Научная статья на тему 'Организация практических занятий по дисциплине "Речевые практики" с бакалаврами в педагогическом вузе (на примере темы "чтение в современном обществе")'

Организация практических занятий по дисциплине "Речевые практики" с бакалаврами в педагогическом вузе (на примере темы "чтение в современном обществе") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
359
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНО-НАУЧНЫХ И НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ / РАБОТА СО СЛОВАРНОЙ СТАТЬЕЙ / ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ / COMPARATIVE ANALYSIS OF EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC TEXTS / WORK WITH THE DICTIONARY ARTICLE / PRACTICAL WORK WITH THE TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бренчугина-романова Анна Николаевна, Денисова Лариса Оганесовна

В статье рассматриваются вопросы организации практических занятий по дисциплине «Речевые практики» на 1 курсе бакалавриата в педагогическом вузе. На примере сравнительного анализа текстов научного стиля предложен фрагмент разработки занятия на тему «Чтение в современном обществе»: описана работа со словарной статьей, перечислены примерные вопросы и задания для обсуждения с учащимися, представлены контрольные вопросы и задания к текстам. В основе занятия лежит работа с текстом, поэтому на первом этапе учащимся предлагается текст о чтении. Учащиеся приводят аргументы, подтверждающие, что это текст, определяют его тип и стиль, озаглавливают. Работа со словарной статьей проводится в процессе сопоставительного анализа сводной таблицы на основе отечественных толковых и толково-словообразовательных словарей. В ходе этой работы учащиеся, опираясь на полученные сведения, выполняют лексико-стилистическое задание. Подготовка к анализу 121 текстов научного, научно-популярного и учебно-научного стилей проходит по следующим позициям: параметры научного стиля; адресат, цель, отличительные черты каждого подстиля; внеязыковые свойства; языковые особенности. Тренировочные задания разработаны на примере связных текстов разных подстилей. К текстам прилагаются вопросы для обсуждения и задания. Завершающий этап занятия перечень контрольных вопросов и заданий к текстам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бренчугина-романова Анна Николаевна, Денисова Лариса Оганесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PRACTICAL LESSONS ON “SPEECH PRACTICES" WITH BACHELORS IN THE PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS (On the Example of the Topic “Reading In the Modern Society")

The article deals with the organization of practical classes in “Speech Practices” with the undergraduate students of pedagogical higher educational institutions. On the example of comparative analysis of scientific texts, a fragment of the development of the lesson on the topic “Reading in modern society” is offered: the work with the dictionary article is described, exemplary questions and tasks for discussion with students are listed, test questions and assignments to texts are presented. Working with the text is the basis of the lesson, so at the first stage students are offered a text about reading. Students provide arguments which confirm that this is a text then determine its type and style and entitle it. Work with the dictionary article is conducted in the process of comparative analysis of the summary table on the basis of domestic explanatory and explanatory-word-building dictionaries. In the course of this work, students, leaning on the information received, perform a lexical-stylistic task. Preparation for the analysis of texts of scientific, popular scientific and educational-scientific styles takes place in the following positions: parameters of scientific style; addressee, purpose, distinctive features of each sub-style; extralinguistic properties; language features. Training tasks are developed on the example of connected texts of different sub-styles. The texts are accompanied by questions for discussion and assignments. The final stage of the lesson is a list of test questions and assignments to the texts.

Текст научной работы на тему «Организация практических занятий по дисциплине "Речевые практики" с бакалаврами в педагогическом вузе (на примере темы "чтение в современном обществе")»

УДК 372.881.161.1 ББК 81.411.2

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕЧЕВЫЕ ПРАКТИКИ» С БАКАЛАВРАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ (на примере темы «Чтение в современном обществе»)

I А.Н. Бренчугина-Романова, Л.О. Денисова

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации практических занятий по дисциплине «Речевые практики» на 1 курсе бакалавриата в педагогическом вузе. На примере сравнительного анализа текстов научного стиля предложен фрагмент разработки занятия на тему «Чтение в современном обществе»: описана работа со словарной статьей, перечислены примерные вопросы и задания для обсуждения с учащимися, представлены контрольные вопросы и задания к текстам.

В основе занятия лежит работа с текстом, поэтому на первом этапе учащимся предлагается текст о чтении. Учащиеся приводят аргументы, подтверждающие, что это текст, определяют его тип и стиль, озаглавливают. Работа со словарной статьей проводится в процессе сопоставительного анализа сводной таблицы на основе отечественных толковых и толково-словообразовательных словарей. В ходе этой работы учащиеся, опираясь на полученные сведения, выполняют лексико-стилистическое задание. Подготовка к анализу 121 текстов научного, научно-популярного и учебно-научного стилей проходит по следующим позициям: параметры научного стиля; адресат, цель, отличительные черты каждого подстиля; внеязыковые свойства; языковые особенности. Тренировочные задания разработаны на примере связных текстов разных подстилей. К текстам прилагаются вопросы для обсуждения и задания. Завершающий этап занятия — перечень контрольных вопросов и заданий к текстам.

Ключевые слова: сравнительный анализ учебно-научных и научных текстов, работа со словарной статьей, практическая работа с текстом.

ORGANIZATION OF PRACTICAL LESSONS ON "SPEECH PRACTICES" WITH BACHELORS IN THE PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS (On the Example of the Topic "Reading In the Modern Society")

I A.N. Brenchugina-Romanova, L.O. Denisova

122

Abstract. The article deals with the organization of practical classes in "Speech Practices" with the undergraduate students of pedagogical higher educational institutions. On the example of comparative analysis of scientific texts, a fragment of the development of the lesson on the topic "Reading in modern society" is offered: the work with the dictionary article is described, exemplary questions and tasks for discussion with students are listed, test questions and assignments to texts are presented. Working with the text is the basis of the lesson, so at the first stage students are offered a text about reading. Students provide arguments which confirm that this is a text then determine its type and style and entitle it. Work with the dictionary article is conducted in the process of comparative analysis of the summary table on the basis of domestic explanatory and explanatory-word-building dictionaries. In the course of this work, students, leaning on the information received, perform a lexical-stylistic task. Preparation for the analysis of texts of scientific, popular scientific and educational-scientific styles takes place in the following positions: parameters of scientific style; addressee, purpose, distinctive features of each sub-style; extralinguistic properties; language features. Training tasks are developed on the example of connected texts of different sub-styles. The texts are accompanied by questions for discussion and assignments. The final stage of the lesson is a list of test questions and assignments to the texts.

Keywords: comparative analysis of educational and scientific texts, work with the dictionary article, practical work with the text.

В соответствии с программой дисциплины «Речевые практики» студенты всех факультетов 1 курса бакалавриата МПГУ, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», должны освоить стратегии чтения и понимания учебного и научного текстов. Для реализации поставленной задачи буквально с первых занятий дисциплины от учащихся требуется умение четко разграничивать учебно-научные и научные тексты, то есть хорошо ориентироваться в

функциональных стилях, в частности — в научном стиле и его подстилях.

Как показывает школьная практика, научному стилю на уровне анализа текста уделяется немного внимания, поскольку учащиеся, готовясь к ЕГЭ, чаще анализируют художественный и публицистический текст. Стилистика (как раздел) в школе изучается ограниченно: с ее основами учащиеся знакомятся в средних классах, более подробно — на нескольких уроках в старшей школе [1; 2]. Как результат — неумение

выпускников, а значит, и первокурсников, находить признаки научного стиля и должным образом различать разновидности текстов научного стиля.

Исправлять сложившуюся ситуацию приходится в процессе изучения нового материала дисциплины «Речевые практики». Первый раздел программы носит название «Стратегии чтения» и ориентирован на чтение в современном обществе. В ходе знакомства с темами «Чтение в информационном обществе», «Читательская культура, ее составляющие», «Страте-гиальный подход в обучении чтению», «Стратегии читательской деятельности», «Стратегиальный чтец» учащиеся работают со связными текстами. Именно на этом этапе, как полагаем, целесообразно вводить необходимый материал, расширяющий знания учащихся о функциональных стилях: научном и его подстилях (научно-популярном и учебно-научном).

С этой целью, по мнению авторов данной статьи, предпочтительнее использовать сравнительный анализ текстов, объединенных общей темой (например, с понятием «культура чтения» учащиеся познакомятся, прочитав тексты 1—4).

Предлагаем разработку фрагмента практического занятия на тему «Чтение в современном обществе».

Ход занятия

I. Письменная работа. Упражнение.

1. Прочитайте. Докажите, что это текст. Озаглавьте. Устно ответьте на вопрос: «Что такое чтение1 и для чего оно нужно?» (Записать определение)

Любовь к книгам чтению и книг_ соб_рательство были широко ра_ простр_не_ы в России. Многие «книжные» люди имели интерес_ные лич_ ные библиотеки. Особого вн_мания заслуж_вает библиотека (М,м)осков-ских государей. Любовь к книге и чтению пр_витая Ивану Грозному еще в де_стве матерью (в)послед-ствии_ перер_сла в фанатич_ную библиофильскую страсть. Он пополнял свою «либерею» [Либерея и Либерия от лат. liber — «книга»] всю жизнь. Книги царской библиотеки были «одеты» в переплеты из серебра и чистого золота многие издания были богато украше_ы драгоцен_ыми камнями а хр_нились они в подземель_ в спец_ально изготовлен_ых для этой цели дубовых сундуках окован_ых медью. Кроме владельца библиотеки мало кому было сужде_о ее увид_ть.

Лич_ные библиотеки довольно полно отр_жали духовные запросы их владельцев. Домашняя библиотека пишет извес_ный книг_вед О. Ла-сунский отр_жение лич_ности владельца а совокупность таких библиотек частич_ное отр_жение эпохи. Эти слова в полной мере относят_ся и к лич_ным библиотекам русских читателей в XIV—XVII веках.

(По Т.Д. Рубановой) [3].

2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Обозначьте изученные орфограммы и пунктограммы.

Ключ: Любовь к книгам, чтению и книгособирательство были широко распространены в России. Многие «книжные» люди имели интересные

123

1 Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Средство для усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями.

личные библиотеки. Особого внимания заслуживает библиотека московских государей. Любовь к книге и чтению, привитая Ивану Грозному еще в детстве матерью, впоследствии переросла в фанатичную библиофильскую страсть. Он пополнял свою «либерею» [Либерея и Либерия от лат. liber — «книга»] всю жизнь. Книги царской библиотеки были «одеты» в переплеты из серебра и чистого золота, многие издания были богато украшены драгоценными камнями, а хранились они в подземелье, в специально изготовленных для этой цели дубовых сундуках, окованных медью. Кроме владельца библиотеки мало кому было суждено ее увидеть.

Личные библиотеки довольно полно отражали духовные запросы

их владельцев. «Домашняя библиотека, — пишет известный книговед О. Ла-сунский, — отражение личности владельца, а совокупность таких библиотек — частичное отражение эпохи». Эти слова в полной мере относятся и к личным библиотекам русских читателей в XIV—XVII веках.

Орфография: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные в корнях слов; непроизносимые согласные в корнях слов; приставки на -з, -с; -пре, -при; разделительный ь; имена собственные; существительные на -ия; суффиксы прилагательных; суффиксы глаголов ива/ыва, наречия; суффиксы причастий; производные союзы; сложные слова.

Пунктуация: однородные члены предложения; вводные предложе-

Таблица 1

Словарная статья

124

№ Словарь Значение слова Похожие слова

1 Ефремова Т.Ф. Чтение — ср.: Чтения — мн.:

Новый словарь 1) процесс действия по знач. 1) собрание, на котором

русского языка. глаг.: читать; заслушивается цикл докладов;

Толково- 2) предмет обучения 2) собрание, на котором

словообразова- навыкам чтения; выступают чтецы.

тельный. 3) то, что читают; читаемый Чтиво — ср. (разг.). То, что читают

- М.: Русский текст; (обычно о сочинениях, лишенных

язык, 2000. 4) устное изложение чего-л.; художественных и идейных

лекция. достоинств).

Чтитель — м. (устар.). То же, что

почитатель.

2 Ожегов С.И., Чтение — ср.: Чтиво — ср. (разг. Низкопробное,

Шведова Н.Ю. 1) читать; низкокачественное чтение.

Толковый 2) то, что читается, читаемое пренебр.).

словарь произведение, сочинение;

русского языка. интересное, занимательное

4-е изд., доп. - чтение;

М.: ООО «А 3) обычно мн. собрание, на

Темп», 2006. — котором читают вслух

944 с. (устар.); литературные

чтения;

4) мн. цикл лекций или

докладов в память

выдающегося ученого,

писателя: Ломоносовские

чтения в университете.

3 Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов. 19351940. Чтение — ср.: 1) действие по гл. читать во всех значениях. Чтение про себя. Чтение вслух. Учиться чтению и письму. Выразительное чтение. Чтение по складам. Книга для чтения; 2) то, что читают, читаемый текст. Достал интересное чтение. Классики — лучшее чтение для юношества; 3) устное изложение чего-нибудь, лекция (книж.); собрание, на котором что-нибудь читают вслух (книж.). Чтения о русском языке. Литературное чтение. Посещать какие-нибудь чтения. Чтецкий (нов. спец.). Чтецкое искусство. Чтецкое чтение.

4 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. — СПб., 18631866. Чтение, чтец, см. чести. 1) Чести что? (церк.) и честь (чту, чтешь), читать. Чти, зри что (семинаристск.). 2) Честь, считать; полагать, почитать, принимать за что. Чел, чел, и спутался счетом. Я чту, верст десяток будет. Его все чтут богачом. Чти за мною! 3) Чтеная книга, прочитанная; чтеные деньги, сосчитанные. 4) Четкое письмо, рука, ясная, разборчивая, удобная для чтенья. Не четко пишешь, торопишься. Латинские буквы четче немецких. 5) Четкость, качество четкого. 6) Чет, четный (см. чета). 7) Чтенье (действ. по глаг.), читанье; то, что читаешь. Детское чтенье. 8) Чтец м., чтица, кто читает, особенно по обязанности. Церковный чтец. Государынина чтица. Чтецов, чтицын, что лично их. Чтеческий, к ним относящийся. 9) Чтить, чтитель, см. честь. 10) Четий (церк.) для чтенья назначенный; четьи-минеи, см. минеи.

125

ния; обособления; прямая речь; сложные предложения.

II. Работа со словарными статьями (таблица 1)

Вопросы для обсуждения и задания:

• В каком значении употребляется слово чтение сегодня?

• Составьте (приведите примеры из художественной литературы) предложения со словами из последнего столбца таблицы.

• Какими словарями пользуются школьники на уроках русского языка? Составьте перечень школьных словарей.

• К какому стилю, по вашему мнению, относится словарная статья?

Если обучаемые затрудняются дать развернутый ответ, проводится беседа о научном стиле по таблице 2: о внеязыковых свойствах и особенностях языка на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях. Возможно также составление таблицы вместе со студентами в ходе объяснения.

III. Практическая работа с текстами 1—4.

Фронтальная беседа по вопросам:

Прочитайте вслух, соблюдая правильную интонацию. Докажите, что перед вами тексты. Определите их стиль и тип. Аргументируйте свой ответ.

Озаглавьте каждый из текстов, если это возможно. Объясните свой выбор.

Пользуясь таблицей 2, проанализируйте тексты с точки зрения их языковых особенностей.

Таблица 2

Основные теоретические сведения о научном стиле речи

126

Параметры научного стиля [4, с. 110]:

— сфера общения — научная деятельность; — функция речи — информативная (сообщение объективных обобщенных знаний);

— тип мышления — обобщенно-отвлеченный.

Научный стиль

Подстили Собственно научный Научно-популярный Учебно-научный

Адресат ученые — специалисты в широкие слои обучаемые — будущие

той или иной области населения специалисты

знания

Цель получение нового знания повышение общего изложение основ наук,

о природе, человеке, обществе (статьи, культурного уровня массового читателя, передача научного знания в учебных целях

монографии, доклады, популяризация научного (учебно-научная,

диссертации и др.) знания(научно-популярные статьи, книги, лекции и др.) методическая литература, словари и др.)

Отличи- строго логичное научное изложение научных учебно-познавательная

тельная изложение с данных в доступной и направленность,

черта информативной занимательной форме, простота и доступность

направленностью, использование изложения, наличие

обилие узкоспециальных элементов толкований, примеров,

терминов, точность, убедительность художественного и публицистического иллюстраций, пояснений, сравнений

аргументации изложения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внеязыковые свойства (общие стилевые черты)

• Научная тематика текстов.

• Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения.

• Логичность изложения.

• Смысловая точность изложения (однозначность).

• Доказательность изложения.

• Объективность изложения.

• Насыщенность фактической информацией.

• Безобразность. • Бесстрастность.

• Скрытая эмоциональность.

Языковые особенности

Фонетика [5, с. 18] (для устной речи) Подчиненность интонации синтаксическому строю научной речи, стандартность интонации, замедленность темпа, произношение заимствованных и интернациональных слов с приближением к источнику или к интернациональной норме и др.

Лексика Однозначность слова; употребление слов в их прямом значении; частая повторяемость ключевых слов; отсутствие образных средств; использование нейтральной общеупотребительной, абстрактной лексики и терминов, в том числе — заимствованных.

Состав слова Интернациональные корни, приставки, суффиксы; слов с суффиксами, придающими отвлеченное значение.

Морфология [6, с. 50-55] Наиболее употребительными являются имена существительные (чаще — неодушевленные; в формах ср. рода, единственного числа, родительного падежа, в ср. роде; отглагольные существительные; специфически используются формы множественного числа существительных с вещественным значением); прилагательные (чаще — относительные, чем качественные; полные формы преобладают над краткими; часто употребляются указательные местоимения с предлогами); среди местоимений практически отсутствуют формы 1-го и 2-го лица единственного числа; чаще употребляются формы 3-го лица; абсолютное большинство глаголов употребляется в форме настоящего времени несовершенного вида; причастия и сочетания с ними часто употребляются в качестве средств связи; часто употребляются производные предлоги (в виде, в соответствии, на основе, путем, посредством, способом, в процессе, в случае, с помощью и т. д.); союзы, союзные слова могут замещать те или иные элементы текста, устанавливать связь с контекстом; не употребляются восклицательные частицы и междометия.

Синтаксис Прямой порядок слов (предпочтителен); широкое использование словосочетаний; сущ. + сущ. в род. п.; преобладание неопределенно-личных и безличных предложений; редкое использование неполных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов.

127

Тексты 1-4

Текст 1 [7, с. 45]. Культура чтения — комплекс навыков в работе с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-би-блиографическим аппаратом, при-

менять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (тезирова-ние, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т. п.), бережно обращаться с произведениями печати.

Текст 2 [8, с. 3]. Основа современной культуры — культура книжная (информационная).

128

Читающие люди более успешны в жизни, так как осознанное чтение — залог успеха в обучении, средство самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром.

Важная миссия человечества — сохранение и развитие читательской культуры. Развитие чтения и грамотности — приоритетная задача для России, так как уровни чтения и грамотности населения взаимосвязаны и влияют на большинство макрофакторов, имеющих системное значение для конкурентоспособности государства.

Работа по развитию культуры чтения сложная — это образовательная программа «длиной во всю жизнь». Именно поэтому проблемы чтения и грамотности осознаны как приоритетные в большинстве развитых стран.

Текст 3 [9, с. 93]. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения (Н.Н. Светлов-ская). Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения — залог успешного учения как в начальной, так и в средней

школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

Текст 4 [10, с. 223]. В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность.

Чтение является сложным психическим процессом и, прежде всего, процессом смыслового восприятия письменной речи, ее понимания. Сложность этого процесса обусловлена, в первую очередь, его неоднородностью: с одной стороны, чтение — процесс непосредственного чувственного познания, а с другой, представляет собой опосредствованное отражение действительности. Чтение нельзя рассматривать как простое действие — оно является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как: смысловое восприятие и внимание, память и мышление.

Чтение рассматривается и как один из видов письменной речи, который представляет собой процесс, во многом противоположный процессу письма.

IV. Контрольные вопросы и задания к текстам2:

• Внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его.

• Определите стиль и функционально-смысловой тип текста.

• Выпишите тему и проблему текста.

2 Частично использованы материалы пособия [5] Лингводидактическая модель обучения студентов-нефилологов письменным формам научной коммуникации: Монография / Л.А. Константинова. — Тула: Известия Тул. гос. ун-та. 2003. — С. 84-85.

ЕК

• Подчеркните предложения текста, которые содержат основные положения текста (тезисы).

• Выпишите из текста общенаучную и терминологическую лексику.

• Выпишите из текста все ино-стилевые элементы:

1. иностилевую лексику (разговорную);

2. конструкции, предложения, которые показывают эмоциональную окрашенность речи (обратный порядок слов, вынесение на первое место важного в смысловом плане члена предложения, риторически вопросы, восклицательные предложения, усеченные предложения (неполные), обращения к читателю).

• Выделите в тексте грамматические структуры (модели), используемые в научном стиле.

Необходимость обучения устным и письменным жанрам научной речи студентов педагогических вузов связана с современными требованиями к уровню подготовки выпускников, которые на всех этапах обучения тесно взаимодействуют с языком науки в процессе овладения научной информацией (учебники, периодические и справочно-информационные издания по профилю подготовки) в ходе конспектирования, реферирования и написания разного рода исследовательских работ; при подготовке к участию в научной дискуссии.

Обучение научному стилю речи имеет важное значение именно для студентов-первокурсников, поскольку уже на начальном этапе обучения студенты-бакалавры должны овладеть теоретическими и практическими основами научного стиля в процессе изучения программного материала, что является одной из целей овладения

дисциплиной «Речевые практики» и

способствует формированию языковой

компетенции обучаемых.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях [Текст] / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. — М.: Просвещение, 2012.

2. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень [Текст] / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2014. — 287 с.

3. Рубанова, Т.Д. История библиотечного дела: Древний мир — Средние века — Эпоха Просвещения: Учеб. пособие [Текст] / Т.Д. Рубанова. — Челябинск, 2003. — 112 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://textarchive.ru/c-2841041-p7.html (дата обращения: 25.02.17)

4. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» [Текст] / М.Н. Кожина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1983. — 223 с.

5. Лингводидактическая модель обучения студентов-нефилологов письменным формам научной коммуникации: Монография [Текст] / Л.А. Константинова. — Тула, л пп 2003. — 173 с. [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 25.02.17)

6. Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. нефилол.высш. учеб. заведений [Текст] / Н.А. Буре, М.В. Быстрых, С.А. Вишнякова и др.; Под ред. В.В.Химика, Л.Б.Волковой. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с. — [Электронный ресурс]. URL: http://www.biblio. nhat-nam.ru/o sno vy_nauchnoy_rechi .pdf (дата обращения: 25.02.17)

7. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.

8. Областной межведомственный культурный проект «Открытая книга»: методиче-

ВЕК

ские рекомендации для образовательных учреждений [Текст] / Авт.-сост. Т.А. Долинина, Д.И. Архарова, С.Л. Биктуганова, Т.В. Нохрина. — Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. — 30 с.

9. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 464 с.

10. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л.С. Цветкова. — М.: Юристъ, 1997. — 256 с.

REFERENCES

1. Cvetkova L.S., Nejropsihologija scheta, pis-ma i chtenija: narushenie i vosstanovlenie, Moscow, Jurist, 1997, 256 p. (in Russian)

2. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Ju., Pedagogicheskij slovar: Dlja studentov vys-shih i srednih pedagogitceskih uchebnih za-vedenij, Moscow, Izdatelskij centr "Aka-demija", 2000, 176 p. (in Russian)

3. Kozhina M.N., Stilistika russkogo jazyka: Uchebnik dlja studentov pedagogitheskih in-stitutov po specialnosti No. 2101 "Ruskii jazik i literstura", 2nd., Moscow, Prosvesh-henie, 1983, 223 p. (in Russian)

130 4. Lingvodidakticheskaja model obuchenija

studentov-nefilologov pismennym formam nauchnoj kommunikacii: Monografija, L.A. Konstantinova, Tula, 2003, 173 p., available at: http:// window. edu.ru/resource/ 655/ 67655 / files/tula_tsu_014.pdf (accessed: 20.02.17). (in Russian)

5. Lvov M.R., Goreckij V.G., Sosnovskaja O.V., Metodika prepodavanija russkogo jazyka v nachalnyh klassah: uchebnoe posobie dlja studentov vysshih pedagogitheskih uchebnih zavedenij, 3nd., Moscow, Izdatelskij centr "Akademija", 2007, 464 p. (in Russian)

6. Oblastnoj mezhvedomstvennyj kulturnyj pro-ekt "Otkrytaja kniga": metodicheskie reko-mendacii dlja obrazovatelnyh uchrezhdenij, avtori-sostaviteli T.A. Dolinina, D.I. Arha-rova, S.L. Biktuganova, T.V. Nohrina, Ekaterinburg, IRO, 2013, 30 p. (in Russian)

7. Osnovy nauchnoj rechi: Uchebnoe posobie dlja studentov nefilologitheskih vysshih uchebnih zavedenij, ed. N.A. Bure, M.V. Bystryh, S.A. Vishnjakova, V.V. Himi-ka, L.B. Volkovoj, St. Petersburg, Moscow, Izdatelskij centr "Akademija", 2003, 272 p., available at: http://www.biblio.nhat-nam. ru/osnovy_nauchnoy_rechi.pdf (accessed: 20.02.17). (in Russian)

8. Rubanova T.D., Istorija bibliotechnogo dela: Drevnij mir — Srednie veka — Epoha Pros-veshhenija: Uchebnoe posobie, Cheljabinsk, 2003, 112 p., available at: http://textarchive. ru/c-2841041-p7.html (accessed: 20.02.17). (in Russian)

9. Russkij jazyk. 10-11 klassy. Bazovyj uroven, ed. A.I. Vlasenkov, L.M. Rybchenkova, Moscow, Prosveshhenie, 2014, 287 p. (in Russian)

10. Russkij jazyk. 6 klass. Uchebnik dlja obsh-heobrazovatelnyh uchrezhdenij, V 2 parts., ed. M.T. Baranov, T.A. Ladyzhenskaja, L.A. Trostencova, N.M. Shanskij, Moscow, Prosveshhenie, 2012. (in Russian)

Бренчугина-Романова Анна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методики преподавания русского язык, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Brenchugina-Romanova А^., PhD in Education, Associate Professor, Methods of Teaching Russian Language Department, Moscow Pedagogical State University [email protected]

Денисова Лариса Оганесовна, доцент, кафедра методики преподавания русского языка, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Denisova L.O., Associate Professor, Methods of Teaching Russian Language Department, Moscow Pedagogical State University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.