А.Р. Наумов
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ
Предмет любого учебного издания составляют специально отобранные . в определенном объеме и адаптированные в соответствии с читательским адресом теоретические и прикладные знания. Теоретические знания касаются, прежде всего, основ науки, прикладные знания отражают базовую информацию профессиональной деятельности в конкретной сфере. Изложение содержания, структура, оформление учебного издания подчинены законам дидактики, образовательным, воспитательным задачам.
Содержание комплекса учебных изданий отражает необходимый и достаточный уровень знаний и навыков, которыми должен овладеть выпускник образовательного учреждения любого уровня, получивший соответствующее образование.
В настоящее время утвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий для вузов, которая включает четыре группы изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе [1]:
- программно-методические (учебные планы и учебные программы);
- учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);
- обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);
- вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения);
- контролирующие (тестирующие программы, базы данных).
Развитие системы открытого образования, акцент на индивидуализацию учебного процесса, изменение мотивации учебной деятельности требуют изменения организации учебного процесса, и в первую очередь расширения учебнометодического и информационного обеспечения самостоятельной работы студентов.
В традиционной педагогике при очном обучении самостоятельная работа включает в себя чаще всего лишь самостоятельную работу с литературой. С использованием информационных
технологий возможности организации самостоятельной работы расширяются. Самостоятельная работа с исследовательской и учебной литературой, изданной на бумажных носителях, сохраняется как важное звено самостоятельной работы в целом, но ее основу теперь составляет самостоятельная работа с обучающими программами, с тестирующими системами, с информационными базами данных.
Расширение сферы самостоятельной работы учащихся приводит к увеличению ее доли в организации учебного процесса. Это, в свою очередь, требует организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей. Фактически речь идет о самостоятельной работе учащихся с лекционным (теоретическим) материалом, о текущем и промежуточном самоконтроле, о выполнении учебной исследовательской работы, о подготовке к семинарским или практическим работам, о работе с компьютерными тренажерами и имитационными моделями и т.д. При полном методическом обеспечении учебной дисциплины доля самостоятельной работы может составлять около двух третей семестровой учебной нагрузки учащегося.
Вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области. Отбор этого материала (который осуществляется исходя из дидактических задач и методических принципов) никто, кроме преподавателя, провести не может. По этой причине компьютерный курс должен быть не конгломератом разнородных модулей, а цельной многокомпонентной системой, отражающей научные и методические взгляды автора.
Содержание электронных учебных изданий должно быть адекватно государственным образовательным стандартам и современным технологиям обучения, учитывать необходимость активного использования компьютерной техники в учебном процессе. Учебный материал должен быть структурирован в них таким образом, чтобы сформировать у обучаемого личный тезау-
рус научно-предметных знаний, развить навыки владения профессиональными приемами, методами и способами их применения.
Анализ существующих сегодня ОЭИ по естественнонаучным дисциплинам показывает, что они имеют «многослойный» характер. С одной стороны, по выполняемым функциям, их можно отнести к учебным изданиям и соответственно, использовать принципы классификации, используемые для учебной книги [2]. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий [3]. С третьей стороны, по технологии создания, они являются программным продуктом и к ним может быть применен Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 [4] и ГОСТ 7.83-2001 [5].
В ряду электронных средств учебного назначения особое значение имеют электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК). Каждый ЭУМК предназначен для организации самостоятельной работы студентов: оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы как в предметной области, так и в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий. ЭУМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля и т.п. Создание ЭУМК имеет особое значение, так как позволяет комплексно подходить к решению основных дидактических задач.
ЭУМК представляет собой комплект различных видов учебных изданий, что позволяет комплексно подходить к решению основных дидактических задач. Учебно-методические комплексы могут быть представлены как мультимедиа курсы, каждый из которых представляет собой комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, содержащий все компоненты учебного процесса.
Современный ЭУМК - это интерактивный гипертекстовый материал, дополненный видео-и аудиоматериалами и представленный в электронном виде. Для того чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо, чтобы учебная информация была представлена в различных формах. Мультимедиа является средством комплексного воздействия на обучающе-
гося путем сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующей частей. Структура и пользовательский интерфейс этих частей курса должны обеспечить эффективную помощь при изучении материала. Это обусловлено не только техническими и экономическими, но и соображениями психологического характера [6].
Основой ЭУМК является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере. В нее могут входить:
- учебный план, учебная программа;
- электронный учебник;
- электронный справочник;
- комплект иллюстративных (демонстрационных) материалов;
- задачник;
- лабораторный практикум;
- компьютерная тестирующая система;
- сборник дополнительных материалов (хрестоматия).
Данная структура может быть скорректирована с учетом специфики гуманитарных, естественнонаучных и физико-математических дисциплин.
Рассмотрим кратко назначение, состав и технологию создания интерактивных компонентов ЭУМК.
Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построен на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории.
Компьютерный учебник содержит тщательно структурированный учебный материал, предоставляемый студенту в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих не только текст, но и мультимедийные приложения. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся определить не только оптимальную траекторию изучения материала, но и удобный темп работы и способ изложения материала, соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. В электронном учебнике может быть предусмотрена возможность протоколирования действий обучаемого для их дальнейшего анализа преподавателем.
Нелинейная организация учебного материала, многослойность и интерактивность каждого кадра, а также возможность протоколирования информации о выборе студентом траектории обучения определяют специфику электронного учебника.
Электронный справочник позволяет студенту в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме. В электронный справочник включается информация как дублирующая, так и дополняющая материал учебника.
Обычно электронный справочник представляет собой электронный список терминов, или используемых в курсе слов изучаемого иностранного языка, или имен цитируемых авторов и т.д. Каждая единица списка гиперактивна - ее активизация позволяет обратиться к гиперссылке, содержащей толкование термина, перевод и грамматические характеристики иностранного слова, энциклопедическое описание и т.д.
В настоящее время наличие справочной системы является обязательным для любого ЭУМК. При этом электронный справочник может быть представлен как самостоятельный элемент ЭУМК или встроен в электронный учебник.
Комплект иллюстративных материалов предназначен для организации самостоятельной работы студентов с материалами учебника или лекций преподавателя. Технологии визуализации, применяемые на лекциях, должны обеспечивать возможность иллюстрации излагаемого материала видеоизображением, анимационными роликами с аудиосопровождением, предоставлять педагогу средства демонстрации сложных явлений и процессов, визуализации создаваемых на лекции текста, графики, звука.
Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные. В отличие от вышеописанных компонентов, компьютерные модели, как правило, не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Основанные на математических моделях (которые содержат в себе управляющие параметры), компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Это позволяет использовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами.
Задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно свя-
зать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.
Электронный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента. Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами.
В качестве тренажера может использоваться и компьютерная тестирующая система, которая обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой - принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля.
Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя. В последнем случае в нее включается система подготовки тестов, облегчающая процесс их создания и модификацию (в простейшем случае это может быть текстовый редактор). Эффективность использования тестирующей системы существенно выше, если она позволяет накапливать и анализировать результаты тестирования. Тестирующая система может быть встроена в оболочку электронного учебника, но может существовать и как самостоятельный элемент ЭУМК. В этом случае тестирующие программы по различным дисциплинам целесообразно объединять в единой базе данных.
Представленные компоненты ЭУМК сами по себе не решают педагогических задач. Обучающая функция реализуется через педагогический сценарий, с помощью которого преподаватель выстраивает образовательные траектории.
Все компоненты ЭУМК должны быть адаптированы к основному профилю дисциплины или специальности. Специфика учебных материалов по физико-математическим и химическим дисциплинам связана с формализованным представлением содержания знаний и большой долей учебного
практикума, имеющего целью не только развитие навыков решения задач и выполнение лабораторных работ, но и формирование комплекса профессиональных знаний, умений и навыков.
Формализованность естественнонаучных знаний дает возможность легко структурировать их и представить в гипертекстовом виде. Многоуровневое модульное распределение материала позволяет адаптировать его к индивидуальным особенностям учащихся. Однако создание гипертекста может лишь отчасти решить дидактическую задачу усвоения материала. Теоретический материал по естественнонаучным дисциплинам изобилует математическими формулами и системами доказательств, сложными для самостоятельного усвоения. Этим определяется необходимость создания интерактивных мультимедиа лекций и использования демонстрационного материала, дополняющего электронные учебники, составленные на основании традиционных печатных изданий.
Применение компьютерных технологий позволяет создавать качественные видеозаписи лекционных демонстраций, компьютерные лабораторные работы и практикумы, имитационные анимационные модели физических явлений и процессов, необходимые для понимания их сущности. Более того, современные компьютерные средства позволяют создавать тренажеры, модели и лабораторные работы, неосуществимые в реальных условиях. Особенно важно их применение в тех случаях, когда нельзя осуществить прямой эксперимент. Примером может служить демонстрация с помощью компьютера адсорбционных процессов, коллоидно-химических явлений, поведения макромолекул и т.п.
Особое значение приобретает решение одной из основных дидактических задач в этой предметной области - обучение моделированию и наиболее общим методам воздействия на объект познания. Моделирование с применением компьютеров позволяет продемонстрировать и исследовать основные свойства физических и химических объектов, выяснить границы применимости той или иной теории.
При создании ЭУМК широкие возможности открывает сеть Интернет. Специфика электронных изданий позволяет делать прямые ссылки на размещенные во всемирной сети ресурсы, расширяя тем самым доступ студентов к информации и формируя основания поисковой учебной деятельности.
В заключение приведем краткую характеристику ЭУМК для организации самостоятельной работы по курсу «Коллоидная химия» студентов, обучающихся по специальности 011000 «Химия» [7]. ЭУМК также может быть использован для организации факультативной работы с учащимися средних учебных заведений с углубленным изучением химии.
ЭУМК фактически является веб-сайтом, который можно просматривать на компьютере в режиме онлайн или с CD-ROM при помощи любого браузера. В содержание ЭУМК включены учебные программы и методические материалы базового учебного курса, а также элективного курса «Дисперсные системы в природе и технике». Демонстрационные материалы к лекциям по коллоидной химии позволят студентам с большей наглядностью повторить теоретические вопросы всех основных разделов курса.
Приведен обширный практический материал по решению задач и проведению лабораторного практикума. Лабораторные работы, указанные в прилагаемом примерном перечне, ставят целью привитие студентам необходимого минимума умений и навыков в постановке и выполнении коллоидно-химических опытов как общенаучной основы курса. Хрестоматия содержит дополнительные источники (монографии, учебники, статьи) на русском и английском языках, которые позволят углубить знания студентов.
Большинство документов, содержащихся в ЭУМК «Коллоидная химия», подготовлены автором в 2002-2005 гг. Ряд материалов получен посредством открытого доступа к веб-сайтам, авторские права на них принадлежат авторам, указанным в документах.
Опыт использования ЭУМК «Коллоидная химия» в течение 2004-2006 гг. показали эффективность его использования для организации самостоятельной работы студентов 4 курса. Дидактические подходы и технологии, использованные при подготовке ЭУМК «Коллоидная химия», легли в основу ЭУМК по другим дисциплинам химического и гуманитарного блоков [8; 9].
Выводы
1. Повышение эффективности учебного процесса, изменение мотивации учебной деятельности требуют изменения организации учебного процесса, и в первую очередь расширения учебно-методического и информационного обеспечения.
2. Эффективным средством организации и сопровождения самостоятельной работы студентов являются электронные учебно-методические комплексы.
3. Содержание ЭУМК должно быть адекватно государственным образовательным стандартам и современным технологиям обучения. Учебный материал электронных учебных изданий должен формировать у студента личный тезаурус научно-предметных знаний, развить навыки владения профессиональными приемами, методами и способами их применения.
4. Подготовлены ЭУМК по ряду химических и гуманитарных дисциплин. В содержание ЭУМК включены учебные программы и методические материалы базового и элективных курсов, демонстрационные материалы к лекциям, обширный практический материал по решению задач и проведению лабораторного практикума, дополнительные источники (монографии, учебники, статьи) на русском и английском языках.
Библиографический список
1. Антонова С.Г., ТюринаЛ.Г. Современная учебная книга: - М.: Издательский сервис, 2001. - 288 с.
2. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий / Беляев М.М., Вы-мятнин В.М., Григорьев С.Н. и др. - Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2002. - 86 с.
3. Демкин В.П., МожаеваГ.В. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии. - Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2003. - 86 с.
4. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (в редакции от 24.05.2000) [http:// linux.nist.fss.ru/hr/doc/ok/okp1.htm]
5. ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.
6. Вуль В.А. Электронные издания. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 560 с.
7. НаумовА.Р. Коллоидная химия: учебно-методические материалы к учебному курсу / Электронное издание. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. - Электрон. опт. диски (CD-ROM). -1 электрон. опт. диск.
8. Наумов А.Р. Информационные технологии в обучении химии: учебно-методические материалы к учебному курсу / Электронное издание. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. - Электрон. опт. диски (CD-ROM). - 1 электрон. опт. диск.
9. Наумов А.Р. Основы научных исследований: учебно-методические материалы к учебному курсу для студентов, студентов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организаций», «Маркетинг» / Электронное издание. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. - Электрон. опт. диски (CD-ROM). - 1 электрон. опт. диск.
Научные труды преподавателей, поступившие в библиотеку КГУ им. Н.А. Некрасова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: Учеб.-метод. пособие. Ч. 1 / Сост. С.В. Палаш; рец. Н.П. Гибало. - Кострома: КГУ, 2006. - 61 с. ISBN 5-7591-0781-Х.
Учебно-методическое пособие освещает вопросы международной торговли, деятельности ВТО, государственной внешнеторговой политики, внешней торговли России, международного движения капитала, иностранных инвестиций в России. Пособие написано в соответствии с программой учебного курса «Мировая экономика» для специальностей 088105.65 (060400) «Финансы и кредит», 080109.65 (060500) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и включает темы, связанные с международной торговлей и международным движением капитала.
Шляхтина С.М., Левинович Н.В. ФИЗИКА: ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО КУРСАМ «МЕХАНИКА» И «МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА» / Рец. П.Н. Белкин. -Кострома: КГУ, 2006. - 55 с.