Организация противодействия хищениям бюджетных
денежных средств
Р. А. МАНГАСАРОВ,
адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров
(Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Features of Combating Embezzlement of Budget Funds
R. A. MANGASAROV,
Post-Graduate Faculty of Training of Scientific and Scientific-Pedagogical Personnel (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
yflK 343.9
В статье рассматриваются меры борьбы с хищениями бюджетных денежных средств в современной России, пути совершенствования работы правоохранительных органов в борьбе с хищениями бюджетных денежных средств, а также факторы, оказывающие влияние на эффективность применения мер обеспечительного характера.
The article discusses measures to combat theft of budget funds, in modern times, in the Russian Federation, ways to improve the work of law enforcement agencies in the fight against embezzlement of budget funds, as well as factors that affect the effectiveness of security measures.
Защита бюджетных денежных средств, экономические и коррупционные преступления, оперативно-разыскные мероприятия, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, меры обеспечительного характера.
Protection of budget funds, economic and corruption crimes, operational investigative measures, economic security and anti-corruption units, security measures.
Главными угрозами национальной безопасности в области экономики, в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной 31 декабря 2015 г. Указом Президента Российской Федерации № 683, являются поддержание условий для коррупции и криминализация экономики [4]. В связи с чем стратегическими задачами обеспечения экономической безопасности России выступают: борьба с хищениями бюджетных денежных средств [6, 7, 8] и коррупционными преступлениям. Безусловно, сложная экономическая ситуация в стране непосредственно оказывает влияние на состояние криминогенной обстановки в сфере бюджетного финансирования, в том числе способствует зарождению и функционированию организованных преступных групп. В связи с чем государство с целью оперативного реагирования на возникающие угрозы выделяет
огромные бюджетные средства, однако эффективная система контроля за их расходованием не выстроена.
Сфера бюджетного финансирования в современной России охватывает широкий спектр отраслей, в том числе здравоохранение, образование, науку и др. По экспертным оценкам, ежегодный ущерб, причиняемый в результате хищений бюджетных средств, составляет около 1 трлн руб., а с учетом «криминальной привлекательности» государственных средств и проблем, связанных с получением кредитов на приемлемых условиях, можно предположить о том, что ущерб от преступных посягательств в ближайшие 2—3 года увеличится в несколько раз [10].
Кроме того, сохраняется высокий уровень криминализации бюджетной сферы России. В соответствии с данными ФКУ «ГИАЦ МВД России» на территории Российской Федера-
ции совершено: в 2011 г. — 125 тыс., 2012 г. — 173 тыс., 2013 г. - 141 тыс., 2014 г. - 108 тыс., 2015 г. - 112 тыс., 2016 г. - 109 тыс., 2017 г. -105 тыс. экономических преступлений. Вместе с тем за аналогичный период доля возмещения материального ущерба уменьшилась с 75,1 % до 50,9 % [9].
Сложившаяся в экономике России обстановка обусловливает необходимость определения путей совершенствования работы правоохранительных органов по борьбе с хищениями бюджетных денежных средств, а также последовательного ужесточения внутренней политики, направленной, в том числе, на обеспечение строгого соответствия должностным требованиям правоохранительных органов, которые в свою очередь должны разработать комплекс оперативно--разыскных мер по борьбе с хищениями бюджетных денежных средств.
Ведущую роль в борьбе с хищениями бюджетных денежных средств в системе органов внутренних дел МВД России играют подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (далее -ЭБиПК), которые в рамках своих полномочий, в строгом соответствии с Федеральным законом «Об ОРД» [1], проводят оперативно-разыскные мероприятия, сочетая гласные и негласные методы, применяют комплекс мер, направле-ных на выявление схем хищений бюджетных средств.
Учитывая приведенные выше статистические данные, у подразделений ЭБиПК в борьбе с хищениями бюджетных денежных средств в настоящее время возникают серьезные проблемы, которые обычно принято связывать с несовершенством законодательства, в том числе уголовного, уголовно-процессуального и других. Однако осуществляя только изменения нормативно-правовой базы, все возникающие проблемы решить, на наш взгляд, не получится. По нашему мнению, ключевое значение имеет криминалистическое обеспечение деятельности ЭБиПК, а также органов предварительного следствия, которые должны быть ориентированы на разработку и совершенствование криминалистических методик, алгоритмов и т. п., направленных на выявление и последующее качественное расследование преступлений, связанных с расходованием бюджетных средств.
Вместе с тем большое влияние на деятельность органов внутренних дел, в том числе и на работу ЭБиПК, оказало сокращение личного состава, которое достигло, по мнению Министра внутренних дел РФ генерал-лейтенанта полиции В. А. Колокольцева, предельной
«пропускной способности». Об этом он сообщил на расширенном заседании коллегии Министерства 15 марта 2016 года [5].
Кроме того, на сегодняшний день остро стоит вопрос, связанный с координацией контрольно-надзорных ведомств и структур, привлекаемых подразделениями ЭБиПК для проведения проверок, связанных с хищением бюджетных денежных средств. Зачастую деятельность контрольно-надзорных структур носит формальный характер и не подвергается должной качественной оценке со стороны федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых они находятся.
Одной из ключевых проблем является низкий уровень эффективности межведомственного взаимодействия ЭБиПК с контрольно-надзорными органами. Представляется, что решить данную проблему можно путем активизации, расширения полномочий контрольно-надзорных структур, а также конструированием новых форм сотрудничества с подразделениями ЭБиПК. Развитие межведомственного взаимодействия между контрольно-надзорными органами и подразделениями ЭБиПК, а также с другими правоохранительными органами сегодня, на наш взгляд, является одним из основных движущих условий совершенствования борьбы с хищениями бюджетных денежных средств. Основным сдерживающим фактором развития межведомственных отношений выступает несовершенство системы оценки совместной работы, что крайне негативно влияет на перспективы взаимодействия.
Следует отметить, что наличие планов совместных мероприятий ЭБиПК (МВД, ГУ МВД, УМВД) по субъектам Российской Федерации и контрольно-надзорных органов, а также межведомственных актов способствуют укреплению экономической безопасности бюджетной сферы и формированию качественно нового уровня борьбы с хищениями бюджетных денежных средств.
В условиях существенного ограничения вне-процессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности [2], рассматриваемая форма взаимодействия является существенным подспорьем, ибо каждый субъект взаимодействия имеет особый круг полномочий, не совпадающий друг с другом [3].
Оперативно-разыскное обеспечение борьбы с хищениями бюджетных денежных средств, на наш взгляд (в связи с тем, что преступления рассматриваемой сферы носят высокоинтел-
лектуальный характер и их предупреждение, выявление и раскрытие требует от сотрудников ЭБиПК высокий уровень знаний в основных областях права, федерального законодательства, а также нормативных актов, регламентирующих финансовую и хозяйственную деятельность юридических и физических лиц), предполагает периодическое повышение квалификации сотрудников подразделений ЭБиПК по заранее разработанным типовым учебным программам, включающим вопросы предупреждения, выявления и раскрытия рассматриваемых преступлений.
Кроме того, подразделениям ЭБиПК с целью своевременного реагирования на возникающие угрозы и выполнения последовательной работы по борьбе с хищениями бюджетных денежных средств необходимо осуществлять мониторинг состояния криминогенной ситуации, складывающейся на объектах сферы бюджетного финансирования, а также при участии образовательных организаций производить углубленное изучение и анализ вопросов борьбы с хищениями бюджетных денежных средств, в том числе на основе научного осмысления в рамках целевых исследований.
Вместе с тем, правоприменительная практика по преступлениям, связанных с хищениями бюджетных денежных средств, устанавливает ряд причин, оказывающих негативное влияние на применение мер обеспечительного характера, а именно:
— высокоинтеллектуальные способы совершения хищений бюджетных средств, их маскировка, последующая легализация и обналичивание. Виновные заранее составляют схемы движения денежных средств с использованием «фирм-однодневок», в том числе осуществляя их вывод в оффшорные зоны;
— формальная система защиты выделяемых бюджетных денежных средств со стороны ее распределителей, которая не отвечает современным реалиям, а также мер реагирования, в том числе по заявлению исковых требований о возмещении ущерба соответствующему бюджету (федеральный, региональный, местный) Российской Федерации;
— длительный период времени после совершения хищений бюджетных денежных средств. Зачастую между совершением хищений и его выявлением сотрудниками правоохранительных органов проходит довольно продолжительный период времени, в ходе которого виновные успевают распорядиться похищенными денежными средствами, в том числе вывести их за рубеж;
— сложность и неоднозначность проводимых исследований и экспертиз, производимых в целях определения точного размера причиненного ущерба соответствующему бюджету (федеральный, региональный, местный) Российской Федерации. Нередко возникают спорные вопросы, связанные с определением причиненного ущерба, так как сторона защиты оспаривает размер причиненного ущерба, ходатайствуя о назначении новых исследований и судебных экспертиз.
Кроме того, по нашему мнению, для совершенствования организации деятельности правоохранительных органов, направленной на своевременное обеспечение возмещения ущерба, необходимо проведение следующих мероприятий:
— на стадии доследственных проверок организовать взаимодействие сотрудников ЭБиПК и органов предварительного следствия, установления имущества виновных лиц и их родственников с целью наложения ареста для последующего обеспечения причиненного ущерба;
— установить интенсивное взаимодействие подразделений ЭБиПК с подразделениями Росфинмониторинга, Росфиннадзора, Счетной палаты и другими в части установления систематического мониторинга состояния криминогенной обстановки, складывающейся на объектах бюджетного финансирования с целью своевременного реагирования.
Последовательное решение рассмотренных выше проблем позволит осуществить конкретные организационные меры, направленные на непрерывную, системную борьбу с хищениями бюджетных денежных средств, а также повысит эффективность оперативно-разыскных мероприятий, проводимых подразделениями ЭБиПК.
Список литературы:
1. Об оперативно-розыскной деятельности: фе-дер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения вне процессуальных
прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности: федер. закон от 26 декабря 2008 г. № 293-Ф3 // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6248.
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. 2). Ст. 212.
4. Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств: приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии Министерства. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. URL: https://mvd.ru/docu-ment/7393866 (дата обращения: 10.12.2018).
6. Григорьева И. В. Уголовная политика в отношении охраны государственных бюджетных средств // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 1 (45).
7. Иванов П. И. Оперативно-разыскное обеспечение деятельности по защите бюджетных средств от преступных посягательств // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2 (38).
8. Лапин В. О. Обеспечение возмещения ущерба по уголовным делам о преступлениях, связанных с освоением бюджетных средств // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40).
9. Сведения о преступлениях экономической и коррупционной направленности, выявленных подразделениями правоохранительных органов за 2012—2017 годы. Форма № 451 («1-А»). М., 2018.
10. Соловьёв И. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений в финансово-бюджетной сфере [Электронный ресурс]. URL: http://xn----7sbbaj7au-
wnffhk.xn--p1ai/article/15201 (дата обращения: 28.01.2019).