ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА ИНСТИТУТА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
М. Г. Цыренова Е. А. Хантуева
В статья раскрыты актуальные формы повышения квалификации учителей в рамках непрерывного образования. Организация проектной деятельности в условиях образовательных экспедиций рассматривается как перспективное направление развития региональной системы непрерывного образования, создания инновационной образовательной среды для переподготовки, повышения квалификации учителей и руководителей школ. В статье представлен опыт Института непрерывного образования Бурятского государственного университета.
The article is devoted to relevant forms of teachers' professional development within the frameworks of continuous education. A project activity in educational expeditions is considered as a direction showing considerable promise of the regional continuous education system development, establishment of innovative educational environment for retraining professional development of teachers and principals. The article is based on the experience of the Institute of continuous education, Buryat State University.
Ключевые слова: проектная деятельность.
Key words: project activity.
В статье рассматривается содержание и направления взаимодействия классического университета с общеобразовательными школами в развитии региональной системы непрерывного образования, в создании инновационной образовательной среды для переподготовки, повышения квалификации учителей и руководителей школ. Институциональной формой такого взаимодействия в Бурятском государственном университете является Институт непрерывного образования (далее - Институт), созданный в 2009 г. Наш опыт показывает, что привлекательность Института для потенциальных партнеров обеспечивается опорой на результаты анализа образовательных потребностей образовательных организаций, анализа образовательной сети и деятельности основных конкурентов (партнеров). Институт является структурным подразделением университета, что позволяет ему осуществлять учебнометодическую, исследовательскую и проектную деятельность по оснащению педагогических и управленческих кадров учреждений общего, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования передовыми образовательными технологиями. Это способствует созданию условий для эффективного развития и реализации инновационных образовательных программ и структур в соответствии с заказом слушателя и учреждения, направившего его на учебу.
188
Повышение квалификации превращается в непрерывный процесс, базирующийся на личной заинтересованности, контролируемый и осуществляемый самим педагогом в различных вариантах формального, неформального и информального образования. Стартовой точкой этого процесса являются оценка и самооценка субъектом своего вклада в деятельность и развитие образовательного учреждения. Содержание обучения определено системой профессиональных знаний, профессиональных компетентностей и личностных качеств учителя, востребованных конкретным образовательным учреждением на определенном этапе его развития. Ведущей технологией повышения квалификации мы определяем проектно-исследовательскую деятельность слушателя курсов. Результатом повышения квалификации становится индивидуальный проект слушателя по разработке, внедрению и распространению инноваций, обеспечивающий повышение качества работы образовательной организации. Использование проектных технологий формирует слушателя как субъекта инновационного развития образовательной организации; обеспечивает непрерывный, инициативный и творческий характер повышения квалификации в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией.
Образовательные программы, в основе которых лежат проектноисследовательская деятельность обучающихся, реализуются через образовательные международные экспедиции. Это инвариантный компонент, где формируются новая модель профессиональной деятельности учителя для работы в условиях новых ФГОС. Деятельность Института в рамках международных образовательных экспедиций направлена: (а) на углубление межвузовского международного сотрудничества в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров; (б) менеджмент межрегиональных и международных образовательных проектов; (в) обеспечение участия работников образовательной отрасли в инновационных процессах, формирующих образовательную ситуацию в регионах России и международном сообществе; (г) координацию деятельности в республике по созданию целостной системы повышения квалификации кадров по актуальным направлениям модернизации образования в едином сетевом образовательном пространстве.
Эффективность проектной деятельности была изучена при организации образовательных экспедиций в г. Улан-Батор (Монголия). С 2008 г. по 2014 г. было проведено семь международных образовательных экспедиций (4 - студенческие и 3 учительских). Целью первого (октябрь 2008 г.) международного образовательного проекта был сравнительный анализ систем общего исторического образования в России и Монголии, формирующихся в 1990-е начале 2000-х гг. под воздействием кардинальных общественно-политических, экономических, культурных и геополитических факторов. Не секрет, что во времена Советского Союза степень его влияния на все стороны жизни монгольского общества и государства была очень существенной, в орбите
189
прямого идеологического воздействия и заимствований находились также система общего исторического образования и практика подготовки учителей истории. После распада СССР монгольским историкам и педагогам пришлось заново определять ценностно-целевые приоритеты учебного предмета «История», перерабатывать концепции курсов всемирной и отечественной истории, обновлять макеты школьных учебников, менять содержание и формы подготовки учителей-гуманитариев [3]. Международный образовательный проект, задуманный как способ изучения систем исторического образования в современной России и Монголии, превзошел первоначальные целевые установки, раздвинул границы познания иной историко-культурной среды и образовательного пространства, привел к более существенным результатам в становлении опыта межкультурного взаимодействия, уважительного отношения и интереса к сопредельным странам и народам, в самопознании и самореализации студентов в процессе профессиональной и социальнокоммуникативной практики. Эти очевидные для всех участников проекта эффекты позволяют отнести его к инновационным формам не только профессиональной подготовки студентов-гуманитариев, которые эффективно отвечают на вызовы современного мира, актуализируют роль истории в становлении личности и как средства коммуникации в поликультурном обществе; но и при повышении квалификации учителей истории, так как они адекватны целям историко-обществоведческого образования в средней школе и требованиям к подготовке педагогов.
Поэтому образовательные экспедиции стали активно использоваться и в системе повышения квалификации учителей в нашем Институте, для того чтобы научить учителей организации проектной работы учащихся. Это стало актуальным еще и потому, что новый ФГОС ориентирован на проектноисследовательскую деятельность учащихся. Программа получила общее название «Мультикультурное образование в современном мире». В основном это были образовательные экспедиции в соседнюю для нас страну - Монголию (г. Улан-Батор) по следующим темам: «Образ жизни и менталитет кочевника» (2011-2013), «Религии в изменяющемся мире» (2014). За этот период по нашей программе обучилось более 100 учителей истории, географии, литературы и ОРКСЭ из разных регионов РФ. В процессе образовательных экспедиций слушатели, посещая музеи, принимая участие в экскурсиях и встречаясь с учеными и учителя другой страны, выполняли различные проектные задания, такие как: «Дворец-музей Богдо-гэгэна VIII как хранилище памяти и исторический источник», «Один день Монголии» - интеллектуальный пазл-соревнование (по картине Б. Шарава), «Исторический музей как фактор идентификации и самоидентификации монголов», «Другая страна, другой университет, другая школа...», «Пространство в кочевой культуре», «Внутренний и внешний образ кочевника», «Один день кочевника», «Религия в кочевом обществе», «Улан-Батор: кочевая культура в городском пространстве», «Пространство и время в ментальной карте кочевника», «Я поведу те-
190
бя в музей...» (индивидуальные посещения музеев г. Улан-Батор с тем, чтобы они разработали комплекс познавательных заданий, рабочих листов для школьников) и др. [4; 5]. Слушатели курсов имели возможность изучать образ жизни и менталитет кочевника, «путешествуя на машине времени» в стилизованной монгольской деревне XIII в. (пригород г. Улан-Батор). Для раскрытия темы дня «Кочевничество в современной исторической науке Монголии: другая страна, другая история» был организован мини-лекторий в Академии наук Монголии. Итоги проектной деятельности подводились на ежегодной Всероссийской летней школе учителей истории и литературы (пос. Танхой, Кабанский район, Республика Бурятия). Проектные задания слушателей были ориентированы на изучение историко-культурного пространства монгольской столицы и ее пригородов; на сопоставительный анализ исторических памятников России и Монголии, на понимание истории соседней страны через музеи, скульптурные композиции, посещение школы и университета.
Наш проект - это не реконструкция конкретного исторического события, это, скорее, целенаправленный комплекс различных исследовательских стратегий, изучающих содержание исторической памяти о тех или и иных событиях в России и Монголии, а также способы управления этой памятью посредством различных коммеморативных мероприятий, факторы формирования индивидуальной памяти людей, причины дискуссионности многих вопросов в современной исторической науке. Участие в проектной деятельности выводит всех, соприкасающихся с историей, на путь формирования критического мышления, многоперспективного видения прошлого и настоящего, развития эмпатии, толерантности, уважения к историкокультурному многообразию своей страны и мира. Проектные задания не просто усложняются от одного объекта к другому в анализе способов формирования «исторической памяти», но и последовательно развивают ключевые проблемы общего проекта: координаты и характеристики «пространства памяти», типы и виды источников, принципы их отбора для конкретных «проектов памяти», многоуровневый анализ источников, механизмы формирования «образа врага» и др. [3]. Работая по теме проекта, слушатели изучали исторические источники, проводили социологические исследования, вникали в суть проблемы, что им позволило овладеть как новым историческим знанием, так и умением работать в группе, освоить и профессиональные компетенции как учителя,так и историка.
В результате выполнения проектных заданий у слушателей формировались умения выбирать проблему и тему исследования, составлять программу и подбирать методики исследования, подведения итогов тестирования, анализа и интерпретации полученных результатов. Формирование исследовательской компетентности слушателей происходило и при подготовке письменного отчета о выполнении проекта с использованием результатов собственных микроисследований. Проекты, созданные учителями в процессе образовательных экспедиций, в процессе работы курсов и пред-
191
ставленные на различных уровнях конференций, - это идеи, подходы и методики, а также рекомендации, которые могут быть широко использованы в работе учителей-предметников. Опыт учебно-методической деятельности педагогов общеобразовательной школы и вуза, сформировавшийся в ходе реализации совместной проектной разработки, может представлять интерес для образовательных организаций как в научном, так и в практическом плане.
Отметим, что в процессе разработки и реализации проекта были выявлены не только положительный потенциал совместной деятельности в обозначенном направлении, но и риски такого взаимодействия, например, недостаточный уровень готовности преподавателя вуза к работе в условиях интенсивного развития инновационных образовательных процессов. Результативность предлагаемого подхода к организации активной проектной деятельности слушателей в процессе образовательных экспедиций подтверждается осмыслением и систематизацией собственного педагогического опыта учителями и руководителями школ, их готовность к инновационной деятельности в условиях смены образовательной парадигмы, а значит, к инновационному непрерывному образованию в течение всей жизни.
Список литературы
1. Арнаутов В. В., Сергеев Н. К. История и современное состояние непрерывного педагогического образования // Преподаватель. - 2001. - № 2. - С. 4-11.
2. Глебова Г. Ф. Смоленский государственный университет в реализации международной образовательной программы ТЕМПУС IV // Изв. Смоленского гос. ун-та. - 2013. - № 3. -С. 494-502.
3. Стрелова О.Ю., Цыренова М.Г., Аюшиева И.Г. Проектная деятельность как способ формирования профессиональных компетентностей студента и преподавателя (по материалам междунар. образовательного проекта). - Улан-Удэ: изд-во Бурятского гос. ун-та, 2009.
4. Цыренова М.Г., Стрелова О.Ю., Аюшиева И.Г. Халхин-Гол: место памяти (по материалам международного образовательного проекта). - Улан-Удэ: изд-во Бурятского гос. унта, 2012. - 92 с. (на рус. и монг. языках).
5. Цыренова М.Г., Аюшиева И.Г. Политические репрессии в России и Монголии: историческая память (по материалам III междунар. образовательного проекта). - Улан-Удэ: изд-во Бурятского госуниверситета, 2011. - 118 с.
192