Организация проведения лекционных занятий в системе технического образования в условиях дистанционной формы обучения
Погибельская Наталья Борисовна,
кандидат физико-математических наук, доцент МИЭТ (ИПФМ) E-mail: [email protected]
Погибельский Александр Прохорович,
кандидат физико-математических наук, доцент МИЭТ (ВМ-1) E-mail: [email protected]@mail.ru
В эпоху информационной глобализации образовательный процесс претерпевает значительные изменения, особенно в сфере технического образования. В условиях, когда традиционные методы обучения уступают место цифровым технологиям, возникает необходимость адаптировать образовательные подходы для обеспечения высокой вовлеченности и эффективности усвоения материала студентами. В статье обращено внимание на актуальность использования дистанционного обучения в сфере технического образования в условиях информационной глобализации. Методология включает в себя анализ научной литературы и тематических исследований в области дистанционного обучения. Определено, что подготовка и проведение онлайн-лекций вызывают необходимость в привлечении и активизации студентов для получения максимальной эффективности в усвоении представленного материала. Результаты показывают значимость интерактивных форм обучения для студентов технических специальностей для оптимизации учебного процесса и повышения его эффективности.
Ключевые слова: дистанционное образование, онлайн-обучение, онлайн-лекции, облачные сервисы, мультимедиа, информационно-коммуникационные технологии
Введение
Информационная глобализация в условиях сближения стран и культур унифицируется и задает новые тренды в сфере образования. С одной стороны, эти тренды направлены на унификацию образовательного процесса, с другой стороны, изменятся форма обучения студентов, активно развиваются различные дистанционные и он-лайн форматы обучения, становится актуальным использование цифровых технологий и платформ онлайн-обучения.
У молодых людей, выросших в эпоху повсеместной цифровизации, не возникает сложностей в адаптации к этим новым технологиям, однако это умение имеет и обратную сторону: студент, принимающий постоянный огромный поток информации, теряет навык концентрации и умение выделение главного в этом потоке. Без этого нарушаются механизмы восприятия и запоминания при обучении, в частности в формате онлайн-лекций. Проблемы возникают и у преподавателей, вынужденных постоянно адаптироваться к новым, часто незнакомым для них форматам и ситуациям. Однако методически грамотное и профессиональное проведение онлайн-лекции - необходимый навык педагога XXI века.
Авторы на протяжении длительного времени проводят все формы занятий в режиме дистанционного образования с использованием технических средств, подключенных к интернету, по заранее сформированной программе. Во время дистанционного обучения студент заранее знакомится с выложенными в совместном доступе материалами, решает поставленные задачи и отправляет их на проверку. Он также имеет возможность консультироваться с преподавателем онлайн [1].
Дистанционное обучение возможно разделить на 2 типа: синхронное и асинхронное [2] (Рис. 1). Синхронное, или обучение в режиме реального времени, предполагает проведение лекций, семинаров и консультаций. При таком проведении занятий возможно осуществить непосредственное привлечение слушателя процессу с получением прямой обратной связи. Однако при использовании такого типа обучения перед преподавателем возникает необходимость облегчения и стимулирования понимания материала среди студентов, для чего, часто дополнительно, используются платформы асинхронного образования, предоставляющие записи лекций и возможности прохождения тестирования и обсуждения материала на форуме.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
Рис. 1. Типы дистанционного обучения
Важной задачей при такой форме обучения является стимуляция внимания студентов преподавателем. Методы, применяемые при проведении таких занятий, отличаются от тех, что используются на традиционных занятиях. Главная трудность он-лайн занятий -это отсутствие физического контакта с аудиторией, что накладывает ряд ограничений. Так, преподаватель зачастую не имеет возможности получать обратную связь, особенно когда речь идет о достаточно больших группах обучающихся. Проблема частично решается организацией онлайн-лекций в формате видеоконференций, однако они также имеют довольно существенные технические и физические ограничения.
В процессе проведения онлайн-лекций, зачастую, наблюдается потеря сосредоточенности и внимания со стороны слушателей. Так, согласно исследованию [2,3], почти 60% слушателей отмечают потерю сосредоточенности на лекции уже через 10-15 минут после начала при отсутствии интерактивного привлечения к ней. Данные [4] свидетельствуют о том, что в процессе лекционных занятий наблюдается чередование промежутков внимания и невнимания. Возникает необходимость в рассмотрении дополнительных способов привлечения внимания обучающихся и повышения интерактивности занятий.
Целью статьи, соответственно, является определение способов привлечения внимания обучающихся и во время онлайн-лекций. Возможности описаны с учетом специфики обучения по техническим специальностям.
Методология и методы исследования
Для достижения поставленной цели были использованы качественные методы, основанные на исследовании роли онлайн-лекций в дистанционном образовании, а также описаны подходы привлечения студентов технических специальностей к участию в интерактивных занятиях. В качестве источников были использованы научные работы, а также тематические исследования эффективности онлайн-лекций в рамках дистанционного образования для студентов технических специальностей.
5 Результаты исследования
С!
О
^ Обзор источников показывает, что для поддержания
о концентрации слушателей во время онлайн-лекции
чг эффективней всего использовать мультимедий-
^ ные технологии, обладающие большим спектром
интерактивных инструментов. Мультимедийность лекций не только повышает интерес слушателей к передаваемому материалу, но и позволяет преподавателю быстро корректировать содержание лекции, увеличить объем представляемой информации за счет визуализации и интерактивности. Более того, асинхронные платформы, сопровождающие онлайн-обучение, позволяют студентам эффективней закрепить материал и подготовиться к следующей лекции.
В рамках обучения по технической специальности мультимедийность и интерактивность лекций также необходима для демонстрации работы программных и физических систем, которую затруднительно объяснять устно. Для этого могут использоваться визуальные демонстрации лабораторных исследований, виртуальные лаборатории, анимационные вставки [5, 6]. Для слушателей физико-математических направлений, к примеру, релевантно проведение виртуальных экспериментов, в которых возможна корректировка входных данных и нивелирование сторонних факторов, влияющих на ход эксперимента.
Важной составляющей использования мультимедийных и облачных технологий как вспомогательных инструментов для онлайн-лекций является возможность взаимодействия с другими студентами. В условиях традиционных лекций колла-борация студентов ограничена, дистанционные же технологии позволяют слушателям коммунициро-вать во время лекции без ее прерывания, а также продолжать дискуссию в асинхронном режиме. Ее наличие превращает студентов из пассивных слушателей в активных участников образовательного процесса.
Существуют специальные сервисы такие, как например, Google Jamboard, Mentimeter, Slido, данные сервисы выделены исходя из наибольшей частоты их использования в учебной практике. Сервисы позволяют проводить интерактивное привлечение студентов с помощью графического, текстового, аудио- и видеообмена данными в процессе взаимодействия преподавателя и студента.
Google Jamboard представляет собой бесплатный облачный сервис онлайн-доски, который может помочь сотрудничеству в группе путем коммуникации с помощью графического отображения элементов. Набор инструментов позволяет проводить интерактивную часть лекции, осуществлять графическую групповую активность путем зарисовки по результатам обсуждения лекционного материала.
Англоязычный облачный сервис создания презентаций Mentimeter предоставляет возможность интерактивного виртуального общения с аудиторией слушателей с помощью нескольких встроенных инструментов. Пользователь сервиса имеет возможность создать интерактивную презентацию для ее включения в онлайн-лекцию. В частности, есть возможность создания ряда слайдов для проведения опроса, сбора ответов на вопросы, прове-
дения соревновании с учетом количества правильных ответов и т.п.
Облачный сервис проведения опроса Slido представляет собой платформу для проведения сессий вопросов и опросов со стороны аудитории слушателей, а также проведение опроса или викторины со стороны преподавателя.
В результате использования этих и других сервисов следует ожидать положительный эффект от привлечения слушателей к лекции путем периодического переключения на интерактивное действие. Это позволяет сбалансированно нагрузить слуховые и зрительные каналы восприятия информации, тем самым повышая эффективность процессе обучения, за счет активного взаимодействия со студентами.
Рассмотрены перспективы поэтапного привлечения слушателей лекции к интерактивному участию: путем переключения от преподавания лекционного материала к онлайн-активности с использованием заранее подготовленных интерактивных материалов в онлайн-сервисах. Рекомендуемая продолжительность такой активности - от 5 до 10 минут, а начало первой активности - через 15 минут от начала лекции.
Заключение
Подводя итог, мы можем утверждать, что обучение студентов с технической специализацией средствами дистанционного образования представляет собой самостоятельную, прогрессивную форму обучения с большим потенциалом. В частности, дистанционное обучение позволяет студентам независимо получать свободный доступ к информационным ресурсам, что создает благоприятные условия для индивидуализации образовательного процесса.
Современный уровень организации и проведения дистанционного обучения по техническим специальностям должен быть обеспечен использованием интерактивных, мультимедийных платформ для стимуляции лучшего усвоения материала.
Использование активностей во время лекции, помимо прочего, обеспечивает обратную связь с аудиторией, которую можно использовать для улучшения лекционного материала в дальнейшем. Было исследовано значение онлайн-инструментов для привлечения внимания и поэтапного взаимодействия между преподавателем и получателем образования.
К перспективам дальнейших исследований можно отнести проверку педагогической целесообразности использования перечисленных облачных и мультимедийных сервисов для лекций по техническим дисциплинам.
Литература
1. Погибельский АП., Погибельская НБ. Эффективность применения виртуального лабораторного практикума в online обучении студентов
физических специальностей // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки, Педагогика. 2022. № 3 март. С. 80-83.
2. Dhawan S. Online Learning: A Panacea in the Time of COVID-19 Crisis // Journal of Educational Technology Systems. 2020. № 49(1). P. 5-22.
3. Yeung A., Raju S., Sharma M.D. Online lecture recordings and lecture attendance: Investigating student preferences in a large first year psychology course // Journal of Learning Design. 2016. № 9(1). P. 55-71.
4. Gosper M., McNeil M., Phillips R., Preston G., Woo K., Green D. Web-based lecture technologies and learning and teaching: A study of change in four universities // ALT-J, Research in Learning and Technology. 2010. № 18(3). P. 251-263.
5. Королев А.Л. Опыт проведения мультимедийных лекций в вузе // Вестник южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 3(169). С.165-186.
6. Белкова Ю.А. Анализ опыта дистанционного проведения лекций и практических занятий: проблемы и дополнительные возможности // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2022. № 1(31).
ORGANIZATION OF LECTURE CLASSES IN THE TECHNICAL EDUCATION SYSTEM IN A DISTANCE LEARNING ENVIRONMENT
Pogibelskaya N.B., Pogibelsky A.P.
MIET
In the era of digital globalization, the educational process is undergoing significant changes, especially in the field of technical education. In conditions where traditional teaching methods become more inferior to digital technologies, there is a need to adapt educational approaches to ensure high engagement and efficiency in students' learning. The article highlights the relevance of using distance education in the field of technical education in the context of information globalization. The methodology includes an analysis of scientific literature and thematic studies in the field of distance learning. It has been determined that the preparation and conduct of online lectures necessitate the involvement and activation of students to achieve maximum efficiency in assimilating the presented material. Results show that the importance of interactive forms of learning for students of technical specialties aims to optimize the educational process and increase its effectiveness.
Keywords: distance learning, online education, online lectures, cloud-based services, multimedia, information and communications technology.
References
1. Pogibelsky A., Pogibelskaya N. Efficiency of laboratory practice in online teaching of students of physical specialties // Modern science: current problems of theory and practice. Series: humanities, Pedagogics. 2022. № 3 march. P. 80-83.
2. Dhawan S. Online Learning: A Panacea in the Time of COV-ID-19 Crisis // Journal of Educational Technology Systems. 2020. № 49(1). P. 5-22.
3. Yeung A., Raju S., Sharma M.D. Online lecture recordings and lecture attendance: Investigating student preferences in a large first year psychology course // Journal of Learning Design. 2016. № 9(1). P. 55-71.
4. Gosper M., McNeil M., Phillips R., Preston G., Woo K., Green D. Web-based lecture technologies and learning and teaching: A study of change in four universities // ALT-J, Re-
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со
search in Learning and Technology. 2010. № 18(3). P. 251263.
5. Korolev A.L. Experience in conducting multimedia lectures at the university. Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University. 2022. No. 3(169). P. 165-186.
6. Belkova Yu.A. Analysis of experience in distance delivery of lectures and practical classes: problems and additional opportunities // Automobile. Road. Infrastructure. 2022. № 1(31).
o d
u