Научная статья на тему 'Организация практики администрирования деятельности исправительной колонии по установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, с учетом положений кодекса административного судопроизводства Российской Федерации'

Организация практики администрирования деятельности исправительной колонии по установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, с учетом положений кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
344
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРАКТИКА / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВО / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ОСУЖДЕННЫЕ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФСИН / ORGANIZATION / PRACTICE / ADMINISTRATION / ACTIVITY / PROCEEDINGS / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / CONVICTED / DEPRIVATION OF LIBERTY / CORRECTIONAL FACILITY / LAW ENFORCEMENT / FPS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куракин Алексей Валентинович, Поникаров Владимир Анатольевич, Смолев Сергей Михайлович, Цымбалюк Наталья Игоревна

Исследуется в статье выступает организация практики администрирования правоохранительной деятельности исправительного учреждения (колонии) по установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Предметом исследования являются внутриорганизационная и внешняя деятельность администрации исправительного учреждения по установлению административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куракин Алексей Валентинович, Поникаров Владимир Анатольевич, Смолев Сергей Михайлович, Цымбалюк Наталья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization management practices correctional colony-term activities for the establishment of administrative supervision for persons released from prison, taking into account the provisions of the Code of Administrative Russian proceedings

The object of the research in the article advocates the practice of the organization al-ministrirovaniya law enforcement, correctional uchre-Suppress (colonies) for the establishment of the administrative supervision of persons released from prison. The subject of the study is, are inter-organizational and external activities of the administration of correctional institutionssional to establish the administrative supervision of persons who have been released from prison.

Текст научной работы на тему «Организация практики администрирования деятельности исправительной колонии по установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, с учетом положений кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

УДК 34 ББК 67

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ

ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, С УЧЕТОМ ПОЛОЖЕНИЙ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛЕКСЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ КУРАКИН,

доктор юридических наук, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: kurakinaleksey@gmail.com; ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ ПОНИКАРОВ, профессор кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России E-mail: Minrs@yandex.ru; СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ СМОЛЕВ, начальник кафедры огневой подготовки Академии ФСИН России;

НАТАЛЬЯ ИГОРЕВНА ЦЫМБАЛЮК, старший преподаватель-методист группы контроля и управления качеством подготовки специалистов академии ФСИН России

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Исследуется в статье выступает организация практики администрирования правоохранительной деятельности исправительного учреждения (колонии) по установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Предметом исследования являются внутриорганизационная и внешняя деятельность администрации исправительного учреждения по установлению административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы.

Ключевые слова: организация, практика, администрирование, деятельность судопроизводство, административный надзор, осужденные, лишение свободы, исправительная колония, правоохранительная деятельность, ФСИН.

Annotation. The object of the research in the article advocates the practice of the organization al-ministrirovaniya law enforcement, correctional uchre-Suppress (colonies) for the establishment of the administrative supervision of persons released from prison. The subject of the study is, are inter-organizational and external activities of the administration of correctional institutions-sional to establish the administrative supervision of persons who have been released from prison.

Keywords: organization, practice, administration, activity, proceedings, administrative supervision, convicted, deprivation of liberty, Correctional Facility, law enforcement, FPS.

Обеспечение законности в рамках администрирования любого органа исполнительной власти всегда является актуальным направлением в научной деятельности[1]. Начнем с внутриорганизационной деятельности администрации исправительного учреждения. Административный надзор в местах лишения свободы регламентирован статьей 173.1 УИК

РФ. Однако до сих пор отсутствует ведомственный нормативный акт (например, приказ), определяющий процедуру установления административного надзора в исправительном учреждении. Например, в системе МВД России уже принят соответствующий подзаконный нормативный акт (Приказ МВД России от 8 июля 2011 г. N 818 «Порядок осуществления администра-

тивного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы») [2].

Как организационно должна строиться работа в исправительном учреждении по установлению административного надзора? Поскольку отсутствует ведомственный документ, авторы предлагают свою процедуру установления административного надзора в местах лишения свободы.

Данная модель администрирования, может выглядеть следующим образом. Прежде всего, администрацией исправительного учреждения, выявляются лица, которые по юридическим признакам подпадают под административный надзор. В процессе выявления таких лиц сотрудники УИС обязаны руководствоваться статьей 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, так как именно эта норма устанавливает административный надзор в отношении лиц, непосредственно освобождаемых из мест лишения свободы.

Далее (анализируем предлагаемую модель), администрация исправительного учреждения не позднее, чем за два месяца, до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, указанным в статье 173.1 УИК РФ. Однако перед этим сотрудники УИС осуществляют организационную работу, связанную со сбором соответствующих документов на осужденного в суд.

Поэтому в целях установления за освобожденными лицами административного надзора работники исправительного учреждения выполняют следующие функции.

Специальные отделы (группы) — за четыре месяца до освобождения составляют списки лиц, юридически подпадающие под административный надзор. При этом необходимо руководствоваться статьей 173.1 УИК РФ.

Кроме того специальные отделы (группы) осуществляют следующие направления деятельности: готовят списки лиц, подпадающих под административный надзор, а также копии приговоров; сверяют соответствие сведений о наличии взысканий и поощрений; передают списки лиц, подпадающих под административный надзор, копии приговоров и характеристики в отдел безопасности; производят запись об установлении административного надзора (например, проставляют в справках об освобождении поднадзорных штамп «Установлен административный надзор»).

Оперативный отдел — совместно с другими службами исправительного учреждения: проводит мероприятия по сбору оперативной информации об освобождаемых лицах; направляет необходимые сведения о них в органы внутренних дел (полицию).

Отдел безопасности — после получения и изучения соответствующих материалов (например, списка лиц, подпадающих под административный надзор)

из специального и оперативного отдела готовит материалы, свидетельствующие о злостном нарушении установленного порядка отбывания наказания осужденным (эти материалы передают в комиссию исправительного учреждения);

Кроме того, отдел безопасности: вручает осужденному предписание о выезде к избранному им месту жительства или пребывания с указанием срока прибытия, установленного с учетом необходимого для проезда времени; предупреждает данное лицо об ответственности за уклонение от административного надзора; ведут журнал регистрации лиц, в отношении которых установлен административный надзор.

Начальники отрядов — составляют характеристики на освобождаемых лиц, указанных в части 1 и 2 статьи 173.1 УИК РФ. Согласовывают характеристики с заместителями начальника исправительного учреждения и утверждают их у начальника учреждения. Данную характеристику направляют в специальный отдел (группу).

Воспитательный отдел — в переделах своей компетенции осуществляет подготовку и направление в суд материалов для установления административного надзора за осужденными, отбывшими наказание, а именно: готовит проект заявления в суд об установлении административного надзора (в нем указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении); направляет (в течение семи дней) копию решения суда об установлении административного надзора в орган внутренних дел (полицию); высылает в органы внутренних дел (полицию) другие необходимые материалы на лиц, в отношении которых установлен административный надзор; ведет протоколы заседаний комиссии исправительного учреждения.

Начальник исправительного учреждения — в рамках своей компетенции осуществляет в данной сфере деятельности следующие функции: руководит отделами и службами своего учреждения по установлению административного надзора за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы; выносит постановление о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; подписывает (от имени администрации исправительного учреждения) заявление в суд об установлении административного надзора; подает не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания, заявление в суд об установлении административного надзора.

Далее, воспитательный отдел, собрав со всех служб (подразделений) исправительного учреждения материалы на лиц, указанных в части 2 статье 173.1 УИК РФ, не позднее, чем за один месяц до подачи в суд заявления об установлении административного надзора, выносит данные материалы на заседание комиссии исправительного учреждения.

На заседание комиссии приглашаются освобождаемые, а также работники УИС, которые могут охарактеризовать поведение данных лиц в период отбывания наказания.

Под материалами, которые служат основанием для обсуждения на заседании комиссии учреждения вопроса о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, понимаются различные документы: характеристики, справки о взысканиях, тетради индивидуально-воспитательной работы, личные дела и т п.

То есть в этих документах должны содержаться сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении.

На наш взгляд, на заседание комиссии достаточно представить характеристику осужденного с обоснованным выводом, что отбывая наказание, он признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Заседание начинается обычно с доклада материалов работником воспитательного отдела. После ответов на вопросы (если они поступили) предоставляется слово приглашенным лицам (например, начальнику отряда), которые могут дать характеристику осужденному. По нашему мнению, нужно, чтобы на заседании обязательно присутствовали начальники тех отрядов, об осужденных которых решается вопрос.

Комиссия, рассмотрев материалы и придя к выводу, что поведение освобождаемого в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, принимает решение о направлении в суд заявления об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

Заседание исправительной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем.

Таким образом, комиссия исправительного учреждения выносит решение о направлении в суд заявления об установлении административного надзора за лицами, указанными исключительно в части 2 статьи 173.1 УИК РФ.

В отношении лиц, которые указаны в части 1 статьи 173.1 УИК РФ данная комиссия не собирается. По ним соответствующие материалы: 1) списки лиц, подпадающих под административный надзор (часть 1 статьи 173.1 УИК РФ); 2) копии приговоров, заявления об установлении административного надзора; 3) имеющиеся постановления начальника исправительного учреждения, о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (для данной категории лиц — это не обязательный критерий); 4) проект заявления в суд об установлении административного надзора, а также иные необходимые документы воспитательный отдел

передает начальнику учреждения на рассмотрение.

Начальник исправительного учреждения единолично рассматривает соответствующие документы, подписывает их и подает не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания, заявление в суд об установлении административного надзора за лицами, указанными именно в части 1 статьи 173.1 УИК РФ.

Таким образом, в предложенной модели администрирования участвую все основные подразделения (службы) исправительного учреждения. Данные проект (модель) является примерной. Вышеизложенные функции (перечисленных отделов, служб), администрация исправительного учреждения может распределить по своему усмотрению.

Исследуем теперь внешнюю организационную деятельность администрации исправительного учреждения по установлению административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы.

Данная деятельность регламентирована Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) [3], а также (частично) статьей 173.1 Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением за два месяца до истечения определенного приговором суда срок отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.

Следует сказать, что административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения. Административное исковое заявление исправительного учреждения должно быть подписано его начальником.

В административном исковом заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора.

К административному исковому заявлению об установлении административного надзора прилагается копия приговора суда, а также копия постановления начальника исправительного учреждения, о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Так, например, в заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить адми-

нистративный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении. Суд при необходимости может затребовать иные документы и материалы.

Дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием лица (например, осужденного), в отношении которого подано заявление, а также с участием представителей исправительного учреждения (например, руководства учреждения, сотрудников воспитательного отдела), которым подано административное исковое заявление, и прокурора (статья 272 КАС РФ).

Как правило, на судебное рассмотрение приглашают прокурора по надзору за исправительными учреждениями или соответствующего прокурора по месту нахождения исправительного учреждения.

Следует отметить, что неявка в судебное заседание заявителя или прокурора (если их известили надлежащим образом о времени и месте судебного заседания), не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела. Обязанность доказывания обстоятельств по делу об административном надзоре лежит на заявителе, например, на лице (администрация исправительного учреждения), обратившимся с таким заявлением (часть 2 статьи 272 КАС РФ).

На наш взгляд, извещение прокурора и иных лиц надлежащим образом, предполагает отправка заказного письма, повестки или уведомления.

Таким образом, суд, в соответствии с часть 3 статьи 272 КАС РФ (а не администрация исправительного учреждения), обязан надлежащим образом известить прокурора, а также лицо, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, соответствующее исправительное учреждение о времени и месте рассмотрения административного дела.

В случае неявки без уважительной причины представителя соответствующего исправительного учреждения, явка которого признана судом обязательной, на него может быть наложен судебный штраф.

Административные дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд.

Суд, рассмотрев административное исковое заявление по делу об административном надзоре, принимает решение. В решении суда об установлении административного надзора указывается срок административного надзора, конкретные административные ограничения.

Копия решения суда по делу об административном надзоре вручается под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляются им незамедлительно после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку.

Кроме того, администрация исправительного учреждения после вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в течение семи дней направляет копию указанного решения в орган внутренних дел по избранному этим лицом месту жительства или пребывания (часть 4 статьи 173.1 УИК РФ).

Заметим, что такое взаимодействие администрации с органами внутренних дел рассматривается как часть управленческого процесса по реализации законодательства, регламентирующего административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

При освобождении из мест лишения свободы лицу, в отношении которого установлен административный надзор, администрация исправительного учреждения вручает предписание о выезде к избранному им месту жительства или пребывания с указанием срока прибытия, установленного с учетом необходимого для проезда времени, и предупреждает данное лицо об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора.

В данном предписании производится запись об установлении административного надзора и указывается адрес избранного места жительства или пребывания.

Таким образом, предложенная (внутриоргани-зационная) модель организации практики администрирования исправительного учреждения по установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, является примерной. Кроме того, данная модель может быть востребована при разработке ведомственного нормативного акта, устанавливающего процедуру административного надзора в исправительном учреждении, что, в конечном счете, обеспечило бы законность в рассмотренной сфере общественных отношений.

Литература

1. Куракин А.В. (в соавторстве) Актуальные проблемы законности и противодействия коррупции в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. — М.: Маро -сейка. 2012.

2. Приказ МВД России от 8 июля 2011 г. N 818 «Порядок осуществления административно -го надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Российская газета. № 189 от 28 августа 2011 года.

3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 10. Ст. 1391.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.