Научная статья на тему 'Организация проектно-исследовательской деятельности бакалавров по изучению истории использования полимерных тканей в костюме'

Организация проектно-исследовательской деятельности бакалавров по изучению истории использования полимерных тканей в костюме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИЗАЙН / КОСТЮМ / ИСКУССТВО / ПОЛИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / DESIGN-RESEARCH ACTIVITY / DESIGN / SUIT / ART / POLYMERIC MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазина С. А.

Одной из актуальных задач педагогики является развитие самостоятельности, творчества и активизации познавательной деятельности студентов. Решением данной проблемы становится использование активных методов обучения, которые способствуют формированию профессиональных навыков у будущих дизайнеров. Студентам предлагается исследовать исторические костюмы и на их основе создать модель современного костюма с применением полимерных тканей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муртазина С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of actual problems of pedagogics is development of independence, creativity and activization of informative activity of students. Use of active methods of training which promote formation of professional skills at future designers becomes the solution of this problem. Students are offered to investigate historical suits and on their basis to create model of a modern suit with application of polymeric fabrics.

Текст научной работы на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности бакалавров по изучению истории использования полимерных тканей в костюме»

С. А. Муртазина

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ ТКАНЕЙ В КОСТЮМЕ

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, дизайн, костюм, искусство, полимерные материалы.

Одной из актуальных задач педагогики является развитие самостоятельности, творчества и активизации познавательной деятельности студентов. Решением данной проблемы становится использование активных методов обучения, которые способствуют формированию профессиональных навыков у будущих дизайнеров. Студентам предлагается исследовать исторические костюмы и на их основе создать модель современного костюма с применением полимерных тканей.

Keywords: design-research activity, design, suit, art, polymeric materials.

One of actual problems of pedagogics is development of independence, creativity and activization of informative activity of students. Use of active methods of training which promote formation ofprofessional skills at future designers becomes the solution of this problem. Students are offered to investigate historical suits and on their basis to create model of a modern suit with application ofpolymeric fabrics.

Проблема развития самостоятельности и творчества, активизации познавательной деятельности обучающихся является одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к профессиональной деятельности и общению предполагает создание дидактических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения [1].

В условиях профессионально-

ориентированного подхода первоочередными задачами любой дисциплины становятся: обеспечение реального вклада каждого учебного предмета в методологическую, теоретическую, технологическую подготовку бакалавра к дальнейшему образованию и профессиональной деятельности; целостное и направленное

формирование потребностей и умений использования его научного содержания, обеспечение мотивации к изучению всех дисциплин; развитие интегрального мышления, интеллекта на основе целостного подхода к обучению.

Основываясь на многолетний опыт работы в системе профессионального образования Т.С.Паниной [2], мы можем отметить, что обучение станет более эффективным и достигнет желаемых результатов, если:

• студенты открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;

• получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;

• могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;

• могут быть самими собой, не боятся выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативной оценки.

Практически все эти требования

соблюдаются, если используется активный режим обучения, одним из составляющих которого является проектный метод, основанный на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения.

Основная задача метода проектов

заключается в развитии познавательных навыков студентов, умении самостоятельно

систематизировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитии

критического мышления. Метод проектов

ориентирован исключительно на самостоятельную деятельность, выполняемую в течение

определенного отрезка времени. Он предполагает решение поставленной проблемы,

предусматривающей использование разнообразных методов, средств обучения и интегрирование знаний, умений из различных областей науки. Умение пользоваться методом проектов -показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Данные технологии предусматривают, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Цель обучения истории искусств заключается в совершенствовании практически всех компонентов профессиональной компетенции бакалавра в процессе проектной деятельности. При этом развиваются следующие навыки и умения [3]:

• интеллектуальные (умение работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, организовывать поиск новой информации, выделять главную мысль, анализировать и делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);

• творческие (умение находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более

рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);

• коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль);

• навыки и умения, связанные с речевой деятельностью (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях).

Проектную технологию целесообразно применять как непосредственно на аудиторных занятиях, так и в самостоятельной деятельности, предшествующей семинарам и основанной на использовании информационных технологий. Самостоятельное изучение искусства, культуры и традиций в области дизайна костюма предполагает посещение галерей, выставок, изучение искусствоведческой литературы (эссе, монографии, критические статьи, очерки и т.д.), овладение поисковыми и аналитическими методами, навыками исследовательской работы, участие в конкурсах и конференциях. Проектная организация

самостоятельной работы студентов-дизайнеров позволяет им в большей степени интересно и многопланово проявить свои личностные качества, знания по дисциплине, достичь значимых для них определенных успехов.

Для реализации метода проектов нами составлены определенные требования к его использованию.

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения: исследование исторических и территориальных особенностей культуры, предпосылок развития художественных стилей в искусстве и дизайне.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов: доклад об актуальности в современном дизайне художественных стилей и необходимости их изучения в рамках истории искусств; выполнение эскизов современных костюмов с использованием элементов исторического стиля; подготовка презентации, раскрывающую суть выбранной задачи.

3. Самостоятельная деятельность студентов: индивидуальная или групповая.

4. Определение практической значимости проекта и его конечных целей.

5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6. Структурирование проекта: указание поэтапных действий и результатов.

7. Использование исследовательских методов:

• определение проблемы,

вытекающих из нее задач исследования;

• выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

• оформление конечных результатов;

• анализ полученных данных;

• подведение итогов, корректировка, выводы.

Кроме вышеперечисленных условий успешной работы по методу проектов, необходимо также владеть и технологией самого проектного метода. Важным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно -подготовительный этап. При планировании на учебный семестр нами выделяется ведущая тема и 10-15 подтем для индивидуальных или групповых работ. Студенты имеют возможность выбрать тему или направление проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности.

Будущие дизайнеры и сами могут предложить свои темы, не входящие в общую учебную программу, но и не отклоняющиеся от ведущей темы. При этом студенты ориентируются на собственные предпочтения и интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Однако чаще темы проектов относятся к актуальному и практическому вопросу, требующему привлечения знаний студентов не только по одной дисциплине, а также из разных областей, их творческого мышления,

исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Особенностью работы преподавателя при этом является процесс объединения обучающей (дидактической) деятельности студентов, научнометодической и исследовательской. Организация исследовательской деятельности бакалавров весьма актуальна при большом объёме информации дисциплины. Исследовательский компонент

проектной деятельности способствует

самостоятельному мышлению, умению ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки. Под исследовательской

деятельностью понимают деятельность студентов под руководством преподавателя, связанную с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

В ходе проектной деятельности существенно меняется роль студентов: они

выступают активными участниками учебного процесса. Деятельность в рабочих группах формирует навыки работы в команде, конструктивное критическое мышление, чего практически нельзя достичь при традиционной форме обучения. Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. Этапы самоанализа и защиты позволяют студентам и преподавателю подробно анализировать выполненную работу, ее логику, причины неудач и последствия деятельности. Осознание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности,

формирует личный интерес к новому знанию, к подбору качественно новой информации.

Проектно-исследовательская деятельность предназначена для всех категорий студентов. Она направлена на способность осознания задач проектной и научно-исследовательской

деятельности, умение поставить цель и организовать ее успешное достижение, а также творческих, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет нам решить следующие проблемы:

• приобретение знаний о структуре проектной и научно- исследовательской деятельности;

• приобретение знаний о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

• овладение способами деятельностей:

учебно-познавательной, информационно-

коммуникативной, рефлексивной;

• выявление образовательного запроса учащихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;

• разработка рекомендаций по выполнению проектов;

• создание оптимальных условий для развития и реализации способностей студентов.

В программу содержания исследования по дисциплине «История искусств» нами включены:

• изучение и сопоставление творчества различных представителей изобразительного искусства и дизайна костюма;

• анализ развития определенного стиля или направления в истории мировой культуры и дизайна;

• изучение процесса развития свойств натуральных и полимерных тканей;

• анализ применения полимерных тканей в современном дизайне костюма;

• определение стилевого единства в искусстве и костюме разных эпох.

Все темы нашего проекта затрагивают различные виды и направления искусства: архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, дизайн, акционистические виды искусства. Проектноисследовательская работа позволяет

продемонстрировать будущим дизайнерам знание искусствоведческой терминологии, умение пользоваться научной литературой по выбранной теме, владение поисковыми, аналитическими методами, определить проблему, цели и задачи исследования, подчеркнуть актуальность и выделить новизну.

При выполнении исследовательского проекта, как утверждает А.Е.Упшинская, формируется и информационная компетенция, предполагающая умение работать с информацией,

где важную роль играет умение исследовать информацию: вести ее поиск, находить нужную и отбирать в ней приоритетную для темы поиска, а затем применять в требуемом направлении. Это умение, отмечает автор, очень ценное для решения профессиональных проблем, освоения профессии, совершенствования и продвижения к более высокому уровню в профессии [4].

Исследовательский проект студенты разрабатывают в ходе самостоятельной работы под руководством преподавателя на завершающем этапе изучения курса дисциплины «История искусств».

Для проекта предлагается исследовать определенный исторический художественный стиль с целью применения его в дальнейшей дизайнерской деятельности. Процесс разработки проекта по

исследованию художественного стиля нами

представлен в следующем порядке:

1. Выбор темы и постановка проблемы: студенты сами выбирают исторический стиль, учитывая свои профессиональные интересы, позиции, склонности.

2. Постановка целей и задач: студенты задают цель определить единство стиля в искусстве, дизайне, костюме.

3. Поисковая работа: студенты

проводят сбор информации для выполнения проекта: знакомятся с необходимой литературой, с данными интернета и СМИ, посещают музеи.

4. Проведение исследования: студенты

определяют способ получения необходимой информации, составляют план исследования.

Обосновывают место выбранной темы в структуре

дисциплины «История искусств» и междисциплинарные связи. Доказывают единство стиля в искусстве, дизайне, костюме.

5. Формулирование выводов: студенты подводят итог исследованию. Выполняют эскиз модели современного костюма в выбранном стиле с учетом использования современных полимерных материалов.

6. Выполнение презентации: студенты

выполняют отчетную мультимедийную

презентацию по выбранной теме с подбором иллюстративного материала: на слайды выносятся тезисы, схемы, репродукции произведений изобразительного искусства, изображения архитектурных и скульптурных произведений, изображения исторических и современных костюмов, предметов дизайна, таблица со свойствами натуральных и полимерных тканей, эскизы авторской модели.

7. Защита исследовательского

проекта: студенты выступают с докладом перед аудиторией. Проводится обсуждение и оценка проектной работы. Проект оценивают не только по результатам практической работы. Не менее важно при этом развивать и оценочную деятельность студентов.

Таким образом, бакалавры сами определяют цели и задачи изучения дисциплины «История искусств», осуществляют отбор учебной

информации, исходя из замысла проекта. Это

позволяет им решать профессиональные задачи в контексте дизайнерской деятельности. В ходе работы над данным проектом в рамках проектнодеятельностной технологии обучения бакалавры дизайна освоили сущность и последовательность процесса проектной деятельности и овладели основами технологического подхода к реализации своей будущей профессиональной деятельности. Готовность и способность бакалавров к ее осуществлению на высоком уровне профессиональной компетентности подтверждается положительными результатами опытноэкспериментальной работы. Проектная

деятельность, проведенная в процессе изучения дисциплины «История искусств» является одним основных педагогических условий формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна.

Литература

1. Муртазина, С. А. Педагогические технологии формирования профессиональной компетенции бакалавров полимерного профиля / С.А.Муртазина, В.В.Хамматова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- № 9 - С. 347-355.

2. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

- 176 с.

3. Шевелева, Л.В. Проектно-исследовательская

деятельность как одно из направлений модернизации современного образования / Л.В.Шевелева // Приоритетный национальный проект как фактор системных изменений в образовании: Интернет-

конференция, 2008. - http://www.omskedu.ru/confe

4. Упшинская, А.Е. Формирование компетенций выпускника в условиях интеграции науки и образования / А.Е.Упшинская. - М.: Изд-во СГУ, 2009.

- 129 с.

© С. А. Муртазина - ст. препод. каф. дизайна КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.