новятся проектировщиками и реализаторами своих же замыслов и, дополняя друг друга, достигают качественно нового уровня индивидуального и коллективного развития) [2].
3. Сущностные изменения структуры и содержания управления муниципальной методической службы, которые должны обеспечить:
— экономическую целесообразность;
— управляемость структур муниципальной методической службы при их самостоятельности и относительной автономности.
Предложенные концептуальные идеи являются фундаментом для оптимального сочетания традиций, прошлого опыта деятельности с процессом системного преобразования методического пространства.
Библиографический список
2. Шевченко, А. Современный подход к муниципальной методической службе/А. Шевченко//Методист. — 2004. — №2. — С. 21-26.
3. Маслов, А. Организация работы методических объединений в школе/А. Маслов//Школьное планирование. — 2007. — № 1. - С. 82-94.
4. Галкина, Т. И. Организация и содержание методической работы в современной школе / Т. И. Галкина. — М. : Феникс, 2007. - 156 с.
РЕШЕТНИКОВ Вячеслав Геннадьевич, аспирант кафедры педагогики и андрагогики Тюменского областного государственного института развития регионального образования, методист отдела образования администрации Викуловского муниципального района Тюменской области.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
1. Кричевский, В. Методическая служба / В. Кричесвкий // Методист. - 2002. — №2. — С. 6 —7.
Статья поступила в редакцию 15.03.2010 г. © В. Г. Решетников
уДк 371 3. Н. ФЕСЕНКО
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 85»,
г. Омск
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья посвящена проблеме организации профильного обучения в общеобразовательной школе. Раскрываются понятия: профильное обучение, управление, внутришкольное управление, маркетинговый подход. В статье представлены данные опроса школьников по проблеме организации профильного обучения, подтверждающие актуальность данной темы.
Ключевые слова: организация, профильное обучение, маркетинговый подход.
В настоящее время функционирование общеобразовательных школ в России осуществляется в условиях модернизации образования. Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования предполагает освоение руководителями школ новых механизмов управления образовательным процессом.
Организация профильного обучения в школе является сложной, многоступенчатой процедурой, включающей в себя формирование и реализацию образовательного запроса старшеклассников. Данные исследования, проведенного нами в мае 2009 г. в школах г. Омска (№ 75, 77, 85), показывают, что у 30% опрошенных такой запрос к концу 9-го класса отсутствует. Следовательно, предпрофильная подготовка, которая должна подвести учащихся к осознанному выбору профиля обучения, дает сбои. Для того, чтобы сформировать правильный образовательный запрос необходимо создать организационные условия, которые позволят школьникам выявить свои способности, оценить возможности и сопоставить их с потребностями рынка труда. Школьник, выбирая направление образования в старшей школе, должен
быть готов к последующей самореализации в данном образовательном профиле. Администрация школы, в свою очередь, формируя перечень профильных классов, должна опираться на образовательный запрос учащихся, а также на потребность общества в специалистах разных направлений. Процедура формирования профильных классов также включает в себя анализ возможностей педагогического коллектива школы.
Таким образом, проблему выбора направлений профилизации школы можно решить, изучив мнения (потребности) учащихся и их родителей относительно профессиональных планов, сопоставив эти планы с потребностями рынка труда. Далее необходимо учесть возможности школы (материально-техническую базу и кадры) и принять взвешенное решение. Такой подход соответствует целям профильного обучения, но требует больших затрат при его введении. В связи с этим во многих школах выбирается единый профиль, исходя из материальной и учебно-методической базы, кадрового обеспечения, но при этом не учитываются потребности учащихся. Последний вариант наиболее простой организацион-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010
но, но существенно снижает возможность выбора профиля обучения для самих учащихся [1].
Для успешной организации профильного обучения в школе необходимо выполнение ряда условий:
• сформированный образовательный запрос учащихся (знание уровня и направления послешкольно-го образования и необходимых дисциплин для углубленного изучения);
• знание учащимися своих способностей и интересов;
• наличие опыта диагностики познавательных интересов и возможностей учащихся;
• наличие у преподавателей квалификации, необходимой для работы по программам углубленного изучения предмета;
• наличие возможности предоставления ученикам выбора (курсов, программ, заданий, форм оценивания, форм контроля);
• учебно-методическое сопровождение и материально-техническое обеспечение программ профильного обучения;
• связь с учреждениями профессионального образования, которые могут содействовать реализации профильного обучения;
• наличие эффективной предпрофильной подготовки учащихся, в частности, через введение пред-профильных курсов по выбору;
• наличие внутренних нормативных документов (приказов, распоряжений, положений, договоров и т.п.) для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Процедура организации профильного обучения в школе является одним из элементов управления школой. В науке термин «управление» трактуется с трех позиций. Во-первых, управление определяется как деятельность (В.С. Лазарев, Г.Х. Попов, М.М. Поташник, А. Файоль и др.). Во-вторых, управление рассматривается как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу (В.Г. Афанасьев, Л.Б. Ительсон, А.А. Орлов, Н.С. Сунцов, Н.Д. Хмель и др.). В-третьих, управление есть взаимодействие субъектов (В.Г. Афанасьев, В.И. Зверева, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.), что предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых, убеждает в необходимости изменения взаимодействующих субъектов и самого процесса взаимодействия как смены его состояний [2].
Нам более близко третье понимание процесса управления, относящееся к личностно-ориентированному подходу, где учащийся выступает не объектом, а субъектом обучения. К сожалению, часто при организации профильного обучения в школах субъект-ность учащихся в образовательном процессе не учитывается. Не принимаются во внимание образовательные запросы школьников при формировании направлений профилизации школ. Результаты уже упомянутого исследования подтверждают данное положение. 50% опрошенных не устраивает перечень профилей обучения в школе, и они не знают, по какому профилю будут учиться дальше, при этом 82% учащихся хотели бы получить профильное образование в старшей школе.
Анализ научной литературы (Б.Ф. Ломов, В.Г. Афанасьев, и др.) показывает, что процесс управления состоит из элементов, схожих для всех социальных систем: постановка цели, планирование или принятие управленческих решений, организация, контроль, регулирование (или коррекция). Директор школы, как субъект управления, выполняет все эти
функции управления в процессе организации профильного обучения в школе. Но для того, чтобы данный процесс являлся эффективным, в современных условиях необходимо применять маркетинговый подход к управлению. Важнейшей причиной реализации маркетингового подхода в образовании является активное развитие рынков труда и образовательных услуг, необходимыми атрибутами которых выступают конкуренция, конъюнктура, спрос и предложение. Маркетинг в сфере образования можно рассматривать как организационный механизм, интегрирующий человеческие, пространственно-временные и материально-технические факторы деятельности образовательного учреждения в действенный маркетинговый комплекс. Маркетинг обеспечивает удовлетворение потребностей потребителей в образовательных услугах различного уровня и направленности [3].
Учитывая вышеизложенное, деятельность директора школы по организации профильного обучения должна строиться на основе маркетингового подхода и включать четыре составляющие:
— изучение рынка спроса на образовательные услуги, сбор и анализ маркетинговой информации;
— определение соответствующих спросу целей и задач образовательной среды, планирование маркетинга;
— реклама результатов и стимулирование спроса, организация службы маркетинга;
— контроль соответствия цели и результата, маркетинговый контроль [4].
Профильное обучение в общеобразовательной школе позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс. При правильной организации профильного обучения более полно учитываются интересы, способности и склонности учащихся, а также создаются условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и планами в отношении продолжения образования. В настоящее время на базе гимназии № 85 ведется работа по организации профильного обучения на основе маркетингового подхода. Исследуются потребности, интересы, профессиональные планы учащихся, ожидания родителей и педагогов, осуществляется коррекция образовательного процесса в соответствии с образовательной конъюнктурой региона и ситуацией на рынке труда. В ходе работы было выявлено, что использование маркетингового подхода к организации профильного обучения способствует наиболее полному учету всех условий, факторов, необходимых для построения эффективной системы профильного обучения в
Библиографический список
1. Бурцева, И. Внедрение профильного обучения: опыт и проблемы / И. Бурцева, Д. Ермаков // Народное образование. — 2006. - №2. - С. 129-136.
2. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т. И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г. Н. Шибанова ; под ред. Т. И. Шамовой. — М. : Издательский центр Академия, 2002. - 384 с.
3. Танцев, А.А. Маркетинговый подход в управлении / А.А. Танцев // Школьные технологии. - 2004. - № 1. - С. 163- 168.
4. Щербова, Т.В. Управление школой: маркетинговый подход : учеб.-метод. пособие / Т.В. Щербова. - СПб. : СПбАППО,
2004. - 80 с.
ФЕСЕНКО Зоя Николаевна, педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 85», г. Омск; соискатель при кафедре профессиональной педагогики, психологии и педагогического управления Омского госу-
дарственного педагогического университета. Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.07.2009 г.
© 3. Н. Фесенко
удк 371.044.4 и. Ю. КОЖЕВНИКОВА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
Предлагаемая нами модель позволит впервые обосновать возможность использования православного паломничества как педагогического явления в социально-культурной деятельности. Основополагающими элементами предлагаемой нами модели-схемы являются система духовно-нравственного воспитания средствами православного паломничества, принципы православной и светской педагогики. Данная научная разработка важна для методики воспитательной работы с детьми в культурно-досуговых центрах региона, связанных с народной и православной культурой.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, принципы православной и светской педагогики, паломничество, формы духовно-нравственного воспитания, православная культура, паломнические экспедиции.
Система духовно-нравственного воспитания средствами православного паломничества ставит перед собой следующие задачи: содействие в формировании духовной культуры, духовных ценностей (ориентации), духовных идеалов и мировоззрения, а также накопление духовного опыта и выработку духовного смысла.
Православное понимание духовного воспитания базируется в первую очередь на христианской антропологии, в основе которой лежит фундаментальное положение о триединстве человеческого бытия.
Христианская антропология четко различает проявления телесные, душевные и духовные. Так, в апостольских посланиях человек представлен в виде трихотомии — дух, душа, тело. В. Н. Лосский |1, с. 67), говоря о человеческой природе Христа, замечает: «Его тело испытывает голод и жажду, душа Его любит, скорбит..., возмущается, Его человеческий дух прибегает к молитве, которая есть пища всякого твар-ного духа». Однако в Священном писании часто встречается также выражение «душа и тело». Как справедливо отмечает Л. В. Сурова, данное выражение относится не к составу человека, а к двум путям, двум возможностям бытия человека: возможности жизни духовной и жизни телесной, сосредоточенной исключительно на материальном (2, с. 481. Вообще же человек рассматривается как существо трехсоставное.
Согласно христианской антропологии, личность построена иерархически, и ее правильное развитие
предполагает не равномерное развитие всех ее сторон, а соблюдение определенных духовных приоритетов в развитии. Поэтому основополагающим моментом в православном воспитании, согласно учениям святых отцов, должно быть развитие духа, а средством к этому служит воспитание страха Божия, приобщение к молитве и развитие совести.
Если в светской педагогике понятая «духовность», «духовное» семантически окрашены положительно, то представители православной педагогики отмечают противоречия внутри материального и духовного. С точки зрения христианской антропологии, человек объединяет в себе духовный и материальный миры. По утверждению В. В. Зеньковского, «как эмпирическое развитие одушевляется и направляется духовным началом, так и духовное развитие нуждается в эмпирии, которой она опосредуется в своем выражении» [3, с. 48]. Таким образом, тело (материальное) может стать орудием страстей, а может способствовать победе в человеке «светлой духовности» (например, в том случае, если человек соблюдает «телесную чистоту»). Выделение противоречий внутри самих понятий «материальное» и «духовное» объединяет материальный и духовный миры в единое целое и дает более полное представление о человеке как целостном существе. В православной педагогике каждое воспитательное средство имеет комплексный характер; его воздействие направлено не только на приобщение к «светлой» духовности, но также на телесное очищение и воспитание чувств и эмоций,
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ