УДК 378:371.388
Косолапова Лариса Александровна
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail:[email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Larisa A. Kosolapova
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Department of Pedagogy
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia,
e-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF QUALITY ASSURANCE SPECIALIST TRAINING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER AND SECONDARY
PROFESSIONAL EDUCATION
Аннотация. Организация самостоятельной работы студентов становится гарантом качества профессиональной подготовки специалиста, если ориентирована на формирование общекультурных и профессиональных компетенций; охватывает как познавательную, так и профессиональную деятельность; постепенно усложняется с точки зрения содержания и метода обучения, стимулирует развитие субъектной позиции студента.
Ключевые слова: самостоятельная работа; качество профессиональной подготовки специалиста.
Abstract. Organization of independent work of students is the guarantor of the quality of specialist training, if focused on the formation of common cultural and professional competences; covers both cognitive and professional activities; gradually complicated from the point of view of content and teaching method, stimulates the development of the subjective position of the student.
Key words: independent work; the quality of specialist training.
© Косолапова Л.А., 2014
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
В современном динамично меняющемся мире взаимосвязь «качество образования - качество жизни» является не только ориентиром, декларируемым принципом, но и всё более очевидной реальностью, стимулом к изменению самого образования.
Какое образование можно считать качественным?
Во-первых, образование, которое обеспечивает формирование новых компетенций человека постиндустриального информационного общества:
- способности к непрерывному развитию и саморазвитию внутреннего потенциала человека;
- готовности к самообразованию;
- обмену опытом;
- постоянному взаимодействию с другими людьми с целью достижения понимания;
- реализации потребности в познании и творчестве.
Именно на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций ориентирует высшую школу федеральный государственный образовательный стандарт. Очевидно, что такого специалиста, готового не только быстро адаптироваться к производству, но и способного к самоизменению в контексте новых профессиональных задач, ждут работодатели.
Жизнь порождает новую образовательную реальность. Иными словами, социокультурные макро- и мезофакторы определяют изменение понимания учебно-познавательной деятельности в современном образовании.
Во-вторых, необходимо отметить, что при организации процесса обучения (как единства преподавания и учения) существенную роль играют:
- потребности личности, мотивы получения образования студентом;
- опыт субъекта по решению практических педагогических задач;
- опыт самообразования, самосовершенствования студента;
- профессионально-личностные ожидания студента, т.е. то, что
относится к микроуровню социальной практики.
Поэтому, как доказывают учёные [1] новые стратегии обучения включают обучающегося в познавательные процедуры: понимания, проектирования, коммуникации, рефлексии, которые становятся универсальными способами учебно-познавательной деятельности как школьника так и бывшего школьника, но не совсем взрослого человека -студента-субъекта обучения.
Предпосылки для перерастания учебно-познавательной деятельности школьника (студента) в познавательную или самообразовательную деятельность создает ориентация на новые нелинейные стратегии процесса обучения, в соответствии с которыми в качестве единицы учебной деятельности выделяют образовательную ситуацию, которая осознается и формулируется учеником (студентом) самостоятельно (или с помощью педагога) как учебная задача, отражающая личностные и предметные цели, для
выполнения которых школьник (студент) сам или с помощью учителя выбирает временные, пространственные, информационные, коммуникативные и технологические ресурсы [1].
Таким образом, вопрос о качестве образовательного процесса, - это в первую очередь вопрос о новых стратегиях, а вслед за этим - о новых технологиях. Проблема самостоятельной работы студентов в контексте создания системы гарантий качества профессиональной подготовки современного специалиста в образовательных организациях - это, как представляется, вопрос о выборе стратегии обучения.
Что такое самостоятельная работа студента?
Самостоятельная работа может быть охарактеризована как форма работы студента, выполняемая без непосредственного контроля преподавателя, которая организуется обычно на этапе закрепления знаний. Это определение отражает взгляд на обучение как процесс трансляции накопленного опыта, что сегодня несоотносимо с представлением о качестве образования.
Впрочем, подчеркнем, что, оставаясь формой работы в рамках аудиторных занятий (или внеаудиторных, возможно - в ходе производственной практики), самостоятельная работа по анализу факта, феномена, завершающаяся выявлением закономерности, зафиксированной в виде модели, является признаком развивающего обучения.
Исходя из современного взгляда на образование, вслед за Л. К. Наумовой, О. В. Акуловой, самостоятельной работой мы будем считать вид учебно-познавательной деятельности студента по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определённой системе, при партнёрском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результат [3].
Анализ научных работ и лучшего опыта позволяет утверждать, что исходя из соотношения активности обучающего и учащегося на всех этапах познавательной деятельности сущность самостоятельной работы студентов может быть различной.
Во-первых, это может быть выполнение заданий, подготовленных преподавателем и выполняемых студентами по инструкции (аудиторно или во внеаудиторное время), без непосредственной помощи преподавателя; педагог организует само-, взаимоконтроль, оценивание и корректировку результатов деятельности студентов. Несмотря на то, что студенты учатся планировать и распределять время, самостоятельно находить и обрабатывать информацию, формулировать выводы и публично защищать результаты индивидуальной или групповой работы, следует отметить, что они проявляют активность «исполнительного» характера в рамках деятельности, продуманной и организованной преподавателем.
Во-вторых, это может быть работа, самостоятельно спланированная студентом в рамках направления деятельности, предложенного
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
преподавателем, организуемая, возможно, при поддержке преподавателя (консультационной, организационной); главное, что каждое действие, выполняемое студентом, им осознается, подчинено цели, которую он сам поставил; экспертную оценку готового результата деятельности преподаватель возлагает на себя. Возможность выбора вида задания, уровня сложности, формы предъявления результата позволяет студенту научиться использовать право быть субъектом познавательной деятельности, подготавливает переход от обучения к самообразованию.
В третьих, самостоятельная работа в рамках учебного плана дисциплины может быть осмыслена и спланирована студентами (включая критерии оценки результата) в ходе «мозгового штурма» или индивидуальной беседы с тьютором.
В данном случае позиция преподавателя меняется от роли «ведущий/контролер» к позиции «наставник/помощник». Именно такая организация самостоятельной работы ориентирует студента на непрерывное образование, обеспечивает переход к обучающемуся обществу.
Другим основанием для классификации самостоятельной работы выступает контекст, в котором она организуется: в рамках познавательной (учебно-познавательной) или профессиональной (квазипрофессиональной, учебно-профессиональной) деятельности.
Для преподавателей организаций профессионального образования важно определить объем, логику усложнения, меру помощи студенту при организации не только самостоятельной работы в информационном поле, но и самостоятельных действий в тех или иных видах будущей практической трудовой деятельности студента.
Возможно, существенным будет обеспечение взаимопереходов от деятельности познавательной («теория») к деятельности практической («практика») и наоборот - от практической - к познавательной.
Так, например, при обучении студентов педагогике (экспериментально-аналитическая модель [2]) целенаправленно увеличивается количество взаимопереходов «теория-практика», и, что важно и ново, «практика-теория», чтобы подготовить специалистов, понимающих суть явлений, пытающихся выявить закономерности, алгоритмы профессионально-педагогической деятельности.
Чтобы увеличить количество взаимопереходов «теория-практика» и «практика-теория», мы предлагаем использовать всё многообразие видов познавательной и практической педагогической деятельности (см. таблицу).
Виды деятельности, используемые в процессе обучения педагогике
Познавательная Практическая педагогическая
- учебно-познавательная (воспроизводящая) - познавательная (эвристическая) - познавательная (квазиисследовательская) - рефлексивная - познавательная (самообразование) - учебно-исследовательская научно-исследовательская - профессионально-исследовательская - профессиональная (инновационнная) - профессиональная - учебно-профессиональная - учебно-игровая (квазипрофессиональная) - досуговая (внеучебная, общественно полезная) - естественное повседневное взаимодействие с людьми - самосовершенствование - предыдущая профессиональная деятельность предыдущая обыденная жизнедеятельность
Самостоятельная работа студента может быть спроектирована с использованием возможностей различных видов познавательной и практической деятельности, системное использование которых выступит значимым условием формирования профессиональных компетенций студентов и, соответственно, их качественной подготовки к профессиональной деятельности.
Таким образом, организация самостоятельной работы студентов становится гарантом качества профессиональной подготовки специалиста, если ориентирована на формирование общекультурных и профессиональных компетенций; охватывает как познавательную, так и профессиональную деятельность; постепенно усложняется с точки зрения содержания и метода обучения, стимулирует развитие субъектной позиции студента.
Список литературы
1. Даутова О.Б. Изменение учебно-познавательной деятельности школьника в современном образовании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -СПб., 2011. - 44 с.
2. Косолапова Л.А. Экспериментально-аналитическое обучение педагогике: концептуальная модель // Российский научный журнал. - 2011. - № 21. -С. 98-107.
3. Наумова Л.К. Организация самостоятельной работы магистрантов: (направление «Педагогика»): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006. - 24 с.