самостоятельно решают поставленную задачу в специально предоставленное для этого время и, проявляя усилия, побуждаются к самостоятельной деятельности, завершающейся определенными результатами (Л. В. Жарова). Организация самостоятельной работы в высшей школе рассматривается как система мер по воспитанию активности и самостоятельности в качестве черт личности по выработке умений и навыков рационального приобретения полезной информации (Б. Г. Иоганзен); как система разнообразных за-
© Герасименко К. М., 2010
даний, выполняемых студентами в учебное и внеучебное время, с целью усвоения профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, развития педагогического кругозора, выработки профессионально-значимых качеств личности учителя, накопления опыта нестандартной творческой деятельности и развития активной профессионально-педагогической позиции
(Л. В. Григоренко); как начальный этап самообразования (И. Л. Наумченко) [1].
Таким образом, самостоятельная работа рассматривается с одной стороны, как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов, а с другой - как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес обучаемых.
Особую значимость самостоятельная работа приобретает в условиях заочного обучения, так как здесь она является основной формой работы студента.
Заочная форма обучения отличается от очной или вечерней относительно небольшим количеством контактного времени, которое посвящается посещению студентом занятий, консультаций и реализации программ практик. При этом Государственный образовательный стандарт предполагает освоение образовательной программы студентами всех форм обучения в полном объеме и квалификационные требования к специалистам, бакалаврам или магистрам не отличаются в зависимости от формы обучения.
Поэтому при заочном обучении, когда подавляющее большинство студентов работают, возникают определенные трудности, связанные с освоением образовательной программы, решению которых может способствовать эффективная организация самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов-заочников требует упорядочения и системной организации, а также организации взаимодействия преподавателя и студента на основе партнерства.
Цель самостоятельной работы - научить студента осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом, с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания, развить потребность в повышении своей квалификации.
Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности
студента. В зависимости от этого различают 3 уровня самостоятельной деятельности студентов:
1. Репродуктивный уровень.
Самостоятельные работы выполняются по
образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.
2. Реконструктивный уровень.
В ходе реконструктивных самостоятельных работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.
3. Творческий, поисковый.
Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты) [4, с. 122].
Эффективность обучения зависит не только от характера предъявляемых заданий, но, прежде всего от качества активности студента как субъекта. При организации самостоятельной работы студентов заочников в процессе преподавания педагогических дисциплин, педагогу необходимо учитывать специфику состава студентов с точки зрения их принадлежности к педагогической профессии, индивидуальные особенности студентов, их интересы и склонности.
Теоретический анализ литературы и полученные эмпирические данные позволили разработать нам модель организации самостоятельной работы студентов заочного отделения, состоящую из ряда взаимосвязанных компонентов (целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты).
Реализация этой модели в образовательном процессе позволит преподавателю системно организовывать деятельность студента, а студенту-заочнику - приобрести профессиональные компетенции и повысить мотивацию к непрерывному образованию.
На основе изученной литературы и результатов опросных методов, проведенных среди преподавателей и студентов-заочников ЯГПУ им. К. Д. Ушинского мы выделили ряд условий, способствующих повышению эффективности организации самостоятельной работы:
Модель организации самостоятельной работы студентов заочников
Целевой компонент
Цель: обеспечить осознанное включение студентами самостоятельной работы в процесс своей профессиональной подготовки в целях самосовершенствования и повышения эффективности организации педагогического процесса_
_Субъекты_
Роль преподавателя: консультант, эксперт учебной и исследовательской деятельности студентов
Позиция студента: субъект учения, субъект самостоятельной проектной, учебно-исследовательской деятельности
Содержательный компонент
- конструирование образовательной среды (необходимые ресурсы);
- согласование индивидуальных планов самостоятельной работы (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов, критерии уровня выполнения заданий, ориентацию заданий для самостоятельной работы на получаемую профессию, опыт самих студентов);
- консультирование по запросу студента;
- создание условий для оценивания и рефлексии самостоятельной работы студентов_
Организационный компонент
Этапы
1. Диагностический (актуализация потребности в саморазвитии через оценивание уровня развития компетенций, студент выбирает виды учебной работы, знакомится с требованиями, предъявляемыми к курсу в целом и к выполнению заданий по самостоятельной работе в частности);
2. Основной;
3. Оценочный (мониторинг развития компетенций - не только через оценивание учебной деятельности студента со стороны преподавателя, но и через взаимооценивание и самооценивание своей деятельности)_
Организация условий самостоятельной работы:
- возможность выбора и выстраивания студентом индивидуального маршрута организации самостоятельной работы;
- системная организация оценивания достижений студента;
- иформационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов;
- разработка системы заданий для самостоятельной работы, основанной на развитии компетенций студента_
Результативный компонент
Результат: конкурентоспособность, профессиональная компетентность, готовность к самосовершенствованию, мотивация к непрерывному образованию_
- обеспечение разумного сочетания видов самостоятельной работы. (Аудиторные занятия должны обеспечить безусловное выполнение определенного минимума самостоятельной работы студентами);
- обеспечение студента необходимыми методическими материалами по выполнению самостоятельной работы, разработка четких методических указаний;
- проведение индивидуальных консультаций;
- знание алгоритма, методов выполнения самостоятельной работы, способов ее выполнения;
- устойчивая мотивация деятельности (наличие заинтересованности);
- использование ситуаций успеха на занятиях, способствующих развитию у студентов уверенности в своих силах, формированию адекватной самооценки, раскрытию индивидуальных способностей обучаемых;
- разработка системы заданий для самостоятельной работы, основанной на развитии профессиональных компетенций студента заочника;
- включение в задания для самостоятельной работы обязательной для всех базовой части, и вариативной, для более подготовленных;
- осуществление контроля за ходом самостоятельной работы, определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.
Таким образом, можно говорить о том, что обоснованное руководство самостоятельной работой студентов при соблюдении выявленных условий, позволяет достигнуть необходимого уровня профессиональной подготовки выпускника. При этом студент сам учится оперировать учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, развиваются компетенции, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации, высокий уровень поисковой активности.
Библиографический список:
1. Копотюк, И. Г. Самостоятельная работа студентов как средство повышения их профессионально-познавательной активности в процессе изучения педагогических дисциплин колледже [Текст] : дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук: 13.
00. 08 / И. Г. Копотюк. - Ярославль, 1999. -186 с.
2. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисципланам [Текст] : учебно-методический комплекс; под. ред. проф., чл. кор. РАО А. П. Тряпициной. - Ч. 1. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 123 с.
3. Педагогические основы высшего заочного образования [Текст] : учебное пособие / под ред.
И. Г. Шамсутдиновой. - М. : ВЗИИТ, 1991. -182 с.
4. Рубаник, А., Большакова, Г., Тельных, Н. Самостоятельная работа студентов [Текст] / А. Рубаник, Г. Большакова, Н. Тельных // Высшее образование в России. - 2005. - № 6. - С. 120-124.