10. Менчинская EñA. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. -М.: Вентана-Граф, 2008. -112 с.
11. Халемский Г.А. Школа - территория здоровья // Педагогика. - 2005.- №3. - С.42
12. Шевченко Л. Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // Начальная школа. - 2006. - № 8. - С. 89.
Электронные ресурсы
1. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru
2. Каталог образовательных Интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: Ьйр:/Лллллл/.ог!о.ги/ги/ес!исайоп.эЬ1тI
3. Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИП-КРО: http://edu.perm.ru/poipkro/val/n-issldey.htm
В статье автор рассказывает о системе работы по формированию образовательного пространства, в котором учащиеся успешны и осознанно самоопределяются. Приводится алгоритм организации проектной и исследовательской деятельности учащихся по изучаемому предмету
Корепанова Алевтина Аркадьевна
учитель биологии и химии Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №97 с полным днем пребывания детей» г. Ижевск [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ И ХИМИИ
Как научить учащихся применять знания в жизни? Как организовать проектную и исследовательскую деятельность по предмету?
т
Ключевые слова:умение применять знания в практической жизни, ситуация совместного постижения действительности, школьный лагерь «Точка опоры», этапы работы над проектом, общеучебные умения
Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь.
Древнекитайская мудрость
Международные исследования (PIZA) показали, что по умению применять знания в практической жизни российские школьники находятся на 32 месте среди зарубежных сверстников. Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:
• в умении работать с информацией;
• в умении решать практические, социально - и личностно-значимые проблемы: проводить на-
блюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
• в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
По результатам международных исследований наши выпускники самоуверенны, беспомощны, трудолюбивы. Может ли школа повлиять на формирование личности?
Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни,
как правило, люди с низкой самооценкой. Одно из важных умений личности является умение адекватно оценить себя, свои силы. В типичной образовательной ситуации учитель транслирует знания, ученик их усваивает, все это происходит в рамках классно-урочной работы. Использование в своей работе проектной и исследовательской деятельности позволяет учителю создать на уроках и дополнительных занятиях по предмету ситуацию реальной жизни, где нет готовых знаний, при решении требуется самостоятельный анализ в каждой конкретной ситуации. Между учеником и учителем создается ситуация совместного постижения действительности. Возникает новые взаимоотношения на уровне коллега-коллега или наставник - младший товарищ. Создается ситуация передачи при личном тесном контакте навыков практической деятельности.
Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу
Свою работу с детьми начинаю с наблюдения, диагностики и обучения. На первом этапе работы с детьми проводятся теоретические занятия, где все без исключения учащиеся знакомятся с методом проектной и исследовательской деятельности. Большую помощь в организации работы с детьми по методу проектов оказывает школьный лагерь «Точка опоры». Его основная цель - помочь ученикам максимально раскрыть свой творческий потенциал. Ребята осваивают материал нескольких модулей: «Введение в метод проектов», «Методы и приёмы работы с информацией», «Языковое оформление проекта», «Основы естественнонаучного эксперимента», «Подготовка презентации» и других. Каждый ученик овладевает основами проектной деятельности в ходе работы над конкретным учебным проектом по определённой тематике, проходит все этапы его выполнения от постановки цели, задач, формулировки гипотезы до представления результатов работы и защиты на школьной научно - практической конференции.
Самый сложный этап работы это выбор темы. Учащиеся выбирают тему своей работы и работают по изученному на теоретических занятиях алгоритму. На этом этапе предусмотрены индивидуальные консультации. По окончании работы
ребята представляют результаты своей деятельности в классе. Каждый учится представлять свою работу, оценивать работы одноклассников, задавать вопросы выступающим. Происходит развитие коммуникативных навыков. Дети выполняют разные роли: выступающие, члены жюри, эксперты. По рекомендациям детей от каждого класса выдвигаются работы на школьную научно-практи-ческую конференцию. На школьной научно-прак-тической конференции участники могут сравнить свои работы с работами ровесников и учащихся старших классов.
По итогам школьной научно-практической конференции работы учащихся рекомендуются на конференции разного уровня: районные, городские, республиканские, международные. Такая работа была проведена мною в 2007-2008 учебном году среди учащихся восьмых классов, результат работы в 2009 году пять из них участники международной научно - практической конференции «От школьного проекта к профессиональной карьере» по разным предметам. Галиева Фарида победитель в секции «Актуальные проблемы в науках о природе и человеке» (химия)». В 2009-2010 учебном году аналогичная работа организована среди учащихся пятых классов. В школе №97 168 пятиклассников, приняли участие в создании проектов 138 учащихся, из них выступили на школьной научно-прак-тической конференции со своими докладами 32 человека, две работы приняты как стендовые доклады на международную конференцию «От школьного проекта к профессиональной карьере», которая прошла 25-26 марта 2010 в городе Саратове. Работа Рукавишниковой Ксении «Все кошки в гости к нам», участвовала в секции Фундаментальные закономерности природы. Работа Муллахметова Рината. «Влияние биоритмических процессов на успеваемость учеников», участвовала в секции: Актуальные проблемы в науках о природе и человеке (биология). Обе работы получили положительные отзывы и сертификаты участников конференции. Тезисы работ будут опубликованы в сборнике материалов конференции.
В своей практике использую несколько видов проектов.
• Это, во-первых, информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
• Во-вторых, исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение
гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.
• В-третьих, продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации.
• В-четвертых, практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
В ходе работы создается положительная мотивация к обучению, развивается познавательный интерес и творческие способности учащихся. У учащихся развиваются аналитические способности, расширяется кругозор. Они овладевают навыками исследовательской работы. Главный результат, который остается после такой работы - формируются общеучебные умения:
• Организационные: - организация своей деятельности в процессе работы;
• Мыследеятельностные1 выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
• Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
• Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
• Пoucкoвыei находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
• Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
• Оценочныеделать выбор в мире ценностей и поступков
Результаты такой работы это успешные выступления учащихся:
• на научно-практических конференциях различного уровня;
• в проектах различного уровня
• публикации.
Сложившаяся система работы формирует образовательное пространство, в котором созданы условия для проявления и реализации интересов учащихся, их продуктивного сотворчества с педагогом, раскрытия творческого потенциала, что способствует повышению мотивации к обучению, осознанному профессиональному самоопределению и успешности учащихся.
Литература
1. Алексеева М.П. Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - №3.
2. Вербицкий A.A. Ермакова О.Б. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №4.
3. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельност-ный компонент содержания учебно-познавательной компетенции. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - N° 1.
4. Гапоненко Т.В. Элективный курс «Основы социологии» в формировании социальной компетентности старшеклассников // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - N°3.
5. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: Материалы для опытно-экспери-ментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: НФПК, 2002.
6. Олешков М. Ю. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования // Педагогика. -2004. -N б.
7. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов н/Дону: Феникс. - 2007. -285 с.
8. Сиденко A.C. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения II Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. -№1.
Автор показывает значение рефлексии как важного момента развития мышления, сознания, учебной деятельности. Автор приводит примеры использования приемов рефлексии в своей работе.
Мохова Наталья Валерьевна
учитель географии Школа № 97 г. Ижевск
ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Как, используя приемы рефлексии в своей работе, повысить качество обучения?
т
Ключевые слова: интеллектуальная рефлексия, кластер, архивариус, мыслительный лист, «мозговой штурм», синквейн, интеллект-карта, пик взаимопонимания.
7. Интеллектуальная рефлексия
Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. ИР способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.
• В конце урока, или в ходе урока учащимся предлагается выбрать одно из утверждений:
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений:
3) Я только слушал предложения других:
4)Я выдвигал идеи...
• При разборе некоторых процессов, таких, например как круговорот воды в природе или строения реки и многих других детям предлагается моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы.
• Паучок (солнышко, цветочек) - фиксация ассоциативных связей любого понятия особенно нравиться учащимся средних классов
• Кластер (гроздья) - фиксация системного понятия с взаимосвязями
Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).
• Пометки на полях (инсерт. маркировка ) - обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать
• Архивариус - вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе). Например, детям предлагается не просто подготовить сообщение о том или ином путешественнике, а попытаться объяснить, почему он предпринял это путешествие, как оно проходило и какие принесло результаты.
• Написать сочинение «от имени... (путешественника, явления, человека с другого материка и т.д.)», можно в форме репортажа, интер вью. Можно разыграть написанное в виде сценки, монолога
• А вот прием шпаргалка (информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде) особенно любим у учащихся старших классов. Также детям можно предложить составление памяток, схем или текстов для справочников.
• Стрелки или графики, на которых ученики изображают результат рефлексии, по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения ... - т.е. различные виды рефлексии
• Мыслительный лист. Это обычный лист нелинованной бумаги не самого хорошего качества (парадоксально, но почему-то на белых тетрадных листах мысли рождаются гораздо хуже). На этих листах по ходу урока учащиеся кратко отвечают на вопросы, требующие размышления. Ученик обязательно должен высказать любую версию (пусть даже неправильную и невероятную!). Все ответы обязательно проверяются и оцениваются следующим образом: + (плюс) - хорошая мысль; | (пол плюса) - идея есть, но недостаточно чётко сформулирована, не совсем правильное пояснение; +! означает «Блеск!» и приравнивается к полутора плюсам. Неверный ответ оценивается не минусом, а точкой (.), которая как бы предполагает дальнейшее развитие мысли. Все эти знаки выставляются на лист учёта знаний. Когда в сумме набирается пять плюсов, ученик получает заслуженную (и очень ценную!) мыслительную пятёрку. Кто-то заработает её достаточно быстро, кому-то потребуется значительно больше времени, но каждый обязательно эту отметку получит и начнёт «собирать плюсы» на следующую. Кажущаяся на первый взгляд сложной система учёта на самом