DEVELOPMENT OF CHEMICAL INDUSTRY IN RSFSR: HISTORICAL SOURCES REVIEW (1928-1941)
P.A. Sokolov
The article is devoted studying of some sources in historiographical research of the topic of Development of Chemical Industry in RSFSR (1928-1958 ).
Kew words: chemical industry, historiography, sources, congress, party, government, legislative bodies, resolutions, stenographic account.
Sokolov Pavel Anatolyevich, candidate of the History sciences, teacher of history and social science, sokoloff@ mail.ru, Russia, Tulskaja oblast, the Novomoskovsk district, Municipal state educational institution «Pravdinskya secondary school»
УДК 940.53 (470.312)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПВО И СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО КОМИТЕТА
ОБОРОНЫ (1941-1943 ГГ.)
Н.В. Чугунова
Рассматривается деятельность верховного органа власти Тульской области 19411943 гг. - Тульского городского комитета обороны - по организации противовоздушной обороны и системы гражданской обороны.
Ключевые слова: Тульский городской комитет обороны, противовоздушная оборона.
В годы Великой Отечественной войны широкое развитие воздушных средств нападения сделало необходимым организацию надежной системы противовоздушной обороны (ПВО) практически в каждом городе, находящемся в пределах досягаемости бомбардировочной авиации противника. Тем более это касалось городов прифронтовой полосы и ближнего тыла, к числу которых относилась Тула в 1941-1943 годах.
Защита от воздушного нападения помимо активных мер по его отражению (действий истребительной авиации, зенитного огня) предполагает большой комплекс мероприятий пассивного противодействия - маскировку (в том числе, светомаскировку в ночное время), укрытие населения в заранее подготовленные убежища, тушение пожаров, разбор завалов и т. д. Большая часть этих мероприятий сегодня обобщается термином «гражданская оборона». А в ту эпоху в качестве аналогичного понятия употреблялся термин «местная противовоздушная оборона» (МПВО). В этой связи применительно к условиям военного времени целесообразно рассмотреть совместно организацию собственно ПВО Тулы и системы гражданской обороны, пожарной охраны.
Первые меры по укреплению системы МПВО тульские власти начали принимать задолго до создания Тульского городского комитета обороны (Тул-
ГорКО). Еще 7 июля 1941 года во исполнение постановления СНК СССР от 2 июля «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне» исполком Тульского горсовета принял решение о подготовке населения города к противовоздушной и противохимической обороне и организации групп самозащиты в Туле. Руководство и ответственность за организацию подготовки населения к противовоздушной и противохимической обороне и создание групп самозащиты на предприятиях, в учреждениях и жилых домах возлагались на райисполкомы и поселковые Советы депутатов трудящихся [1].
За первые 2-3 недели войны в Туле были укомплектованы и обучены около 240 групп самозащиты и 600 пожарных звеньев, в которые входило более 11 тысяч человек, преимущественно женщин-домохозяек [2].
К началу войны в Туле совершенно недостаточной была сеть бомбоубежищ. По утверждению бывшего начальника штаба МПВО Пролетарского района Тулы Б. Степанова в этот период в городе в подвальных помещениях небольшого числа каменных зданий, приспособленных под бомбоубежища, могла быть укрыта в лучшем случае только треть горожан [3].
Однако эта ситуация была достаточно быстро исправлена. К началу октября, когда налеты вражеской авиации на Тулу приобрели систематический характер, в городе было уже 7700 убежищ полевого типа вместимостью 141 тысяча человек, а для 77 тысяч человек переоборудовали под укрытия 680 подвалов [4].
Население Тулы на 1 октября 1941 года составляло 358 тысяч человек, но в последующие недели из-за массовой эвакуации оно быстро сократилось и во время осады составляло всего порядка 200 тысяч [5. С. 153]. Поэтому, в принципе, такая сеть убежищ позволяла во время налетов укрыть все население города.
Наиболее активно Тулу бомбили в октябре-ноябре 1941 года. Из общего числа налетов, произведенных в 1941 году (196), на этот период приходится 153 [6].
Большие затруднения при отражении налетов на город были связаны с малым подлетным временем немецкой авиации. Самолеты противника, совершавшие налеты на Тулу, базировались на аэродромах в Орле и Мценске, до которых было всего 110-150 километров. На полет до Тулы им требовалось лишь 20-25 минут. В этих условиях на подготовку к отражению воздушного налета оставалось очень мало времени. При этом нередко вражеские самолеты подходили к городу на бреющем полете. Объявление воздушной тревоги в этих случаях совпадало с началом бомбардировки или даже несколько запаздывало. Поэтому половину личного состава МПВО приходилось постоянно держать в состоянии полной боевой готовности.
Другая проблема порождалась тем, что 732-й зенитно-артиллерийский полк в период боев под Тулой был в основном занят отражением танковых атак противника, а не своими «прямыми обязанностями». Как известно, зенитчики прекрасно проявили себя при обороне города. В период с 29 октября по 5 декабря 1941 года полк уничтожил 49 танков, 50 бронемашин, 3 артиллерийских и 12 минометных батарей и свыше 1800 фашистских солдат и офицеров [7.
С.57]. Но эффективность тульской ПВО при таком «нецелевом» использовании зенитной артиллерии, конечно, снижалась.
В этих условиях активное противодействие налетам оказывали, прежде всего несколько рот зенитных пулеметов и 171-й истребительный авиационный полк, получивший впоследствии наименование «Тульский». За период обороны Тулы летчики полка провели 47 воздушных боев, в которых уничтожили 16 самолетов противника [8. С. 90, 94].
В связи с авианалетами и артобстрелами в период обороны города резко обострилась проблема пожарной безопасности. Только за период осады на Тулу было сброшено около 10 тысяч зажигательных бомб [9. С.152]. А большинство зданий в городе были деревянными.
Согласно справке «О работе пожарной охраны Тульской области в дни обороны г. Тулы» в период обороны города в Туле произошло около 60 пожаров, вызванных прежде всего бомбардировками или артобстрелами. Пожарной охране приходилось тушить пожары, в отдельных случаях возникающие одновременно в разных местах города, малыми силами, при отсутствии нормальной связи и бездействии водопровода. Однако, несмотря на исключительно неблагоприятные условия, личный состав пожарных команд Тульского гарнизона со своими задачами справлялся вполне успешно, за что неоднократно был отмечен приказами ГорКО [10].
В целом, по военным меркам результаты немецких воздушных ударов по Туле оказались весьма скромными. Противнику не удалось нанести серьезных повреждений промышленным объектам города. Людские потери также не были слишком значительными: с 26 октября 1941 по 15 ноября 1942 года от воздушных налетов и артобстрелов в Туле погибло 175 и ранено 687 человек [11]. Между тем из опыта Второй мировой войны известно, что в ходе крупных авианалетов на города в течение нескольких часов могло погибнуть сразу от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек.
В период боевых действий на подступах к городу Тульский городской комитет обороны, созданный 22 октября 1941 г., не принимал постановлений, посвященных вопросам ПВО и гражданской обороны. Это связано, очевидно, со следующими обстоятельствами. Во-первых, у ТулГорКО были в это время куда более насущные задачи - строительство оборонительных сооружений, организация отражения натиска немецких войск, формирование военных контин-гентов. Ясно, что немецкое командование никогда не ставило задачи уничтожения Тулы с воздуха. Налеты авиации играли вспомогательную роль в операциях противника, преследующего цель сначала взять Тулу, а позднее - обойти и окружить город. А, во-вторых, система МПВО Тулы была в целом неплохо организована еще до начала работы ТулГорКО и не требовала каких-то немедленных усовершенствований.
Это не значит, конечно, что руководство ТулГорКО в этот период вовсе не уделяло внимания вопросам ПВО и гражданской обороны. Штабы и формирования МПВО находились под общим руководством председателя ТулГорКО В.Г. Жаворонкова. Во время налетов на город В.Г. Жаворонков по сигналу
«Воздушная тревога» обычно прибывал на командный пункт МПВО города [12. С. 7].
По воспоминаниям бывшего в то время секретарем военного отдела обкома Н.А. Терентьева, по решению Тульского городского комитета обороны партийные организации создавали на предприятиях группы самозащиты, пожарные и санитарные дружины [13. С. 61]. Однако, в письменном виде эти решения ГорКО не оформлялись.
Под особым контролем Тульского городского комитета обороны находился режим защитных мероприятий на случай авиационных налетов противника. Прежде всего это касается соблюдения предприятиями, учреждениями и населением города светомаскировочного режима. Ведь случаи нарушения режима затемнения были довольно многочисленны [14].
Косвенным образом ТулГорКО способствовал укреплению системы ПВО, оказывая многообразную помощь соответствующим воинским частям. Так, Тульский ГорКО постоянно заботился о 732-м зенитно-артиллерийском полке ПВО, удовлетворяя его потребности в ремонте техники, предоставляя помещения под командный пункт и даже организуя зубной кабинет при санитарной части полка [15].
После завершения боев под Тулой 732-й полк ПВО вернулся к своим прямым функциям противовоздушной обороны. Однако ранее занимаемые полком позиции ПВО «оказались разрушенными немцами и частично местным населением». Поэтому 23 января 1942 года командование 732-го полка ПВО обращалось к В.Г. Жаворонкову как председателю ГорКО с просьбой о выделении строительных материалов для оборудования позиций полка [16]. В.Г. Жаворонков сразу же отдал соответствующее распоряжение секретарю горкома Ф.С. Филимонову.
21 января 1942 года Тульский городской комитет обороны принял первое постановление, специально посвященное проблемам ПВО. Очевидно, смысл принятия данного постановления заключался прежде всего в том, чтобы закрепить актом высшего регионального органа власти систему мер по обеспечению ПВО города. Это было тем более необходимо, что, как следует из текста постановления, после устранения непосредственной военной угрозы городу у многих руководителей и горожан возникло пренебрежительное отношение к своим обязанностям в системе МПВО. Речь, в частности, идет о том, что фактически прекратили свое существование многие группы самозащиты и пожарные звенья. Между тем линия фронта в этот период находилась на расстоянии всего примерно 120 км от Тулы, и город оставался досягаемым даже для фронтовой авиации противника.
Вероятно, в рамках данного постановления ТулГорКО также имело место обобщение опыта защиты от воздушных налетов, накопленного в дни обороны города.
Согласно постановлению руководители предприятий и учреждений, все горожане были обязаны производить полную светомаскировку в жилых домах, промышленных зданиях и в учреждениях с наступлением темноты и до рассве-
та. Автотранспорт и другие виды транспорта должны были маскировать свое освещение.
Для своевременного предупреждения населения об опасности воздушного нападения противника и борьбы с зажигательными авиационными бомбами ГорКО обязывал руководителей предприятий, учреждений и домовладельцев в 5-дневный срок восстановить противопожарные звенья групп самозащиты, а также установить силами их бойцов круглосуточное дежурство. Один дежурный пост должен был выставляться на 5-6 частновладельческих домов.
Руководители предприятий и учреждений были обязаны в трехдневный срок привести в годное состояние и содержать в постоянной готовности для укрытия населения все подвальные и полуподвальные помещения, бомбоубежища, газоубежища и щели.
Все граждане, состоявшие в участковых командах ПВО и в командах ПВО объектов, должны были немедленно явиться по сигналу «воздушная тревога» на сборные пункты своих формирований. Администрации строго запрещалось задерживать по месту работы этих граждан.
ГорКО предупреждал, что за невыполнение данного постановления виновные будут привлекаться к уголовной ответственности по законам военного времени.
Контроль за выполнением данного постановления ГорКО возлагал на штаб МПВО города Тулы и милицию [17].
Весной 1942 года возникли серьезные проблемы с укомплектованностью отрядов тульской МПВО. Включение городов в разряд пунктов ПВО дало городским комитетам обороны осенью 1941 года возможность осуществить пополнение формирований МПВО за счет приписки к ним через военкоматы военнообязанных лиц, не подлежавших в то время призыву в армию. Однако уже в марте-апреле 1942 года из системы МПВО на укомплектование армейских частей отзывались военнообязанные мужчины вплоть до 45-летнего возраста. Восполнять убыль бойцов формирований МПВО пришлось мужчинами старших возрастов, с физическими недостатками, а также женщинами, что снижало потенциал системы МПВО. Из доклада начальника штаба МПВО Б.М. Латы-шенко «Об укомплектованности личным составом команд МПВО районов по состоянию на 25 апреля 1942 года», адресованного начальнику МПВО Тулы А.М. Любимову, следует, что в формированиях МПВО состояли 1305 человек вместо запланированных 1616, то есть укомплектованность составляла примерно 80 %. Женщин в формированиях было всего 2 % (26 человек). Однако 43 % (563 человек) личного состава были представлены инвалидами, хроническими больными, людьми, не имевшими возможности пользоваться противогазами по состоянию здоровья, а также лицами, считавшимися в то время социально неблагонадежными (бывшими торговцами, находившимися в плену у немцев, сыновьями бывших помещиков, немцами по национальности) [18].
Система МПВО города испытывала недостаток в среднем начсоставе. В связи с призывом весной 1942 года в Красную Армию командного состава, подготовленного силами МПВО, начальник штаба МПВО Б.М. Латышенко просил начальника МПВО г. Тулы ходатайствовать перед председателем го-
родского комитета обороны В.Г. Жаворонковым о продлении отсрочки призыва в армию для среднего начсостава МПВО, чтобы МПВО имело возможность подготовить новые кадры командиров [19].
Летом 1942 года участились полеты самолетов противника над территорией Тульской области. Если в течение всего 1942 года в оперативных границах Тульского дивизионного района ПВО было совершено 5444 самолето-пролетов, то только в июле и августе - 2982. С 1 по 20 июля 1942 года зафиксировано 33 дневных и 20 ночных налетов на Тулу [20]. Эти обстоятельства подчеркивали необходимость поддержания системы ПВО в высокой боевой готовности.
В течение 1943 года в оперативных границах Тульского дивизионного района ПВО было зафиксировано 3334 самолето-пролетов авиации противника [20]. Это означало, что активность люфтваффе на территории Тульской области, в сравнении с 1942 годом, сократилась более чем в полтора раза. Тем не менее эта активность оставалась достаточно высокой - каждый день немецкие самолеты в среднем 9 раз вторгались в воздушное пространство региона. Пик числа самолето-пролетов пришелся на июнь - 1126, то есть более трети от общего числа за год. Вероятно, это было связано с разведывательной активностью немецкой авиации в преддверии наступления противника на Курской дуге.
Такая обстановка в воздушном пространстве региона заставляла Тул-ГорКО по-прежнему заниматься вопросами ПВО и гражданской обороны. 20 мая 1943 года вышло постановление ГорКО «О формировании боевых расчетов для обслуживания огневых точек». Директора заводов № 535, 536, 539,
176, 187, Металлургического завода имени Дзержинского, Новотульского металлургического завода обязывались сформировать из рабочих своих предприятий 7 расчетов для обслуживания 23-мм пушек, установленных для обороны объектов, с подчинением их в оперативной работе командованию дивизионного района ПВО [21].
15 июня 1943 года «в целях усиления противопожарных мероприятий и приведения в боевую готовность всех средств борьбы с пожарами» вышло постановление ГорКО «О противопожарных мероприятиях по городу Туле».
В преамбуле постановления ГорКО дает нелицеприятную оценку состояния городской противопожарной системы: «...В результате самоуспокоенности и беспечности со стороны руководителей предприятий и учреждений, руководителей горисполкома, райисполкомов г. Тулы и отдела пожарной охраны противопожарные мероприятия по г. Туле проводятся крайне неудовлетворительно. Целый ряд предприятий, учреждений и главным образом жилищно-коммунальный сектор не обеспечен в достаточном количестве водой, песком и другими средствами пожаротушения; около жилых зданий и учреждений, как правило, бочек с водой и ящиков с песком нет. Противопожарные звенья не организованы и ночные дежурства их, а также дежурства по сигналу «воздушной тревоги» по учреждениям и жилому сектору не проводятся. Дополнительного запаса воды как на предприятиях, так и в жилищно-коммунальных зданиях не создано» [22].
Постановление ГорКО содержит обширный перечень мер, направленных на преодоление сложившейся ситуации: формирование и обучение добровольных пожарных команд, мобилизация всего грузового трамвайного транспорта на подвоз песка в город, проверка состояния противопожарных мероприятий по объектам города и по зданиям жилуправлений, привлечение к строжайшей ответственности руководителей предприятий и учреждений, а также других лиц, допускающих нарушение правил светомаскировки и противопожарных мероприятий. В целях непосредственного руководства и контроля за проведением мероприятий назначались ответственные лица [23].
В вышедшем 2 июля 1943 года постановлении ГорКО «Об укомплектовании рабочего и истребительного полков» также содержались определенные указания, направленные на укрепление системы ПВО города. Согласно постановлению руководители предприятий и учреждений, парторги и секретари первичных партийных организаций должны были помимо ополченческих формирований, указанных в названии постановления, укомплектовать также и аварийно-восстановительные команды, противопожарные звенья и группы самозащиты, а списки выделенных людей представить на утверждение райкомов
[24].
Подводя итог рассмотрению роли Тульского городского комитета обороны в организации системы ПВО и гражданской обороны г. Тулы во время Великой Отечественной войны, можно сделать следующие выводы.
В период активных боевых действий на подступах к Туле ГорКО сравнительно мало занимался вопросами ПВО и гражданской обороны. Это было связано с тем, что в это время в деятельности ТулГорКО были другие, более важные приоритеты.
С января 1942 по июль 1943 годов ТулГорКО принял ряд постановлений, направленных на укрепление систем ПВО и гражданской обороны. Эти постановления решали вопросы комплектования подразделений МПВО, организации их дежурства и обучения, поддержания режима светомаскировки, обеспечения пожарной безопасности. В этот же период комитет обороны неоднократно оказывал материально-техническую помощь ряду частей ПВО. Таким образом, ТулГорКО способствовал поддержанию в боеготовом состоянии систем ПВО и гражданской обороны города практически вплоть до исчезновения военной опасности для тульского региона.
Список литературы
1. Государственное архивное учреждение Тульской области «Государственный архив» (ГАУ ТО «Государственный архив»). Ф. 252. Оп. 5. Д. 21. Л.7-8; Все для победы. Тула, 1985. С. 30-33.
2. Бегунов Н. «И домохозяйки становились бойцами...» //Тульские известия. 1996. 4 окт.
3. Степанов Б. Боевая работа МПВО в годы войны //Коммунар. 1981. 29 дек.
4. Жданов И. МПВО - ГО - МинЧС // Тульские известия. 1995. 20 апр.
5. Все для победы. Тула, 1985.
6. Дубинин Т. Отражая налеты... // Коммунар. 1990. 5 янв.
7. Светлишин Н.А. Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне. М., 1979.
8. Журавлев Д.А. Огневой щит Москвы. М., 1988.
9. Малыгин А.Н. Рабочая Тула сражается. М., 1974.
10. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. Р-2230. Оп. 3. Д. 27. Л. 4.
11. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 3. Оп. 16. Д. 11. Л.7.
12. Пулин Б., Назаров В. Мужество, стойкость //Военные знания. 1982.
№ 2.
13. Терентьев Н. Город-воин, город-труженик. Тула, 1963.
14. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 3039. Оп. 1. Д. 16. Л. 45-45об.
15. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 3039. Оп. 1. Д. 17. Л. 32, 39.
16. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 3. Оп. 4. Д. 17. Л. 10.
17. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 3039. Оп. 1. Д. 33. Л. 12-14.
18. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 3. Оп. 4. Д. 17. Л. 56.
19. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 3. Оп. 4. Д. 17. Л. 57, 58.
20. Дубинин Т. Отражая налеты. // Коммунар. 1990. 5 янв.
21. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 3039. Оп. 1. Д. 62. Л. 25.
22. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 3039. Оп. 1. Д. 62. Л. 27.
23. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 3039. Оп. 1. Д. 62. Л. 27-28.
24. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 3039. Оп. 1. Д. 62. Л. 29об.
Чугунова Наталия Васильевна, канд. ист. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
THE ORGANIZATION OF ANTIAIRCRAFT DEFENSE AND SYSTEM OF CIVIL DEFENSE IN ACTIVITY OF THE TULA CITY COMMITTEE OF DEFENSE
(1941-1943)
N.V. Chugunova
The article deals with activity of the supreme government body of Tula region in 19411943 - the Tula city committee of defence - in the field of anti-aircraft defence and system of civil defence.
Key words: Tula city committee of defence, anti-aircraft defence.
Chugunova Natalya Vasilyevna, candidate of historical sciences, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.