Т. В. Федосова
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО НАЛОГОВОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Вопросы уплаты налогов являются частью финансовых операций организации по выполнению обязательств перед государством. Такие обязательства предусмотрены законодательством и представляют собой формы перераспределения создаваемого валового продукта.
Однако неверно было бы считать, что налоговая деятельность начинается и заканчивается уплатой налогов и составлением соответствующих деклараций. В течение всей финансово-хозяйственной деятельности происходит непрерывное создание и движение различных видов имущества и обязательств, практически все они формируют базу исчисления того или иного налога. Так, приобретение основных средств влияет на формирование базы налогообложения по налогу на имущество. Проводимая кадровая политика и политика в области оплаты труда формирует базу для исчисления единого социального налога. Применение той или иной формы организации оптовой и розничной торговли, используемые технологические процессы прямо влияют на формирование затрат, то есть на исчисление налога на прибыль.
Но эти события текущей хозяйственной жизни организации, как и его инвестиционной деятельности, редко становятся предметом изучения администрации. Чаще бухгалтерские службы регистрируют уже состоявшиеся события и по данным учета производят начисление налогов.
Налоговую деятельность организации следует рассматривать значительно шире, выделяя следующие направления:
- деятельность по контролю формирования и изменения объектов обложения по всем видам налогов;
- деятельность по стратегическому налоговому планированию;
- деятельность по текущему налоговому планированию;
- деятельность по оперативному налоговому планированию;
- деятельность по налоговому учету;
- деятельность по подготовке и сдаче налоговой отчетности;
- взаимоотношения с налоговыми органами в ходе проведения различных проверок правильности исчисления и уплаты всех видов налогов;
- взаимоотношения с органами внутреннего контроля предприятия.
Налоговая деятельность может быть рассмотрена как деятельность с
использованием финансовых, прежде всего налоговых инструментов для обеспечения наиболее эффективных результатов деятельности предприятия и его взаимоотношений с государством. С одной стороны, предприятие само выступает в роли объекта воздействия со стороны государства, так как налоговые инструменты используются государством для изъятия части создаваемого дохода, стимулирования отдельных отраслей и т.п. С другой стороны, предприятие становится субъектом использования налоговых инструментов в отношении своих собственных служб, подразделений, филиалов, сфер бизнеса и т.п.
В рыночных условиях эффективность деятельности торговой компании зависит, прежде всего, от качества работы финансовой службы. В большинстве случаев банкротство торгового предприятия происходит из-за неправильного ценообразования, расточительного расходования средств, неконтролируемого роста кредиторской задолженности, недостатка оборотных средств и т.д. Правильная постановка деятельности финансовой службы позволяет изначально уберечь компанию от таких проблем, сформировать оптимальную структуру финансовой службы.
Организационная структура финансовой службы - это, прежде всего, набор функций, которые выполняют сотрудники подразделения. Основные задачи финансовой службы:
а) бюджетирование;
б) работа на внешних финансовых рынках;
в) оценка и планирование финансового состояния предприятия;
г) выработка и реализация инвестиционной политики компании;
д) оперативное управление финансами предприятия;
е) бухгалтерский, налоговый, финансовый и управленческий учет;
ж) экономический анализ.
Конечно, состав и численность сотрудников финансовой службы зависят от многих факторов: размера компании, ширины номенклатуры ее товарной продукции, стиля управления компанией и многих прочих нюансов. Поэтому оптимальной может считаться только та структура финансовой службы, которая идеально обеспечивает оперативность и полноту выполнения задач.
Необходимо также отметить, что значительное влияние на структуру финансовой службы оказывают степень и характер ее взаимодействия с другими подразделениями торговой компании. При выполнении ряда своих функций финансовая служба опирается на данные, полученные из других отделов. Поэтому эффективная деятельность финансовой службы невозможна без тесного взаимодействия с ними.
Именно перечень и объем поставленных перед службой задач определяют ее оптимальную структуру, которая может выглядеть таким образом как показано на рис. 1.
В структуре финансовой службы бухгалтерия отвечает за осуществление платежей, учет дебиторской и кредиторской задолженности, подготовку бухгалтерской и налоговой отчетности, статистических данных, отражающих итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия. А также взаимодействует с регулирующими органами. Решая большинство этих задач, бухгалтерия действует в составе финансового отдела и, следовательно, должна подчиняться финансовому директору.
Однако главный бухгалтер имеет право распоряжаться денежными средствами на расчетном счете и несет персональную ответственность (административную, уголовную) за использование денежных средств предприятия и налоговые нарушения. Более правильным будет подчинение главного бухгалтера непосредственно генеральному директору. Это должно быть закреплено в уставных и должностных документах компании. Но поскольку необходимо своевременно предоставлять адекватную информацию бухгалтерского учета другим подразделениям финансовой службы, главный бухгалтер обязан подчиняться финансовому директору, что также должно быть прописано в должностных документах компании.
Следует отметить, что в процессе управления немаловажную роль играет процесс сбора информации и регистрации данных. Бухгалтерский, налоговый, финансовый и управленческий учет имеют примерно одинаковую базу данных, каждый вид учета может рассматриваться как информационная подсистема организации. Налоговой оптимизацией будет организация однократного ввода каждого элемента базы данных (рис. 2).
Так, одна из важнейших задач финансовой службы - бюджетирование. Однако в торговом предприятии процесс бюджетирования имеет ряд характерных особенностей. Это связано с тем, что в основе доходной части ее бюджета лежит план продаж. Его составляет служба сбыта или коммерческая дирекция (в холдингах или крупных организациях).
I________________________________-I I________________________________J
Рис. 1. Типовая структура финансовой службы торговой компании
Этот план, в котором учитывают весь ассортимент товаров, направляют в финансовую службу, где его переводят в количественное выражение денежного эквивалента. За ценовую политику и ее изменения отвечает либо служба маркетинга, либо служба продаж или сбыта. Бюджет закупок товара согласовывается со службой снабжения и за него отвечает руководитель данного направления или менеджер по снабжению. На этом этапе функция финансовой службы - оценить финансовый разрыв или избыток денежных средств и разработать варианты решения задачи, например, путем привлечения кредитных ресурсов для предоплаты товара. Еще один финансовый план - бюджет коммерческих расходов - формируется и предоставляется в финансовую службу руководителем отдела логистики. Затем следует бюджет трудовых ресурсов, или штатное расписание с окладами всего персонала, бюджет административных расходов - расходы на офис и прочие не учтенные в предыдущих бюджетах расходы. Отвечают за их правильное и своевременное составление руководители направлений или ответственные менеджеры. Часть данных предоставляет сама финансовая служба, основываясь на статистических данных предыдущих
периодов и планах развития фирмы. Воедино сводятся все бюджеты, после чего финансовая служба формирует бюджет доходов и расходов.
Склад
ведет учет прихода и расхода ТМЦ и формирует отчет о его движении
Бухгалтерия
обрабатывает первичные документы формирует бухгалтерские регистры составляет бухгалтерскую и налоговую отчетность
Банковские документы в ___электронном виде
Приходные накладные в электронном виде
Г руппа управленческо учета
обрабатывает первичные документы формирует управленческие регистры составляет управленческую отчетность
Касса-
принимает наличные денежные средства формирует расходную накладную (нал), формирует и выдает расходные документы накладные, счета-фактуры (безнал)
Рис. 2. Примерная схема движения документов в торговой компании
Наличие развитой структуры бухгалтерского, финансового и управленческого учета на предприятии предопределяет его возможности в области налоговой деятельности и фактически становится условием ее реализации.
Совокупность деятельности торговой компании на этапе принятия решений по изменениям политики предприятия стратегического плана должна быть непосредственно выражена в налоговых последствиях их реализации.
Текущие планы финансово-хозяйственной деятельности должны сопровождаться комплектом налоговых расчетов и планом предстоящих налоговых выплат.
Финансовый контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование любой организации и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.
К функциям контроля относятся: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы; сравнение их с плановыми показателями, выявление и анализ причин отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей.
Важной функцией контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом и каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление функции контроля опирается в первую очередь на решение задач
по организации системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности, проведение их анализа.
Еще более важной представляется реализация этих задач с точки зрения контроля налоговой отчетности. Однако фактически эти функции на предприятиях не исполняются. Налоговая отчетность составляется специалистами бухгалтерской службы и редко подвергается последующей проверке со стороны службы внутреннего аудита. В то же время внешний аудит проводит подтверждение и проверку достоверности бухгалтерской отчетности предприятия, причем налоговые данные подвергаются проверке не более чем как часть обязательств предприятия, отраженных в соответствующих статьях пассивов баланса.
Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичным для всех служб, отделов и подразделений организации. Число позиций и сроки представления отчетности могут быть различны. При этом в центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние (платежеспособность и ликвидность) и др. Анализ этих показателей осуществляется по каждому подразделению и по предприятию в целом.
Полный финансовый контроль позволяет осуществлять:
- мониторинг результатов хозяйственной деятельности и их сравнение с планом;
- максимизацию прибыльности;
- оценку платежеспособности;
- наблюдение за ликвидностью.
Причинами недостаточного финансового контроля главным образом являются:
- отсутствие ясных целей бизнеса;
- недостаток основной информации, необходимой для успешного управления бизнесом;
- неправильная оценка потребностей бизнеса в наличности и иных ресурсах для данного вида деятельности;
- склонность считать, что плохие результаты происходят от неблагоприятных экономических условий, тяжелого налогового бремени или даже невезения.
Таким образом, рассматривая налоговую деятельность вообще и налоговое планирование в частности как функцию управления, можно представить основные направления налогового планирования на каждом этапе управленческого цикла (табл. 1).
Таблица 1
Основные направления налогового планирования в торговой компании
Этап цикла управления Направление налогового планирования
Расчеты и оценка налоговых последствий расширения масштабов бизнеса и изменения его характера
Прогнозирование Расчеты и оценка налоговых последствий реализации инвестиционных планов и программ
Построение налоговой модели торговой компании
66
Оценка тенденций развития налогового законодательства и их влияния на налоговые платежи компании
Планирование Выбор схемы налогообложения
Разработка налоговой политики
Разработка налогового плана по всей совокупности объектов налогообложения и графика налоговых платежей
Организация и координация Уточнение схемы налогообложения в связи с внесением изменений в действующее налоговое законодательство
Внесение корректировок в налоговую политику компании
Разработка (корректировка) оперативных налоговых планов в связи с изменением динамики объектов обложения и/или налоговой политики компании
Разработка оперативных графиков налоговых выплат
Организация и координация деятельности всех служб компании и принятие решений, существенно влияющих на формирование объектов налогообложения
Сбор и регистрация данных Формирование информационной модели налогового учета и документооборота, связанного с движением и изменением объектов налогового учета
Разработка процедур формирования налоговой отчетности предприятия
Разработка форм и методики заполнения налоговых регистров
Контроль Проверка планируемых и фактических налоговых выплат
Контроль соблюдения графика налоговых выплат
Контроль исполнения обязанностей специалистами налоговой службы и иных служб, связанных с реализацией задач налоговой деятельности
Этап цикла управления Направление налогового планирования
Контроль своевременности представления информации, необходимой для реализации налоговой службой предприятия поставленных перед ней задач
Анализ Выполнение аналитических расчетов и выявление факторов, влияющих на показатели налоговой отчетности компании
Выявление причин расхождений между плановыми и фактическими объемами налоговых выплат
Анализ причин несоблюдения графиков налоговых выплат
Анализ причин отклонений от установленного графика представления информации и документов
Регулирование
Устранение причин расхождений или ошибок в данных налоговой отчетности
Устранение причин отклонений от планов, корректировка плановых расчетов_____________________
Устранение причин отклонений от установленного графика выплат, ликвидация недоимок по налогам и причин неплатежей___________________________________
Уточнение графиков представления документов и информации, принятие мер воздействия при выявлении фактов халатности и недобросовестности работников предприятия_____________________________
Важно отметить, что объектом налогового планирования должны быть не только собственно объекты налогообложения, но и процессы управленческой деятельности, так или иначе влияющие на их формирование (рис. 3).
Поэтому объекты налогового планирования в торговой компании можно рассматривать как две самостоятельные группы:
1) объекты налогового планирования в виде объектов налогообложения (с выделением соответствующих групп объектов);
2) объекты налогового планирования в виде процессов управленческой деятельности, направленной или влияющей на формирование и/или изменение объектов налогообложения, а также процессов деятельности в области управления налогами (налоговой деятельности).
Однако такой подход не вполне корректен, поскольку исключает из числа объектов планирования налоговую деятельность государства, которое, в свою очередь, является субъектом налоговой деятельности. Так как указанный объект не возникает и не может возникать в пределах деятельности торговой компании, его следует выделить в самостоятельную группу объектов налогового планирования.
Деятельность
г Л
Деятельность, влияющая на формирование объектов налогообложения
_______________J
Налоговая
деятельность
Хозяйственные
средства
Объекты
налогообложения
Собственные
источники
^Выручка от реализаци
Прибыль
Обязательств а
^Налоговые выплатыу
Рис. 3. Объекты налогового планирования
Функции и задачи финансовой службы, учитывающие особенности ведения финансово-хозяйственной деятельности в торговой компании, подобны функциям
и задачам налогового планирования, поглощают их. Следовательно, организация налоговой деятельности и выполнение работ по налоговому планированию в торговых компаниях возможны в рамках финансовой службы путем распределения налоговых задач между структурными подразделениями.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Брызгалин В.В. Методы налоговой оптимизации. - М.: Аналитика-Пресс, 2001.
2.Замирович Е.Н. Налоговое планирование: организация работ // Налоговое планирование. № 1 2004.
3. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 1999.
А. В. Литвинова СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
Управление является сложным и комплексным процессом в силу того, что включает в себя множество отдельных элементов (подсистем, частей, явлений, процессов), каждый из которых может служить самостоятельным объектом исследования, при этом свойства и характер каждого элемента зависят от значительного числа факторов и параметров, имеющих различную природу и вызываемых различными причинами. Целостную, всестороннюю картину исследуемого объекта с учетом всех взаимосвязей и взаимодействий между составляющими его элементами дает возможность воссоздать системный подход -особая методология научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Если управление зафиксировать как объект исследования, то с позиций системного анализа он будет включать в себя следующие элементы: объект управления, субъект управления, управляющие воздействия, обратную связь между объектом и субъектом управления.
В любой экономической управляемой системе, к какому бы виду она не принадлежала и как бы не была сложно организована (например, система государственного управления), всегда осуществляется одна и та же по смыслу деятельность: формирование и реализация управляющих воздействий, что находит внешнее проявление в управленческих решениях и организационных действиях по их реализации. Управляющие воздействия являются наиболее существенными элементами управления как объекта исследования, представленного в виде системы. Способом практического осуществления управляющих воздействий в любой экономической системе являются методы управления.
Макроэкономическая, задействующая государственное регулирование, система управления, относится к сложным многоуровневым иерархическим системам управления, элементы которой распределены по уровням значимости, важности и подчиненности. И управляющая система (государственная законодательная система), и управляемая система (субъекты хозяйствования) имеют в ней множество уровней управления, сложно структурированных в подчинении друг другу. Функционирование всей системы обеспечивают вырабатываемые субъектами управления управляющие воздействия. При движении по уровням иерархии объекты управления, как правило, выступают субъектами управления, которые исходя из целей, задач, интересов подчиненного им уровня, вырабатывают управляющие воздействия. В той части, в которой