описать группу компаний, что в итоге представится в виде иерархической структуры и соответствует требованию КО6.
Таким образом, из описания видно, что представленная на рис. 1 (справа) диаграмма классов соответствует всем выделенным критериям оптимальности. Следующим шагом является реализация в среде целевого языка программирования и платформы. Студенты самостоятельно выбирают предпочитаемый язык программирования. Как правило, это либо C#, либо Java. При этом в качестве ООСУБД применяется бесплатная версия DB4O, в которой имеется набор библиотек для обоих перечисленных языков.
Литература
1. Новиков Ф.А., Иванов Д.Ю. Моделирование на UML. Теория, практика, видеокурс. - СПб.: Профессиональная литература, Наука и Техника, 2010. - 640 с.: ил. + цв. Вклейки (+ 2 DVD).
2. Коннолли, Томас, Бегг, Каролин. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. 3-е издание. : Пер. с англ. - М. : Издательский дом "Вильямс", 2003. - 1440 с. : ил. - Парал. тит. англ.
УДК 04.004
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОРТАЛА НАУЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Маликова Валерия Игоревна, ученица 8 «Б» класса, гимназии им. А. С. Пушкина города Шахты,
Россия, Шахты, [email protected]
Олейник Павел Петрович, к.т.н, системный архитектор программного обеспечения,
ОАО "Астон", доцент, ШИ (ф) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова, Россия, Ростов-на-Дону, [email protected]
Информационные технологии - это наука о хранении, обработке и передаче данных с применением персонального компьютера. Сейчас понятие «Информационные технологии» также известно как «Компьютерные технологии». Существующие естественные науки -химия, биология, физика и другие - состоят из отдельных дисциплин, но Информационные технологии объединяют множество отдельных дисциплин в одно целое для изучения общего предмета - информатики и вычислительной техники. К их числу относятся: теория информации, кибернетика, программирование, теория алгоритмов, искусственный интеллект и многое другое. Развитию Информационных технологий послужило одно из самых значительных достижений XX века - создание электронно-вычислительных машин - ЭВМ. Термины «компьютер» и «электронная-вычислительная машина» можно рассматривать как синоним.
Информационные технологии неразрывно связаны с понятием Интернет. Именно на примере глобальной сети Интернет можно проследить бурный рост компьютерных технологий, как в России, так и во всем мире. Создание портала научного сотрудничества является наиболее актуальной проблемой для нашей страны, т.к. они отсутствуют.
Интернет-портал - это объединение всех возложенных функций и инструментов сайтов в сети Интернет. С помощью интернет-портала все желающие смогут узнать о расположенных на территории региона научных и образовательных организациях, их исследовательских работах, научных сотрудниках, а также о достижениях нашего региона в мире наук. Интернет-портал не будет являться средством массовой информации. Портал будет способствовать развитию информатизации в сфере науки, созданию электронных образовательных сервисов.
Реализация подобного портала позволит как обмениваться актуальной научной информацией в области информационных технологий, так и осуществлять поиск коллег по интересам для организации совместного написания научных статей.
В России не существует полномасштабных научных порталов, а существует множество научных форумов, организованных на базе ВУЗов.
89
Задача создания эффективного научного Интернет-портала - разработать удобную систему публикации, подбора, отбора, анонсирования и рейтингования тематических статей, новостей, баз документов, фотографий и видео, создать все необходимые дополнительные инструменты общения, поиска, выбора, определения и направления интересов посетителя, группирование посетителей.
Иными словами, научный Интернет-портал - это Веб-сайт с огромным количеством представляемых услуг и сервисов, посещаемый большим количеством пользователей. Научных порталов мало - на каждом уровне (глобальном, национальном, региональном) их количество обычно измеряется единицами. Научный портал должен обладать: 1) достаточным объёмом информации, не перегружающей страницы; 2) удобным интерфейсом.
На данный момент в России как никогда остро стоит вопрос о необходимости создания научного портала. Это связано с тем, что научный портал даёт возможность быстрого и оперативного взаимодействия между учёными для плодотворной работы по различным областям научной деятельности. Разумеется, в настоящее время есть молодёжь, которая занимается научными исследованиями и для которых создаваемый научный портал просто необходим для того, чтобы они могли общаться с научными деятелями на уровне современных технологий.
Таким образом, разработка и внедрение научного портала повлечёт за собой создание современных информационных технологий в области развития научного потенциала нашего региона. Мы надеемся, что данная программа послужит стимулом для привлечения талантливой молодёжи к работе в научной сфере деятельности.
Для реализации полноценного портала необходимо выполнить следующие этапы:
1. Собрать контактные данные авторов статей.
2. Собрать информацию о научных интересах и написанных статьях.
3. Реализовать информационную систему и Веб-сайт, позволяющие формировать списки авторов и статей по определенной тематике.
С целью упрощения реализации портала необходимо начать с одной области научных знаний. Например, собрать информацию об авторах научных статей в области информационных технологий. На базе Шахтинского института с 2010 года регулярно проводится Международная научно-практическая конференция «Объектные системы», посвященная информационным технологиям, сайт которой находится по адресу http://objectsystems.ru/. По состоянию на 2013 год выяснилось, что:
1. Проведено 7 конференций;
2. Опубликовано более 150 докладов;
3. Имеется информация более чем о 500 авторов.
Этого вполне достаточно для начала работы над порталом. Остается реализовать только третий этап и разработать информационную систему и Веб-сайт, позволяющие формировать списки авторов и статей по определенной тематике.
Перейдем к практической реализации ядра портала научного сотрудничества. Диаграмма реализованных классов, построенная с применением языка UML, представлена на рисунке 1 [1].
Отметим, что представленная диаграмма классов является фрагментом, дополняющим соответствующие классы, выделенные для информационной системы каталогизирования научных работ при проведении международных конференций, описанной в работах [2-4].
Основная идея в том, чтобы создать структуру форумов, позволяющих создавать темы с привязкой к опубликованным статьям. Т.е. позволить напрямую задать вопрос автору статьи.
Корневым абстрактным классом является DesriptionedDatedFileObject, в котором имеется атрибут Description, позволяющий вводить описание тем. Атрибут DateTime сохраняет текущую дату и необходим для сортировки объектов при отображении. Атрибуты File1 и File2 позволяют сохранять вложения к сообщениям. Абстрактный класс Forum введен
90
для того, чтобы программно отличить созданный форум от сообщения внутри форума, представленное экземпляром класса ForumMessage. Реализованный класс NamedForum используется при создании тематических форумов, у которых пользователю можно задать любую тему, сохраняемую в атрибуте Name.
OwnConferenceArticle А
el-ass
-t BaseConFerenceArticle
0 Properties
A AdditionServiceltems
A AllAllocationServices
A AllAuthorsNominations
A AllAuthorsRecommendatio...
A CertificateCount
A Content
A DateMailSend
A DateRecive
A Files
A LastReviewResult
A MailPacketReciver
A MailPacketReciverAddress
A Mail5endPostCode
A MailWasUnionWithPacket
A Nominations
A NominationWinnerAndReco...
A GwnConference
A OwnConferenceProceeding
A PaymentSumma
A PlanPaymentSumma
A ProceedingCount
A Recommend
A RecommendationIn5upport...
A Reviews
A Warnings
S
-to
Forum f
Abstract Class
■+ DesriptionedDatedFileObject
fit Messages
fit Article
NamedForum
Class ■+ Forum
0 Properties fit Name
De*r/p t/on e dDa te dFife Object
Abstract Class
-> B-aseObject
0 Properties fit DateTime fit Description fit Filel fit File2 fi*^ IsNewGbject
*
nr
ArticleForum r ForumMessage
Class Class
■+ Forum / ■+ DesriptionedDatedFileObject ,
□ Properties 0 Properties
A AIKdentists fit Forum
\ 4 )
Рис. 1 - Диаграмма классов
Производный от Forum класс ArticleForum позволяет представить форум, посвященный обсуждению опубликованной статьи, ссылка на которую представлена атрибутом Article. При этом предполагается возможность обсуждения только статей конференции «Объектные системы», поэтому для описанного атрибута используется класс OwnConferenceArticle. Связь этого класса с классами, представляющими сборники конференции и со вспомогательными классами, описана в работах [2-4].
В данной статье описана необходимость создания единого портала научного сотрудничества и возможные пути решения. Одним из решения является создание Вебфорума на базе информации об авторах статей, опубликованных в рамках проведения международной научно-практической конференции «Объектные системы». В заключение изображена диаграмма классов, описаны состав и структура ее элементов.
Литература
1. Новиков Ф.А., Иванов Д.Ю. Моделирование на UML. Теория, практика, видеокурс. - СПб.: Профессиональная литература, Наука и Техника, 2010. - 640 с.: ил. + цв. Вклейки (+ 2 DVD).
2. Олейник П.П. Опыт применения инструментов объектно-реляционного отображения при разработке информационной системы каталогизирования научных работ // Информационные технологии в науке, экономике и образовании: материалы 5-й Всероссийской научнопрактической конференции 2-3 сентября 2010 года / под. ред. О.Б. Кудряшовой; Алт. гос. техн. ун-т., БТИ. - Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. уни-та, 2010. - С. 102-105.
3. Олейник П.П., Игумнов Е.А., Свечкарёв Е.А. Опыт проектирования информационной
системы для каталогизирования научных работ при проведении международных конференций // Объектные системы - 2010: материалы II Международной научно-практической
конференции. Россия, Ростов-на-Дону, 10-12 ноября 2010 г., Ростов-на-Дону, 2010. - С. 48-51.
91
4. Олейник П.П., Игумнов Е.А., Свечкарёв Е.А. Реализация модуля рецензирования в информационной системе проведения научных конференций // Объектные системы - 2011: материалы III Международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 10-12 мая 2011 г.) / Под общ. ред. П.П. Олейника. - Ростов-на-Дону, 2011. - С. 26-29.
УДК 004.4’232+004.4’41
СЕМАНТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ1
Лаптев Валерий Викторович, к.т.н., доцент, Астраханский государственный технический университет, Россия, Астрахань, [email protected]
Грачев Дмитрий Александрович, аспирант, Астраханский государственный технический университет, Россия, Астрахань, [email protected]
В работе [1] описан учебный язык программирования и реализация его интерпретатора в рамках интегрированной среды [2,3] для обучения программированию. Интегрированная среда строится вокруг редактора кода, который не является обычным текстовым редактором, а оперирует конструкциями языка программирования и объектами программы. Для реализации подобного подхода авторами разработана семантическая модель программы. В статье описана формальная семантическая модель, внутреннее представление модели в системе и ее реализация на языке C#.
Программа на учебном языке представляет собой либо единственный модуль, либо несколько модулей, один из которых является стартовым. Поэтому семантическая модель программы - это семантическая модель модуля. Модуль включает список импортируемых модулей, секцию определения и секцию инициализации. Секция инициализации содержит последовательность операторов, исполняемых при загрузке модуля в память. В секции определения задаются константы и переменные, определяемые типы, процедуры и функции. В общем случае все части модуля могут быть пустыми.
Для определения формальной семантической модели программы нужно определить формальную семантическую модель оператора. В общем виде формальная семантическая модель оператора представляет собой пару:
имя = < параметры, правила >
Имя - это уникальный идентификатор оператора. В учебном языке каждый оператор начинается ключевым словом, поэтому имя - это ключевое слово оператора. Параметры и правила определяют семантику оператора. Состав параметров зависит от оператора, набор правил представляет собой множество логических выражений и условий, которые должны быть истинными. Эти выражения и условия проверяются редактором при вставке оператора в программу.
В качестве примеров рассмотрим несколько формальных моделей простых и блочных операторов учебного языка [1]. Простыми операторами являются оператор импорта, операторы определения констант и переменных, операторы ввода и вывода, оператор присваивания и операторы вызова подпрограммы. К блочным операторам относятся оператор определения модуля, операторы определения подпрограмм, оператор цикла, условный оператор и оператор определения типа. Сначала опишем семантику оператора неформально, а затем приведем формальную модель.
Оператор определения переменной включает тип переменной и ее имя. Если тип переменной является простым (целый, вещественный, символ, булевский), то разрешается инициализировать переменную начальным значением. Инициализатор - это выражение, тип значения которого должен совпадать с типом переменной. Имя переменной не должно совпадать с ранее объявленными именами. Тип переменной должен быть либо
1 Статья рекомендована к опубликованию в журнале "Информационные технологии"
92