УДК 159.9.923
Ю.Ю. Стрельникова
доктор психологических наук, доцент
Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: ulich1969@yandex.ru
М.А. Кутырёв
Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: kuty-mikhail@rambler.ru
Организация психологической работы с сотрудниками транспортной полиции с учётом мотивации к профессиональной деятельности в контексте мировоззренческих установок
В статье представлены результаты психологического исследования личностных особенностей сотрудников транспортной полиции, полученных при помощи методов экспериментальной психосемантики. Установлено, что мотивы субъективного выбора профессии полицейского находят отражение в мировоззрении сотрудников и влияют на их психологическое благополучие в процессе служебной деятельности. Для сотрудников ОВДТ с эго-ориентированной мотивацией выбора профессии характерны эгоцентричность, ригидность, конфликтность, пониженный интерес к служебной деятельности и семье, низкое стремление к саморазвитию, но высокое - к поддержанию положительного имиджа и признанию своего социального статуса. 13 % таких сотрудников имеют психологические проблемы и нуждаются в психокоррекционной помощи.
Ключевые слова: психологическая работа, психосемантический подход, личность сотрудника ОВД, мотивационная направленность.
Juliya J. Strelnikova
Dr. Sci. (Psy.), Docent
Saint-Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation. E-mail: ulich1969@yandex.ru.
Mikhail A. Kutyryov
Saint-Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation. E-mail: kuty-mikhail@rambler.ru
The organization of psychological work with transport police officers with account motivation to professional activity n the context of world outlook paradigm
Article presented results of psychological research of the personal features of transport police officers received by means of methods of experimental psychosemantics. Determined that motives of subjective choice of profession of the police officer find reflection in outlook paradigm of law enforcers and influence to their psychological wellbeing in the course of office activity. Transport police officers with ego-oriented motivation are characterized by egocentricity, rigidity, conflictness, reduced interest in during the service and family, low desire for self-development, but high - to maintenance of the positive image and recognition of their social status. 13 % of such law enforcers have psychological problems and they need the psychocorrectional assistance.
Keywords: psychological work, psychosemantic approach, identity of the law enforcers of the Department of Internal Affairs, motivational orientation.
В органах внутренних дел (ОВД) сохраняется потребность в совершенствовании психологической работы с сотрудниками в контексте понимания подсознательных механизмов личности, регулирующих поведение субъекта юридического труда. Представление о его структуре, условиях, эффективности определяет концептуальные принципы психологической службы в рамках стандартов и требований нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел. В настоящее время система психологической работы выстроена в границах нормативной методологии теории деятельности. При этом используется широкий спектр психодиагностических методов изучения личности, но диагностика преимущественно нацелена на выявление отклоняющихся от нормативных стандартов поведения психических свойств, процессов и состояний. Однако такая нацеленность не гарантирует в будущем стопроцентную личностную надёжность и эффективность сотрудников в различных видах правоохранительной деятельности.
С целью совершенствования методологической оснащенности подразделений психологической работы, целесообразно обратиться к ресурсам психосемантического подхода с использованием методов экспериментальной психосемантики в психодиагностических исследованиях личного состава органов внутренних дел. Являясь идеографическим, психосемантический подход выявляет системообразующие феномены психики - ценности, мотивы и смыслы, позволяя прогнозировать поведение человека в определенных условиях профессиональной деятельности. Психосемантика смыслов и жизненных ценностей позволяет изучить динамику психической активности личности, а также скорректировать вектор развития человека в сторону наиболее полной самореализации, оставляя за ним выбор дальнейших действий и не снимая ответственности за принимаемые решения. Поэтому психологам органов внутренних дел целесообразно исследовать смысловые и мо-тивационные конструкты личности сотрудника ОВД, отражающие субъективную «картину мира», направляющие его поведение, обеспечивающие целеполагание, осмысленность жизни и профессиональной деятельности.
С личным составом транспортной полиции было проведено исследование, направленное на изучение личностных особенностей сотрудников и их мотивационной направленности в рамках психосемантического подхода.
Гипотеза исследования: мотивы личного выбора профессии полицейского находят отражение в мировоззрении сотрудников правоохранительных органов и влияют на их психологическое благополучие в процессе службы.
В исследовании приняли участие 129 сотрудников подразделений органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ):
- 1-я группа (численность п1 = 49) - мужчины, средний возраст (27 ± 5,6) лет, стаж службы в органах внутренних дел (7,2 ± 4,9) лет, имеющие социально-ориентированную мотивационную направленность на профессиональную деятельность;
- 2-я группа (п2 = 80) - мужчины, средний возраст (30 ± 5,3) лет, стаж службы в органах внутренних дел (8,8 ± 5) лет, имеющие индивидуально-ориентированную мотивацию к оперативно-служебной деятельности.
В ходе индивидуальной беседы и стандартизированного интервью сотрудникам органов внутренних дел задавался вопрос: «Укажите, пожалуйста, пять причин, которые повлияли на Ваш выбор профессии». Анализ полученных ответов позволил сгруппировать выявленные мотивы по следующим аспектам [4]:
- потребность в самореализации («возможность реализовать себя», «мужская работа», «динамика развития» и др.);
- стремление укрепить свой характер («военная служба», «общение», «дисциплина» и др.);
- чувство долга и патриотизма («защита граждан», «обеспечение правопорядка»);
- престиж и авторитет профессии («государственная служба», «важность профессии», «статус» и др.);
- интерес к деятельности, которая нравится («мечта детства», «интересна специфика работы», «раскрытие преступлений» и др.);
- когнитивные потребности (желание «узнать новое», «приобрести новые знания и навыки», «получить высшее образование» и др.);
- потребность в уважении («надежные товарищи», «работа в коллективе» и др.);
- потребность оказывать помощь окружающим (желание «помочь людям», «приносить пользу», «работать с гражданами» и др.);
- семейные традиции и продолжение династии («преемственность поколений», «пример родителей» и др.);
- потребность в безопасности («уверенность в завтрашнем дне», «надёжность», «стабильность», «социальная защищённость» и др.);
- потребность в самоутверждении («нравится носить форму», «перспективы карьерного роста» и др.);
- пассивная личностная позиция в решении жизненных проблем («посоветовали», «отсутствие в городе другой работы» и др.);
- утилитаризм («удобный график», «хорошие условия службы», «ранняя пенсия» и др.);
- материальная выгода («денежное довольствие», «льготы» и др.).
Далее вышеописанные мотивы были объединены в две группы мотивационной направленности на основе основных положений психо-
Таблица 1
Мотивы выбора профессии полицейского сотрудниками транспортной полиции
Мотивация п (%)
Социально-ориентированные мотивы
и высшие потребности 45%
- помощь окружающим 17(6)
- интерес к деятельности 32(11)
- потребность в уважении - когнитивные потребности 7(2) 10(3)
- семейные традиции и преемственность поколений 17(6)
- стремление укрепить свои характер 12(4)
- чувство долга и патриотизма - престиж и авторитет профессии 10(3) 19(7)
- самореализация 8(3)
Индивидуально-ориентированные мотивы и низшие потребности 43%
- утилитаризм - потребность в безопасности 13(4) 67(22)
- самоутверждение 37(13)
- уход от проблем сложившейся жизни 11 (4)
Материалъная выгода 34 (12)
Обща л сумма ответов 294(100)
логической теории потребностей А. Маслоу [1]. Первую группу составили социально-ориентированные мотивы, опирающиеся на потребности высшего порядка (самореализация, чувство долга, патриотизма, помощь окружающим, интерес к деятельности, престиж и авторитет профессии, семейные традиции и преемственность поколений, познание нового, стремление укрепить свой характер). Ко второй группе были отнесены индивидуально-ориентированные (эгоцентрические) мотивы, направленные на реализацию собственных физиологических и утилитарных потребностей, потребности в безопасности, самоутверждение, а также отражающие пассивную жизненную позицию (уход от проблем).
Мотив «материальная выгода» был выделен отдельно и не включен в статистическую обработку, поскольку он не является исключительно психологическим и отражает полимотивированность личности. В табл. 1 перечислены мотивы выбора профессии сотрудниками, выполняющими служебную деятельность на объектах транспортной инфраструктуры.
Вышеперечисленные мотивы послужили основополагающим признаком для разделения респондентов на две исследовательские группы:
1-я группа - сотрудники ОВДТ с социально-ориентированной мотивацией к службе, которые видят свой профессиональный долг в защите и помощи гражданам, что позволяет им быть более эффективными в служебной деятельности;
2-я группа - сотрудники с индивидуально-ориентированной мотивацией, направленной на удовлетворение эгоцентрических потребностей, которая может привести к низкой эффективно-
сти служебной деятельности, конфликтности, а также создать проблемы в процессе самореализации.
В ходе анкетирования исследовались также социально-биографические показатели: возраст, образование, стаж службы, семейное положение, количество детей и занятия спортом. В табл. 2 представлены значимо различающиеся номинативные переменные по двум независимым выборкам.
Для изучения характерологических особенностей, мировоззренческих установок и жизненных ценностей сотрудников ОВДТ использовались: психосемантические методики диагностики концептов «Жизнедеятельность», «Служение», «Самореализация», «Социальная зрелость» и «Картина мира», которые представляют собой авторскую модификацию Методики цветовых выборов И.Л. Соломина [3]; семантические дифференциалы проекции концептов «Жизнедеятельность», «Служение», «Самореализация», «Социальная зрелость» и «Картина мира», разработанные по алгоритму методики Ч. Осгуда [8]; Психодинамически ориентированный личностный опросник (ПОЛО) «Ресурс» (В.А. Шаповал, 2012) [6]; Шкала базисных убеждений (англ. World assumptions scale, сокр. WAS), разработанная Р. Янов-Бульман (1992) [7], адаптированная и рестандартизированная М.А. Падун и А.В. Котельниковой (2007) [2]; Цветовой тест М. Люшера, модификация «Попарные сравнения» (Филимоненко Ю.И., 1993) [5].
Анализ данных проводился с помощью статистического пакета «SPSS Statistics 21». Для оценки достоверности различий независимых выборок применялся U-критерий Манна-Уит-ни, t-критерий Стьюдента, ^2-критерий Пир-
Таблица 2
Результаты сравнения социально-биографических показателей сотрудников с различной мотивационной направленностью
Эмпирические частоты признаков (%) в группах обследованных
Показатели Социально-ориентнрованная мотивация Индивидуально-ориентированная мотивация Р
Образование 1 - среднее (общее) полное 2 - среднее специальное 3 - неоконченное высшее 7(14} 15(31) 1 (2) 14(17) 38(48) 2(3) 0,05
4- высшее 26 (53) 26 (32)
1 — младший начальствующий состав 25 (52) 65 (81)
Специальное звание 2 - средний начальствующий состав 20 (40) 11(14) 0,001
3 - старший начальствующий состав 4(8) 4(5)
сона (сравнение независимых эмпирических распределений). Выбор критерия определялся типом измерительных шкал, нормальностью распределения и гомогенностью дисперсий признаков, при этом учитывались статистически значимые различия (р < 0,05). Взаимосвязи переменных изучались с помощью множественного регрессионного анализа (шаговый отбор), с учётом статистической значимости коэффициента множественной корреляции (по Б-критерию Фишера), регрессионных коэффициентов и их статистической значимости (по 1>критерию Стьюдента).
В табл. 3 представлены результаты сравнительного анализа психологических особенностей сотрудников транспортной полиции с различной мотивацией к служебной деятельности.
На рис. 1 представлены профили исследуемых групп по шкалам психодинамически ориентированного личностного опросника «Ресурс», которые не превышают нормативный разброс и
находятся в диапазоне 40-60 Т-баллов. Однако среднее значение показателя Сё£3, который входит в шкалу СБ - «Общей дезадаптации» (соци-опсихосоматической проблемности), значимо выше у социально мотивированных сотрудников (54,6 ± 10,9), чем у эго-ориентированных лиц (51 ± 8,7).
На рис. 2 представлена гистограмма распределения показателя Сё£3 в группе сотрудников с социально-ориентированной мотивацией, которая позволила рассчитать количество человек (в процентах), имеющих значения выше допустимых пределов (выше 60 Т-баллов).
У 29 % сотрудников ОВДТ с социально-ориентированной мотивацией показатель Сё£3 находится выше 60 Т-баллов, что свидетельствует о наличии неосознаваемых и осознаваемых личностных проблем, которые могут ограничивать самореализацию в процессе профессиональной деятельности. Большинство (71 %) социально мотивированных сотрудников прилагают уси-
Рис. 1. Профили ПОЛО «Ресурс» в группах сотрудников ОВД с различной мотивацией профессиональной деятельности
Таблица 3
Психологические особенности сотрудников ОВДТ с различной мотивацией к профессиональной деятельности
Значения показателей в группах
Показатели, условные обозначения обследованных (М ± а, ранг)
Социально- Индивидуально- Р
ориентированная мотивация ориентированная мотивация
ПОЛО «Ресурс»,
шкала, Т-балл
саг 54,6 ± 10,9 51,1 ±8,7 0,05
Шкала базисных убеждений,
шкала, Т-бадл
Доброжелательность окружающего мира 6 ±2,2 7,6 ±2,1 0,0001
Справедливость 5,7 ±2 6,7 ±2,4 0,01
Образ «Я» 8,4 ±2,2 9,3 ± 1,4 0,004
Удача 8,1 ± 1,9 8,8 ± 1,5 0,04
Убеждения о контроле 7,2 ± 2,3 7,9 ±1,9 0,05
Семантические дифференциалы,
шкала, ранг
Концепт «Жизнедеятельность»
Обычный-особый 55,6 70,8 0,02
Концепт «Социальная зрелость»
Честный-неискренний 56,4 70,3 0,0001
Концепт «С'амореализация»
Слабый-с ильн ый 57,2 69,8 0,05
Открытый -закрытый 57,5 69,6 0,05
Честный-неискренний 57,1 69,9 0,04
Концепт «Картина мира»
Здоров ы и -больн ой 57,3 69,7 0,05
Стабильный-изменяющийся 56,8 70,1 0,04
Зависимый-независимый 55,8 70,6 0,02
Психосемантическая методика.
понятие, ранг
Концепт «Жизнедеятельность»
Ответствен ностъ 72,9 60,2 0,05
Концепт «Социальная зрелость»
Конфликт 72.9 60.2 0,05
Непонимание 76,9 57,7 0,004
Неудача 73,1 60,1 0,04
Концепт «С Самореализация»
Мое будущее 56,7 70,1 0,03
Ошибка 74 59,5 0,03
Саморазрушение 73,8 59,6 0,04
Разочарование 74,1 59,4 0,03
Непонимание 73 60,1 0,05
Конфликт 73,5 59,8 0,04
Обреченность 73,7 59,7 0,03
Концепта «Служение»
Безопасность 55,6 70,7 0,02
Недовольство 73 60,1 0,05
Зависимость 74,3 59,3 0,03
Сотрудник ОВД 73,6 59,8 0,04
Недоверие 73,7 59,7 0,04
Угроза 74,4 59,3 0,02
Концепт «Картина мира»
Движение 56,3 68,8 0,05
Социальное положение 71,2 59,5 0,05
Творчество 54,3 70,1 0,01
Потенциал 73,2 58,2 0,02
Рис. 2. Гистограмма показателя Cdf3 в группе сотрудников с социально-ориентированной мотивацией
лия для развития общего дела в ущерб реализации своих потребностей, относятся к своим обязанностям более ответственно, чем сотрудники с эго-ориентированной мотивацией, в связи с чем их можно считать более эффективными в оперативно-служебной деятельности.
На рис. 3 представлена гистограмма распределения показателя Сё£3 в группе сотрудников с индивидуально-ориентированной мотива-ционной направленностью. 13 % сотрудников с эгоцентрической мотивацией имеют значения по показателю Сё£3 на уровне 65-70 Т-баллов. В процессе самореализации, стремясь к самоутверждению, они чаще испытывают недовольство (окружающими, служебной ситуацией, коллегами и др.) в профессиональной деятельности, а также ощущают дискомфорт, фрустра-
цию при ограничении удовлетворения собственных потребностей.
Регрессионный анализ позволил установить взаимосвязь социопсихосоматической проблем-ности с исследуемыми мировоззренческими концептами. Значимое уравнение регрессии описывает 95 % дисперсии зависимой переменной (И2 = 0,95; Б = 146; р = 0,0001) - шкалы «Общей дезадаптации» (СБ) и имеет следующий вид:
СБ = 100,5 - 0,98 Ь + 1,13 (ПСМ_Отв) -0,618 (ПСМ_НС) + 0,41 (ПСМ_Н) + 1,72 (СД_ ВО) - 0,36 (ПСМ_Ст) + 0,79 (ПСМ_ОМ) - 0,53 (ПСМ_Д) - 0,49 (ПСМ_Напр) - 0, 51 (СД_У) + 0,57 (ПСМ_С) + 0,64 (СД_Э) - 0,48 (СД_О) - 0,94 (СД_К),
где Ь - «Ложь», ПСМ_Отв - «Ответственность», ПСМ_НС - «Несение службы», ПСМ_Н
Рис. 3. Гистограмма показателя Cdf3 в группе сотрудников с индивидуально-ориентированной мотивацией
- «Неудача», СД_ВО - «Высокая ответственность», ПСМ_Ст - «Становление», ПСМ_ОМ
- «Окружающий мир», ПСМ_Д - «Досуг», ПСМ_Напр - «Направленность», СД_У -«Управляемость», ПСМ_С - «Самостоятельность», СД_Э - «Эмоциональность», СД_О -«Особый», СД_К - «Квалифицированность».
Следовательно, в 95 % случаев сотрудники, испытывающие психологические проблемы, ощущают потребность в искренних, эмоциональных отношениях, повышении самоконтроля, самостоятельности, ответственности, самооценки через признание своего социального статуса и профессиональной квалификации. Они нуждаются в консультативной или психо-коррекционной помощи, поскольку имеют сниженную потребность к саморазвитию и самореализации, не умеют расслабиться, организовать досуг, переживают частые жизненные неудачи.
Профили по «Шкале базисных убеждений» (ШБУ) двух исследуемых групп представлены на рис. 4.
Шкалы базисных убеждений: 1 - доброжелательность окружающего мира; 2 - справедливость; 3 - образ «Я»; 4 - удача; 5 - убеждение о контроле
Профили по шкалам ШБУ (образ «Я»; «удача»; «убеждение о контроле») в обеих группах превышают нормативный разброс и находятся в диапазоне 5-10 Т-баллов, однако, у респондентов с эго-ориентированной мотивацией все показатели значимо выше. Следовательно, как социально, так и индивидуально мотивированные сотрудники склонны преувеличивать положительные черты своего характера и совершенные общественно одобряемые поступки. Для них характерна убеждённость в способности контролировать происходящие события, собственной удачливости в делах и в возможности поступать так, чтобы ситуация складывалась в их пользу.
Однако социально-ориентированные сотрудники убеждены в благосклонности и справедливости устройства мира, который они считают достойным местом для жизни, поскольку неудачи в нём происходят довольно редко, а люди вокруг доброжелательны, заслуживают доверия, порядочны и всегда готовы помочь.
Индивидуально-мотивированные сотрудники также уверены в доброжелательности окружающих, однако их отличают установки выраженного эгоцентрического характера. Это проявляется в уверенности, что именно они достойны лучшего «места под солнцем», поэтому доверие и порядочность окружающих людей могут быть использованы ими в личных интересах.
Анализ шкал психосемантических методик диагностики концептов ««Жизнедеятельность», «Служение», «Самореализация», «Социальная зрелость» и «Картина мира»» позволил установить, что эго-мотивированные сотрудники склонны придавать своей жизни особый статус, приобретая ресурсы для влияния на общество. Они искусственно возвышают свою социальную значимость и зрелость, считая, что достойны занимать привилегированные позиции в обществе.
Индивидуально ориентированные сотрудники ОВДТ демонстрируют выраженное, но неискреннее стремление к самореализации, при этом защищая от социального влияния личные убеждения и принципы. Они чаще акцентируют внимание на своих соматических проблемах, а также способны трансформировать свои убеждения в зависимости от мнений значимого окружения. Эго-мотивированные сотрудники стремятся к поддержанию положительного имиджа, однако часто демонстрируют окружающим лишь имитацию активной деятельности, ответственности в принятии решений и их ре-
Рис. 4. Профили ШБУ в группах сотрудников ОВД с различной мотивацией к профессиональной деятельности
ализации. Периодически они могут не понимать объективных обстоятельств, особенностей ситуации и взаимосвязанных с ними психологических факторов, что может провоцировать возникновение конфликтов, неудач в личных и служебных отношениях.
Сотрудники с индивидуально-ориентированной мотивацией к службе недостаточно планируют свою жизнь, живут одним днём, что негативно сказывается на получении желаемых результатов. Допуская ошибки в самореализации, они испытывают недовольство окружающими людьми и обстоятельствами, разочаровываются, обреченно принимая последствия своего поведения или направляя отрицательные эмоции внутрь себя. Данное обстоятельство является фактором риска развития психосоматических расстройств и различных форм аддик-тивного поведения.
В результате психосемантического анализа профессиональной самоидентификации установлено, что для эго-мотивированных сотрудников важным является социальный статус и признание их роли в иерархии общественных отношений. Такие сотрудники отождествляют себя со своей профессиональной ролью и оценивают значимость своего социального положения выше, чем социально-мотивированные респонденты.
Сотрудники с индивидуально-ориентированной мотивацией уверены в своей эффективности и настойчивы в достижении поставленных целей. Однако условия правоохранительной деятельности не всегда позволяют им реализовать свои способности, поэтому они зависимы от значимого окружения, когда чувствуют угрозу свободе удовлетворения потребностей и безопасности собственного «Я». Мировоззрение эго-ориентированных сотрудников ограничивается личностно-значимыми явлениями жизни. Для поддержания образа «перспективного человека» они преувеличивают свой потенциал и весомость личных достижений.
Сотрудники с социально-ориентированной мотивацией интегрируют свой образ жизни с профессиональной деятельностью, которая, по их мнению, помогает формировать ценностные ориентации и убеждения, познавать окружающий мир и развивать навыки взаимодействия, осваивая новые способы решения проблем и конфликтных ситуаций. Они ориентированы на будущее, открыты к получению новых знаний и умений, придерживаются социально-одобряемых ценностных ориентаций. Разумно выстраивая систему взглядов на объективную реальность и определяя свое место в ней, такие сотрудники принимают жизненные позиции и идеалы окружающих людей.
Социально мотивированные сотрудники ответственно подходят к порученному делу,
способны признать свои ошибки, а при возникновении сложностей - обратиться за помощью. В своей жизни они стремятся ставить реальные цели и прогнозировать результаты, вследствие чего редко испытывают неудачи и разочарования, чувство неудовлетворённости от несбывшихся ожиданий и надежд. Сотрудники с социально ориентированной мотивацией к службе следуют этическим и моральным нормам и, чувствуя себя в безопасности, готовы демонстрировать свои личностные особенности обществу. Адаптировавшись в социуме, такие сотрудники успешно реализуют свой потенциал, совершенствуют свои индивидуальные достоинства и творческие ресурсы.
Регрессионный анализ выявил взаимосвязь мотивации к службе с мировоззрением сотрудников ОВДТ, что позволяет сделать прогноз о влиянии отношения к профессиональной деятельности на качество выполнения служебных задач. Значимое уравнение регрессии описывает 61 % дисперсии (И2 = 0,61; Б = 11; р = 0,0001) зависимой переменной и имеет вид:
Мотивация = 0,51 + 0,06 (ШБУ_ОМ) + 0,07 (ПСМ_Т) - 0,28 (СД_Р) + 0,27 (СД_Ч) - 0,06 (ПСМ_ОВД) - 0,2 (СД_Д) + 0,06 (СД_К) + 0, 13 (СД_Я)+ + 0,07 (ШБУ_ОЯ) - 0,05 (ПСМ_Ош) + 0,01 (А2) + 0,08 (ПСМ_У) - 0,05 (ПСМ_Отв) + 0,06 (ПСМ_С) - 0,06 (СД_М),
где ШБУ_ОМ - «Доброжелательность окружающего мира», ПСМ_Т - «Творчество», СД_Р
- «Решительность», СД_Ч - «Честность», ПСМ_ ОВД - «Сотрудник ОВД», СД_Д - «Добросовестность», СД_К - «Комфортность», СД_Я
- «Яркость», ШБУ_ОЯ - «Образ Я», ПСМ_Ош
- «Ошибка», А2 - «Деструктивная агрессия», ПСМ_У - «Мое увлечение», ПСМ_Отв - «Ответственность», ПСМ_С - «Семья», СД_М -«Мягкость».
В целом, как социально, так и индивидуально ориентированные сотрудники ОВДТ имеют завышенную самооценку, склонны преувеличивать положительные черты характера, свой потенциал, способность к самоконтролю, достижения и успешность в делах, а также демонстрировать социально-одобряемое поведение. Однако у эго-ориентированных сотрудников выше вероятность возникновения трудностей и психологических проблем в процессе служебной деятельности.
Сотрудники с социально-ориентированной мотивацией идентифицируют себя с профессиональным статусом сотрудника ОВДТ, интересуются службой, семьей и окружающей действительностью, чувствуют себя комфортно. Они характеризуются гибкостью поведения, открытостью в межличностном общении, добросовестностью и честностью в делах, стремятся к самосовершенствованию, проявляя творческий подход, однако имеют склонность избегать от-
ветственности и решительных действий, чтобы не совершать ошибок в профессиональной деятельности.
Сотрудники с эго-ориентированной мотивацией проявляют пониженный интерес не только к служебным делам, но и к своей семье, событиям социальной жизни в целом. Они напряжены, избегают искренних отношений и дистанцируются от окружающего мира вследствие восприятия его как угрожающего. Для них характерны эгоцентричность, ригидность, манипулятивность в личных и служебных отношениях. Индивидуально ориентированные сотрудники стремятся к поддержанию положительного имиджа, признанию высокого социального статуса, имитируя решительность и настойчивость в достижении целей. При этом они не готовы реально тратить свои ресурсы для саморазвития и самореализации, предпочитая воспользоваться возможностями других. Их отличают неискренность в общении, зависимость от значимого окружения, под которое они подстраивают своё поведение, изменяя собственным убеждениям и принципам. В условиях служебной деятельности эго-ориентированные сотрудники испытывают напряженность, угрозу самооценке и свободе удовлетворения потребностей. При этом непонимание особенностей окружающих людей, складывающихся ситуаций и недобросовестное отношение к службе могут привести к неудачам, профессиональным ошибкам и возникновению межличностных конфликтов. 13 % сотрудников с индивидуально ориентированной мотивацией нуждаются в психокоррекционной помощи, поскольку имеют психологические проблемы, испытывают по-
требность в искренних эмоциональных отношениях, в снижении напряжённости, повышении самооценки и самоконтроля, а также нуждаются в стимуле к саморазвитию.
Таким образом, мотивы субъективного выбора профессии полицейского находят отражение в мировоззрении сотрудников правоохранительных органов и влияют на их психологическое благополучие в процессе служебной деятельности. Следовательно, при организации и проведении мероприятий психологической работы особое внимание необходимо уделять категории сотрудников ОВД, у которых преобладают индивидуально ориентированные мотивы выбора профессии. Целесообразно проводить с ними профилактические, психо-коррекционные мероприятия индивидуального и группового характера, направленные на поддержание позитивного эмоционального состояния и предупреждение психологической дезадаптации, а также на повышение удовлетворённости трудом, что будет способствовать увеличению интереса к профессиональной деятельности и созданию благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе.
На этапе профориентационной работы при изучении личностных и деловых качеств в ходе определения профессиональной пригодности к службе психологам подразделений необходимо обращать внимание на мотивационную направленность кандидата, а эго-ориентированную мотивацию определять, как фактор риска, повышающий вероятность развития психологических проблем в процессе служебной деятельности.
Список литературы
1. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2016. - 400 с.
2. Падун, М. А., Котельникова, А. В. Методика исследования базисных убеждений личности. -М: Лаборатория психологии и психотерапии посттравматического стресса ИП РАН, 2007. - 23 с.
3. Соломин, И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. - СПб.: Речь, 2006. - 280 с.
4. Стрельникова, Ю. Ю. Мотивация сотрудников Федеральной противопожарной службы МЧС России к деятельности в экстремальных условиях и ее влияние на выраженность психических последствий // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. - 2014. - № 4. - С. 135-148.
5. Филимоненко, Ю. И. Цветовой тест Люшера. Модификация «Попарные сравнения» : методическое руководство. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. - 42 с.
6. Шаповал, В. А. Профессиональное психологическое здоровье сотрудников органов внутренних дел: диагностика, прогнозирование, мониторинг : монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. - 296 с.
7. Janoff-Bulman, R. Shattered assumptions: Towards a new psychology of trauma. - New York: Oxford University Press, 1992. - 256 p.
8. Osgood, Ch. E. Method and Theory in Experimental Psychology. - N.Y.: Oxford University Press, 1968. - 800 p.
© Стрельникова, Ю.Ю., Кутырёв М.А., 2018