УДК 681.51:[658.012.12.003.12:656.614.3]
А. А. Ханова, А. С. Пономарёва
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ВИДЕ ЦИКЛА УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ
Введение
Анализ опыта успешных компаний позволил выявить ряд факторов, которые привели их к успеху. Компании ставили перед собой амбициозные, но реализуемые цели, и определяли пути их достижения - стратегии. Однако разработка стратегии является необходимым, но недостаточным условием успеха. Один из возможных путей - разработка оптимальных бизнес-процессов, которые приведут компанию к реализации ее стратегических целей, и построение организационной структуры, способной обеспечить эффективное выполнение бизнес-процессов [1].
Конкурентоспособность организации в настоящее время в значительной мере определяется ее способностью быстро и эффективно реагировать на происходящие перемены, поэтому постоянное улучшение - один из ключевых принципов деятельности любой организации, стремящейся не просто выжить, а успешно осуществлять свою деятельность в долгосрочной перспективе.
Потребность в инструментах и методах, способных помочь в решении этих задач, в определенной степени обусловила появление и развитие методов управления эффективностью предприятия, процессного подхода к управлению, а также имитационного моделирования бизнес-процессов. В настоящее время повышение эффективности управления различными предприятиями, в том числе и грузовыми портами, определяется как использование наиболее совершенных и результативных методов определения показателей эффективности. Наиболее эффективным из них является сбалансированная система показателей (ССП) [2]. Суть процессного подхода заключается в выделении в организации бизнес-процессов и управлении ими [3]. Имитационное моделирование позволяет рассмотреть выполнение этих бизнес-процессов в различных ситуациях, изучить влияние различных эндо- и экзогенных факторов на компанию [4]. Ниже рассмотрена возможность интеграции этих подходов на примере грузового порта [5]. Деятельность грузового порта характеризуется большим набором показателей, отличается разнообразными и сложными бизнес-процессами, в связи с чем применение обозначенных подходов для повышения эффективности принимаемых управленческих решений для грузового порта является актуальной задачей.
Особенности построения сбалансированной системы показателей
Концепция ССП, разработанная Р. Капланом и Д. Нортоном, транслирует миссию и стратегию предприятия в систему взаимосвязанных показателей. Стратегическое развитие предприятия оценивается в следующих четырех направлениях: финансы (эффективность бизнеса как отдача на вложенный капитал); потребители (оценка рыночных позиций и полезности продукции фирмы с точки зрения конечных потребителей); внутренние бизнес-процессы (оценка эффективных бизнес-процессов); обучение и рост (способность фирмы к восприятию новых идей, ее гибкость, ориентация на постоянные улучшения).
Основное назначение ССП состоит в переводе стратегии в действие, т. е. в установлении и четкой реализации непосредственной связи между долгосрочными связями и задачами операционной деятельности (показателями). Выявлено около 50 показателей, характеризующих деятельность грузового порта (табл. 1). Выбор показателей, входящих в ССП, является значимой и сложной задачей. Одно из средств подбора показателей - функционально-стоимостный анализ (ФСА) [6].
В основе метода лежит разделение производственного процесса на отдельные задачи, выделение так называемых центров затрат (cost drivers) и расчет требуемых ресурсов (например, время или деньги) для каждого из них. Стоимость рассчитанных ресурсов разносится на конечную продукцию по этим центрам затрат. В результате проведения общего ФСА разрабатывается оптимальная структура бизнес-процесса с оптимальным множеством параметров - времени и стоимости. При этом оптимальное или желаемое множество параметров задается стратегическими целями компании.
Таблица 1
Показатели, характеризующие деятельность грузового порта
Перспектива Примеры показателей Цель
Финансы (16 показателей) Прибыль от реализации, в год Затраты на амортизацию автокрана Затраты на топливо Рост Снижение Снижение
Клиенты (10 показателей) Репутация предприятия Количество привлеченных клиентов Коэффициент ошибок при отгрузках, в месяц Рост Рост Снижение
Обучение и развитие (12 показателей) Количество сотрудников, направленных на обучение Затраты на обучение сотрудников Количество сокращенных сотрудников Рост Рост Снижение
Внутренние бизнес-процессы (12 показателей) Безотказность погрузки Коэффициент загрузки склада Коэффициент ошибок при отгрузках, в год Рост Рост Снижение
Функционально-стоимостный анализ может обеспечить от 20 до 30 % всех показателей эффективности в ССП. Функционально-стоимостный анализ незаменим для решения управленческих задач в компаниях, имеющих значительную долю накладных расходов в структуре затрат.
Функционально-стоимостный анализ затрат грузового порта
Суть методики ФСА заключается в том, что первичные затраты переносятся на процессы. Стоимости процессов, в свою очередь, распределяются на объекты затрат. Это позволяет сделать выводы о том, какие процессы внутри порта вызвали затраты ресурсов и каковы результаты выполнения процессов.
ФСА определяет, посредством чего происходит перенос затрат, и, соответственно, как можно на них влиять, используя драйверы [6]. Под драйвером принято понимать процесс или экономический показатель, которые напрямую влияют на величину некоторого признака в рамках экономической модели предприятия. Иерархия драйверов в системе ФСА применительно для грузового порта, как сервисного логистического предприятия, представлена на рис. 1.
Для такого рода предприятий существуют следующие виды драйверов:
— драйвер ресурсов - фактор, определяющий интенсивность потребления ресурсов (для грузового порта это может быть количество задействованных автопогрузчиков);
— драйвер процессов - фактор, определяющий интенсивность потребления процессов со стороны объектов затрат (для грузового порта продолжительность процесса погрузки или выгрузки);
— драйвер объекта затрат - это некоторый показатель, который распределяет сумму издержек, понесенных на конкретном объекте затрат по отдельным видам услуг.
Система драйверов призвана определить, почему появляются те или иные накладные издержки, какова их величина, и совершенно точно указать точки принятия управленческих решений. Драйверы делают простыми ответы на вопросы: драйвер ресурсов - какие ресурсы используются и почему; драйвер вида деятельности - почему и с какой целью выполняются работы в рамках рассматриваемого процесса; драйвер объекта затрат - кому (или для чего) все необходимо. Соответственно, и управленческие решения, как результат полученных на такие вопросы ответов, приобретают высокий уровень контекстной обоснованности.
В результате применения ФСА получаем показатели для различных объектов затрат, которые имеют более высокую точность и значительную информационную насыщенность для принятия управленческих решений. К таким показателям, в частности для грузового порта, можно отнести: затраты на амортизацию кранового оборудования, затраты на амортизацию складских автопогрузчиков, затраты на топливо, затраты на электроэнергию, безотказность погрузки, затраты на фонд оплаты труда, затраты на ремонт оборудования, затраты на привлечение клиентов и т. д. Базовый набор показателей может меняться во времени под влиянием драйверов.
Для определения эффективности от внедрения ФСА выражается в виде коэффициента снижения текущих затрат:
КФСА (Ср - Сфн)/ Сфн
где Ср - реально сложившиеся совокупные затраты; Сфн - минимально возможные затраты, соответствующие спроектированному объекту.
Рис. 2. Диаграмма состояний грузового порта
Экономическая эффективность тем выше, чем меньше КФСА, или в идеале КФСА должен равняться 0. Таким образом, ФСА представляет собой эффективный способ выявления резервов сокращения затрат, который основывается на поиске наиболее экономичных способов выполнения бизнес-процессов.
Реализация процессного подхода к управлению
Суть процессного подхода заключается в выделении в организации бизнес-процессов и управлении ими. Каждый объект системы (организации), обладающий определенным поведением, может находиться в определенных состояниях, переходить из состояния в состояние, совершая определенные действия в процессе реализации сценария поведения объекта. Поведение большинства объектов реальных систем можно представить с точки зрения теории конечных автоматов, т. е. поведение объекта отражается в его состояниях, и данный тип диаграмм позволяет отразить это графически. Диаграмма состояний (Statechart) предназначена для отображения состояний объектов системы «грузовой порт», имеющих сложную модель поведения (рис. 2).
Объектам диаграмм UML, моделирующим поведение системы, могут быть поставлены в соответствие объекты имитационной модели. Взаимосвязь объектов этой диаграммы с объектами имитационной модели показана в табл. 2.
Таблица 2
Взаимосвязь объектов диаграмм иМЬ и объектов имитационной модели
Объект диаграммы состояний
Приход
судна
Выгрузка ¿©¡назначение ресурсов îxit: уход судна
Объект имитационной модели
Sydno s lesom
}
Vygryzka
В процессе анализа диаграммы состояний грузового порта возникают следующие вопросы: как часто поступают суда, как долго они оформляются, каково соотношение количества погрузочного оборудования, какова должна быть мощность терминала по перевалке грузов и т. д. Очевидно, что без привлечения аппарата имитационного моделирования получить ответы на эти вопросы по приведенным диаграммам невозможно.
Разработана процессная модель работы порта, состоящая из основных блоков: субмодель прихода судов; субмодель погрузки груза; субмодель выгрузки груза; субмодель генерации метеоусловий. Каждый из этих блоков был представлен в нотации IDEF3 и экспортирован в пакет имитационного моделирования Arena. Рассмотрим данную операцию на примере процессной модели погрузки груза на судно, созданной в AllFusion Process Modeler (рис. 3).
Рис. 3. Модель погрузки груза на судно в нотации IDEF3()
В результате экспорта получена модель с сохраненными значениями в Arena, представленная на рис. 4.
Рис. 4. Модель погрузки груза на судно после экспорта
Таким образом, разработаны процессные модели грузового порта, позволяющие перейти к построению имитационной модели грузового порта.
Имитационное моделирование грузового порта
Для проведения ФСА используется имитационная модель работы порта. Разработанная модель состоит из шести основных блоков: прибытие судна, разгрузка груза, хранение груза, погрузка груза, отправка судна. Каждый из представленных блоков оценивается с точки зрения затрат и времени выполнения. Осуществлен подбор параметров моделирования: определены факторы случайности (интервал между моментами поступления судов на погрузку, выгрузку; время ремонта неисправного крана; время ремонта неисправного погрузчика; время осуществления погрузочных работ и др.) и соответствующие им входные распределения на основе собранных эмпирических данных. Пример подбора распределения вероятностей представлен в табл. 3.
Таблица 3
Подбор распределения вероятностей
Фактор случайности Параметры распределения Ошибка (метод наименьших квадратов) Соответствующее ^-значение Функция распределения
Интервал между моментами поступления судов на выгрузку POIS(9) 0,011402 < 0,005 ©; V н я ^ I s 8 g 1 ^ II
Осуществлена проверка построенной имитационной модели на адекватность реальному объекту методами верификации моделирующих программ, методами повышения валидации и доверия к модели. Разработанная имитационная модель обеспечивает реализацию существующих на объекте моделирования бизнес-процессов с различными параметрами [7, 8].
На основе процессных и имитационных моделей, созданных в AllFusion Process Modeler и Arena, был проведен функционально-стоимостный анализ, который позволил рассмотреть каждый объект модели с точки зрения затрат, что позволило: определить и сгруппировать затраты соответственно выделенным функциям; разработать предложения по технологическому и организационному усовершенствованию производства [9].
Цикл управления эффективностью предприятия
Цикл управления эффективностью грузового порта представлен на рис. 5.
Цикл управления, в данном контексте, представляет собой движение информации «сверху - вниз» и «снизу - вверх», показывая интеграцию ФСА, ССП, процессного подхода и имитационного моделирования.
Рис. 5. Цикл управления эффективностью грузового порта
Таким образом, оценить эффективность грузового порта предлагается путем выполнения следующих этапов:
1. Определить комплекс показателей ССП, которые будут участвовать в оценке эффективности грузового порта. Показатели перспективы «Финансы» формировать на основе показателей эффективности ФСА.
2. Разработать процессную модель грузового порта, отражающую основные бизнес-процессы грузового порта.
3. На базе процессной модели разработать имитационную модель, отражающую реальную деятельность грузового порта.
4. Провести ФСА затрат грузового порта и определить количественные значения выбранных показателей эффективности ФСА на основе прогонов имитационной модели.
5. Подготовить управленческие решения по результатам проведенного анализа на основе иерархии драйверов.
Заключение
В рамках проекта были решены задачи, сводящиеся к выявлению «узких мест» в работе грузового порта, оценке и анализу влияния различных факторов на отдельные статьи затрат и функционирование порта в целом. Был проведен функционально-стоимостный анализ, в результате чего появилась возможность оценки текущих затрат грузового порта, а также прогноза и анализа затрат на будущее. Сформированы базовые показатели к перспективе «Финансы» ССП для дальнейшей оценки эффективности деятельности грузового порта. Разработана процессная модель грузового порта, позволяющая оптимизировать бизнес-процессы и реализовать процессно-ориентированное планирование, а также имитационная модель, позволяющая изучить влияние различных факторов на деятельность порта. Интеграция представленных подходов позволила реализовать цикл управления эффективностью организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ковалев С. М., Ковалев В. М. Секреты успешных предприятий: бизнес-процессы и организационная структура. - М.: Бизнес-инжиниринговые технологии, 2004. - 516 с.
2. Каплан Р. С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. - 304 с.
3. Елиферов В. Г., Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2006. - 408 с.
4. Кельтон В., Лоу А. Имитационное моделирование. Классика 08. - СПб.: Питер; Киев: изд. группа БЫУ, 2004. - 847 с.
5. Ханова А. А., Григорьев О. В., Бондарева И. О. параметрический анализ качества логистического обслуживания в грузовом порту // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Управление, вычислительная техника и информатика. - 2010. - № 2. - С. 61-68.
6. Cokins G. Activity Based Cost Management: An Executive's Guide. - John Wiley & Sons, 2002.
7. Ханова А. А., Пономарёва А. С. Управление затратами грузового порта на основе функциональностоимостного анализа // Изв. вузов. Северо-Кавказ. регион. Технические науки. - 2011. - № 3 (161). -С. 116-120.
8. Проталинский О. М., Ханова А. А., Бондарева И. О. Имитационная модель технологических процессов грузового порта // Вестн. Сарат. гос. техн. ун-та. -2010. - № 4 (50), вып. 2. - С. 134-144.
9. Ханова А. А., Пономарёва А. С. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2010616552. Функционально-стоимостный анализ затрат предприятия на основе имитационного моделирования; зарег. 01.10.2010.
Статья поступила в редакцию 16.06.2011
ORGANIZATION OF DECISION-MAKING IN THE FORM OF THE MANAGEMENT CYCLE OF ORGANIZATION EFFICIENCY
A. A. Khanova, A. S. Ponomaryova
The possibility of integration of efficiency increase methods of enter-
prises’ activity, process approach and imitating modeling is described in order to have an opportunity of decision-making in the form of a management cycle.
The application of the value analysis for the definition of a set of indicators of the
balanced metrics is shown in the paper. Process and imitating models of a cargo port are described.
Key words: value analysis, process approach, balanced metrics, imitating
model.