_НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ |Д
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОЦИФРОВКИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ЕВРАЗИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА*
Г. Л. Багиев,
помощник проректора по науке Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
В.В.Макаров,
доцент кафедры мировой и региональной экономики Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье рассматриваются концептуальные основы трансформации системы организации и управления маркетинговой деятельностью с аналоговых на цифровые технологии. Раскрывается сущность оцифровки маркетинга как системы продвижения товаров и услуг до конечного потребителя и, как средства интеграции в процессе взаимодействия субъектов Евразийского экономического союза. Особое внимание уделяется рассмотрению маркетинга как мобильного ресурса, выступающего в виде вещественно-виртуального фактора бизнеса, как предмет овеществленного труда.
Ключевые слова: маркетинговая деятельность, цифровые технологии, мобильность маркетингового ресурса, уровень оцифровки функций производства, бизнеса и маркетинга, ценностные характеристики маркетинговой архитектуры Евразийского Союза
УДК 339.138+339.924
В условиях Евразийской экономики взаимодействие партнеров требует интеграции интеллектуальных и информационных ресурсов в процессе купли-продажи имеющихся на рынке ценностей. А маркетинговый ресурс выступает фактором экономического роста, то есть как средство, подготовленное и необходимое для осуществления процесса производства (создание новых потребностей и предложений), распределения (как инструментарий продвижения ценностей), и использования (бренд, удовлетворенность в получении желаемой ценности). При этом обмен ценностями строится на отношениях, которые становятся продуктом, выражающим результат сбалансированного по спросу и предложению взаимодействия.
В этом контексте, упорядочение спроса и предложения, т.е. поиск их сбалансированного состояния, означает осуществление оптимизации использования ограниченных во времени и в пространстве всех видов ресурсов в системе «Экосреда — Человек — Производство — Безопасность». Это существенно и для формирующегося Евразийского экономического союза, методология и теория эффективного развития которого базируется на принципах экономики не западного, а евразийского типа [1-3, 7]. Дело в том, что переход к экономике евразийского типа возможен при использовании смешанной экономики с доминированием централизованного планирования (государственного регулирования), когда ключевое положение займут холистические подходы, особенно при использовании новых моделей поведения экономического человека — «homo creativus» и «homo digitalius» [4-6, 7]. Особое значение приобретают характеристики экономического движения — капитал, план и их разнообразные комбинации [2]. В настоящее время маркетинг развивается на новых медиа технологиях, на глобализированных рынках и в условиях постоянных изменений экономики, науки и практики. Новым является процесс дигитали-зации- внедрение цифровых технологий, рост скорости обменных процессов, возрастание комплексности и взаимосвязанных рынков. Повышается роль покупателей, клиентов, создаются маркетинговые подразделения, от рекламы переходят к маркетинговым коммуникациям. Маркетинг-менеджмент как управляющий мобильный ресурс находится под нагрузкой цифровых технологий и интернета. Поэтому учение о маркетинге применительно к евразийской экономике правомерно дополнить основополагающими принципами рыночного и планового управления с использованием цифровых технологий:
- в условиях цифровых технологий остается принцип ориентации на потребителя, но этот принцип следует дополнить ориентацией на индивидуализацию потребностей, усиление удовлетворения каждой личности евразийского сообщества, на создание нового контента в системе отношений с потребителем;
- возрастание значимости методов получения и обработки информации, аналитической деятельности, роли экспертизы и диагностики получаемой информации;
- стратегической ориентации на новые деловые модели с обеспечением активного регулирования процесса планирования и создания потребительской ценности в условиях координации и интеграции бизнес-субъектов [5, 6];
- в оперативных решениях модели маркетинга 4Р, 3Р,7Р и другие не будут играть важную роль, так как возрастает значимость индивидуализации отношений с потребителем, как с креативным партнером в процессе формирования инноваций и покупки;
- существенно возрастет роль концепции организации маркетинга, которая в условиях цифровых технологий трансформируется в главную функцию маркетинговых образований, что приведет к стандартизации процессов и функций;
- активизация самоорганизованных процессов, поддерживаемых высокой культурой бизнеса, применения форсайт-технологий, этикой отношений и взаимодействия [4];
- возрастет общественная значимость и ответственность маркетинга, повысится роль честности и репутации для долгосрочного успеха фирмы;
- возникает необходимость пространственного, системного мышления и превентивной ориентации, территориальной эффективности размещения производительных сил в евразийском пространстве. При этом пространство (реальное и виртуальное) характеризуется не только объемом и протяженностью, но и совокупностью отношений, выражающих координацию взаимодействия бизнес-субъектов в планово-рыночной среде бизнеса.
Определяя предельную миссию маркетинга, как процесс обеспечения оптимальной скорости согласования спроса и предложения, устранения бифуркации в маркетинговых процессах следует ориентироваться на оценивание репликационных параметров. Репликационное свойство маркетинга взаимодействия, рассматривает категорию валентности в маркетинговых процессах, создает каждой эволюционной модели развития вариативность, обусловленную неоднородностью реально существующего пространства. В этом контексте экономическое пространство можно характеризовать как пространство состояний. Эта позиция вполне соотносится с методологическим подходом маркетинга взаимодействия — учитывать вероятностный характер связей, иерархичность взаимодействия, возможности самоорганизации субъектов рынка (Багиев Г.Л., 2010) и измерения их факторов эффективности.
Функция измерений, их гносеология и методология заключается в переводе (трансформации, преобразовании) реальности (результата) взаимодействия систем на язык мира чисел, т.е. на язык точных количественных характеристик. При этом важно понимать, какую цель имеют экономические измерения результатов деятельности маркетинговой системы?
* Статья представлена секцией маркетинга Международной научно-практической конференции «Государство и рынок: механизмы и институты Евразийской интеграции в условиях усиления глобальной гмперконкуренции» (СПб.: СПб ГЭУ, 2017).
[ТО НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ_
Существенным для объективной оценки является вопрос о выборе важнейших показателей и их достаточности в процессе оценки результата (затрат) маркетинговой деятельности.
При этом следует обратить внимание на следующие моменты постановки и решения задач цифровой трансформации процесса маркетинговой деятельности:
1. Потребители и клиенты — активные участники создания и использования ценностей.
2. Изменение формы охвата и частоты работы с клиентами, а значит более грамотное осуществление планирования нужного предложения.
3. Планирование и оптимизация набора цифровых каналов и средств для удовлетворения потребностей клиентов, означающее адаптацию готовности цифрового обеспечения клиента и фирмы, с учетом пространственных характеристик, времени и места.
4. Умение формировать и находить релевантный, качественный контент, то есть грамотно осуществлять процесс взаимодействия со всеми стейкхолдерами системы маркетинга.
5. Стимулирование и поощрение создания контента взаимодействия с потребителем в соответствии со стратегической политикой брендинга фирмы.
6. Поддержка участия работы клиентов в социальных сетях.
7. Умение формировать и моделировать набор вариантов новых медиа, с учетом системы показателей оплаты за результат их использования.
8. Учитывать скорость освоения цифровых технологий клиентом при организации общения с ним, для защиты своей точки зрения.
9. Консолидация с потребителем и организация индивидуальной практики работы с ним.
10. Накопление информации и данных об использовании цифровых каналов и медиа.
11. Учитывать, что внедрение принципа «Измерять — чтобы управлять» потребует перехода от не объективного ROI к объективным цифровым критериям и показателям маркетинговой метрики.
Цифровые технологии позволяют создать принципиально новые информационные товары и услуги, способствуют увеличению продаж при сокращении операционных издержек; ускорению охвата глобальных рынков, лучшему пониманию потребностей клиентов за счет постоянных прямых контактов и личных отношений с ними. Вместе с тем, теоретические аспекты трансформации процесса управления маркетинговой деятельностью в цифровой экономике изучены недостаточно. К основным задачам цифровой трансформации, оцифровки процесса управления маркетинговой деятельностью в Евразийской экономике следует отнести: изучение процесса стремительного развития цифровых технологий; анализ взрывного роста объемов данных, когда потребители оставляют огромные объемы данных в цифровых каналах, а их чрезвычайно трудно обработать, чтобы найти данные, которые могут помочь принять правильные решения; выявление причин отставания развития теории маркетинга, инновационного маркетингового инструментария, основанного на цифровых технологиях, от потребностей бизнеса; изучение причин усиления конкуренции с учетом рефлексии взаимодействующих партнеров.
Литература
1. Евразийская политическая экономия: Учебник / Под ред. И.А. Максимцева, Д.Ю. Миропольского, Л.С. Тарасевича — СПб.: Изд-во СПб ГЭУ, 2016 — 684 с.
2. Румянцев М.А. Контуры евразийской политической экономии // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 1 (53). — С. 50-54.
3. Миропольский Д.Ю. Возможна ли евразийская политическая экономия? // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 1 (53). — С. 42-46.
4. Газизуллин Н.Ф., Скобельцына Е.Г. «Хозяйственный дух» и этика — основополагающие элементы ценности в экономической деятельности. // В кн.: Философия экономической ценности / Под общ. ред. И.К. Смирнова, Н.Ф. Газизуллина. — СПб.: НПК «РОСТ», 2012. — С.48-54.
5. Максимцев И.А., Багиев Г.Л., Газизуллин Н.Ф. Маркетинговое маневрирование в системе регулирования и эффективного развития Евразийского Союза // Проблемы современной экономики. — 2016. — №3 (59).
6..Багиев Г.Л. (науч. редактор). Форсайт технологии маркетинга: Маркетинг взаимодействия. Системно-рефлексивный маркетинг. Бенчмаркинг. Управление компетентностью. Измерение и оценка ценности: Монография / Г.Л. Багиев, А.А. Длигач, Ю.Н. Соловьева; под науч. ред. Г.Л. Багиева. — СПб.: Астерион, 2016. — 400 с.
7. Попов А.И. К вопросу о соотношении западного и евразийского типов экономического человека // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 4 (56). — С.67-70.
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВОЙ ПОВЕСТКИ ЕАЭС
A.C. Киселев,
эксперт ЮНЕСКО, доктор экономических наук (Москва) [email protected]
Т.Ю. Полякова,
зав. кафедрой иностранных языков Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), доктор педагогических наук, профессор
В статье в соответствии с решениями Евразийской экономической комиссии рассматриваются проблемы реализации Основных направлений реализации цифровой повестки дня Евразийского экономического Союза до 2025 года и приводятся результаты инициативного проекта по данной тематике, в котором принимали участие МАДИ (Россия) и КУГУСТА (Киргизстан) со своими партнёрами.
Ключевые слова: ЕАЭС, цифровая трансформация, интеграция, единое экономическое пространство, экспертные площадки, инициативные проекты
ББК У9(2)80,3
Департамент информационных технологий Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в октябре 2017 года проработал решения об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года и наметил порядок проработки инициатив в рамках реализации данной повестки.
«Цифровая повестка» включает круг актуальных для Союза вопросов по цифровой трансформации в рамках развития интег-
рации, укрепления единого экономического пространства и углубления всех направлений сотрудничества государств-членов этого объединения. При этом для обсуждения и детальной проработки инициатив и проектов в этой области деятельности ЕЭК организовывает специальную экспертную площадку, которая прорабатывает все виды обеспечения цифровой повестки и применяет принцип единого понятийного аппарата.