Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов в процессе преподавания компьютерной математики в высших образовательных учреждениях'

Организация самостоятельной работы студентов в процессе преподавания компьютерной математики в высших образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа / компьютерная математика / дистанционные курсы. / independent work / computer mathematics / distance courses.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочеткова Алла Алексеевна, Элипханов Абдул-вахид Имляевич, Мальсагов Бекхан Сулиманович

В статье анализируется роль самостоятельной работы в образовательном процессе. Отмечается, что организация самостоятельной работы студентов становится ключевым вопросом педагогики, психологии и методики, как следствие, возникает необходимость коренной перестройки и совершенствования образовательного процесса в высшей школе. Рассмотрена организация самостоятельной работы студентов в процессе преподавания курса «Компьютерная математика» в высших учебных заведениях. Показано, что самостоятельная работа студентов в процессе обучения компьютерной математике позволяет эффективно совершенствовать все составляющие профессиональной подготовки будущего специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочеткова Алла Алексеевна, Элипханов Абдул-вахид Имляевич, Мальсагов Бекхан Сулиманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of independent work of students in the process of teaching computer mathematics in higher educational institutions

The article analyzes several approaches to the place and role of independent work in the educational process. It is noted that the organization of independent work of students becomes a key issue of pedagogy, psychology and methodology, as a result, there is a need for radical restructuring and improvement of the educational process in higher education. The organization of independent work of students in the process of teaching the course «Computer Mathematics» in higher educational institutions is considered. It is shown that the independent work of students in the process of teaching computer mathematics makes it possible to effectively improve all components of the professional training of future computer science specialists.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов в процессе преподавания компьютерной математики в высших образовательных учреждениях»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_12_182 УДК 37

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ МАТЕМАТИКИ В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

Кочеткова Алла Алексеевна,

ассистент кафедры высшей и прикладной математики, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова, Грозный, Россия, [email protected]

Элипханов Абдул-Вахид Имляевич,

старший преподаватель кафедры математического анализа, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия, vakhid85@mail. ru

Мальсагов Бекхан Сулиманович,

ассистент кафедры бизнес-информатики, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия, [email protected]

В статье анализируется роль самостоятельной работы в образовательном процессе. Отмечается, что организация самостоятельной работы студентов становится ключевым вопросом педагогики, психологии и методики, как следствие, возникает необходимость коренной перестройки и совершенствования образовательного процесса в высшей школе. Рассмотрена организация самостоятельной работы студентов в процессе преподавания курса «Компьютерная математика» в высших учебных заведениях. Показано, что самостоятельная работа студентов в процессе обучения компьютерной математике позволяет эффективно совершенствовать все составляющие профессиональной подготовки будущего специалистов.

Ключевые слова: самостоятельная работа; компьютерная математика; дистанционные курсы.

UDC 37

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING COMPUTER MATHEMATICS IN HIGHER

EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Kochetkova Alla A.,

Assistant of the Department of Higher and Applied Mathematics, Grozny State Petroleum Technical University. Academician M. D. Millionshchikova, Grozny, Russia, [email protected]

Elipkhanov Abdul-Vahid I.,

Senior Lecturer of the Department of Mathematical Analysis, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, [email protected]

Malsagov Bekhan S.,

Assistant of the Department of Business Informatics, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia, [email protected]

Педагогические исследования

The article analyzes several approaches to the place and role of independent work in the educational process. It is noted that the organization of independent work of students becomes a key issue of pedagogy, psychology and methodology, as a result, there is a need for radical restructuring and improvement of the educational process in higher education. The organization of independent work of students in the process of teaching the course «Computer Mathematics» in higher educational institutions is considered. It is shown that the independent work of students in the process of teaching computer mathematics makes it possible to effectively improve all components of the professional training of future computer science specialists.

Keywords: independent work; computer mathematics; distance courses.

Образование в XXI веке стало одним из важнейших факторов, влияющих на развитие государства. Современное общество основано на знаниях, что в свою очередь приводит к резкому возрастанию роли человеческого фактора, а именно способности специалиста эффективно действовать в соответствии с новыми условиями. За годы обучения в высшем учебном заведении будущий специалист должен получить навыки самостоятельного приобретения знаний и понимание того, что необходимо постоянно самостоятельно повышать свой образовательный уровень. Для этого необходимо организовать учебный процесс в высших учебных заведениях таким образом, чтобы научить студентов учиться, поскольку, как известно, знания становятся по-настоящему фундаментальными только тогда, когда они проходят через собственный опыт, а не через процесс репродуктивного воспроизводства.

Изучению различных аспектов процесса самостоятельной работы посвятили свои труды следующие ученые: О. В. Баранников, Л. И. Заякина, В. А. Козаков, Р. А. Низамов, В. А. Сластонин, О. Д. Сотникова, О. М. Спирин, Н. Ф. Талызина, А. В. Усова и др. Высоко оценивая роль самостоятельной работы в процессе обучения, они указывают, что это едва ли не единственный способ воспитания самостоятельности в усвоении знаний, формировании навыков и умений.

Анализ научной литературы [1-3] показал, что на сегодняшний день существует несколько подходов к месту и роли самостоятельной работы в учебном процессе. Термин «самостоятельная работа» не имеет четкого научного определения, его трактовка остается интуитивной, множественной и неточной. Все это обусловлено сложностью данного понятия, наличием в нем различных граней, каждую из которых можно было бы изучить конкретно. В основном специалисты трактуют понятие «самостоятельная работа» как:

- форма организации учебного процесса [5];

- методика преподавания;

- учебно-методическое пособие;

- специфический вид учебно-познавательной деятельности.

Современное состояние организации образовательного процесса в высших учебных заведениях не в полной мере создает условия для формирования у студентов способности принимать самостоятельные решения, качеств самостоятельности. Недостаточно используются средства новых информационных технологий, новые методы организации учебного процесса студентов и т. д. Таким образом, организация самостоятельной работы студентов становится ключевым вопросом педагогики, психологии и методики, требующим коренной перестройки и совершенствования учебно-воспитательного процесса в высшей школе.

Компьютер играет важную роль в интеграции математической подготовки с современными информационно-коммуникационными технологиями для студентов высших учебных заведений, будущих специалистов информатики. Наряду с использованием компьютерно-математических систем, она является мощным средством универсализации и интеграции учебно-математической деятельности. В статье рассматривается организация самостоятельной работы студентов в процессе преподавания курса «Компьютерная математика» в университете.

В высших учебных заведениях обучение курсу «Компьютерная математика» по специальностям, где готовятся специалисты по информатике, математике, физике, имеет интегративное значение, поскольку базируется на знаниях, полученных студентами в процессе преподавания других дисциплин информатико-математического цикла, актуализирует эти знания, стимулирует формирование устойчивых межпредметных связей

между знаниями, полученными в процессе преподавания разных предметов.

Важной формой организации учебного процесса курса «Компьютерная математика» являются практические, лабораторные занятия и самостоятельная работа студентов. Естественно, что в процессе преподавания компьютерной математики нельзя и нерационально ограничиваться практическими и лабораторными занятиями. Практические и лабораторные занятия, которые проходят в компьютерном классе, должны проходить с максимальной пользой для студентов.

Самостоятельная работа в процессе изучения курса «Компьютерная математика» становится основой для развития тех личностных качеств студентов, которые дают возможность самостоятельно приобретать необходимые знания, постоянно и творчески учиться, что является залогом будущего профессионального развития специалиста; выступает формирующим фактором в формировании соответствующей мотивации и навыков самообразования, необходимых в современном мире. В основе самостоятельной учебной деятельности студента должны лежать глубинные мотивационные силы, заставляющие индивида непрерывно стремиться к совершенствованию знаний.

Самостоятельная работа учащихся во внеклассное время сложнее поддается управлению по сравнению с самостоятельной работой, которая проводится в аудиторное время, особенно в процессе обучения компьютерной математике. Это связано с тем, что студент должен самостоятельно провести значительное количество времени в среде компьютерной математической системы. Поэтому эффективность и скорость такой работы во многом зависит от сформированных знаний, умений и опыта работы, ко -торые студент получил во время аудиторных занятий - лекционных, практических и лабораторных. Но важность самостоятельной работы в обучении компьютерной математике крайне важна.

Как показывает практика, эффективна только опосредованно контролируемая и оперативно контролируемая самостоятельная работа. Поэтому важно разработать и внедрить новые методы организации самостоятельной работы будущих специалистов информатики с использованием новых инно-

вационных технологий, а именно дистанционного обучения, которое обеспечит вышеуказанные условия.

Принимая во внимание мнение и опыт многих отечественных и зарубежных ученых, в настоящее время можно говорить не о чистом использовании дистанционного обучения, а о так называемом смешанном обучении, где сочетается как традиционное, так и дистанционное обучение [4]. Для обеспечения эффективной самостоятельной работы студентов разработан дистанционный курс «Компьютерная математика» на платформе системы дистанционного обучения Moodle.

Система управления самостоятельной работой курса «Компьютерная математика» в условиях как дистанционного, так и традиционного обучения предполагает следующие этапы:

- планирование;

- организация;

- координация;

- контроль (который включает в себя оценку, анализ и коррекцию).

Используя дистанционные образовательные технологии при организации самостоятельной работы по курсу «Компьютерная математика», мы получаем новые возможности [4]:

- для тестирования, анкетирования, различных опросов;

- мониторинга обучения, рейтинговой оценки знаний, умений и навыков обучающихся;

- оценки активности обучающихся;

- педагогической коммуникации посредством чата, форума, коммуникаторных программ, электронной почты, блога и т. д.;

- доступа к значительному объему учебных материалов, различной информации;

- поддержки активных методов обучения;

- непрерывного доступа обучающихся к учебным материалам;

- размещения разнообразного дидактического материала в электронном виде (теоретический материал уроков, презентации, объявления, расписание занятий, данные об олимпиадах и т.д.);

- анализа и представления данных, создания информационных моделей;

- использования средств компьютерной визуализации;

- поиска различных данных;

Педагогические исследования

- использования необходимого программного обеспечения, в частности компьютерно-математических систем. Самостоятельная работа студентов планируется в соответствии с календарно-тематическим планом, который формируется на основании государственного образовательного стандарта по специальности и входит в рабочую программу дисциплины.

Только грамотно спланированная самостоятельная работа может улучшить учебный процесс и обеспечить ритмичность и интенсификацию самостоятельной работы студентов в течение семестра. При планировании самостоятельной работы студентов в процессе обучения компьютерной математике необходимо:

- учитывать опыт самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся;

- составлять план тем, которые представляются для самостоятельной работы, и знакомить с ним студентов;

- организовывать парную, групповую самостоятельную работу;

- разделить весь учебный материал на учебные блоки-модули;

- постараться достичь примерно одинакового уровня сложности всех модулей;

- равномерно распределить все учебные модули по неделям семестра;

- определить дидактические цели, то есть прогнозируемые, заранее спланированные результаты обучения при изучении каждого из модулей;

- составлять методические рекомендации для обучающихся по ведению самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения;

- составлять график консультаций и встреч с преподавателем в дистанционном и очном режимах, указывать их периодичность и знакомить с ними студентов;

- осуществлять постоянный педагогический контроль.

Воспитание способности к самоконтролю - достаточно длительный процесс. С целью ее реализации в процессе обучения компьютерной математике предлагается комплекс контрольных вопросов, тестов, лабораторных и индивидуальных творческих заданий. Таким образом, самостоятельная работа студентов в процессе обучения ком-

пьютерной математике позволяет эффективно совершенствовать все составляющие профессиональной подготовки будущего специалиста информатики.

Организация самостоятельной работы студентов становится ключевым вопросом педагогики, психологии и методики, как следствие, возникает необходимость коренной перестройки и совершенствования образовательного процесса в высшей школе. Анализ научной литературы показал, что на сегодняшний день существует несколько подходов к месту и роли самостоятельной работы в образовательном процессе. В основном эксперты трактуют понятие «самостоятельная работа» как: форма организации учебного процесса; метод обучения; учебное средство; специфический вид учебно-познавательной деятельности. Компьютер играет важную роль в интеграции математической подготовки с современными информационно-коммуникационными технологиями для студентов высших учебных заведений. В высших учебных заведениях обучение курсу «Компьютерная математика» по специальностям, где готовятся будущие специалисты информатики, математики, физики, имеет интегративное значение, поскольку базируется на знаниях, полученных студентами в процессе преподавания других дисциплин информатико-математического цикла. Самостоятельная работа становится важной фор -мой работы в процессе изучения курса «Компьютерная математика». Самостоятельная работа в процессе изучения курса «Компьютерная математика» становится основой для развития тех личностных качеств студентов, которые дают возможность самостоятельно приобретать необходимые знания, постоянно и творчески учиться, что является залогом будущего профессионального совершенствования специалиста; выступает формирующим фактором в формировании соответствующей мотивации и навыков самообразования, необходимых в современном мире. Только грамотно спланированная самостоятельная работа может улучшить учебный процесс и обеспечить ритмичность и интенсификацию самостоятельной работы студентов в течение семестра. Для обеспечения эффективной самостоятельной работы студентов целесообразно использовать дистанционные курсы по дисциплине. Само-

стоятельная работа студентов в процессе обучения компьютерной математике позволяет эффективно совершенствовать все со-

ставляющие профессиональной подготовки будущего учителя информатики.

Список источников _

1. Брейтигам Э. К. Обучение математике в личностно ориентированной модели образования // Педагогика. 2018. № 10. С. 45-47.

2. Гмурман В. Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: учеб. пособие для студ. вузов. Изд. 4-е, стер. М.: Высш. шк., 2018. 400 с.

3. Груденов Я. И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. М.: Педагогика, 1987. 160 с.

4. Ермолаева В. И., Исаев Ю. М., Кравец В. М. Математика: Методические указания для выполнения контрольных заданий. Ульяновск: УГСХА, 2011. 105 с.

5. Колмогоров А. Н. Современная математика и математика в современном мире // Математика в школе. 2014. № 6. С. 2-3.

References _

1. Breytigam E. K. Teaching mathematics in a personality-oriented model of education. Pedagogy. 2018. No. 10. Pp. 45-47.

2. Gurman V. E. Guide to solving problems in probability theory and mathematical statistics: textbook. a manual for students. vuzov. Ed. 4th, p. M.: Higher School, 2018. 400 P.

3. Grudinov Ya. I. Psychological and didactic foundations of the methodology of teaching mathematics. M.: Pedagogy, 1987. 160 р.

4. Molaeva V. I., Isaev Yu. M., Kravets V. M. Mathematics: Methodological guidelines for performing control tasks. Ulyanovsk: UGSHA, 2011. 105 р.

5. Kolmogorov A. N. Modern mathematics and mathematics in the modern world. Mathematics at school. 2014. No. 6. Pp. 2-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.