10. Padalko A. E. Tasks and exercises for the development of creative imagination of the students (IV—V classes) [Zadachi i uprazhnenija po razvitiju tvorcheskoj fantazii uchashhihsja (IV-V klassy)]. Moscow: Prosveshhenie, 1985. 127 p. (In Russian).
11. Pedsovet.su. Available at: http://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169. (accessed 11.11.2017). (In Russian).
12. Pokrovskiy S. F. Experiments and observations in homework in physics [Opyty i nabljudenija v domashnih zadanijah po fizike]. Moscow: Publishing house of APN of the RSFSR, 1963. 416 p. (In Russian).
13. Savenkov A. I. The Path into the unknown: How to develop your research skills [Put' v neizvedannoe: Kak razvivat' svoi issledovatel'skie sposobnosti]. Moscow: Genesis, 2005. 95 p. (In Russian).
14. Shumakova N. B. Age matters: the role of question in the cognitive and personal development of children [Vozrast voprosov: rol' voprosa v poznavatel'nom i lichnostnom razvitii rebenka]. Moscow: Znanie, 1990. 80 p. (In Russian).
15. Yudina E. G. Position of teachers: authoritarianism and partnership. Questions of psychology [Voprosy psihologii]. 2005. № 4. P. 132-142 (In Russian).
УДК/uDC 371.385.5:81 С. В. Тимофеева
S. Timofeeva
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
peculiarities of students' research activity realization IN A work of A language AND LITERATuRE TEACHER
Введение. Требования федерального государственного образовательного стандарта обусловили необходимость обучения школьников такой деятельности, которая связана прежде всего с решением различных задач. Это значит — делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель, оптимально организовывать свою деятельность. При этом педагогам нужно помогать ребенку сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Автором статьи актуализирована необходимость исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. На примере работы «Изображение традиций русских православных праздников в романе И. С. Шмелева «Лето Господне»» показаны практические приемы работы с обучающимися 5-х классов.
Методология. Методологическим основанием является деятельностный и культурологический подходы, исследование традиций русских православных праздников.
Результаты. В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по организации исследовательской деятельности. Показана исследовательская работа обучающегося при изучении романа И. С. Шмелева «Лето Господне» в 5-м классе.
Заключение. Применение исследовательской деятельности развивает у обучающихся умение мыслить, проявлять инициативу, работать творчески, стремиться самовыразить и самореализовать себя, что является качествами успешной личности. При этом современный учитель, организуя исследовательскую деятельность, может помочь обучающимся проявить таланты, реализовать творческий потенциал, стать успешным в том направлении, которое ему наиболее близко.
Introduction. The requirements of the federal state educational standard determined the necessity of training the schoolchildren for such activity, which is connected, first of all, with the solution of various tasks. It means making the teaching motivated, teaching the child to set a goal for himself, organizing optimally his activities. At the same time, teachers should help the child to develop skills of control and self-control, evaluation and self-esteem. The author of the article actualized the necessity of implementing research activities in the lessons of the Russian language and literature. On the example of the work "Image of Russian Orthodox holidays traditions in the novel of I. S. Shmelev "Leto Gospodne" practical methods of working with fifth-grade students are shown.
Materials and Methods. The methodological basis is the activity and culturological approaches, the study of Russian Orthodox holidays traditions.
First International Ideas Festival "Realization of educational technologies of the activity type: tasks, approaches, perspectives'
Results. In the article research activity realization experience of a language and literature teacher is represented. The research work of a 5 Year student searching into a novel of I. S. Shmelev "Leto Gospodne" is shown.
Conclusions. The introduction and use of research activity develops in the students the ability to think, to show the initiative, to work creatively, to strive expressing themselves and engaging in self-realization, which are the qualities of a successful personality. At the same time, a modern teacher, implementing research activities, can help students to show talents, to realize creative potential, to become successful in the closest to him direction.
Ключевые слова: исследования обучающихся, учитель-предметник.
Keywords: students' research, subject teacher.
В основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит деятельностный подход к обучению и воспитанию обучающихся [3]. Что такое воспитать личность? Каким должен быть выпускник средней школы? Задачи учителя — помочь ребенку найти себя, проявить его таланты, реализовать творческий потенциал, помочь стать успешным в том направлении, которое ему наиболее близко. Способности ребенка развивают сначала родители, затем воспитатели и учителя начальных классов. К нам, учителям-предметникам, дети уже приходят с определенным багажом знаний и умений. Но, основываясь на личном опыте своей двадцатилетней педагогической деятельности, могу сказать, что не все обучающиеся, которые переходят из младшего школьного звена в среднее, умеют мыслить и действовать. По требованиям ФГОС обучающегося нужно учить такой деятельности, которая связана прежде всего с решением различных задач, то есть делать учение мотивированным, учить школьника самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения (т. е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ему сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
В 2016/2017 учебном году в 5-х классах началась работа по новой программе и линии учебников «Алгоритм успеха» [1]. Литературу изучали по учебнику Б. А. Ланина, составленному на основе достаточно насыщенной произведениями разных жанров программе этого автора. Трудность была в недостаточном количестве времени на уроках для тех вопросов, на которые обучающиеся самостоятельно и коллективно искали ответы. Технологии организации проектно-исследовательской деятельности были знакомы обучающимся с начальной школы. Работа в этом направлении продолжалась. Исследование и проект — виды деятельности, дополняющие друг друга. Исследование формирует способность мыслить и действовать самостоятельно. В разделе «Среди ровесников» обучающимся были предложены для изучения главы из романа И. С. Шмелева «Лето Господне»: «Чистый понедельник», «Благовещение», «Пасха».
Роман «Лето Господне» автобиографический. Каждая глава книги посвящена отдельному событию и представляет собой маленькое завершенное произведение. Благовещенье, Пасха, Троица, Преображение, Рождество, Крещенье, Масленица, Покров, Вербное Воскресенье — все эти праздники описаны в романе. Шмелев показывает нам православную Русь из сердечной глубины верующего ребенка. Обучающимся произведение понравилось тем, как мастерски, ярко, очень интересно и простым языком автор рассказал о жизни наших предков конца Х!Х века в Москве. Глазами почти их ровесника, главного героя, Шмелев сумел увидеть и донести до современных детей традиции празднования русских православных праздников. Как выяснилось в результате опроса, почти все обучающиеся отмечают такие русские православные праздники, как Рождество, Масленица, Пасха, но не знают традиций этих праздников, а про другие даже не слышали. Так родилась тема исследовательской работы «Изображение традиций русских православных праздников в романе И. С. Шмелева «Лето Господне». Актуальность работы заключалось в восполнении пробелов в знаниях обучающихся по этой теме. При подготовке к работе была выдвинута гипотеза: по роману И. С. Шмелева можно узнать, как отмечались русские православные праздники в России в конце Х!Х века. Поставлена цель работы: узнать традиции русских православных праздников на примере романа Шмелева «Лето Господне». Задачи: прочитать фрагменты романа И. С. Шмелева «Лето Господне» из учебника литературы и узнать историю его создания; изучить историю и традиции русских православных праздников; выяснить, насколько достоверно в своем романе автор описывает традиции этих праздников.
Professional Education in Russia and Abroad 3 (27) 2017
221
Был составлен план работы над исследованием. На первом этапе определены места и способы сбора информации (в основном сайты). Далее был отобран необходимый материал по следующим разделам основной части:
1. Иван Сергеевич Шмелев и его роман «Лето Господне».
2. Чистый понедельник. История праздника. Чистый понедельник в романе Шмелева.
3. Благовещение. История праздника. Благовещение в романе Шмелева.
4. Пасха. История праздника. Пасха в романе Шмелева.
При изучении материала было найдено много интересных фактов, о которых хотелось рассказать обучающимся. Например, при работе над главой «Чистый понедельник» привлекли внимание традиции питания во время поста, поэтому приложением к работе стал небольшой сборник рецептов постных блюд. Далее встал вопрос о способе представления результатов работы. Было решено, что это будет текстовое описание с использованием презентации. Несмотря на то, что исследование было индивидуальным, к нему были привлечены и другие обучающиеся. Был организован конкурс рисунков к роману Шмелева. После представления исследования прошло активное обсуждение. В своем финальном выступлении обучающаяся сказала о том, что благодаря книге И. С. Шмелева «Лето Господне» узнала много нового о жизни наших предков на Руси, в частности о том, как они отмечали православные праздники, то есть выдвинутая ею гипотеза подтвердилась. Прочитав фрагменты романа, она познакомилась с традициями и обычаями наших предков, связанными с православными русскими праздниками: Чистый понедельник, Благовещение, Пасха. Чтение романа позволило ей приобщиться к огромному пласту русской культуры, обогатило не только словарный запас, но и духовный мир. Произведение ее настолько заинтересовало, что захотелось прочитать роман полностью, тем самым узнать еще больше о радостях, праздниках и скорбях наших предков. С этой работой обучающаяся успешно выступила на региональных мероприятиях: VI Открытом конкурсе проектно-исследовательских и реферативных работ школьников «Мир начинается с меня», где получила диплом II степени; научно-практической конференции «Ломоносовские чтения» (диплом победителя в номинации «Практическая значимость»).
Задача учителя заключалась не только в руководстве исследованием. Главным было заинтересовать как можно больше школьников этой темой. В проектно-исследовательскую деятельность должны быть вовлечены все обучающиеся. Кажется, это удалось. Вскоре в городе прошел конкурс творческих работ обучающихся «Пасха Красная», где приняли участие двенадцать моих учеников, получив не только сертификаты участников, но и дипломы призеров в двух номинациях.
Обозначенное исследование — это начальный этап формирования исследовательской компетентности. В 6-м классе наряду с исследованием планируется создание разного рода проектов [2]. Результаты этого года показали, что внедрение и использование технологий организации проек-тно-исследовательской деятельности развивает умения мыслить, проявлять инициативу, работать творчески, стремиться самовыразить и самореализовать себя. Все это качества успешной личности, формирование которой — основная задача учителя.
Литература
1. Основная образовательная программа образовательной организации, использующей систему УМК «Алгоритм успеха» [Электронный ресурс]. URL: https://dnofa-ventana.nu/matenial/osnovnaya-obnazovatelnaya-pnognamma-dlya-obrazovatelnykh-uchrezhdeniy-/ (дата обращения: 05.05.2017).
2. Тимофеева С. В. Проектные методы в работе учителя-словесника //Информационная среда школы как ресурс исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса : материалы II Всерос. науч.-практ. симпозиума с между-нар. участием. Томск : Изд-во ТГПУ, 2013. 98 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 05.05.2017).
References
1. The main educational pnognam of an educational onganization using the system of leanning kit «Success Algorithm» [Osnovnaja obnazovatel'naja pnognamma obnazovatel'noj onganizacii, ispol'zujushhej sistemu UMK «Algonitm uspeha»]. Available at: https://dnofa-ventana.nu/matenial/osnovnaya-obnazovatelnaya-pnognamma-dlya-obnazovatelnykh-uchnezhdeniy-/. (accessed 05.05.2017). (In Russian).
2. Timofeeva S. V. Design methods in the wonk of a language and litenatune teachen. Information environment of the school as a resource for research activities of subjects of the educational process: materials of the II All-Russian Scientific and Practical Symposium with international participation [Infonmacionnaja sneda shkoly kak nesuns issledovatel'skoj dejatel'nosti sub'ektov obnazovatel'nogo pnocessa : matenialy II Vsenossijskogo nauchno-pnakticheskogo simpoziuma s mezhdunanodnym uchastiem]. Tomsk: Publishing House TGPU, 2013. 98 p. (In Russian).
3. Fedenal state educational standand of basic genenal education [Fedenal'nyj gosudanstvennyj obnazovatel'nyj standant osnovnogo obshhego obnazovanija]. Available at: http://минобрнауки.рф/документы/938. (accessed 05.05.2017). (In Russian).