Key words: standard, metrological characteristics, comparative analysis, development, technical level, performance indicator.
Dmitriev Alexander Viktorovich, deputy Head of the department, workl 100@mail. ru, Russia, Balashiha, military unit 32020,
Shitova Lyudmila Ivanovna, senior researcher, [email protected], Russia, Mytishchi, Main scientific metrological center of the Ministry of Defense of Russia
УДК 629.113
DOI: 10.24412/2071-6168-2022-3-500-507
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМАЛИЗАЦИИ ИНСТРУМЕНТОВ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЙ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ
ПРЕДПРИЯТИИ
Д.И. Благовещенский, В.Н. Козловский, А.С. Клентак, С.А. Васин
В статье представлены основные результаты по организации работы связанной с формализацией основных инструментов комплексной программы улучшений на машиностроительном предприятии
Ключевые слова: комплексные программы улучшений, автомобильная промышленность, конкурентоспособность, качество, эксплуатация, автомобиль.
Первым инструментом формализации работы является титульный лист подпрограммы или дополнительной подпрограммы комплексной программы улучшений КПУ (рис. 1). Титульный лист содержит информацию, отражающую наименование подпрограммы; персональную ответственность, состав рабочей группы; целевые индексы и показатели мониторинга подпрограммы; базы источников данных для мониторинга работы.
Матрица мониторинга начала функционирования подпрограмм представлена на рис. 2. С помощью матрицы проводится анализ функционирования групп на начальном этапе работы подпрограмм (ПП). В этом плане работа дополнительных подпрограмм (ДПП) будет рассмотрена отдельно в силу специфики решаемых задач. Цветовые индикаторы (рис. 2) применяются для актуализации состояния работ групп по решению конкретных организационных задач, решаемых на первом этапе.
Формирование проектных групп специалистов. Группы специалистов, работающих в подпрограммах, формируются из представителей, заинтересованных в продвижении соответствующего направления подразделений, и состоят из ведущих специалистов, экспертов, руководителей различных функциональных блоков, непосредственно связанных с соответствующим направлением деятельности. Как правило, численность группы не превышает 10 человек. Обязательно в состав группы включается как минимум один представитель корпоративной службы качества. Руководителем группы выбирается наиболее авторитетный руководитель/специалист с большим опытом работы, широким техническим кругозором, рабочая деятельность которого непосредственно наиболее близко связана с направлением работы группы. Кроме того, формально за каждой группой закрепляется представитель высшего руководства компании для обеспечения доступа к ресурсам, как административным, так и финансовым. При этом руководителем всей программы является первый руководитель блока качества компании (директор по качеству), а первое лицо компании является представителем высшего руководства компании, курирующим комплексную программу улучшений.
Формализованный отчет по работе групп в рамках подпрограмм может быть представлен в соответствии с формой, представленной на рис. 3. Формализованный отчет - краткий отчет работы группы по конкретной подпрограмме, в котором указываются основные параметры работы и текущий статус результатов, а также обнародуются основные проблемы, мешающие развитию подпрограммы [1, 2, 4].
I итульныи лист подпрограммы, дополнительном подпрограммы Наименование комплексной программы улучшения
Период Наименование подпрограммы^ дополнительной (ГОД) подпрограммы Например, ЗАКУПКА А8ТОКОМПОНЕНТОВ
Наименование
1 Ответственный представитель высшего руководства компании Например, ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ПО ЗАКУПКАМ
2 Руководитель подпрограммы, допопнительной подпрограммы. Например, ДИРЕКТОР ПО ЗАКУПКАМ
э. Показатели для мониторинга и оценки результатов
Ответственный представитель высшего руководства
Уровень дефектное™ автомобилей Меда 3 в гарантийный период Уровень дефектности компонентов в
Уровень дефектности автомобилем при
3MIS РРМСП
ъ м предоставление результата мониторинга
Показатели результативности, эффективности (KPI программы)
Программа
Дополнительная подпрограмма
Рис. 1. Титульный лист подпрограммы, дополнительной подпрограммы КПУ
Состояние с внедрением подпрограммы Status
Дата обновления Last update_
Форма Показатели Вовлечен ие ПВРК Команда Назнач Лидера Сбор данных Обработка данных Первое совещание группы Программа запущена
Form KPIs selected VP Support Team member s Leader Data acquisition Data processing 1st group meeting Program launched
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ПП 1 и U - U -
ПП 2 и L 1 L L вЯШЁ/Ш
ПП Î и L и ■H 1 ■■■ -
ПП 4 и и lllllll ■■■ - -
ПП S и и L U U и L
ПП 6 и L L L L ...................и.................. I
ПП 7 и L L L L ...................и.................. I
ПП S и L 1 L L -
Координатор программы:
Обозначения
En
I не начато not started yet
начало started
L не законч. in progress
закончено done
Рис. 2. Матрица мониторинга начала функционирования подпрограмм: ПВРК - представитель высшего руководства компании
Полное наименование подпрограммы
Возможное сокращение larpai.
ООО
ПОЯСНЕНИЕ
1. Описание группы
2. Проблема
3. Причины
4. План мероприятий
5. Сроки
6. Цели
7. Мониторинг
8. Оценка результатов
9. Препятствия
Рис. 3. Формализованная форма отчета по результатам работы групп подпрограмм КПУ
501
Меры I ~
О
С помощью матрицы (рис. 4) устанавливается связь между ключевыми задачами подпрограмм КПУ и процессами СМК компании. Матрица должна быть сформирована таким образом, чтобы визуализировать связи между подпрограммами (1111) через формулировку причин для улучшения ситуации с указанием конкретных направлений работы, реализация которых обеспечивает улучшение в рамках КПУ и СМК. В матрице должны прослеживаться показатели результативности работы и должна быть определена ответственность, в том числе персонализированная. Схема видов деятельности, идентифицированных в СМК автопроизводителя, представлена на рис. 5.
Рис. 4. Разработка матрицы связей подпрограмм КПУ и процессов СМК
"О
(Л о 00
я о
и £
5 X Ч а
т "О
т а
> I
г
о й н
"0 0 1 т 01 о л
?
а
1—1
ы
к
га
§ ■П га
т О
8 га
Т X
I Е
О о гп о
сг о
о
[Г
1-
Рис. 5. Схема видов деятельности, идентифицированных в СМК автопроизводителя
Важным элементом корпоративного уровня управления КПУ является определение стыковых задач между подпрограммами, решаемыми на межпроектном и межпроцессном уровнях. Обобщенная матрица, определяющая стыковые задачи между подпрограммами КПУ, представлена в таблице.
Мониторинг этапов выполнения ПП осуществляется с помощью матрицы, представленной на рис. 6.
Матрица стыковых задач КПУ
ИСПОЛНИТЕЛИ
ПП 1. Управление качеством в проектах 2. Качество в производстве 3. Повышение эксплуа-тацион-ной надежности, долговечно-сти и безопасности автомобилей 4. Качество об-служива-ния потребите-лей 5. Качество закупаемых комплектующих изделий 6. Повыше-ние оперативно-сти решения проблем качества на основе анализа 7. Укрепление имиджа торговой марки 8. Ис- пользование человеческого потенциала для повышения качества
1. Управление качеством в проектах Внедрение методики оценки визуального качества AVES Изменение нормативных документов по разработке продукции Изменить методику оценки и отнесения дефектов из гарантийной эксплуатации Внедрение новой методики работы с поставщиками ANPQP Установить связь процессной модели с разработкой продукции по ПРОЕКТА М Формализовать нормы качества для адекватного восприятия потребителем Изменить оценку мотивации подразделений через повышение мотивации проектных команд
И Н И Ц И А Т О Р Ы 2. Качество в производстве Организация межфункциональной группы для работы на ПССС для улучшения анализа корневых причин дефектов Разработка методики решения проблем качества на рабочих местах. Мотивация персонала. Изменение системы оплаты труда.
3. Повышение эксплуатационной надежности, долговечности и безопасности автомобилей Идентификация ключевых событий. Синхронизация взаимодействия по проектам Обеспечение затяжки резьбовых соединений, воспроизводимости процессов, идентификация ключевых характеристик Определение состава работ по ТО автомобиля. Повышение качества информации о дефектах. Номинация поставщиков до начала серийной разработки. Усиление влияния технического уровня поставщиков. Внедрение на автомобилях действующего производства имиджевых мероприятий. Организация имиджевых компаний. Новая политика в отношении технических специалистов- носителей компетенций
4. Качество об-служива-ния потребителей Своевременное и полное обеспечение НТД и необходимыми образцами изделий для организации обслуживания и отработки методов ремонта. Совершенствование методик определения работоспособности изделий на основе данных из эксплуатации и анализа дефектов. Ужесточение в договорах поставки требований к поставщику по качеству поставляемой продукции и ответственности по восполнению затрат в гарантии Совершенствование методик определения рабо-тоспособ-ности изделий на основе данных из эксплуатации и анализа дефектов. Планирование и организация мероприятий по мониторингу и анализу удовлетворенности потребителей.
Среди полезных инструментов, позволяющих правильно выстаивать КПУ и синхронизировать основные направления работы, можно выделить план-график, объединяющий все элементы КПУ с хронометражем временных отрезков наиболее активной работы в группах (рис. 7). План-график обобщает основные элементы концептуальной структуры комплексной программы улучшений [1, 3, 5].
Также к полезным инструментам управления КПУ на стратегическом уровне можно отнести матрицу инициатив подпрограмм, в которой определяются основные мероприятия в рамках обобщений по укрупненным блокам (система качества, закупки, проекты и т.д.) с опре-
делением ответственных подразделений и подразделений, носящих определяющий вклад, с четким выделением возможных затрат на мероприятия, временных отрезков решения конкретной группы перспективных задач, направленных на развитие КПУ (рис. 8).
Группа, руководитель Этапы Показатели
1 2 | 3 4 5 6 7 ПР ПФ
ПП 1. Управление качеством в проектах. (ФИО руководителя} ■
ПП2. Качество в производстве.
ПП 3. Повышение эксплуатационной надежности., долговечности и безопасности автомобилей.
ПП 4, Качество обслуживания потребителей.
ПП5. Качество закупаемых комплектующих изделий.
ПП 6. Повышение оперативности решения проблем качества на основе анализа-
ПП 7. Укрепление имиджа торго&ой марки,
ПП 3. Использование человеческого потенциала для улучшения качества.
Этапы: 4, Планирование работы
1 Полномочия 5, Выполнение плана
2- Команда VI 6- Мониторинг показателей 3. Анализ причин 7. Анализ результатов
Показатели (KPI): ПР- результативности ПФ ■ функционирования
• ( X) Д II
Ч__У э.,
Рис. 6. Матрица мониторинга этапов выполнения ПП КПУ
1 ГОД
2 год
Згод
НАБЛЮДЕНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСТРАИВАНИЕ стратегии
ДЕФЕКТЫ ТОР 10 (быстрый результат)
КОМ! 1ЛЕКСНАЯ ПРОГ 1'АММА УТУЧШЕНИЙ
ПОВЫШЕ НИЕ КВАЛ»ИКАЦНИ ПТ.РСШ 1 АЛ А, В Т Ч. УЧАСТТ ГИКОВ ГРУПП
ТРНБОВАМ1ЯК НОВЫМ 11РОЕКГГАМ
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА КОМПАНИИ
СТРАТЕГИЯ И ГРУППА ПО К '-.т: :':^ ПОСТАВЩИКОВ
■УЛУЧИТОП-ТЕ ВОСПРИЯТИЯ ОТКЛИКА ПОТРТЫГТЕЛЯ
Рис. 7. Формализованный план-график КПУ
1- -ЗДЕРШЕНСТВОалнЧЕ ЫНЕСТЬК
ИерОПриНМ! пл Затрат н [МТИ.р Iй-) г.1 >. 6кП4Р
I Совер-^стюмнив чавдеовДчрвкиы по качеству J.S От*
2 HinpiWTb 3 ОТОЩЧаГИСгаВ, ^ТПВДЧНЦЛК BWd'HV пспенщипси, ва Ё ивсяцев чв в а*
OL/^HrlC У й^эеь ЧМС соки <ЙЦЫ 7 8 Лп* Сгтук&я по pat
4 СйвАрайиспоаний гртьтуш ятосчаитгльтйга ^мнения HS я™
5 CoaeilCTBHtttCTOpihW Л) jiMSOHitTHie к «ста ьт?нн с плана т"е?ап эннги? М Лг* 0П ПО СТЙТвГТ
5 Оргвимацня тшлпвржкн со сирены (пашигв Р1йовсдства JM
7 Звелвнхв чс Бь-к пс <а та геген н прлгнэив 1 л«
г упуаивина одостм реелдонян (речиво г jnj.^fv'jtn-? 6 JM
9 УГ TSi'tHHt К) ис ri УЛТКриЯ.ТТЙ Л (OHCTpJVIl^ri ДтЛ Д1?
to PjfthTi В BjfinBl ТОР 1 & (0|ЛНВ1аииЯ Н ПИЙВ?я«| 7 flni
11 ncBujaHHB Title irj вяктч а- агхта 1
12 ПвВЫиИПНе Эф^еПКЕНОСГЧ кйктрппя LMCna ri MinHi4TipUi^llHH(AVESf 2 1.S
i: 7 ? Прлчподсттзс Лт«
и управпеече ппотмиман [тавыилмн качества н >»ЬГ*Т(ИвкнрО Гнзтрйнтепв Дт* Бее
IS №ффч|н;ованнЕ снс-BKib гстпуштня оттачка rOTpiflltTtra 0Лр«»1) ( Щ' flrtK
1! ТМ&ЗМннП гКСПРНкНЫ«п№К1уЕ»*РТ«у Д1Р д*
17 Уггк-иймнв качества пбсл^иичч» 4 гв с&лу
р:>1-;М15 ■' hravP/Qupt ДЕОЕКТЫ
U4CW WJm ICiMKr«:VMt(tt№
Мероприятие Зэтрггв 1 год [ t. B.r.v.
1 Ссващамя у директора ДлК ю качеству лосавщн ■KS И
2 Внедрение иет%|од 0D S 0,15 ¡fli-fnK М
3 Обучен» посевщика метсдикв прсведешя анал ш S 0.1 Д1ЧХ Ото
4 О^-ченуе'^адрганизал« спещапнста то обессл* 5 0.1 arK ЦПЗ
5 Настрсйса астемы ецеиш лоставщжа S От« авз
КР1-ррл1
3 WHECiBO ПРОЕКТОВ
Уеролритге ГШ ■ ГОй ггта: iron II Вкт^щ
1 Обйззтаг.'Ое внедрение процедуры ANPQP/POM'JQPV 1 0.45 ЙГТ( [IIP
2 Создан« подяэдележя сгецлшстэд по •»«тау проели ЙгК
3 Улучшен« иетгдноч выбера гнхтаащжое (ASES н мегод№н классифиса1ри ихтаащтов) S ДгтЗ ш-к
КР1= «онтрольные точга
4 СОКРАЩЕН« ЗАТРАТ
Мероприятие LQP Затрать 1 ГСй згей Вкгвд
1 Сокращение »вестник до строгая шншуиа Яп<
2 Coipaщенке бюджета по обязательным работай Дп<
3 прнбгктения к сослкиенио &июму к (Шекндемуся у друг« автопрсюкууталей: ani
4 Оивдиие гарантийной мтрвт Sa коипзнн?
S Сокращена псокзеоде7м*+*й затрат за счет эффективности работы rp(im пп:»пл5 2 зпе 5 Пахцвйзств! fte
KPI- СНГОЙИ« ПО СРАЕН&ШЮ С БАЗОВЫЙ ПЕРИОДОМ
Рис. 8. Матрица инициатив ПП КПУ
504
б
СИСТЕМНЫЙ МОНИТОРИНГ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ
ВСКРЫТИЕ ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ ПРОЦЕССОВ, РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ КПУ 2
г
АКТУАЛИЗАЦИЯ КПУ Й ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ Й РЕАЛИЗАЦИЙ ПРОГРАММЫ
3. Причины А Ппзкыерйпрйящн
ел
7 Миштчипнг 3. Оцени |>г5?гьш« 9. Препятствия
Рис. 9. Алгоритм запуска КПУ на предприятии
В рамках обобщения опыта реализации КПУ различных автопроизводителей можно выделить ряд наиболее актуальных для российского автомобилестроения (машиностроения) инициатив: обучение и повышение квалификации специалистов компании на передовых предприятиях отрасли; актуализация используемых показателей мониторинга и методик расчета показателей; организация и поддержка групп, работающих над устранением проблем из ТОП-списка по качеству [1, 6]; повышение эффективности производства, в том числе системы контроля качества [1, 7]; улучшение качества обслуживания автомобилей [2, 8]; внедрение новых высокоэффективных методологий анализа и управления качеством в процессах [1, 9]; обучение поставщиков; снижение гарантийных затрат и т.д. Алгоритм разработки и реализации КПУ представлен на рис. 9 [1, 10].
Список литературы
1. Благовещенский Д.И. Разработка методологии и инструментария комплексной программы улучшений для повышения конкурентоспособности машиностроительных (автосборочных) предприятий: дис. ... д-ра техн. наук: 05.02.23 / Благовещенский Дмитрий Иванович; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Самар. гос. техн. ун-т. - Самара, 2021. 44 с.
2. Благовещенский, Д.И. Комплексные программы улучшений в машиностроении: монография / Д.И. Благовещенский, В.Н. Козловский // Тула: Изд-во ТулГУ, 2021. 587 с.
3. Заятров А.В., Козловский В.Н. Анализ и оценка взаимосвязей между традиционными показателями надежности и показателями, используемыми ведущими производителями легковых автомобилей // Электроника и электрооборудование транспорта. 2012. № 1. С. 41-43.
4. Козловский В.Н., Заятров А.В. Проблема стратегического планирования улучшения качества и надежности системы электрооборудования автомобилей // Электроника и электрооборудование транспорта. 2012. № 1. С. 44-47.
5. Козловский В.Н. Обеспечение качества и надежности системы электрооборудования автомобилей // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. Моск. гос. автомобил.-дорож. ин-т (техн. ун-т). Тольятти, 2010. 428 с.
6. Козловский В.Н., Дебелов В.В., Деев О.И., Колбасов А.Ф., Петровский С.В., Новикова А.П. Перспективные системы диагностики управления автономным транспортным объектом // Грузовик. 2017. № 6. С. 21-28.
7. Козловский, В.Н. Методология анализа и прогнозирования качества автомобилей в эксплуатации / В.Н. Козловский, Д.В. Антипов, А.В. Заятров // Актуальные проблемы экономики. 2016. Т. 186. № 12. С. 387-398.
8. Petrovski S.V., Intelligent diagnostic complex of electromagnetic compatibility for automobile ignition systems / Petrovski S.V., Kozlovski V.N., Petrovski A.V., Skripnuk D.F., Schepinin V.E., Telitsyna E. // Reliability, Infocom Technologies and Optimization (Trends and Future Directions). 6th International Conference ICRITO. 2017. С. 282-288.
9. Панюков, Д.И. Эффективное применение метода анализа видов, последствий и причин потенциальных дефектов (FMEA) в автомобилестроении / Панюков Д.И., Козловский В.Н.: Монография. Самара, 2016. 202 с.
10. Строганов В.И., Козловский В.Н. Итоги и перспективы развития электромобилей и автомобилей с гибридными силовыми установками // Электроника и электрооборудование транспорта. 2012. №2-3. С. 2-8.
Благовещенский Дмитрий Иванович, канд. техн. наук, доцент, директор, [email protected], Россия, Тула, ФБУ «Тульский ЦСМ»,
Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, Kozlovskiy-76@,mail.ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Клентак Анна Сергеевна, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Самара, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,
Васин Сергей Александрович, д-р. техн. наук, профессор, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
ORGANIZATION OF WORK ON FORMALIZING INSTRUMENTS OF A COMPREHENSIVE IMPROVEMENT PROGRAM AT A MACHINE-BUILDING ENTERPRISE
D.I. Blagoveshchenskiy, V.N. Kozlovsky, A.S. Klentak, S.A. Vasin
The article presents the main results on the organization of work related to the formalization of the main tools of a comprehensive improvement program at a machine-building enterprise.
Key words: comprehensive improvement programs, automotive industry, competitiveness, quality, operation, car.
Blagoveshchenskiy Dmitry Ivanovich, candidate of technical sciences, docent, director, [email protected], Russia, Tula, FBU«Tula CSM»,
Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University,
Klentak Anna Sergeevna, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Samara, Samara National Research University,
Vasin Sergey Alexandrovich, doctor of technical sciences, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 006.83
DOI: 10.24412/2071-6168-2022-3-507-516
ЧЕМУ УЧИТ ТЕРМИНОЛОГИЯ В СТАНДАРТАХ О НАДЕЖНОСТИ
И.О. Голиков, Е.Л. Лебедев, В.О. Головчинский
Восприятие стандартов в качестве догмы потребителями этой интеллектуальной продукции, некомпетентность разработчиков ряда стандартов препятствуют развитию системы стандартизации, в частности в области надежности. Некачественные стандарты, ставшие источниками "размышлений на тему", наносят вред системе высшей школы при подготовке инженерных кадров. Навязываемый понятийный аппарат зачастую не соответствует требованиям системы стандартизации. Разночтения, ошибки и невнятные определения приводят к расплывчатости понятий, а порой и к потере их смысла. Этим проблемам, которые носят системный характер, посвящена статья.
Ключевые слова: стандарт, свойство, способность, состояние, надежность, безотказность, готовность, восстанавливаемость, ремонтопригодность, техническое обслуживание.
«Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений».
Рене Декарт
Термин древнегреческой философии «логос» означает не только слово, но и мысль, разум, закон [1]. Важно, чтобы слова, используемые в терминологических законах, были выверены и не допускали неопределенности в понимании, а мысли, выраженные в определениях, приводили бы наш разум в порядок. В стандарте [2, п. 4.1.1] установлено, что «в терминологической работе основным принципом является требование, чтобы одно обозначение (термин) соответствовало одному понятию и только одно понятие соответствовало одному обозначению в области знаний». Стандарт в п. 3.2.1 раскрывает значение слова «понятие» как «единицу знаний, созданную уникальным сочетанием характеристик»
Указанное требование к терминологии в области надежности нарушается постоянно, начиная с 2009 года. За доказательствами обратимся к стандарту ГОСТ 27.002 версий 1989 года [3], 2009-го [4] и последней версии 2015 года [5], а также к новым терминологическим стандартам ГОСТ Р 27.102-2021 [6] и ГОСТ Р 27.101-2021 [7], введенных в действие 01.01.2022 года. Все эти документы, относящиеся к системе стандартизации «Надежность в технике», были внесены на утверждение техническим комитетом по стандартизации ТК 119 «Надежность в технике». Одной из задач технических комитетов является «проведение экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации, проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений к действующим в Российской Федерации документам ...» [8, п. 3.1.2 б)].