На наш взгляд, организация внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы через ме-тапредметное обучение способствует формированию в сознании обучающихся единства мира, складываемого из отдельных предметных областей наук. Молодые люди приобщаются к мысли, что все процессы в природе, обществе — единое, целостное явление. В ходе изучения ме-тапредметов обучающийся осваивает сразу два типа содержания: содержание предметной области и деятельность. Умение мыслить, понимать и сообразно этому действовать — один из ос-
новных мотивов метапредметного обучения при выполнении самостоятельных работ.
1. Хуторской А. В. Метапредмет «Мироведе-ние». — Черноголовка, 1993. — 70 с.
2. Пермский педагогический журнал. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnyy-podhod-k-obucheniyu-v-praktike-raboty-gimnazii.
3. Хуторской А. В. Метапредмет «Числа». — Черноголовка, 1994. — 68 с.
4. Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». — М., 1998.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Л. С. Лямкина, преподаватель ГОУ СПО «Прокопьевский строительный техникум»
Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Особенность преподавания общеобразовательной дисциплины, русского языка, в техникуме — это обучение через развитие профессиональных знаний и навыков обучающихся различных специальностей. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс. Именно умение самостоятельно работать рождает у обучающихся желание быть уверенными в себе, самостоятельными, эрудированными, неординарно мыслящими. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Актуальность этой темы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к обучающемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство,восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Успех достижения целей и задач во многом зависит от правильно организованной самостоятельной работы с обучающимися.
Известно множество видов самостоятельной работы, которые каждый из преподавателей применяет эффективно в своей деятельности. Одной из главных функций самостоятельной работы является формирование высоко-
культурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий — самостоятельных работ — приобретает характер проблемно-поисковой деятельности, а именно: через аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу на уроках русского языка.
Самостоятельную работу на уроках русского языка в системе СПО правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. Основополагающим требованием общества к современному образованию является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в деятельности.
Существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности на уроках русского языка. А именно:
- содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели учебной аудиторной или внеаудиторной самостоятельной деятельности;
- процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов самостоятельных действий, ведущих к достижению результатов;
- мотивационный компонент: потребность в самостоятельном приобретении новых знаний.
Процесс самостоятельной деятельности обучающихся 1-го и 2-го курсов на уроках русского языка представляется в виде триады: мотив — действие — результат. Под системой самостоятельных работ на уроке русского языка подразумевается совокупность взаимосвязанных, обуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Естественно, всякая система должна удовлетворять определенным требованиям или принципам современного русского языкознания. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.
При построении системы самостоятельных работ на уроке русского языка для обучающихся по специальности «мастер жилищно-коммунального хозяйства» в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:
- система самостоятельных работ должна способствовать приобретению обучающимися глубоких и прочных знаний по основным разделам «Орфография», «Синтаксис», «Культура речи»; развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике;
- система должна удовлетворять основным принципам дидактики, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне;
- входящие в систему самостоятельные работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у обучающихся разнообразных умений и навыков;
- последовательность выполнения аудиторных и внеаудиторных самостоятельных работ должна логически вытекать из предыдущих работ и готовить почву для выполнения последую-
щих заданий. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи.
В процессе обучения русскому языку на 1-м и 2-м курсах применяются различные виды самостоятельной работы. Например, для обучающихся 1-го курса по специальности «мастер жилищно-коммунального хозяйства» целесообразно на уроке русского языка применять упражнения, сконцентрированные на практически-прикладном аспекте процесса индивидуализированного обучения:
- задания, обеспечивающие формирование самоконтроля грамматических навыков;
- упражнения, направленные на саморедактирование письменных речевых ошибок;
- самостоятельное составление обучающимися грамматических упражнений с последующим самоконтролем их выполнения;
- задания, построенные на материале текстов профессиональной направленности;
- упражнения на восстановление текста по приобретаемой обучающимися специальности.
Особое внимание преподаватель русского языка должен уделять систематическому усложнению заданий и упражнений, начиная с вводных уроков на 1-м курсе и заканчивая итоговыми зачетным работами на 2-м курсе. Усложнение заданий целесообразно проводить даже внутри одного вида работы. Так, например, чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным на уроке, возможно применение трехвариантных тестовых заданий, в основе которых также лежит принцип постепенного усложнения материала. Например, задания первого и второго вариантов — среднего уровня сложности, а задания третьего варианта — повышенной сложности. Трехвариантные тестовые задания предлагаются после каждого изученного раздела языка, а также в конце учебного года по всему курсу и в начале учебного года после повторения. Работа с тестовыми заданиями дает возможность выявить пробелы обучающихся, требующие устранения.
Значительное место в процессе контроля и закрепления знаний обучающихся отводится проверочным заданиям с профессиональной направленностью, с которыми можно работать на любой стадии урока. Они позволяют повторить ранее изученный материал не только по русскому языку, но и спецпредмету. По виду, форме и содержанию проверочные задания могут быть репродуктивными (воспроизводящими), сравнительными, логически-поисковыми, ассоциативно-сравнительными, обобщающими.
Задание: определить по лексическому значению ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ слово
1 Жидкая грунтовка Выдра
2 Вторая распушка, которую выполняют выше кровли Мастика
3 Белый или серовато-белый порошок(неорганический антисептик) Фтористый натрий
Использование текстов профессиональной направленности является неотъемлемой частью изучения не только русского языка, но и повторения материала по спецпредмету. Например, используются профессиональные словарно-орфографические диктанты, где обучающиеся повторяют основные правила орфографии, запоминают правильное написание не только профессиональных слов, но и текстов профессиональной направленности.
Продуктивным самообразованием в области русского языка является исследовательская работа обучающихся как аудиторная, так и внеаудиторная. При исследовательском подходе обучающийся получает знания о предметах и явлениях, устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. При использовании исследовательского подхода деятельность обучающихся направлена на творческое усвоение научных знаний и овладение методами научного познания. Тематика и характер исследовательских работ обучающихся различны, например: «Особенности русских и сибирских пословиц и поговорок», «Секреты орфографии», «Азбука профессии», «У истоков профессии» и др. А использование в домашней иссле-
довательской работе интернет-ресурсов позволяет преподавателю реализовать выполнение самостоятельных заданий на 30 %. Исследовательская работа имеет огромное значение, так как вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся.
Самостоятельная работа имеет место на всех этапах обучения: при объяснении нового теоретического материала учебника, при закреплении, в процессе выполнения разнообразных упражнений, при обобщающем повторении, наконец, в процессе выполнения контрольных заданий. Самостоятельная работа в процессе обучения русскому языку должна опираться на взаимосвязь предмета с профессией. Самостоятельная работа с учебником, логический анализ текста, членение его на части, формулирование заголовков частей, составление простых и сложных планов, подготовка устных и письменных сообщений, конспектирование статей, задания с профессиональной направленностью — все эти виды работ, способствующие развитию самостоятельности обучающихся, вооружают их навыками, необходимыми в жизни.
Самостоятельная работа будет успешна тогда, когда обучающиеся очень хорошо понимают, что нужно делать, как это следует выполнять и зачем. Необходимым условием также является и видимый результат их действий — это мониторинг, который является основой для управления процессом повышения качества образованности по русскому языку при проведении самостоятельных работ. Таким образом, в процессе изучения русского языка в техникуме обучающиеся 1-го и 2-го курсов учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью. Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка в СПО при умелой ее организации становится прекрасным средством воспитания самостоятельного мышления, готовности к принятию самостоятельных решений, активной жизненной позиции будущего высококвалифицированного специалиста.
1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
«В мире слов о профессии» Задание: прочитайте словарные профессиональные слова, вставьте пропущенные буквы и запомните определения данных слов. А(л, лл)юм_калиевые квасцы — бесцветные кристаллы, растворяющиеся в воде. Используют для приготовления грунтовок, известковых составов (придают им прочность), предохраняют клейстер от быстрого загнивания.
Задание: прочитайте технологические свойства бетонной смеси. Вставьте пропущенные буквы. Осн_вными технологическими свойствами бетонной смеси являются удоб_укладыва_мость и свя_ность. Удоб_укладыва_мость — это способность смеси ра(с, сс)текат_ся под действием сил тяжест_, ле_ко укладыват_ся в_палу_ку и заполнять зада(н, нн)ую форму.