Теория и методика обучения и воспитания
121
Заключение
Среди духовных качеств любого современного государства, в том числе России, патриотизм занимает доминирующие положение, а беззаветная любовь граждан к своей Родине, государству, народу, его историческим достижениям лежит в основе политических и экономических успехов общества. Для России гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях имеет особое значение.
Только сформировав личность гражданина и патриота России с соответствующими ценностями, взглядами, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач. Одной из важных задач такого воспитания является воспитание любви к Родине. Любовь к Родине начинается с малого: с любви к своему дому, к родителям, к любимому делу. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовнонравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в различных социально значимых видах деятельности, а значит, - сможет успешно пройти процесс социализации.
Список литературы:
1. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию. Посильные соображения. - Л.: ЛГУ, 1990. - С. 28-29.
2. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования - М.: Наука, 1994.
3. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л.: ЛГУ, 1960. - С. 3.
4. Лихачев Д., Симвелян Н. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. - М.: ЛБЗ, 1988. - С. 8.
5. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. Соч.: в 10 т. - Т. 1. -М.: Прогресс, 1993. - С. 172-177.
6. Беляев Г.Г., Торгашев Г.А. Духовные корни русского народа. - М.: Былина, 2002. - С. 152.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ НА УРОКАХ ОБЖ
© Карпачёва Т.В.*
Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск
Самостоятельная работа обучающихся является важной составляющей процесса обучения ОБЖ. Она обеспечивает повышение эффек-
* Доцент кафедры Безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент.
122
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
тивности образовательного процесса по данному предмету как в отношении овладения системой знаний, умений и навыков, так и в отношении развития творческих способностей школьников. Основным организатором самостоятельной работы обучающихся является учебник, который помогает формировать умения самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.
Ключевые слова: курс ОБЖ, самостоятельная работа, учебник, поисково-репродуктивная работа, сравнительно-аналитическая работа и творческая работа.
Одной из задач современного образования является не только дать обучающимся теоретические и практические знания, но и научить их добывать эти знания самостоятельно. Ушинский К.Д. считал, что только самостоятельная работа создаёт условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления учащихся. Большим помощником в этой работе служит школьный учебник.
Учителя ОБЖ по разному относятся к организации работы с учебником. Одни редко обращаются к нему на уроке из-за желания показать свою эрудицию, страха, что ученики сочтут незнайкой, неудачных учебников, стремления к новым формам работы и т.д. Другие, напротив, считают учебник важным средством развития самостоятельности обучающихся, формирования общеучебных умений (выделять главное, составлять план, конспекты, заполнять схемы, таблицы и т.д.). При организации работы с учебником задания могут носить поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий характер [4].
На наш взгляд, учить работать с учебником ОБЖ надо с первых уроков в пятом классе, используя самые простые поисково-репродуктивные задания. Например, комментированное чтение текста параграфа с последующими ответами на вопросы: что из прочитанного вам уже известно? Что нового вы узнали? Какие новые понятия указаны в тексте? Эти вопросы учат школьников быстрее ориентироваться в тексте.
Закреплению учебного материала, умению кратко формулировать мысль способствуют устные или письменные ответы на вопросы к параграфу, которые могут быть сформулированы и самим учителем. Так, в учебнике ОБЖ для 7 класса под редакцией Ю.Л. Воробьёва вопросы имеются только ко всей теме «Наводнения», «Землетрясения» и т.д., а не к отдельным параграфам. В этом случае вопросы ставит учитель, предусматривая поиск ответа, использование полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Более сложной формой поисково-репродуктивной работы является заполнение таблиц. Данный вид заданий развивает умения выделить главное, кратко излагать учебный материал. Сначала таблицы заполняют под руководством учителя, который все записи оформления показывает на доске. Сле-
Теория и методика обучения и воспитания
123
дующий этап предполагает частичное заполнение таблицы учителем и третий этап - самостоятельное составление и заполнение таблиц на основе работы с текстом параграфа. Например, при закреплении темы «Закрытые травмы» в 6 классе обучающимся можно предложить заполнить таблицу, включающую следующие графы: вид закрытой травмы, признаки, первая помощь. В 10 классе при изучении химического оружия старшеклассники на основе работы с учебником заполняют таблицу, состоящую из граф: группа БОВ, вещества, признаки поражения.
К поисково-репродуктивной работе относится и работа с терминами. По мнению В.М. Пакуловой (1990), термин выполняет две функции: служит названием понятия и отражает его содержание. Следовательно, от овладения новой терминологией во многом зависит и усвоение учебного материала. Если обучающиеся не могут объяснить, что обозначает термин, то в дальнейшем им будет трудно усвоить новую информацию. Поэтому необходимо учить школьников работать с терминами: находить их, записывать, запоминать, использовать при ответах. Существенную роль в этом играет школьный учебник. В его методическом аппарате используются некоторые приёмы терминологической работы, о которых обучающиеся должны знать с первых уроков изучения ОБЖ. В частности, следует обратить их внимание на шрифтовые выделения терминов в тексте параграфа. В конце некоторых учебников ОБЖ (6, 9 класс) под ред. Ю.Л. Воробьёва, ОБЖ (9 класс) А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова имеется словарь, включающий основные термины данного курса. Для лучшего запоминания новых терминов учителю следует организовывать с ними работу: найти в тексте и объяснить, выписать новые термины на доске, в тетрадь и их определения, записать составленный заранее текст, вставляя и подчеркивая пропущенные термины и т.п.
Кратким и наглядным изложением текстовой информации является составление схем, работу с которыми на уроке можно организовать следующим образом: составление схем под руководством учителя, заполнение немых схем учениками самостоятельно, озвучивание готовых схем учеником, заполнение и озвучивание схем обучающимися. Схемы позволяют быстро, кратко и наглядно фиксировать значительный объём учебной информации. Они способствуют лучшему усвоению материала.
Составление плана ещё один вид поисково-репродуктивной работы, который особенно актуален в 5-6 классах, если учитель работает по учебникам ОБЖ под ред. Ю.Л. Воробьёва, где в тексте отсутствуют выделения смысловых частей. В связи с этим, обучающиеся должны внимательно прочитать параграф, разбить его на смысловые части, озаглавить каждую, записать заголовки по порядку в тетрадь. Составление плана облегчает работу с текстом параграфа дома, помогает воспроизвести информацию и лучше усвоить основное содержание.
В старших классах можно применять такой вид работы, как составление конспектов, который, кроме краткости, требует логики, чёткости, уме-
124
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ния формулировать свои мысли. Конспект представляет собой краткое изложение материала. Приступая к его написанию, сначала следует составить план прочитанного текста, затем разъяснить и дополнить каждый пункт выдержками из текста или мыслями, сформулированными самостоятельно. Сформированные в школе умения конспектирования пригодятся старшеклассникам в дальнейшем при работе с большими объёмами информации.
Итак, очевидно, учить работать с учебником ОБЖ следует с заданий поисково-репродуктивного характера, которые могут быть различного уровня сложности, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении. Правильная организация поисково-репродуктивной работы с учебником способствует формированию общеучебных умений (выделять главное, составлять план, конспекты, заполнять схемы, таблицы и т.д.), а также навыков самообразования.
Поисково-репродуктивная работа тесно связана со сравнительно-аналитической работой с учебником, которая также требует умения находить главное, кратко записывать и четко формулировать мысли. Сравнение следует проводить, опираясь на текст, рисунки, схемы учебника, и оформлять его результаты в виде таблиц, схем. Так, в 7 классе при изучении темы «Лесные и торфяные пожары» можно предложить обучающимся сравнить различные виды природных пожаров и оформить это в виде таблицы, включающей следующие графы: признаки, низовой пожар, верховой пожар, торфяной пожар. В 10 классе при изучении видов ядерных взрывов целесообразно организовать работу старшеклассников с рисунками учебника А.Т. Смирнова (2005), используя следующее задание: расскажите об изображенных явлениях, сравните их и сделайте вывод.
Иной уровень работы с учебником носят творческие задания, одним из видов которых является составление вопросов. При организации подобной работы учителю следует помнить, что вопросы должны отличаться от приведённых в параграфе учебника и начинаться следующим образом: «Докажите, что...», «Объясните, почему...», «Какой вывод можно сделать из...». При этом важно объяснить ученикам, что оценивается не столько количество, сколько качество вопросов и умение самим отвечать на них. Данный вид работы успешно реализуется в парах или группах и способствует развитию коммуникативных умений (умение слушать, объяснять, аргументированно возражать) и навыкам сотрудничества.
Особый интерес вызывает у обучающихся такое творческое задание, как составление рассказов с ошибками, которые необходимо заменить и исправить. Однако эта работа довольно сложна. Она требует хороших знаний, воображения, логики, умения формулировать мысли. Хороший текст должен иметь выраженный сюжет, быть оригинальным и занимательным. Обучающиеся любят слушать такие тексты и с удовольствием ищут «спрятанные» ошибки. Выполнение подобных заданий способствует развитию речи и творческих способностей.
Теория и методика обучения и воспитания
125
Творческий характер носит и такое задание, как составление рассказов по заданным словам. На первом этапе опорные слова предлагаются в той последовательности, в которой они должны быть упомянуты в рассказе. Затем работа усложняется: слова даются без определенной последовательности и (или) вносятся «лишние», которые не могут быть использованы в тексте. Эти варианты требуют большей внимательности и сообразительности.
В качестве формы творческой работы с учебником обучающимся можно предложить самостоятельно разработать тесты, применительно к конкретному параграфу или разделу. Безусловно, подобную работу следует организовывать только в том случае, если обучающиеся имеют представление о различных видах тестов и общих принципах их составления. Кроме того, школьникам следует объяснить требования, предъявляемые к качественным тестам - четкая и однозначная формулировка вопросов или утверждений, предполагающая наличие точных и правильных ответов. При каждом задании оговаривается минимальное и максимальное количество вопросов или утверждений, которые надо придумать в каждом конкретном случае.
И последний вид творческой работы, всегда вызывающий интерес - составление кроссвордов. Они бывают тематическими, включающими любые вопросы, связанные с темой, или терминологическими, в которых используются только термины данной темы. Кроссворды должны соответствовать определенным требованиям: четкая постановка вопросов, аккуратность выполнения, наличие ответов на отдельном листе. Все сданные кроссворды оцениваются учителем. Систематическое использование такого рода заданий способствует росту мастерства, интереса к предмету и качества знаний, т.к. при этом необходимо заново пересмотреть и повторить весь материал темы.
Как показывает практика, творческие задания выполняются с удовольствием и интересом, особенно если нет ограничений в выборе: каждый берётся за то, что ему нравится и что в его силах. Хорошо выполненная работа -маленькая победа в процессе познания, повышения самооценки, веры в свои силы и в стремлении учиться.
Таким образом, различные виды работы с учебником позволяют вырабатывать навыки самостоятельно добывать знания, умения задавать вопросы и находить на них ответы, различным образом оформлять и применять свои знания. Оптимальное их использование при обучении ОБЖ помогает учителю разнообразить работу с учащимися на всех этапах учебного процесса. Организация работы с учебником активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала.
Список литературы:
1. Иванюков М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: тетрадь с печатной основой для учащихся 8 класса / М.И. Иванюков. - Саратов: Лицей, 2005.
126
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
2. Латчук В.Н. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 5 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа,
2005. - 44 с.
3. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии: книга для учителя / В.М. Пакулова. - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.
4. Шебанова Е.Ф. Работа с учебником на уроке / Е.Ф. Шебанова // Биология. - 2001. - № 33. - С. 10-11.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЖ
© Кузнецова Н.В.*
Социально-педагогический институт Мичуринского государственного аграрного университета, г. Мичуринск
Статья посвящена методике организации самостоятельной работы обучающихся по курсу ОБЖ. Рассмотрены основные типы самостоятельных работ по предмету, а также варианты ее организации.
Ключевые слова: самостоятельная работа, образовательный процесс, познавательная деятельность.
Проблемы повышения познавательного интереса в обучении ОБЖ и эффективности образовательного процесса в современной школе стоят сейчас крайне остро. Ведь интерес является движущей силой в познании окружающего мира, лежит в основе открытий и изобретений и, конечно же, способствует увеличению результативности процесса обучения. Как показывает практика, одним из самых распространенных способов повышения эффективности урока, внеклассной и внеурочной работы, познавательной активности обучающихся является методически грамотно организованная самостоятельная работа. Проблемой ее организации в школе в разное время занимались такие видные педагоги и методисты, как В.В. Давыдова, Б.П. Есипов, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Дайри, П.И. Пидкасистый, М.К. Ковалевская и другие. Сегодня эта проблема также остается актуальной и занимает важное место в работе каждого школьного учителя.
Итак, под самостоятельной работой понимается активная деятельность обучающихся, которая выполняется по заданию и под руководством учителя, но без его непосредственного участия, в специально отведенное время и направлена на решение учебной задачи [2]. Именно самостоятельная деятельность способствует формированию и развитию у обучающихся умений
* Доцент кафедры Безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, кандидат сельскохозяйственных наук.