УДК 151.8: 371.9 ББК 88.48: 74.5
Сырвачева Лариса Анатольевна
аспирант г. Красноярск Syrvachyova Larisa Anatolievna
Post-graduate Krasnoyarsk
Организация работы по коррекции родительских отношений
к детям младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы Arrangement of Parental Relations Correction of the Early Preschool Aged Children with Perinatal Central Nervous System Lesion
В статье освещаются вопросы, раскрывающие специфику развития детей с диагнозом «перинатальное поражение центральной нервной системы» в анамнезе. Раскрыты особенности организации коррекционной работы по нормализации родительских отношений в помощь психо-социальному развитию младших дошкольников с таким диагнозом.
This article deals with the questions revealing the development specificity of children with diagnosis «Perinatal Central Nervous System Lesion» in anamnesis. The special character of the correction aimed at normalization of parental relations in order to support psycho-social development of early preschool aged children with such diagnosis is also shown.
Ключевые слова: тендерная принадлежность родителя и ребенка, перинатальное поражение центральной нервной системы, коррекционная работа, родительские отношения к детям, психо-социальное развитие.
Key words: gender belonging of the parent and the child, perinatal central nervous system lesion, correction work, parental attitude to children, psycho-social development.
Подготовка детей с проблемами в развитии к дальнейшей их жизни, формирование у них адекватных навыков социально-адаптивного поведения, социальной активности представляет одну из наиболее актуальных проблем современного специального образования.
В настоящее время имеет место тенденция увеличения количества детей с диагнозом «перинатальное поражение центральной нервной системы» (ПП ЦНС) вследствие патологических родов [4].
Психическое развитие ребенка в первые годы его жизни во многом определяется состоянием его соматического и нервно-психического здоровья, социальной окружающей средой (кругом общения, особенностями взаимоотношений в диадах «взрослый - ребенок», «ребенок - ребенок»). В этот период жизни у ребенка формируются индивидуальные психологические личностные качества, которые являются основой его последующего развития.
В дошкольном возрасте дети нуждаются в максимальной помощи взрослых, т. к. сами они имеют минимальные возможности самозащиты от неблагоприятного воздействия внешней среды.
Нарушения, замедление темпа нормального развития могут быть обусловлены как действием единичного неблагоприятного фактора или причины, так и какими-либо их сочетаниями. Наиболее существенно такие негативные воздействия проявляются в периоды возрастных кризисов на фоне возникших качественных и количественных изменений в психическом развитии ребенка.
При достижении возраста одного-трех лет дети, имевшие после рождения диагноз ПП ЦНС, как правило, с медицинского учета снимаются и не подлежат дальнейшему целенаправленному отслеживанию, что, несомненно, сказывается негативно на их развитии. Сведений об особенностях развития таких детей в условиях семейного воспитания нами не обнаружено.
Именно в связи с этими обстоятельствами мы ставили целью своего исследования проведение изучения особенностей родительских отношений к таким детям и определения комплекса мероприятий психолого-педагогической коррекции родительских отношений к дошкольникам трехлетнего возраста с диагнозом ПП ЦНС.
В связи с вышесказанным, можно утверждать, что знание особенностей родительских отношений к дошкольникам, имеющим в анамнезе диагноз ПП ЦНС, будет способствовать наиболее целенаправленной организации и про-
ведению коррекционной работы с семьей по нормализации психологического климата и обеспечению оптимально возможного психического и личностного развития этих детей.
В своей работе мы изучали особенности родительских отношений с одновременным отслеживанием показателей психического развития детей дошкольного возраста, имеющих в анамнезе диагноз 1111 ЦНС.
Это позволило провести сравнительную диагностику особенностей отношения матерей и отцов к их детям, имеющим и не имеющим в анамнезе такой диагноз, а также диагностику особенностей родительских отношений в диадах «мать - дочь», «мать - сын», «отец - дочь», «отец - сын» при наличии вышеуказанного диагноза у детей, т. е. отследить гендерный аспект. Отдельным этапом изучения было выявление влияния особенностей родительских отношений на характер психического развития этих дошкольников в условиях экспериментального психодиагностического обследования и в условиях естественного наблюдения за ребенком в повседневной жизни.
Анализ полученных нами экспериментальных данных позволяет сделать следующие выводы. Отношения по типу «отвержение» (социально-негативные) к детям с диагнозом 1111 ЦНС проявляются в диадах «мать - ребенок» - в 89,0% случаев, «отец - ребенок» - в 50,0% случаев, а при отсутствии такого диагноза эти данные составляют соответственно 68,0% и 64,0%, что указывает на достаточно высокий уровень проявления социально-нежелательного типа родительских отношений.
Оценивая гендерный аспект родительских отношений к мальчикам («отвержение» - от 48,0% до 53,0%, «отсутствие кооперации» - от 79,0% до 92,0%), по сравнению с девочками (от 43,0% до 52,0% и от 65,0% до 81,0% соответственно), следует отметить, что матерями проявляются нежелательные типы отношения к детям (дочерям и сыновьям) чаще, чем отцами (от 52,0% до 53,0% и от 43,0% до 48,0% соответственно).
Количественные данные экспериментального исследования влияния различных типов родительских отношений на психическое развитие девочек и
мальчиков трехлетнего возраста, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС, представлены на рис. 1 и 2.
Из представленных диаграмм видно, что наиболее низкий уровень психомоторного развития характерен для детей обоего пола в семьях с неблагоприятным типом родительских отношений. Причем в семьях с разными типами родительских отношений наиболее существенная разница обнаруживается в показателях психического развития мальчиков (рис. 2). Аналогичные различия показателей психического развития девочек в зависимости от типов родительских отношений менее выражены (рис. 1, по сравнению с рис. 2).
Тенденция к наибольшей частоте встречаемости низких уровней психического развития по исследованным показателям проявляется как у девочек, так и у мальчиков в семьях с неблагоприятными родительскими отношениями (за исключением показателей 1, 4.1 и 4.2 на рис. 1).
Сравнительный анализ влияния типа родительских отношений на психическое развитие детей трехлетнего возраста выявил, что неблагоприятные родительские отношения оказывают негативное воздействие на показатели психического развития мальчиков чаще, чем девочек.
1 2 3 4 4.1.
□ неблагоприятный ■ благоприятный
4.2. 4.3. 4.4. показатели развития
Рис. 1. Частота встречаемости низкого уровня психического развития у девочек 3 лет, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС, при различном типе родительских отношений (неблагоприятном и благоприятном)
Показатели: 1 - когнитивное развитие, 2 - психомоторное развитие, 3 - речевое развитие, 4 - психосоциальное развитие: 4.1. - общение с взрослым, 4.2. -общение со сверстниками, 4.3. - произвольность поведения, 4.4. - Я-образ.
□ неблагоприятный ■ благоприятный
4.1. 4.2. 4.3. 4.4.
показатели развития
Рис. 2. Частота встречаемости низкого уровня психического развития у мальчиков 3 лет, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС, при различном типе родительских отношений (неблагоприятном и благоприятном)
Показатели: 1 - когнитивное развитие, 2 - психомоторное развитие, 3 - речевое развитие, 4 - психосоциальное развитие: 4.1. - общение со взрослым, 4.2. - общение со сверстниками, 4.3. - произвольность поведения, 4.4. -Я-образ.
Анализ данных проведенного эксперимента позволил нам разработать комплекс психолого-педагогических мероприятий по коррекции родительских отношений к дошкольникам с диагнозом ПП ЦНС, направленных на формирование и повышение уровня педагогической культуры родителей, на развитие практических навыков взаимодействия со своими детьми, на коррекцию «Я-образа» ребенка и формирование навыков его общения со взрослыми.
Структурная схема данного комплекса, отражающая содержание коррекционно-развивающей работы, приведена на рис. 3. На схеме представлены основные цели в работе с родителями и дошкольниками, выделены основ-
ные виды деятельности с родителями: просветительская, ориентированная на формирование педагогической культуры, обеспечение необходимого уровня общей информированности родителей о влиянии их отношений на психическое развитие ребенка с ПП ЦНС; консультативная, обеспечивающая реализацию коррекционной работы, получение обратной связи от родителей, помощи в разрешении проблем, возникающих при взаимодействии и общении с ребенком; психодиагностическая, направленная на первичную и повторную (после завершения целенаправленной работы с родителями и детьми) диагностику.
В комплексе мероприятий психолого-педагогической коррекции родительских отношений определены виды деятельности с дошкольниками: психодиагностическая - для своевременного выявления нарушений или отклонений в психическом развитии детей; а также с целью профилактики нарушений в сферах, не нуждающихся в коррекции на данный момент, но находящихся в зоне риска в связи с наличием у ребенка ПП ЦНС и с учетом особенностей отношения к нему родителей. Определена коррекционно-развивающая деятельность с ребенком, направленная на формирование навыков эффективного взаимодействия с ним, на развитие способности принимать, понимать и поддерживать позитивный «Я-образ» ребенка.
По нашему мнению, предложенный нами комплекс коррекционных мероприятий будет способствовать созданию благоприятного психологического климата в семье и предотвращению нарушений в психическом развитии ребенка.
ОБЪЕКТ
ЦЕЛЬ
ВИДЫ ДЕЯТ-ТИ
ФОРМЫ И
МЕТОДЫ
Содержание коррекционно - развивающей работы
Рощишш дошкольников с ПП ЦНС
педагогической культуры, достаточного уровня общей
родителей о влиянии родительских отношений на психическое развитие ребенка с ПП ЦНС.
Просветительская
Реализация
коррекционной
работы.
Получение обратной связи от родителей.
Помощь в
разрешении
проблем.
Консультативная
Диагностика родителей и их детей сППЦНС
Договор с родителями о проведении коррекционной работы.
X
Психодиагностическая
Г
& §
о я а
ВоР 1*1
| ¡1
о и я
в в %
Дошкольники с ПП ЦНС
Формирование навыков эффективного взаимодействия. Развитие способности принимать, понимать ребенка с ПП ЦНС. Формирование стремления поддерживать позитивный «Я - образ» ребенка с ППЦНС.
Формирование у детей с 1111 ЦНС навыков эффективного общения с взрослыми и положительного «Я - образа»
Коррекционно-развивающая
я з Я. в.
г
8 о 3 р.,
§ а £ & н
О к я
Г
М Л
з §
ГЦ Ч
Рис. 3. Комплекс мероприятий психолого-педагогической коррекции родительских отношений к дошкольнику
трехлетнего возраста с диагнозом ПП ЦНС
Таким образом, в связи с определением типов неблагоприятных родительских отношений, оказывающих негативное воздействие на большее количество показателей психического развития детей, становится очевидной необходимость коррекции данных типов родительских отношений, что учтено при подборе тематики занятий при проведении коррекционной работы с каждой категорией родителей, с учетом гендерной принадлежности родителя и ребенка.
Библиографический список
1. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста : Методическое пособие / под ред. Л. П. Уфимцевой, Л. А. Сырвачевой - Красноярск : РИО, 2007. - 70 с.
2. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. - М. : Коррекционная педагогика, 2005. - 139 с.
3. Покровская, Т. И. Сомато-психическое развитие детей в зависимости от антенатального периода / Т. И. Покровская, Р. М. Нарицына. - М. : Медицина, 1978. - 176 с.
4. Сырвачева, Л. А. Изучение психического развития детей с перинатальным поражением ЦНС и особенностей родительских отношений к ним / Л. А. Сырвачева // Специальное образование : Научно-методический журнал / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т» ; Ин-т спец. образования. - Екатеринбург, 2008.
- № 10. - С. 32-36.
5. Уфимцева, Л. П. Мониторинг психического развития воспитанников дошкольных образовательных учреждений / Л. П. Уфимцева, Л. А. Сырва-чева // Проблема раннего сопровождения детей с трудностями в развитии / сб. научн. ст. - Красноярск : РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005. - С. 61-68.
6. Уфимцева, Л. П. Диагностическая программа оценки уровня психического развития детей дошкольного возраста / Л. П. Уфимцева, Л. А. Сырва-чева. - Красноярск : РИО, 2006. - 31 с.
Bibliography
1. Work With Preschool Aged Children : Correction and Development : Manual / Edited by L. P. Ufimtseva, L. A. Syrvachyova - Krasnoyarsk: RIO, 2007. - 70 p.
2. Levchenko, I. Yu. Psychological Study of Children with Deviation in Development / I. Yu. Levchenko, N. A. Kiselyova. - M. : Korrektsionnaya Pedagogika, 2005. - 139 p.
3. Pokrovskaya, T. I. Children Somato-Psychic Development Depending on Antenatal Period / T. I. Pokrovskaya, R. M. Naritsyna. - M. : Meditsina, 1978.
- 176 p.
4. Syrvachyova, L. A. Studying Psychic Development of Children with Perinatal Central Nervous System Lesion and Specificity of Parental Attitudes to Them / L. A. Syrvachyova // Special Education: Journal on Science and Methodology / GOU VPO «Ural State Pedagogical University» ; Institute of Special Education.
- Yekaterinburg, 2008. - № 10. - P. 32-36.
5. Ufimtseva, L. P. Monitoring of Psychic Development of Children in Preschool / L. P. Ufimtseva, L. A. Syrvachyova // Early Support of Problem Children.
- Krasnoyarsk : RIO GOU VPO KGPU after V. P. Astafjev, 2005. - P. 61-68.
6. Ufimtseva, L. P. Diagnostic Program of Evaluation of Preschool Children Psychic Development / L. P. Ufimtseva, L. A. Syrvachyova. - Krasnoyarsk : RIO, 2006. - 31 p.