5.6. ОРГАНИЗАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕМ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МВД РОССИИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ РАССЛЕДОВАНИЯ
УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ОБ ИЗГОТОВЛЕНИИ ИЛИ СБЫТЕ ПОДДЕЛЬНЫХ ДЕНЕГ, ПО КОТОРЫМ ВИНОВНОЕ ЛИЦО НЕ УСТАНОВЛЕНО
Бахметьев Александр Иванович, слушатель 2-го факультета
Место учебы: Академия управления МВД России
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации руководителем следственного органа территориального МВД России на районном уровне расследования уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег, по которым виновное лицо не установлено
Ключевые слова: Организация, руководитель следственного органа, расследование, поддельные деньги, уголовное дело
ORGANIZATION BY THE LEADER OF INVESTIGATIVE AGENCY OF TERRITORIAL ORGAN OF INTERIOR MINISTRY OF THE RUSSIA AT DISTRICT LEVEL OF INVESTIGATION OF CRIMINAL CASES ABOUT MAKING OR SALE
OF COUNTERFEIT MONEY ON THAT A GUILTY PERSON IS NOT SET
Bakhmet'yev Alexander I., trainee (Faculty 2)
Study place: Management Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation: In the article the questions of organization are examined by the leader of investigative agency of territorial subdivision of interior Ministry of the Russia at district level of investigation of criminal cases about making or sale of counterfeit money on that a guilty person is not set
Keywords: Organization, leader of investigative agency, investigation, counterfeit money, criminal case
Как известно одной из функций в структуре управления выделена функция организации.
Организовать (фр. - Organizer) значит упорядочить что-нибудь, сообщать стройный вид, объединять кого-нибудь для какой-нибудь цели посредством реализации совокупности процессов или действий, ведущих к установлению, формированию взаимосвязей между частями целого: людьми, операциями и действиями. Организация (фр. - Organization), как результат упоря-
дочения, есть продуманное устройство, выступающее в виде обособленного общественного объединения или учреждения [3].
Весь массив уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег, по которым виновное лицо не установлено, необходимо классифицировать на:
1) уголовные дела, по которым в календарном году в установленный законом срок расследования виновное лицо не установлено;
2) уголовные дела, выделенные в отдельное производство в отношении неустановленного лица: в отношении других соучастников преступления, которые неустановленны в процессе расследования уголовного дела; в отношении неустановленных лиц, совершивших другие преступления, связанные с расследуемым уголовным делом (связанные чаще со сбытом запрещенных предметов);
3) уголовные дела, возобновленные производством из ранее приостановленных по п. 1 ч.1 ст. 208 УПК РФ и прекращенных;
4) уголовные дела, приостановленные в связи с неустановлением лица после направления судом руководителю следственного органа (в дальнейшем -РСО) в соответствии ч.3 ст. 306 УПК РФ для производства предварительного следствия и установления лиц(а) совершившего преступление, или направленные надзирающим прокурором в соответствии с п.2 ч.1 ст.221, п.2 ч.1 ст. 226 УПК РФ для производства дополнительного следствия.
Основная задача, стоящая перед начальником органа предварительного следствия территориального органа МВД России при организации расследования преступлений об изготовлении или сбыте поддельных денег состоит в том, чтобы лицо(а), совершившее преступление, было установлено и исключены все обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о приостановлении уголовного дела по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ [10]. Необходимо выделить и рассмотреть несколько этапов организации работы следователей для решения указанной задачи:
1. Организация проведения проверки сообщения (заявления) о преступлениях (поступивших в дежурную часть, выявленных в ходе повседневной работы на обслуживаемой территории, предоставленных сотрудниками оперативных подразделений при реализации материалов ОРД);
2. Организация работы по установлению лица, совершившего преступление в первый месяц расследования уголовного дела и сбору доказательств;
3. Организация проведения всего необходимого комплекса процессуальных и следственных действий в последующий период, проведение которых возможно в отсутствие обвиняемого;
4. Осуществление проверки полноты проведения процессуальных и следственных действий за десять дней до истечения срока, установленного ч.1 ст.162 УПК РФ;
5. Осуществление проверки законности и обоснованности принятого решения о приостановлении предварительного следствия;
6. Осуществление проверки исполнения следователями требований ст. 209 УПК РФ (в течении одного месяца с момента приостановления уголовного дела);
7. Организация проведения процессуальных и следственных действий, направленных на раскрытие пре-
Бахметьев А. И.
О РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ОБ ИЗГОТОВЛЕНИИ ИЛИ СБЫТЕ ПОДДЕЛЬНЫХ ДЕНЕГ, ПО КОТОРЫМ ВИНОВНОЕ ЛИЦО НЕ УСТАНОВЛЕНО
ступлений «прошлых лет» (уголовные дела о преступлениях, приостановленных в прошлые годы);
8. Организация проведения процессуальных и следственных действий, направленных на раскрытие преступлений, уголовные дела о которых приостановлены в текущем году;
9. Организация работы, направленной на прекращение уголовных дел за истечением сроков давности привлечения лица к уголовной ответственности.
Очевидно, что каждый из рассмотренных этапов организации расследования уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег, по которым виновное лицо не установлено, отличается от другого особенностью решаемых задач и соответственно используемым набором методов, сил и средств. Решая специфические задачи, стоящие перед РСО на каждом из перечисленных этапов, он прибегает к различным между собой по видам и содержанию управленческих решений.
Практика показывает, что наиболее эффективными являются меры, принятые по установлению лица, совершившего преступление, связанное с изготовлением или сбытом поддельных денег, в первые часы и дни с момента поступления сообщения (заявления) о преступлении или рапорта сотрудников оперативных подразделений о выявлении признаков преступления. Результативность работы по установлению лиц(а), совершившего преступление, связанное с изготовлением или сбытом поддельных денег на рассмотренных выше этапах, определяется созданием РСО территориального органа МВД России на районном уровне системы постоянной готовности подразделения к реагированию на поступающие в орган внутренних дел сообщений и иной информации о совершенном преступлении рассматриваемой категории. Огромное значение, как на первоначальном этапе, так и в последующем имеет организация взаимодействия с оперативными подразделениями территориального ОВД, подразделениями по охране общественного порядка, общественностью, коммерческими организациями и их службами безопасности.
Требования, предъявляемые Следственным департаментом МВД России о формировании ежемесячного прогноза результативности работы подчиненных подразделений и еженедельной отчетности о выполнении намеченных цифровых показателей [5], промежуточный контроль РСО за выполнением запланированных мероприятий, позволяет классифицировать уголовные дела об изготовлении или сбыте поддельных денег на следующие категории: очевидные; неочевидные; неочевидные (имеющие перспективу).
Такая классификация уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег позволяет определить наиболее перспективные и являющиеся приоритетными направления работы, дифференцировать управляющие воздействия и сосредоточить на них имеющиеся в распоряжении и необходимые силы и средства. Результаты аналитической деятельности могут использоваться РСО территориального органа МВД России на районном уровне для заслушиваний отчетов подчиненных сотрудников, занимающихся расследованием уголовных дел указанной категории и выработки мер для устранения имеющихся недостатков. Одним из наиболее важных предметов контроля РСО становится выполнение сотрудниками оперативных подразделений качественных оператино-розыскных и розыскных мер для установления лиц(а),
совершившего преступление, сообщая следователю об их результатах в соответствии с ч. 4 ст.157 УПК РФ.
Осуществление проверки уголовного дела об изготовлении или сбыте поддельных денег на предмет полноты проведенного расследования за 10 дней до истечения срока, предусмотренного ч.1 ст. 162 УПК РФ, позволяет объективно оценить качество и своевременность выполнения запланированных мероприятий, оценить качество исполнения сотрудниками органа дознания отдельных поручений, в случае необходимости дать письменные указания о проведении дополнительных процессуальных и следственных действий, проведение которых возможно в отсутствие обвиняемого, не допустить принятие незаконных и необоснованных решений подчиненными, установить необходимый срок для устранения выявленных недостатков.
Осуществление проверки законности и обоснованности принятого следователем решения о приостановлении предварительного следствия осуществляется РСО с одновременным контролем статистической карточки о движении уголовного дела (форма №3). РСО совместно с руководителем экспертно-криминалистического подразделения и оперативного подразделения обязаны заслушать отчеты подчиненных сотрудников о результатах работы по расследованию и раскрытию конкретных преступлений, выявить недостатки и просчеты в организации работы и оказать им практическую и методическую помощь.
Надзирающий прокурор обязан изучить и проверить материалы всех приостановленных уголовных дел в срок, не превышающий один месяц со дня вынесения постановления, РСО обязан перед направлением дела надзирающему прокурору осуществить функцию контроля качества расследования уголовного дела, обоснованности и законности принятых процессуальных решений по нему. РСО рекомендуется осуществлять проверку уголовного дела одновременно с материалами оперативно-розыскной деятельности, руководствуясь методикой, рекомендованной надзирающим прокурорам [4]. РСО в необходимых случаях может воспользоваться полномочиями, предоставленными ему п. 2 ч.1 ст. 39, ч. 2 ст. 211, п. 3 ч. 1 ст.40 прим.1 УПК РФ и отменить вынесенное следователем постановление о приостановлении производства по уголовному делу.
В целях эффективного расследования уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег РСО совместно с руководителями других подразделений территориального органа МВД на районном уровне ежеквартально обязаны проводить анализ причин приостановления уголовных дел рассматриваемой категории, определять мероприятия по устранению имеющихся недостатков в организации подчиненных и обеспечивать выполнение следователями обязанностей, предусмотренных ч.1 ст. 209 УПК РФ. В целях эффективного анализа материалов приостановленных уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег целесообразно применить имеющиеся разработанные методики.
Отдельным направлением деятельности РСО выступает организация расследования уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег, приостановленных в прошлые годы (в ведомственной статистике используется правило[2], в соответствии с которым к категории преступлений прошлых лет относятся нераскрытые преступления, уголовные дела о которых приостановлены производством впервые в прошлом
календарном году, независимо от даты учета преступления и возбуждения уголовного дела).
Организуя работу на данном направлении, РСО необходимо учитывать варианты построения методик расследования преступлений:
1) от лица - к совершенному преступлению, которая предполагает использование сведений, характеризующих лицо(лиц) и способ совершения преступления, для установления его причастности к ранее совершенным преступлениям;
2) от совершенного преступления - к лицу, которая предполагает использование собранных по уголовному делу доказательств к признакам, характеризующим лицо (лиц), совершившего преступление.
Сочетание рассмотренных вариантов позволяет РСО равномерно распределить нагрузку, эффективно использовать поступающую и имеющуюся в следственном подразделении значимую информацию [6;8]. РСО необходимо на постоянной основе осуществлять анализ эффективности использования в расследовании уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег криминалистических, розыскных, оперативно-розыскных и других видов учетов, сформированных на основе сведений, содержащихся во всем массиве преступлений прошлых лет.
Необходимо учитывать и использовать возможность соединения уголовных дел в одно производство, когда лицо, совершившее преступление, не установлено, но в уголовном деле имеются объективно существующие доказательства, свидетельствующие о совершении ряда преступлений одним лицом либо группой лиц (примером может служить заключение эксперта о способе и материалах, используемых при изготовлении поддельных денег). В настоящее время в распоряжении следователей имеется доступ к учету уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег, совершенных одним способом. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами МВД России в территориальных органах МВД на районном уровне создаются постоянно действующие следственно - оперативные группы по расследованию уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег категории прошлых лет [9;7].
В случае неустановления лица, совершившего изготовление или сбыт поддельных денег, в течении определенных уголовно-процессуальным законодательством сроков РСО организует работу по прекращению уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег по п.3 ч.1 ст. 24 УПК РФ.
Начальник органа предварительного следствия должен в следующей последовательности реализовывать мероприятия по прекращению уголовных дел по истечению сроков давности:
- ежегодное проведение инвентаризации уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег, приостановленных производством в прошлые годы;
- формирование приостановленных производством уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег по годам, в котором произойдет истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности лица;
- составление ежемесячного графика прекращения уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег в связи с истечением сроков давности;
- закрепление сотрудника, ответственного за данное направление деятельности;
- осуществление ежемесячного контроля над исполнением имеющегося графика прекращения уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег и предоставлением их
для проверки надзирающему прокурору с соответствующими статистическими документами;
- контроль над направлением учетных документов в информационные центры органов МВД России на региональном уровне и дальнейшим соответствием данных ИЦ количеству прекращенных уголовных дел.
Несвоевременное выявление и непринятие мер к устранению выявленных недостатков начальником органа предварительного следствия на каждой из рассмотренных стадий негативно сказывается на эффективности расследования уголовных дел, по которым виновное лицо не установлено. В свою очередь упорядоченность действий следователей достигается путем реализации предоставленных РСО процессуальных и служебных полномочий, складывающихся в конкретной следственной ситуации [1].
Итак, организация расследования уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег, по которым виновное лицо не установлено, включает в себя периоды от поступления сообщения о преступлении в дежурную часть территориального органа мВд России на районном уровне до истечения сроков давности привлечения лица к уголовной ответственности.
Таким образом, можно сформулировать понятие организации расследования уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег, по которым виновное лицо не установлено, как достигаемую посредствам реализации субъектами управления предоставленных им процессуальных и служебных полномочий, упорядоченность деятельности подчиненных сотрудников (подразделений), осуществляющих расследование уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег, по которым виновное лицо не установлено в период от поступления сообщения о преступлении в дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне до истечения сроков давности привлечения лица к уголовной ответственности, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, криминалистическими рекомендациями и решениями вышестоящих субъектов управления, результатом которой является упорядочение состояние связей между всеми элементами системы расследования преступлений указанной категории.
Список литературы:
1. Досюкова Т.В. (2008) Достаточность уголовно-правового регулирования противодействия преступности в сфере экономической деятельности. Бизнес в законе, 4: 125-132.
2. О едином учете преступлений: приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
4. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. №162.
5. О низкой эффективности работы органов предварительного следствия в системе МВД России: указание Следственного департамента МВД России от 18 октября 2013 г. № 17/2-27544.
6. О направлении обзора практики расследования преступлений прошлых лет: письмо Следственного комитета при МВД России от 7 сентября 2007 г. № 17/3-16441.
7. О направлении анализа практики создания специализированных СОГ: письмо Следственного департамента при МВД России от 25 июля 2008 г. № 17/3-13191.
Бахметьев А. И .
О РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ОБ ИЗГОТОВЛЕНИИ ИЛИ СБЫТЕ ПОДДЕЛЬНЫХ ДЕНЕГ, ПО КОТОРЫМ ВИНОВНОЕ ЛИЦО НЕ УСТАНОВЛЕНО
8. О положительном опыте расследования преступлений прошлых лет: письмо Следственного комитета при МВД России от 29 апреля 2010 г. № 17/3-16403.
9. О положительном опыте работы: письмо Следственного комитета при МВД России от 30 марта 2006 г. № 17/3-5470;
10. Шурухнов В. А. (2014) Экономические факторы, способствующие нейтрализации противодействия расследованию организаторов и руководителей преступных сообществ. Бизнес в законе, 1: 157-161.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Бахметьева А.И. «Организация руководителем следственного органа территориального органа МВД России на районном уровне расследования уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег, по которым виновное лицо не установлено» Рецензируемая статья посвящена организации руководителем следственного органа территориального органа МВД России на районном уровне расследования уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег, по которым виновное лицо не установлено. В статье рассматриваются вопросы организации расследования уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег, по которым виновное лицо не установлено, классификация и спецификация дел каждой из рассматриваемых групп, этапы организации работы подчиненных следователей и задачи, стоящие перед начальником органа предварительного следствия территориального органа МВД России при организации расследования преступлений указанной категории. Данный вопрос актуален и недостаточно разработан. Вместе с тем, вопросы организации расследования уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег, по которым виновное лицо не установлено, оказывают огромное влияние на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации.
Актуальность и важность проблемы обусловлена также тем, что рассматриваемый вид преступлений получил широкое распространение на всей территории России и деятельность по организации расследования уголовных дел данной категории требует постоянного мониторинга, глубокого анализа и изучения с учетом складывающейся оперативной обстановки. Теоретическая и практическая значимость статьи несомненна, информация, содержащаяся в ней, полезна как для исследователей, так и для практических работников следственных подразделений органов внутренних дел.
Проблема, рассмотренная в статье, содержит импульс для дальнейшего исследования в области организации расследования преступлений, связанных с изготовлением или сбытом поддельных денег, по которым виновное лицо не установлено.
Рецензируемая статья ранее не публиковалась. Полагаю, что она заслуживает публикации в открытой печати в научном журнале.
Профессор кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России заслуженный юрист Российской Федерации кандидат юридических наук, профессор
И.И. Колесников