Научная статья на тему 'Организация работы с обучающимися в рамках реализации регионального ученического проекта "Географ" в Чеченской республике'

Организация работы с обучающимися в рамках реализации регионального ученического проекта "Географ" в Чеченской республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ГЕОГРАФ" / ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / REGIONAL STUDENT PROJECT "GEOGRAPHER" / CHECHEN REPUBLIC / UNIFIED STATE EXAM / PEDAGOGY / EDUCATION / UNIFIED STATE EXAM IN GEOGRAPHY / EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарская Анна Владимировна

В статье рассматривается положительный опыт Чеченской Республики в области организации работы с обучающимися образовательных организаций в рамках реализации регионального ученического проекта "Географ". Автор делает вывод о том, что проект "Географ" обеспечивает подготовку учащихся общеобразовательных организаций к сдаче ЕГЭ по географии, формирует навыки коммуникативной и учебно-исследовательской деятельности, а также навыки самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания предмета и предметных областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самарская Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of work with students in the framework of the regional student project "The geographer" in the Chechen Republic

The article discusses the positive experience of the Chechen Republic in the organization of work with students of educational organizations in the framework of the regional student project "Geographer". The author concludes that the project "Geographer" provides training for students of educational organizations to pass the exam in geography, forms the skills of communication and educational research activities, as well as the skills of independent application of the acquired knowledge and methods of action in solving various problems, using the knowledge of the subject and subject areas.

Текст научной работы на тему «Организация работы с обучающимися в рамках реализации регионального ученического проекта "Географ" в Чеченской республике»

6. Троянская СЛ. Основы компетентности о го под хода й высшем образовании. - Ижевск: Удмуртский университет, 2016. 176 с.

7. ЧигашееаМ.А., ТомсонГ.В. Немецкий язык: правовые основы предпринимательской деятельности в Германии : учебное пособие по юридическому переводу: уровень С1. - М. МП4МО, 2015. - 240 с.

8. Ellis R. Task based Language Learning and Teaching. Oxford: Oxford University Press, 2003

9. FunkH., Kuhn С., Skiba D.: Spaniel Weise D„ Wicke R.Aufgaben, Übungen, Interaktion. M?nchen: Klett-Lain gen Scheidt, 2014,

lO.Glaboniat M„ Muller M., Rusch P., Schmitz; H., Wertenschlag L Profile Deutsch. Stuttgart: Ernst Klett Sprachen GmbH, 2017. - 240 S. 11.Solmecke, G. Aufgabenorientierung: Einige Gedanken zu einem neueren Versuch, Weg und Ziel des Premdsprachen Unterrichts einander anzunähern. Aufgabenorientierung als Aufgabe. Arbeitspapiere der 26. Eruhjahrskonferenz zur Erforschung des Fremdsprachenunterrichts, in K.R. Bausch, E. Burwitz-Melzer, E.G. Königs und H.-J. Krumm (Hrsg.), Tubingen: Narr, 2006. S. 237-243.

CD «ч

О cu

-0 =t

s:

ORGANIZATION OF WORK WITH STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF THE REGIONAL STUDENT PROJECT "THE CO GEOGRAPHER"(N THE CHECHEN REPUBLIC ^f

Samarskaya Anna Vladimlrovna, PhD of Pedagogical sciences, Leading Specialist State Educational Institution ^ "Center for Educational Quality Assessment" Grozny, Chechen Republic

The article discusses the positive experience of the Chechen Republic in the organization of work with students of educational organizations in the framework of the regional student project "Geographer". The author concludes ^ that the project "Geographer" provides training for students of educational organizations to pass the exam •._,. geography, forms the skills of communication and educational research activities, as well as the skills of independent™"!"^ application of the acquired knowledge and methods of action in solving various problems, using the knowledge of kJ^7 the subject and subject areas.

Keywords; regional student project "Geographer"; Chechen Republic; unified state exam; pedagogy; education; unified state exam in geography; educational and research activities.

s

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В РАМКАХ УДК 371.263 "5

РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО ВАК РФ 13.00.01 ПРОЕКТА "ГЕОГРАФ" В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В статье рассма тривае тся положительный опы т Чеченской Республики в обла- О Самарская А.В., 2019

сти организации работы с обучающимися образовательных организаций в

рамках реализации регионального ученического проекта "Географ" Автор

делает вывод о том, что проект "Географ" обеспечивает подготовку учащихся

общеобразовательных организаций к сдаче ЕГЭ по географии, формирует

навыки коммуника тивной и учебно-исследова тельской деятельности, а также

навыки самостоятельного применения приобретённых знаний и способов

действий при решении различных задач, используя знания предмета и пред

ме тных облас тей.

Ключевые слова; региональный ученический проект "Географ"; Чеченская республика; единый государственный экзамен; педагогика; образование; ЕГЭ по географии; учебно-исследова тельская дея тельное ть.

Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г, № 204 "0 национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [2], стратегической целью государственной политики в области образования является внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий и методик, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению.

Таким образом, становится актуальным вопрос о создании и реализации организационно-методической модели подготовки обучающихся образовательных организаций к сдаче единого государственного экзамена.

Государственная итоговая аттестация выпускников образовательных организаций в форме единого государственного экзамена

САМАРСКАЯ Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, ведущий специалист, ГБУ "Центр оценки качества образования", Грозный, Чеченская Республика

ш S

О ш

<

С1 ш

*

116

за последнее десятилетие прочно вошла в нашу жизнь, стала ее реальностью.

Образование Чеченской Республики долгое время находилось 8 изоляции от единого образовательного пространства России. Результатом этого стали низкие результаты сдачи ЕГЭ выпускниками образовательных организаций республики Щ

Таблица 1 - Динамика результатов ЕГЭ по географии с 2015 по 2017 год

Чеченская Республика

2015г. 2016 г. 2017г.

Не преодолели минимального балла 77% 73% 25%

Средний балл 27,56 27,84 30

Получили от 81 до 100 баллов 0% 0% 0%

Получили 100 баллов 0% 0% 0%

В январе 2018 г, по поручению Министерства образования и науки Чеченской Республики, Центром оценки качества образования (ГБУ ЦОКО) был запущен ученический проект "Географ", направленный на интерактивное обучение участников ГИА-2018 по географии.

Государственное бюджетное учреждение "Центр оценки качества образования" было создано в соответствии с распоряжением Правительства Чеченской Республики в 2014 году [3].

Одним из основных направлений деятельности Центра является проведение международных, федеральных и региональных мониторинговых исследований системы образования. Основываясь на проведенных исследованиях, в Центре реализуется ряд проектов, направленных на повышение качества образования Чеченской Республики, в том числе и проект "Географ".

В проекте участвуют выпускники общеобразовательных организаций Чеченской Республики. Целью проекта является подготовка учащихся общеобразовательных организаций Чеченской Республике к сдаче Единого государственного экзамена по географии, формирование навыков коммуникативной и учебно-исследовательской деятельности, а также навыков самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания предмета и предметных областей.

Задачи:

- упорядочить и структурировать знания, восполнить имеющиеся по предмету пробелы;

- формировать ключевые (учебно-познава-тельная, информационно-коммуникативная и т.д.) компетенции;

- развивать познавательную активность, рефлексию и способность к аналитической деятельности.

Участниками проекта стали муниципальные координаторы,закрепленные за своим районом и 139 обучающихся общеобразовательных организаций республики. Работа в проекте обучающимися осуществлялась индивидуально, посредством использования мес-сенджера Те!едгат через канал @деодгаГ95.

Работа в проекте контроли-ровалась муниципальным координатором посредством созданного им канала связи с участниками проекта.

Согласно результатам ЕГЭ-2017 года по географии, координаторами проекта были отобраны наиболее выполняемые 17 заданий КИМ ЕГЭ. Задания КИМ ЕГЭ для подготовки видеоматериалов были распределены между муниципалитетами посредством жеребьёвки.

Муниципальные органы управления образования готовили обучающий видеоролик по одному из предложенных заданий КИМ ЕГЭ по географии и по два комплекта проверочных заданий к видео (по 10 заданий}.

Содержание видеоматериалов должно было соответствовать тематическому содержанию, соответствующего задания КИМ ЕГЭ. Продолжительность ролика не превышала 12 минут.

Видеоматериалы предоставлялись региональному координатору проекта "Географ" (Центру оценки качества образования).

С 19 января 2018 года каждую пятницу на каналТе!едгат@део^а1:95 выкладывались обучающие видео и два блока заданий, выполнение учениками которых является обязательным.

Решенные задания участниками отправлялись муниципальному координатору не позднее ближайшего понедельника после получения заданий. Входе проекта, для обеспечения объективности результатов, проверочные задания учащиеся выполняли под непосредственным контролем муниципального координатора. (Задание КИМ ЕГЭ считается успешно усвоенным при условии, что 8 ответов из 10 являются правильными}.

Качество выполненной работы, а как следствие, и прогресс в изучении вышеперечисленных тем, фиксировался муниципальным координатором в журнале учета успеваемости обучающихся - участников проекта Теограф",

В случае неправильного решения 3 и более заданий участниками, муниципальный координатор направлял информацию о западающей теме в образовательное учреждение, где с выпускником проводились дополнительные занятия по соответствующей теме.

Также, в ходе проекта была произведена актуализация списков, после чего некоторые участники, за ненадобностью выбранного предмета для поступления в вузы, вышли из проекта.

В мае 2018 года была проведена итоговая диагностика в рамках данного проекта, в которой участвовало 100 человек. Усвоение выпускниками элементов содержания проверялось на базовом, повышенном и высоком уровнях. Итоговая контрольная работа показала значительную динамику в освоении данных заданий КИМ ЕГЭ по географии.

Таблица 2 - Динамика результатов ЕГЭ (географии) по отдельным заданиям КИМ ЕГЭ

Номер задани я в КИМ ЕГЭ Элемент содержания % выпол нения на ЕГЭ 2017 % выпол нения на ЕГЭ 2018 Дина мика

3 Природные ресурсы. Рациональное и нерациональное природопользование 33% 40% 7%

15 Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам 38% 51% 13%

18 Административно-территориальное устройство России. Столицы и крупные города 41% 42% 1%

11 Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира 2В% 31% 3%

7 Литосфера. Рельеф земной поверхности. Мировой океан и его части. Воды суши. Особенности природы материков и океанов 67% 32% -35%

14 Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России 23% 62% 39%

17 Погода и климат. Распределение тепла и влаги на Земле 37% 55% 18%

10 Структура занятости населения. Отраслевая структура хозяйства 35% 41% 6%

8 Географические особенности воспроизводства населения мира. Половозрастной состав. Уровень и качество жизни населения 35% 35% 0%

2 Атмосфера. Гидросфера 32% 46% 14%

5 Особенности природы материков и океанов. Особенности распространения крупных форм рельефа материков и России. Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России 31% 39% 8%

26 Географические модели. Географическая карта, план местности 30% 49% 19%

12 Городское и сельское население. Города 29% 50% 21%

1 Географические модели. Географическая карта, план местности 27% 46% 19%

Непосредственно на самом ЕГЭ участники экзамена наиболее успешно справились со следующими заданиями: задание №14 (62% верных ответов): проверяемые элементы содержания "Природо-хозяйственное районирование России. Регионы России"; задание №17 (55%): проверяемые элементы содержания "По-

года и климат. Распределение тепла и влаги на Земле"; задание№15 (51%): проверяемые элементы "Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам".

Хотелось бы отметить, что наиболее успешно выполненные входе ГИА-2018 по географии задания отрабатывались выпускниками посредством обучающих видео через мессенджер Те!едгат, в рамках ученического проекта "Географ".

Таким образом, можно сделать следующие выводы о характере изменения результатов ЕГЭ по географии по сравнению с предыдущим годом:

1. Число участников экзамена, не преодолевших минимального порога баллов, в 2017 году было 62%, в 2018 - 43%.

2. Средний тестовый балл участников с 30 повысился до 37.

3. Доля участников, набравших больше 81 балла, в 2017г. составляла 0%, т.е. никто из участников, сдававших пред- КА мет, не набрал больше 80 баллов. В 2018г. появились участники, набравшие более 81 балла.

Также следует отметить тот факт, что из 100 учащихся, участвовавших в проекте, успешно сдали ЕГЭ 83% . Из 45 участников экзамена не являвшихся участниками проекта, ЕГЭ сдали 18 %.

В этом учебном году проект продолжил свою реализацию. Проанализировав опыт предыдущего учебного года, были внесены изменения в алгоритм работы проекта. Каждая творческая команда готовила одно задание КИМ ЕГЭ. На изучение одного задания отводилось 2 недели, обучающий материал состоял из двух частей:

1. Подводящий материал (определяются перечень знаний, навыков, умений, необходимых участнику для полноценного освоения данного задания КИМ - учебник с указанием авторов и класса, номер параграфа, понятия и термины и т.д.). Для проверки степени освоения подводящего материала творческая команда разрабатывает два комплекта заданий по ма-

сл

О си

з:

со си

г*

-г.

Ё

117

ш S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О ш

*

из

териалу, Первый комплект используется для диагностики в пятницу, второй - при необходимости дополнительного изучения материала в субботу и воскресенье.

2, Обучающий видеоматериал (запись урока, презентация, видеоролик и т.д.), содержащий полный разбор всего задания КИМ.

120

100

< а

ш

Учащиеся, которые сдавали ЕГЭ (чел.)

Сдали ЕГЭ [К]

Рисунок 1 - Результаты ЕГЭ - 2018 по географии в ЧР

В понедельник первой недели освоения задания КИМ творческая группа выкладывала подводящий материал, который в течение недели учащиеся осваивали в школах, под руководством учителя географии. В пятницу в школе осуществлялся контроль освоения материала, и информация передавалась муниципальному координатору. Если материал не был освоен, освоение продолжалось в субботу и воскресенье. К концу воскресенья первой недели выпускник должен был полностью освоить подводящий материал.

В понедельник второй недели освоения КИМ на канал ТЫедгат @део<^95 выкладывалось обучающие видео, выполнение учениками которых являлось обязательным. Участник проекта изучал материал в течение недели, имея неограниченный доступ к материалу в любой момент времени. Диагностика освоения материала задания КИМ осуществлялась во вторую пятницу.

До сведения участников проекта была доведена информация, что участие в проекте

обязательно для всех выпускников, выбравших п редмет Теогра фия" для сд а чи в ходе Е ГЭ-2019.

Ответственный работник, назначенный приказом директора школы, контролировал освоение материала участниками проекта.

Каждую первую пятницу недели освоения задания КИМ ответственный работник школы предоставлял информацию об освоении подводящего материала участниками, При наличии неуспешных в освоении участников, проводилось их обучение и, затем, повторная диагностика в воскресенье.

Каждую вторую пятницу недели освоения КИМ муниципальный коорди-наторорганизовывал проверку освоения задания КИМ в ходе внешней диагностики. Если участник проекта был неуспешен в освоении задания КИМ, повторная диагностика проводилась в следующий понедельник. Результаты диагностики предоставлялись региональному куратору проекта - ГБУ "Центр оценки качества образования".

Для актуализации освоенного материала каждое 4 задание диагностировалось в ходе выполнения комплексной работы, содержащей материал по всем ранее освоенным заданиям КИМ ЕГЭ.

|Участники проекта

I Не участвовали в проекте

Рисунок 2 Результаты освоения участниками проекта "Географ" разделов географии (комплексная работа) в апреле 2019 года

Если в ходе двух последних диагностик участник проекта показывай недостаточный уро-

вень освоения материала, о причинах этого и работе, проводимой с таким участником, школьный координатор лично докладывал муниципальному координатору.

Освоение всего материала, предлагаемого к изучению в рамках проекта, завершилось выполнением комплексной работы - аналога КИМ 6ГЭ по предмету "География" в апреле 2019 года.

Результаты освоения участниками регионального ученического проекта "Географ" разделов предмета {комплексная работа} показаны на рисунке 2 {см, выше}.

Таким образом, можно сделать вывод, что данный проект, заключающийся в пошаговом плане действия по ликвидации пробелов в знаниях выпускников, в системном мониторинге достижений обучающихся со стороны администрации школы, муниципальных координато-

ров и сотрудников ГБУ "Центр оценки качества образования", позволил в значительной степени ликвидировать "предметные дефициты" участников проекта.

Литература:

1. Анализ результатов Единого государственного экзамена - 2017 по Чеченской Республике. Сводные таблицы и диаграммы по республике, муниципальным образованиям, образовательным организациям / Ш.Ш. Ьечиев [и др.] ; под ред. Ш.Ш. Бечиева, - СПб, : Свое издательство, 2017. -210с.

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [Электронный ресурс]. - http:// www.gara rvt.ru/products/ipo/prime/do с/71837200/

3. Центр оценки качества образования министерство образования и науки чеченской республик« [Электронный ресурс]. - http://coko95.ru/33-docs.html

THE TECHNOLOGY WORKS ON THE DEVELOPMENT OF ORAL SPEECH INITIATIVES CHILDREN A FOREIGN LANGUAGE Sankova Alena Aleksandmvna, PhD of Philology, Associate Professor Ryabchenko Natalia Nikolaevna, PhD of Philology, Associate Professor

Department of Russian Language and Methods of Teaching, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol

The article considers problems of development of speech of children of a foreign language. On the basis of the study, the authors identified and justified the need for the implementation of the technology work on the development of oral speech of foreign students initiatives as an integral component of the system of teaching Russian language. The publication presents a description of the main methodological techniques of development of dialogical speech children a foreign language, the examples of practical use of the identified techniques within the educational process.

Keywords; development of oral speech; oral speech initiative; and dialogical speech; foreign language; technology.

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧЕВОЙ ИНИЦИА ТИВЫДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ

в статье рассматриваются проблемы развития устной речи детей-инофонов. На основе проведенного исследования авторами выявлена и обоснована не обходимость реализации технологии работы По развитию устной речевой инициативы инофонов как неотъемлемой составляющей системы обучения русскому языку. 8 публикации представлено описание основных методических приемов развития диалогической речи детей-инофонов, приведены практические примеры использования обозначенных приемов в рамках учебного процесса.

Ключевые слова: развитие устной речи;устная речевая инициатива; диалогическая речь; инофоны; технология работы.

УДК 372.881.161.1 ВАК РФ 13.00.01

0 Санькова A.A., 2019 Ф Рябченко H.H., 2019

САНЬКОВА Алена Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры

СП

о

CXJ

-0 =t

Q s:

со

СУ 01

-Z.

S

119

Проблема обучения инофонов 8 условиях современной школы, безусловно, актуальна, Россия столкнулась с процессом и внутренней, и внешней миграции из республик бывшего Советского Союза. Решение проблем школьного образования этой категории обучающихся, в первую очередь, легло на плечи учителя-словесника.

Для Ставропольского края обращение к обозначенной проблеме является крайне злободневным, поскольку, с одной стороны, практически в каждом классе присутствуют дети-билингвы, отличающиеся спецификой речевого развития на всех языковых уровнях и

РЯБЧЕНКО Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук; доцент кафедры

кафедра Литературы

и методики

ее преподавания.

Ставропольский

гос.ударе геенный

педагогический институт,

Ставрополь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.