Таблица 1
Показатели
развития двигательных способностей у мужчин зрелого возраста с ишемическим инсультом раннем восстановительном периоде
Испытуемый Тестовые задания
Проба «Ромберга пяточно-носочная», (с) Проба «Ромберга Аист», (с) Колышки, (с) 6 мин тест, (м)
Испытуемый 1 4,5 2,7 20,0 275,9
Испытуемый 2 5,2 3,5 19,6 318,7
Испытуемый 3 4,7 2,0 18,2 302,2
Испытуемый 4 3,9 2,2 19,5 296,4
Испытуемый 5 4,1 3,0 17,8 325,5
Испытуемый 6 5,0 3,4 19,3 327,1
Испытуемый 7 4,9 3,0 21,1 288,2
Испытуемый 8 4,6 2,6 25,4 301,4
Испытуемый 9 4,0 2,5 21,7 335,7
Испытуемый 10 5,7 3,2 23,9 299,3
Мср 4,6 2,8 20,6 307,0
Библиографический список
1. Вайнер Е.Н. Лечебная физическая культура: учебник. Москва: Флинта: Наука, 2011.
2. Парфенов В.А. Острый период ишемического инсульта: диагностика и лечение. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2009.
3. Стародубцева О.С., Бегичева С.В. Анализ заболеваемости инсультом с использованием информационных технологий. Фундаментальные исследования. 2012; 8 - 2.
4. Физическая реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура). Под общей редакцией проф. С.Н. Попова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
References
1. Vajner E.N. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura: uchebnik. Moskva: Flinta: Nauka, 2011.
2. Parfenov V.A. Ostryj period ishemicheskogo insul'ta: diagnostika i lechenie. Nevrologiya, nejropsihiatriya, psihosomatika. 2009.
3. Starodubceva O.S., Begicheva S.V. Analiz zabolevaemosti insul'tom s ispol'zovaniem informacionnyh tehnologij. Fundamental'nyeissledovaniya. 2012; 8 - 2.
4. Fizicheskaya reabilitaciya: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij «Fizicheskaya kul'tura dlya lic s otkloneniyami v sostoyanii zdorov'ya» (Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura). Pod obschej redakciej prof. S.N. Popova. Rostov-na-Donu: Feniks, 2005.
Статья поступила в редакцию 24.09.18
УДК 372.857
Mongush O.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
Mongush B.S., junior research associate, Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources SB RAS (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF WORK AT A SCHOOL EXPERIMENTAL WORKSHOP FOR GARDENING. The article is dedicated to a relevant problem of teaching biology at school and how the tradition of work of children at a school experimental workshop for gardening may be restored as an integral part of the educational process. Recently, the problem of organizing laboratory, research, active forms of education at school's educational experimental land plots has become of particular importance. The authors have proposed original ideas for creating Grain Cereals Department at a school-based workshop, where schoolchildren, without violating the rules of training sessions and spending a minimum of time, could conduct experiments. It is noted that the work on the creation of the Grain Cereals Department at the school grounds will allow students not only to gain agrotechnical experience in cultivation of crops, but also to learn more about the main foods of plant origin that play a huge role in preserving human health. The authors described the state register of crop varieties, focusing on local varieties of cereals. On the basis of a large amount of factual material, the researchers carry out an analysis of the current state of the school district of urban and rural schools, and the effectiveness of growing cereals at the school gardens. The results of the research can be useful by both teachers and students of pedagogical education.
Key words: school experimental workshop for gardening, cereals, education, department, local varieties, state register of plant varieties.
О.С. Монгуш, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Б.С. Монгуш, мл. н. с., Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ
Статья посвящена актуальной проблеме преподавания школьной биологии - возобновлению работы на пришкольном учебно-опытном участке как неотъемлемой части образовательного процесса. В последнее время проблема организации лабораторных, исследовательских работ, активных форм обучения на пришкольном учебно-опытном участке стоит особенно важно. Авторами предложены оригинальные идеи создания отдела «Хлебные злаки» на пришкольном учебно-опытном участке, где школьники, не нарушая регламента учебных занятий и затратив минимум времени, проводят опыты и ученические эксперименты. Отмечено, что работа по созданию отдела «Хлебные злаки» на пришкольном участке позволит ученикам не только приобрести агротехнический опыт возделывания культур, но и лучше узнать об основных продуктах питания растительного происхождения, которые играют огромную роль в сохранении здоровья человека. Достаточно подробно авторами описан государственный реестр сортов сельскохозяйственных культур, сделан акцент на местные сорта хлебных злаков. На основе большого фактического материала сделан анализ современного состояния пришкольного участка городских и сельских школ и экспериментально проверена эффективность выращивания хлебных злаков на пришкольном участке. Результаты могут быть полезны как педагогам, так и студентам педагогического образования.
Ключевые слова: пришкольный учебно-опытный участок, хлебные злаки, образование, отдел, местные сорта, государственный реестр сортов растений.
Современная отечественная система образования ставит перед школой зом, современность требует от системы образования оперативного и гибкого задачи воспитания инициативной, творческой личности, наделенной яркой реагирования на запросы общества, с учетом основных тенденций его обра-индивидуальностью, способной к самосовершенствованию [1]. Таким обра- зования.
Большие возможности в этом плане играют пришкольные учебные участки, ориентированные на становление личности ученика через организацию активных способов действий. Поэтому проблема организации работы учебно-опытных участков, как неотъемлемой части образовательного процесса при изучении курса биологии, актуальна, требует необходимости восстановления и обновления этих участков.
Пришкольный учебно-опытный участок - это лаборатории биологии под открытым небом, в которой проводятся уроки, практические занятия, внеклассная работа. Он является базой опытнической работы, занимает важнейшее место в изучении учащимися живой природы, развивает познавательный интерес и творческие способности [2].
Вопрос необходимости создания учебно-опытного участка в разные периоды развития школьного образования поднимается в многочисленных трудах. Так, в 1638 году Я.А. Коменский в «Великой дидактике» указывал о необходимости наличия в школе небольшого сада, «куда следует иногда пускать учащихся и предоставлять им возможности наслаждаться зрелищем деревьев, цветов, трав» [3].
В России один из первых школьных садов появился в XVIII веке в Петербурге при Шляхетском корпусе. В этом саду были представлены коллекции лекарственных и культурных растений [3; 4]. А в 30-е гг. XX века на основе обобщения опыта учителей начинает складываться система организации школьного агроботанического участка. Об этом свидетельствует вышедшая в свет в 1935 году работа Н.М. Верзилина «Агроботанический участок средней школы», в которой говорится, что на участке должно быть определено несколько тематических отделов: полевой, овощной, плодово-ягодный, дендрарий, декоративный, биологический и экологический. В 1979 году И.Н. Пономаревой был добавлен экологический отдел, предусматривающий изучение влияние факторов среды на проявление биологических способностей дикорастущих и культурных растений [2]. В 90-е гг в связи с известными событиями, значимость пришкольного участка в биологическом образовании стала снижаться. Во многих городских школах сохранился только дендрологический отдел, на котором в весенне - осенний период организовывалась уборка территории со школьниками [2]. В настоящее время вновь возник интерес к организации работы, использованию и оформлению пришкольного участка, при этом существенно меняются подходы его использования в учебном процессе.
Таким образом, цель нашего исследования заключается в выявлении возможности создания отдела «Хлебные злаки» в пришкольных учебно-опытных участках.
Работа по созданию отдела «Хлебные злаки» на пришкольном участке позволит ученикам не только приобрести агротехнический опыт возделывания культур, по и лучше узнать о продуктах питания растительного происхождения, которые играют огромную роль в сохранении здоровья людей.
Для достижения цели поставили следующие задачи:
1. Дать характеристику современного состояния пришкольных участков.
2. Охарактеризовать природно-климатические условия района исследования.
3. Изучить государственный реестр сортов сельскохозяйственных культур, допущенных для возделывания в почвенно-климатических зонах и сортовое районирование по культурам.
4. Экспериментально проверить эффективность создания отдела «Хлебные злаки» и выращивания их на учебно-опытном участке.
Для решения поставленных задач использовались методы: эвристического анализа и обобщения данных литературы касающейся проблемы, педагогическое наблюдение, эксперимент, социологические методы.
Анализ современного состояния пришкольного участка выбран нами не случайно. В последнее время все больше внимания уделяется не только оформлению пришкольных участков, огородов, садов, но и обновлению и воссозданию их. Кроме того, учебно-опытный участок школы, как правило, территориально расположен возле образовательной организации и имеет большие возможности проведения простых экспериментов и опытов в рамках регламента школы. Более того, работа на пришкольном участке является продолжением учебной программы по биологии, при этом организация работы дает возможность сделать труд школьника разнообразным, интересным, посильным, и решает конкретные проблемы. Из этого следует, что основными направлениями работы на участке является: выращивания растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программой по биологии, изготовление гербариев, коллекций, проведение фенологических наблюдений за злаковыми травами.
Итак, нами были проанализированы пришкольные участки 20 школ. В соответствии с школьной программой курса биологии предусмотрено изучение полевых, овощных, плодово-ягодных, цветочно-декоративных и дикорастущих растений. Поэтому участок должен иметь рационально расположенные отделы, предусматривающие возделывание этих культур. Кроме того, учебно-опытный участок должен иметь делянки, на которых школьники наблюдают за ростом растений и выращивают сельскохозяйственные и другие культуры. В результате исследования мы пришли к следующему:
1. На небольших земельных участках городских школ нет возможности разместить все отделы, предусмотренные учебной программой. Практически во всех исследуемых участках представлены цветочно-декоративный отдел и ден-
драрий. Сельскохозяйственные культуры не выращиваются, хотя возможности имеются.
2. В сельских школах земельные участки значительно больше, но в зависимости от структуры почвы, климатических условий использование земли и составляющие отделов неодинаковы. Некоторые школы имеют теплицы, пленочные парники, в которых выращивают рассады овощных и цветочных культур. Плодово-ягодные отделы представлены смородиной черной, смородиной красной, шиповником колючим и, редко, малиной. В отделе полевых культур в основном выращивают картофель для дальнейшего обеспечения школьной столовой. Культурные растения, в том числе хлебные злаки, не возделываются. В пришкольных участках сельских школ больше возможностей разнообразить отделы и создать делянки для хлебных злаков при организации учебно-исследовательской деятельности учеников.
Подводя итоги анализа состояния учебно-опытных участков, считаем, что пришкольный участок занимает важное место в познании учащимися не только природы родного края, но и быта, рациона питания населения. Это кусочек земли, где школьники знакомятся с особенностями развития растений местности, сельскохозяйственных культур, учатся их выращивать, наблюдать за ростом, цветением, плодоношением. Здесь формируются зачатки любви и бережного отношения к природе.
Одной из задач исследования является экспериментальная проверка эффективности создания отдела на учебно-опытном участке.
Для проведения эксперимента нами выбран Ботанический сад (агробио-станция) Тувинского Государственного Университета (ТувГУ). Республика Тува (РТ) издавна считалась хлебородным краем. Об этом свидетельствуют раскопки древних курганов. Например, по исследованиям М.Х. Маннай-оола о значительной роли земледелия в скифское время Тувы (УШ-Ш века до н.э.) говорят остатки проса, каменные жернова, найденные в курганах У11-111 веков до н.э. [5, 6]. Это говорит о том, что хлебные злаки с древности составляли значительную часть рациона питания человека. Основными продуктами питания были просо, пшеница, ячмень, которые мололи при помощи каменного жернова - ручной мельницы для помола зерна. Ботанический сад ТувГУ расположен на территории Центрально-Тувинской котловины, в пределах Кызылского сухостепного района и занимает часть округа, расположенную к северо - западу от города Кызыла. Территория агробиостанции находится в 16 км к западу от города Кызыла, на левом берегу реки Енисей по улице Учительская 9. Общая площадь составляет 9 га. Климат резко континентальный с суровой малоснежной зимой и жарким сухим летом. Тип почвы - каштановые. Данная территория подходит для проведения экспериментальной части нашего исследования. Во-первых, участок находится недалеко от города, во-вторых, это база полевых практик по дисциплине «Методика обучения биологии», в-третьих, наличие учебно-опытного участка. Для правильного выбора доступных сельскохозяйственных культур нами была изучена перечень всех зарегистрированных на территории республики сортов сельскохозяйственных культур, допущенных для возделывания. Таким образом, в государственном реестре сортов сельскохозяйственных культур для возделывания в почвенно-кли-матических зонах РТ с 2008 года допущены следующие сорта зерновых культур:
1. Пшеница яровая: Чагытай (год включения в реестр с 2008 г), Памяти Вавенкова (с 2008 г), Алтайская (с 2007 г), Кантегирская 89 (с 2004 г), Омская 32 (с 2001 г), Тулунская 12 (с 1990 г), Саратовская 29 (с 1962 г), Скала (с 1953 г).
2. Ячмень яровой: Арат, Биом (с 2008 г), Вулкан (с 2008 г), Сигнал (с 1993 г), Красноуфимский 96, Донецкая 8.
3. Просо: Иртышское, Тувинское местное.
Также изучено районирование сельскохозяйственных культур в республике. В связи с разнообразием почвенно - климатических условий выделены 3 зоны:
1. Западная. Районы: Бай - Тайгинский, Барун - Хемчикский, Дзун - Хем-чикский, Сут - Холский и Чаа - Холский
2. Центральная. Районы: Каа-Хемский, (колхозы низовья реки Малого Енисея), Пий-Хемский (южная часть), Тандинский (без восточной части) и Улуг - Хем-ский.
3. Горностепная. Районы: Каа-Хемский (без колхозов низовья реки Малого Енисея), Пий-Хемский (без южной части), Тандинский (восточная часть).
Таким образом, район исследования, выбранный для проведения эксперимента, относится к центральной зоне.
На территории Ботанического сада ТувГУ находится пришкольный участок, где в течение многих лет проводятся наблюдения, опыты и эксперименты по выращиванию местных и адаптированных зерновых злаков, и овощей на 64 грядках. Они являются доступным учебным и научным материалом для студентов и школьников школ.
При разработке методики исследования уделено внимание отбору местных акклиматизированных сортов хлебных злаков. В проведении эксперимента участвовали студенты. Они проводили опыты, наблюдения, уроки, внеурочные занятия и внеклассные мероприятия во время педагогической и выпускной педагогической практик, а также вели исследовательскую работу на пришкольном участке агробиостанции.
В 2010 - 2012 годах на агробиостанции проводилась исследовательская работа по выращиванию зерновых культур. Были выбраны местные сорта пшеницы яровой «Чагытай», ячменя ярового «Арат», просо Тувинское. При проведении исследования учитывали оценку посевного материала, для этого рассматривали
Таблица 1
Показатели посева в условиях полевого участка
Культура Способ посева Ширина междурядий, см Расстояние между семенами в ряду, см Глубина заделки семян, мм
Пшеница рядковый 10 1,5 - 2 5 - 6
Ячмень узкорядный 4 - 5 1,5 - 2 6 - 8
следующие показатели: морфологические признаки, чистота и засоренность примесями, вес зерна, всхожесть, наличие зародыша и запасных веществ и отсутствие заражения спорами грибков. Закладка опыта проводилась по следующим этапам:
1. Подготовительная обработка почвы. Участок, выбранный под делянку должембытьровн ый, с однородной почвой. Обработка должна обеспечивать оптимальную плотность, аэрацию, структуру, уничтожение сорняков, остатков растительности.
2. Подготовка почвы перед посевом. Студенты при помощи ручной технологии в делянках сеяли зерновые культуры (пшеница, ячмень, просо). Во время работы студентами учтены: глубина заделки семян в почву, которая зависит от размеров семян, а также биологических особенностей их прорастания; характера почвы и метеорологических условий. Показатели посева представлены в таблице 1.
Из таблицы видно, что зерна ячменя нужно сеять в глубину от 6 до 8 мм, а зерна пшеницы от 5 до 6 мм. Способ высадки пшеницы - рядковый с междурядьями в ширину 10 см, а ячменя - узкорядный, ширина междурядий - 4 - 5 см. Каштановые почвы легкосуглинистого, супесчаного и песчаного гранулометрического состава не составляют препятствия для прорастания семян, но обладают слабой водоудерживающей способностью и быстро пересыхают. Первые посевы пшеницы появилисьна 8-йденьпритемпературе 20 - 25 градусов псЦельсию. Этокультура-влаголюбивел, холодостойиаяд спетдпюбиися. Рсходы ячмене ьриитей уььевпаралуряпоявисисава ^ уеус,такеак ячменьхолеетад со оымдямеосоеслм рестенхмр среди здлновых купьтур. Он менеу требовяталех к теплу ситоже время жеспстоыч.мепее треЯовивелев и пячис пе срсчиепию с птеницей.Всиетециоинжмчу^у^друинх уля°2р лосаевлячд -ЭД р 115 ене есроципсе р ос^т^^ псеиивoдиаpпеизмeвpчи». -илям л^Слсосс, вв2швиe»с-2Pе-иия фипссруытьяфрпрыи pocтеlчп>(oды;ксюьвия, спдОвеньпид (выход т т^рзуЛл^ч. колошение, цветение, созревание.
Водили скcоьpпеeяьь пуовод ились опыты соьтмм: «Cпяf1(и^пи^c;eоян ». О^с^^т^вл^и клдпевок лл^^^л^ых^г^^кп^и еас^л^^^ииьпв сспользси оОипзсы сру яян, сиеО)тию -чеыжцы идл^вытс и^льтрр), « тхкжм и птодощою схемттичеыккх ти-яуикоч иадоске.Бжжюпокыаве.чеоформс сервь »джвтьытьшapooЛpеикей >ияояо), уутлинол Ыпккдтеуя, счсрьмл т^ееи, рисЛовытеиокиес щавесеой Скум-^ит-та); ппв^р^^о^стг^- ялар^^ее (пше вицл),ь псщеипте(еиec);дoкpеlK2сeиьпшУeлпя, ^м^^^^^ькт^^п^еыныелсыбоности, Тапоикер, к^преу^м^ еЬуьнекaивыпвaoекяо П0л0cк22иу0п(cл0квыдeлили
cж»ичвьeлснсючхл20 ярл2иь(lyи. ^.«арбио и) ( сиc.P.-Жвмк фоуме межв^ее более ртоощеинал.ыесужаетпя к борсг^^)!^^™-
кеpxиьутью,кpхтвекa2акткидрки,тo:п■o пшеница (тув. наз. «кызыл тас»М^и^ыт. 2).
Также проводились занятия по темам: «Основные представители семейства злаковых», «Местные и адаптированные сорта злаков», «Национальные продукты питания и технология их приготовления», где формировался интерес к семейству ыимаелдогавиыыпм.
Ежедневным продуктом питания тувинцев была мука крупного помола из поджаренных зерен пшеницы (тув.назв. «ак - тараа далганы»), ячменя (тув.назв. «арбай далганы»). С давних времен известны целебные свойства ячменя. Его зерно снимает головные боли, помогает при физической слабости организма человека. Технология приготовления качественного продукта питания трудоёмкая. Необходимы специальные инструменты, изготовленные из древесины тополя [7]. Процесс получения конечного продукта проходит несколько стадий или этапов. Сначала идет - первичная обработка - очистка от примесей, больших камней. Отделение от шелухи на ступе. Для дальнейшей обработки необходимо зерно увлажнять водой. Далее обжаривается, потом окончательно отделяется от шелухи и зерна размалываются в жерновах [8]. Просо - главная зерновая культура. Является распространенным продуктом и угощением для гостей.
Во время полевой практики по методике обучения биологии проводили нетрадиционные уроки по теме «От диких трав до зерновых культур», где знакомили школьников с крупами всех видов, изготовляемых из злаков, которые относятся к древнейшим продуктам питания человека. Еще во времена охотников и сотирагелей съедобные семена растений из семейства злаковых обеспечивали пеловеку выживание, потому что даже в своем диком виде обладали идеальным поотн ошением жизненно важных питательных веществ. С развитием земледелия ратчизи сь селекции и культивированию злаков и получали новые сорта. Таким ттуязом, подвели учащихся к мысли, что злаки являются основными продуктами —еян ия [9].
Кроме того, во время исследовательской работы проводились наблюде-кид и фотографирования объектов. Полученные и собранные материалы из участка используются как раздаточный материал для проведения активных фт°)м от«чония ииоьогии. В кочествттoьoтмитeльноеомите^члтьспользова-лт каборы фотографий, растения из Красной Книги Тувы, народный фольклор, зрветывили коимотиоеенио гтоэтоь.ртьсказы стащшегoвoкoлтвия.Bыeзультате исследования определились наиболее эффективные приемы: поиск и исполь-cеоaспeыeот ного маовьекивацикиатинмгы компи^вта, ыоттрыо доказывают рффе ктивность создания отдела «Хлебные злаки» на пришкольном учебно-опыовомичаемкоп повскешоы итвыркщиеавтя. Ытзилытлеlтобoоы обсуждались на конференциях.
Тыко мобьатом, е peзтльтытeюccлыыeвлщыымылвиллcлeдeющee:
1.Пpишкольeысyсeeкo-oсытвыйичecоoк заеиыаетвежквемоато в познании учащимися не только природы родного края, но и быта, рациона пита-
ния населения и это кусочек земли, где школьники знакомятся с особенностями растений данной местности, сельскохозяйственных культур, учатся выращивать, наблюдать за ростом, цветением, плодоношением и формируется любовь и бережное отношения к природе.
2. В государственном реестре сортов сельскохозяйственных культур, допу-щеных для возделывания в почвенно - климатических зонах республики, присут-
Библиографический список
ствуют не только местные сорта зерновых культур, но и акклиматизированные.
3. Хлебные злаки с древности составляли значительную часть рациона питания человека. Основными продуктами питания считается просо, пшеница, ячмень.
4. Экспериментально доказана эффективность создания отдела «Хлебные злаки» на пришкольном учебно-опытном участке.
1. Об образовании в Российской Федерации. Фед. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (действующая редакция, 2016). Консультант Плюс. Справ.-правов. система Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. Москва: Академия, 2007.
3. Перелович Н.В. Использование элементов ландшафтного дизайна в организации пришкольной территории: учебное пособие. Москва: Издательство «Прометей», 2013.
4. Теремов А.В., Петросова РА., Перелович Н.В., Косорукова Л.А. Теория и методика обучения биологии: учебные и педагогические практики. Москва: Издательство «Прометей», 2012.
5. История Тувы: в 2 т. Т. 1. 2-е изд., перераб. и доп. Под общ. ред. С.И. Вайнштейна, М. Х. Маннай-оола. Новосибирск: Наука, 2001.
6. Жуланова В.Н. Агропочвы Тувы: свойства и особенности функционирования. В.Н. Жуланова, В.В. Чупрова; Тыв. гос. ун-т. Красноярск, 2010.
7. Монгуш О.С. Отношение тувинского народа к тополю как одно из проявлений кего общей культуры и традиции. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 22 - 24. S. Монгуш О.С. Технология приготовления национальных продуктов растительного происхождения. Вестник ТувГУ. Естественные и сельскохозяйственные науки.
Вып. 2. Кызыл, 2011: 65 - 67.
9. Монгуш О.С. Полевая практика по методике обучения биологии: учебное пособие. Кызыл: Издательство РИО, 2009. References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Fed. zakon № 273-FZ ot 29.12.2012 (dejstvuyuschaya redakciya, 2016). Konsultant Plyus. Sprav.-pravov. sistema Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2. Ponomareva I.N., Solomin V.P., Sidel'nikova G.D. Obschaya metodika obucheniya biologii. Moskva: Akademiya, 2007.
3. Perelovich N.V. Ispol'zovanie 'elementov landshaftnogo dizajna v organizacii prishkol'noj territorii: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «Prometej», 2013.
4. Teremov A.V., Petrosova R.A., Perelovich N.V., Kosorukova L.A. Teoriya i metodika obucheniya biologii: uchebnye i pedagogicheskie praktiki. Moskva: Izdatel'stvo «Prometej», 2012.
5. Istoriya Tuvy: v 2 t. T. 1. 2-e izd., pererab. i dop. Pod obsch. red. S.I. Vajnshtejna, M. H. Mannaj-oola. Novosibirsk: Nauka, 2001.
6. Zhulanova V.N. Agropochvy Tuvy: svojstva iosobennosti funkcionirovaniya. V.N. Zhulanova, V.V. Chuprova; Tyv. gos. un-t. Krasnoyarsk, 2010.
7. Mongush O.S. Otnoshenie tuvinskogo naroda k topolyu kak odno iz proyavlenij kego obschej kul'tury i tradicii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 22 - 24.
S. Mongush O.S. Tehnologiya prigotovleniya nacional'nyh produktov rastitel'nogo proishozhdeniya. Vestnik TuvGU. Estestvennye i sel'skohozyajstvennye nauki. Vyp. 2. Kyzyl, 2011: 65 - 67.
9. Mongush O.S. Polevaya praktika po metodike obucheniya biologii: uchebnoe posobie. Kyzyl: Izdatel'stvo RIO, 2009.
Статья поступила в редакцию 24.09.18
УДК 372.857
Mongush O.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
WAYS OF ORGANIZATION OF CASE PROJECTS WITH STUDENTS. The article observes a problem of introduction of a case method into teaching biology, when the theme of "Plants" is studied. The main contents of the study is identification of features of organization of this technology among students. Attention is paid to the structure of building the case, taking into account the age characteristics and capabilities of the student, the particular training from the teacher and the student, the compilation of different types of case studies, the organization of individual and group work. The article provides an analysis of the views of researchers on this technology, describes the characteristic features of the organization of work with case studies on a topic of "Plants", when the children study a subtopic "Bacteria" using a historical case. This view will be of interest to teachers and students. The author comes to the conclusion that from the 5th grade in biology education it is advisable to include different types of case tasks, which contribute to the development of schoolchildren's thinking, perception, stimulation of cognitive interest, the formation of mutual understanding, community, collectivism.
Key words: case-technology, problem situations, method of specific situations, bacteria, case task, case building structure, case stages.
О.С. Монгуш, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ С КЕЙСАМИ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме: внедрения кейс метода в обучение биологии в разделе «Растения». Основное содержание исследования составляет выявление особенности организации данной технологии среди школьников. Значительное внимание уделяется структуре построения кейса с учетом возрастных особенностей и возможностей ученика, особенности подготовки со стороны учителя и обучающегося, составлению разного типа кейс - заданий, организации индивидуальных и групповых работ. В статье приведен анализ взглядов исследователей по данной технологии, описываются характерные особенности организации работы с кейсами в обучении биологии в разделе «Растения» при изучении темы «Бактерии» с использованием кейса исторического характера. Такой взгляд будет интересен учителям, студентам. Автор приходит к выводу, что, начиная с 5 класса в обучении биологии целесообразно включить разного типа кейс - задания, что способствует развитию у школьников мышления, восприятия, стимулированию познавательного интереса, формированию взаимопонимания, содружества, коллективизма.
Ключевые слова: кейс-технология, проблемные ситуации, метод конкретных ситуаций, бактерии, кейс задание, структура построения кейса, этапы кейса.
Новый ФГОС ориентирован на развитие познавательного потенциала личности, повышение способности к обучению, осознанию важности образования и самообразования для жизни и дальнейшей профессиональной деятельности, развитие креативных способностей личности и расширение ее творческих возможностей, развитие способности применять полученные знания на практике, активно и заинтересованно познавать мир, осознавание ценности науки и творчества [1]. Для решения этих проблем огромная ответственность ложится на плечи учителя. Перед ним ставится задача поиска новых форм обучения с учащимися в ходе учебного процесса, которые в полной мере создают условия для раскрытия творческих потенциалов, индивидуальных способностей, образовательных возможностей каждого ученика и обогащение форм взаимодействия
со сверстниками и взрослыми. Новые стандарты предусматривают кроме поиска новых технологий, подходов, приемов и значительное увеличение нормативов времени на самостоятельную работу учащихся (15%), в том числе и по биологии. В связи с этим весьма актуально использовать одну из новых эффективных педагогических технологий - кейс-метода. Таким образом, целью исследования является попытка выявить особенности организации работы с кейсами в процессе обучения биологии, в разделе «Растения».
Существует достаточное большое количество определений данного метода. Например, Л.Н. Харченко [2] в своих исследованиях считает, что кейс является набором необходимого материала, который может быть как в текстовом варианте, так и в электронном виде; а А.М. Долгоруков [3] описывает кейс-метод
S3