УДК 378
Ignatieva L.V., postgraduate, High School of Folk Arts (Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE ORGANIZATION OF THE WORK OF SUPPORTING YOUNG PROFESSIONALS. The article describes the essential characteristics of the organization and content of the process of pedagogical support of young professionals in the time interval from one to three years. The proposed model is multifunctional and can be applied for adaptation specialists that perform new, previously tested in private practice actions. The author substantiates professional, functional and legal requirements for the application of the proposed model escorts. Each link in the model has a psycho-pedagogical justification, analysis of situations that adversely affect testing of the proposed model escorts young professional. The major components of the work are revealed through the ways, methods, and models of support: the context technology, the technology of learning from experience and others.
Key words: pedagogical support, pedagogical support, adaptation of young specialists, model of support, technologies of support.
Л.В. Игнатьева, аспирант Высшей школы народных искусств (институт), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В статье раскрываются сущностные характеристики организации и содержания процесса педагогического сопровождения молодых специалистов во временном интервале от года до трех. Предложенная модель многофункциональна и может быть применена для адаптации специалистов, выполняющих новые, ранее не апробированные в личной практике действия. Автором обосновываются профессиональные, функциональные и организационно-правовые требования к применению предложенной модели сопровождения. Каждое звено модели имеет психолого-педагогическое обоснование, анализ ситуаций, неблагоприятно сказывающихся на апробации предложенной модели сопровождения молодого специалиста. Основные компоненты работы раскрыты через способы, методы, технологии сопровождения: контекстные технологии, технологии обучения на опыте и другие.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, адаптация молодого специалиста, модель сопровождения, технологии сопровождения.
Модель педагогического сопровождения молодого специалиста построена на «диалоговом взаимодействии» молодой специалист - тьютор. Данный формат выбран не случайно. Именно такой формат позволяет выстроить несколько ситуаций, способствующих успешности применения выбранной модели сопровождения.
Первая модель ситуативная - помогает преодолеть возможное отсутствие психологического контакта между молодым специалистом и тьютором; предназначена для исключения разобщенности действий «партнеров» в относительно ограниченном пространстве (пространство профессионального колледжа). Вторая ситуация интеракционная: должна исключить невозможность командной работы в группе молодых специалистов и группе тьюторов; будет способствовать формированию социального контакта с коллегами, со студентами колледжа. Третья ситуация контрсуггестивная: связана с профилактикой так называемого неоправданного профессионального апломба, возможного с той и другой стороны. Необходимо исключить риски в отношениях, которые могут возникнуть из-за предубеждений. Немаловажная роль принадлежит ситуации по формированию профессиональной лексики - тезауросной. Общение «на разных языках» опосредовано свидетельствует о проблемах и необходимости работы по корректировке имеющихся знаний и умений.
Перечисленные ситуации выполняют свою функцию в модели и функционируют в интеграционном формате [1; 2]. Их использование позволяет при педагогическом сопровождении молодого специалиста выполнять каждодневные стандартные обязанности согласно квалификационной характеристике преподавателя. Но и вместе с тем позволят ему работать творчески, проявляя инициативу. Предлагаемая к практической реализации модель педагогического сопровождения молодых специалистов максимально снижает риски отторжения рекомендаций со стороны преподавателей со стажем работы в колледже.
Назовем типичные ситуации, препятствующие уверенной и профессионально выполняемой работе начинающего преподавателя. На начинающего преподавателя в первые же дни и месяцы работы обрушивается поток новой информации, связанный с его квалификационными обязанностями. Молодой специалист попадает в добавление к сказанному в ситуацию системного и жесткого контроля со стороны администрации колледжа. Он находится в ситуации оценки его действий и со стороны студентов. Объективно для начинающего профессиональную деятельность преподавателя создается ситуация повышенного отрицательного эмоционального барьера. Данная ситуация может быть вызвана необходимостью непрерывного внутреннего активного контроля над всеми составляющими своей деятельности. Анализ подобной ситуации позволяет предположить, что причина связа-
на с тем же избыточным потоком информации. Ситуация может определяться эмоциональным настроем. Молодой специалист в соответствии с психологическими проблемами не способен сразу определить возникающие сложности в работе. Преподаватель попадает в ситуацию ожидания процедуры контроля. Предлагаемая модель тьюторского педагогического сопровождения помогает преодолеть чувство инерции, обеспечивает процесс самопознания, ощущения происходящих внутренних процессов. Это возможно при наличии в модели как индивидуального, так и командного тьюторского педагогического сопровождения молодого специалиста. При этом в команде тьюторов необходимым является факт специализации каждого участника на конкретном виде педагогической деятельности [3, с. 406 - 417]. При таком взаимодействии начинающий преподаватель получает возможность осознанного преодоления возникающих трудностей в работе. В создаваемой для него комфортной ситуации возможного успеха он преодолевает опасения возможных ошибок, приобретает опыт вариативного решения поставленных задач.
Одновременно с процессом постижения нормативных стандартных задач молодому специалисту предлагается участие в инновационных образовательных процессах. Первоначально преподаватель привлекается к исполнительской деятельности в творческой группе коллег, осваивает технологию инновационного процесса. При тьюторском сопровождении этот период существенно сокращается по времени. Коллеги могут внимательно отнестись к инициативам молодого специалиста.
Команда тьюторов решает конкретную и очень значимую задачу. Они обеспечивают выполнение заказа со стороны администрации профессионального художественного колледжа, связанного с адаптацией поступивших на работу преподавателей. Командой тьюторов должна быть реализована задача быстрого, с наименьшими потерями, процесса формирования устойчивого профессионального опыта и интереса у молодых коллег. Модель педагогического сопровождения позволяет опережать фиксируемые в профессиональной психологии этапы обобщения, формирования устойчивого механизма ассоциативного мышления. Основной технологией в управленческом и педагогическом процессах является проектная.
В представленной модели тьюторского сопровождения молодых специалистов мы видим наличие модульности, которая обеспечивает цикличность и интеграцию всех процессов, обеспечивающих выполнение максимального объема педагогических задач.
Модель содержит два модуля «Организационного» и «Содержательного» и определяет принципы построения системы педагогического сопровождения. Системные требования моделирования педагогического сопровождения требуют соблюде-
Модуль 1. Организация Педагогического сопровождения
м о сл
Системные требования
образовательной
организации:
Эффективность
Надежность
Стабильность
Оперативность
Личности
молодого
специалиста
Профпригодность
Креативность
Социализация
Компетентностная характеристика
Профессиональный кейс
Принципы построения системы педагогического сопровождения
Ф
$
Дидактической изоморфности содержания модулей
Дополнительности образования
О
Ф
Ф
Паритетности Стадийнойсти
программ циклов
О
Процедуры, факторы, функции
<—>
Интеграция
4
4
Интенсивность
4
Комфортность
4-
Оптимизация
V
Организация процесса сопровождения
Ф
Обучение
Ф
Стажировка
Ф
Профессиональная проба
Проектная инновационная
\I
Обоснование компонентов/моду лей системы педагогического сопровождения
Квалификационные требования
Модуль II Содержание педагогического сопровождения
_I_
Основные компоненты
0
Предметность учебной дисциплины
/ч
-V-
Дидактика среднего проф
образования
Л
Инновационные технологии
/ч -Л
Социальность воспитания
-7Г"
Личностно-ориентированный
■7Г
Способы, методы, технологии сопровождения
-Ф-
Командообразующий
<7>
Технология обучения на опыте
7Г
Контекстная технология
£
Портфолио моя специальность
Коучинг
Тьютор
Молодой специалист <-
Коуч
V
ния определенных процедур. Модель предполагает выполнение определенных функциональных действий участников процесса сопровождения.
Системообразующими требованиями модели являются эффективность, надежность, стабильность, оперативность. Моделирование педагогического сопровождения молодого специалиста предполагает интеграцию двух контрольных блоков, какими являются квалификационные требования преподавателя образовательной организации системы художественных профессиональных колледжей и компетентностная характеристика молодого специалиста. Контрольные блоки модели имеют продолжение в итоговых блоках [4]. Итоговые аспекты модели выражены профессиональным кейсом и портфолио личных достижений молодого специалиста. Кейс будет выполнять функцию учебно-методического комплекса и поможет созданию индивидуальной системы работы преподавателя [5]. А профессиональное портфолио поможет молодому специалисту пройти досрочную квалификационную аттестацию на категорию и преодолеть статус молодого специалиста-стажера.
Модель педагогического сопровождения молодого специалиста не только модульная, интеграционная, но она и коман-дообразующая. В процессе адаптации начинающего преподавателя к условиям работы в профессиональном художественном колледже участвует не только тьютор в качестве персонального наставника, но и творчески настроенная группа тьюторов, специ-
Библиографический список
ализирующихся в определенном действии в период педагогического сопровождения. Кроме этого процесс командообразова-ния предполагает и то, что по результатам реализации модели в практической деятельности колледжа будут реализовываться сформированные обновленные и скорректированные действия тьюторов, преподавателе и коучей. Профессиональный художественный колледж войдет в формат саморазвивающейся образовательной организации. О необходимости данных преобразований мы говорили.
Предложенная модель педагогического сопровождения молодых специалистов учитывает имеющийся опыт и в то же время имеет ряд существенных отличий. К ним относятся: модульность конструкции; интеграционность и взаимозависимость компонентов модели; индивидуальный личностно-ориентиро-ванный на командообразующий подходы технологий к профессиональному становлению молодых специалистов; наличие промежуточных и итоговых контрольных параметров модели, какими являются квалификационные требования, компетент-ностные характеристики молодых специалистов; применение технологий обучения на опыте и профессиональной пробы; социально-профессиональный рост участников процесса педагогического сопровождения в направлении тьютор - преподаватель - коуч; корректировка философии профессионального художественного колледжа в направлении саморазвивающейся образовательной организации.
1. Богатырев А.И., Устинова И.А. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность. Вестник Уральского технического университета. 2014; 4 (21): 11 - 14.
2. Джонс Дж. Методы проектирования. Москва: Мир, 1986.
3. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
4. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: учебное пособие. Краснодар, 2000.
5. Жемулин С.А. Педагогические условия и средства моделирования учебной деятельности. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2007; 13: 10 - 13.
References
1. Bogatyrev A.I., Ustinova I.A. Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo modelirovaniya: suschnost' i 'effektivnost'. Vestnik Ural'skogo tehnicheskogo universiteta. 2014; 4 (21): 11 - 14.
2. Dzhons Dzh. Metodyproektirovaniya. Moskva: Mir, 1986.
3. Pedagogika ipsihologiya vysshejshkoly: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2002.
4. Bederhanova V.P., Bondarev P.B. Pedagogicheskoe proektirovanie v innovacionnoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Krasnodar, 2000.
5. Zhemulin S.A. Pedagogicheskie usloviya i sredstva modelirovaniya uchebnoj deyatel'nosti. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2007; 13: 10 - 13.
Статья поступила в редакцию 06.06.17
УДК 378
Kiyatov K.A., leading software specialist, Information Department, High School of Folk Arts (Institute) (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL IN VOCATIONAL EDUCATION WITH THE APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES. The article discusses issues related to teaching bachelors and masters at High School of Folk Arts in the direction of decorative and applied arts and folk crafts with the use of information technologies. The author identifies a range of issues related to software, a range of curriculum, on which the successful study and the quality of a number of professional competencies of students depends. Conclusions substantiate references to a number of works in this field, but every experience is valid. The results of this research are obtained in the course of practical work with bachelor and master students in the field of decorative-applied art and folk crafts.
Key words: software, information technologies, professional competence, system and application programs.
К.А. Киятов, ведущий программист информационного отдела Высшей школы народных искусств (институт),
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассматриваются вопросы, определяющие особенности подготовки бакалавров и магистров в Высшей школе народных искусств по направлению декоративно-прикладное искусство и народные промыслы с использованием возможностей информационных технологий. Автор обозначает круг проблем, связанных с особенностями программного обеспечения ряда дисциплин учебного плана, от успешного изучения которых зависит качество формирования целого ряда профессиональных компетенций студентов. Выводы обосновываются аргументированными ссылками на ряд работ в данной области, но каждый использованный опыт и пример имеет валидные результаты, полученные в ходе практической работы со студентами, обучающимися по бакалаврским и магистерским программам в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Ключевые слова: программное обеспечение, информационные технологии, профессиональные компетенции, системные и прикладные программы.