УДК 911.5
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕШЕХОДНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ В ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДАХ
© А.И. Кулаков1, В.С. Шишканов2, М.А. Шишканова3
12
, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 3ООО ТПО «Иркутскархпроект», 664025, Россия, г. Иркутск, ул. Чкалова, 36.
Приведены результаты исследования устройства пешеходных туристических маршрутов в исторических городах России и зарубежных стран. Проанализирован пешеходный туристический маршрут «Зеленая линия» в Иркутске. Исходя из мирового опыта, выявлены его основные достоинства и недостатки.
Ключевые слова: Иркутск; туризм; пешеходные туристические маршруты; объект культурного наследия.
ORGANIZATION OF HIKING TOURIST TRAILS IN HISTORIC TOWNS A.I. Kulakov, V.S. Shishkanov, M.A. Shishkanova
National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia. OOO TPO "Irkutskarhproekt", 36 Ckalov St., Irkutsk, 664025, Russia.
The paper reports on the results of studying the arrangement of hiking tourist trails in Russian historic cities and abroad. Having analyzed the hiking trail "Green Line" in Irkutsk on the basis of international experience, the paper identifies its main advantages and shortcomings.
Keywords: Irkutsk; tourism; hiking trails; object of cultural heritage.
Современные туристические пешеходные зоны впервые появились в Западной Европе в 50-х гг. XX в. Потребность в них была вызвана развитием массового туризма, а также нарастающим конфликтом между транспортом и пешеходами, обусловленным активным ростом численности населения городов и прогрессирующим уровнем автомобилизации, появлением в исторических городских центрах новых крупных объектов массового притяжения (моллов, гипермаркетов, многофункциональных зрелищно-развлекательных комплексов), привлекающих значительные транспортные потоки. Пешеходные туристические маршруты явились решением конфликта, потому что для их организации потребовалось благоустраивать узкие улицы исторических городов, освобождая их от транспорта.
Первой в мире организованной пешеходной зоной считается проспект Лэйнбаан в городе Роттердам, Нидерланды. Авторы проекта - архитекторы Я. Баке-ма, И. ванн Брук. Проспект Лэйнбаан связал исторический центр города с районом вокзала. Протяженность данного пешеходного маршрута составляет около 600 м. С этого времени многие европейские исторические города как туристические центры имеют
в качестве своей «визитной карточки» пешеходные маршруты, представляющие туристам в качестве достопримечательностей самобытные памятники архитектуры и даже целые фрагменты исторической городской среды. На основании этого факта можно сказать, что пешеходные туристические маршруты, являются структурообразующими для ряда европейских городов [1].
В настоящее время многие европейские исторические города имеют развитую систему пешеходных туристических маршрутов в своей центральной части. Это в основном обусловлено тем, что улично-дорожная сеть городов имеет средневековую структуру, сомасштабную возможностям пешехода [2]. Поэтому очевидно, что, как и сохранение памятников, развитие систем пешеходных туристических маршрутов является необходимым условием для полноценного использования потенциала городского исторического центра.
Для анализа зарубежного опыта организации пешеходных туристических маршрутов были выбраны такие города, как Бремен (Германия), Генуя (Италия) и Барселона (Испания). Опыт организации объектов подобного типа в нашей стране не так богат, как зару-
1 Кулаков Анатолий Иванович, профессор, заслуженный работник культуры РФ, зав. кафедрой рисунка, живописи, скульптуры, тел.: (3952) 405154, e-mail: ^©stu.edu
Kulakov Anatoly, Professor, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Head of the Department of Drawing, Painting, Sculpture tel.: (3952) 405154, e-mail: ^[email protected]
2Шишканов Владимир Сергеевич, старший преподаватель кафедры рисунка, живописи и скульптуры, тел.: 89500901914, e-mail: [email protected]
Shishkanov Vladimir, Senior Lecturer of the Department of Drawing, Painting and Sculpture, tel.: 89500901914, e-mail: [email protected]
3Шишканова Мария Александровна, архитектор, тел.: 89500836511, e-mail: [email protected] Shishkanova Maria, Architect, tel.: 89500836511, e-mail: [email protected]
бежный. Отечественная практика устройства туристических маршрутов представлена в основном отдельными пешеходными улицами в исторических центрах крупных российских городов. Для анализа отечественного опыта были выбраны Екатеринбург, Челябинск и Казань. В результате проведенного исследования были выделены типы конфигураций пешеходных туристических маршрутов, приемы их организации, а также выявлены структурные элементы их композиционной системы.
Каждый пешеходный туристических маршрут, как правило, состоит из следующих элементов: вход, путь, выход, перекресток, тотем, основное пространство, а также второстепенные пространства - пространства второго и третьего порядка. Рассмотрим каждый элемент:
основное пространство - это пространство доминирующей туристической функции. Их может быть несколько. Основное пространство должно выглядеть и располагать соответствующим образом, поскольку оно содержит в себе доминанты - пространственные ориентиры;
вход - это акцент, обозначающий начало маршрута;
путь - это вытянутое в длину пространство, связывающее точку начала туристического маршрута с остальными его элементами;
выход - это акцентированная точка выхода из пешеходного туристического маршрута;
перекресток - пространство распутья, точка, где человек выбирает направление дальнейшего движения по маршруту;
тотем - пространственный ориентир, доминанта, располагающаяся во всех основных пространствах;
второстепенные пространства - пространства, заполненные характерной типовой застройкой, не имеющие доминант.
При изучении конфигураций пешеходных туристических маршрутов исторических городов были выделены следующие типы планировки; линейная, кольцевая и свободная.
Туристические маршруты с линейной планировочной структурой представляют собой прямую линию (обычно улицу или бульвар), проходящую вдоль территории концентрации памятников одного или нескольких исторических периодов. Как правило, такие туристические маршруты характеризуются однородностью архитектурно-исторической среды и сравнительно небольшой продолжительностью по времени. Для создания пешеходного туристического маршрута линейной планировки необходимо создать пространство, ограниченное с двух сторон. Обычно для устройства подобного маршрута в историческом центре используют пространства улиц, проездов, бульваров, аллей.
Кольцевая планировка - это замкнутые маршруты с возвращением к исходной точке начала путешествия, то есть вход и выход на маршрут осуществляются в одной точке. Пространство кольцевого маршрута обычно закрытое с трех сторон. Пригодными для
организации маршрутов такого типа являются курдо-нёры, площади, междомовые территории.
Туристические маршруты со свободной планировкой характеризуются наличием нескольких свободных точек входа и выхода. Для организации такого пешеходного маршрута необходимо иметь исходное пространство, открытое с трех сторон. Когда граница наличествует только с одной стороны, композиция имеет максимальную открытость. Самым удачным примером таких пространств является пространство набережной и преддомовые территории.
Комбинированная планировка - это туристические маршруты, содержащие два и более типа выше названных планировок. Такие маршруты более масштабны и могут включать в себя несколько видов достопримечательностей. Как правило, комбинированные маршруты имеют большую протяженность и охватывают сразу несколько видов туристических достопримечательностей города.
Приемы организации туристических маршрутов призваны выявлять самобытность исторически сложившихся улиц, фрагментов городской среды. Анализ приемов организации туристических маршрутов позволил разделить их на три группы: социальной, экологической и коммуникативной направленности.
Приемы группы социальной направленности обеспечиваются с помощью организации безбарьерной и непрерывной среды пешеходных туристических маршрутов.
Под безбарьерностью среды понимается ее доступность для различных социальных и возрастных групп населения, в частности для людей с ограниченными возможностями здоровья. Дифференциация туристических маршрутов по социально-поведенческим параметрам включает создание зон для различных возрастных групп. Для обеспечения безборь-ерности среды туристического маршрута необходимо:
- зонировать участки маршрута по социально-поведенческим и возрастным параметрам;
- создать возможность для использования альтернативных видов передвижения, в частности обеспечить удобство функционирования проложенных пешеходных связей транспортной поддержкой, тесной привязкой к существующей и перспективной транспортной инфраструктуре: скоростной (метро, наземные магистральные сети) и распределительной (множество пересадочных входных узлов);
- создать многоуровневое пешеходно-транспортное пространство с помощью организации подземных пешеходных переходов, транспортных тоннелей, путепроводов.
Непрерывность среды туристического маршрута предполагает создание единой разветвленной системы взаимосвязанных пешеходных прогулочных пространств, что обеспечивает повсеместную пешеходную связанность всех районов исторического центра.
Непрерывная система пешеходно-рекреационных пространств, а также транспортная сеть создают связность городских территорий, делая районы города доступными и взаимно раскрытыми. Социальная свя-
занность туристических маршрутов позволяет включить в единый социальный каркас районы, расположенные как в периферийной, так и в центральной части города, населенные людьми с низким уровнем достатка.
Приемы группы экологической направленности определяют способы взаимодействия планировочной структуры туристического маршрута и природного ландшафта. Корреляция системы туристических маршрутов с природным каркасом обеспечивается различными градостроительными, функционально-пространственными, экологическими и ландшафтными приемами.
Природные и рукотворные ландшафты имеют большое значение для формирования среды туристических маршрутов, являются средством создания единого архитектурного пространства, развивающего ансамбль города. Природные элементы - рельеф, вода, насаждения - обычно служат дополнением к открытой архитектурной композиции.
Архитектурно-художественный облик и комфортность среды системы пешеходных туристических маршрутов во многом зависят от особенностей взаимодействия рукотворных пространств и природных компонентов городской среды, а также от характеристик конкретного городского ландшафта. Для каждого города присуще особое размещение и тип каркаса системы пешеходных туристических маршрутов, зависящих от морфологии городской среды. Таким образом, структура организации системы туристических маршрутов во многом определяется строением рельефа, характером размещения существующих памятников, трассировкой улично-дорожной сети, связями с транспортной инфраструктурой, сопряжением с визуальной структурой города.
С помощью приемов коммуникативной направленности создаются условия для ориентации на протяжении туристического маршрута. Приемы, направленные на включение информационно-коммуникативной системы в структуру маршрута, разнообразны и зависят не только от функциональных требований, но и от специфических характеристик среды исторического города. Все разнообразие составляющих информационно-коммуникативной системы можно классифицировать, разделив на три вида: информационный знак, образ, информационные технологии.
Информационным знаком является указатель, на котором представлена информация об объекте (информационный щит), или указано направление движения по туристическому маршруту (стрелка). Существует множество различных форматов устройства информационных знаков.
Образ - малые архитектурные формы, обычно городские символы или небольшие скульптуры, используемые в качестве указателей, призванные визуально отражать срезы истории или информировать о чем-либо. Обычно размещаются для ориентации на маршруте при условии отсутствия общегородских ориентиров.
Информационные технологии, звуковые и/или
визуальные, используются для получения информации о маршруте на всем его протяжении. К звуковым технологиям относятся аудиогиды и различное звуковое сопровождение экскурсий, устанавливаемое возле объектов посещения. Визуальные технологии - телевизионные мониторы, используемые в качестве видеогидов.
Таким образом, обобщенными критериями комфортности пешеходных путей являются непрерывность, совокупность с транспортной системой, совокупность с природным каркасом. При организации пешеходных троп необходимо оптимально поддерживать баланс между озелененными и замощенными поверхностями, архитектурным и озелененным фронтом фасадов, создание вертикального разнообразия пространства с включением компонентов природы, формирование эстетического образа. Также необходимо учитывать функционально-пространственную модель туристического маршрута с обеспечением функции культурного просвещения, развлечения, социальных контактов, общения с природной средой [5].
По оценкам экспертов российского федерального агентства по туризму Иркутская область была отнесена к категории регионов со средним уровнем развития туристической инфраструктуры. Иркутск занимает значительное место в региональном туристском рынке: по ряду показателей объем городского туризма составляет 60-70% [4]. Несмотря на это одной из актуальных задач сегодня является разработка и реализация проектов развития туристической инфраструктуры города.
В 2011 г. в Иркутске появился первый пешеходный туристический маршрут «Зеленая линия», пролегающий по улицам исторического центра, включающий 30 объектов посещения (рис. 1). Протяженность маршрута, составленного согласно правилам дорожного движения пешеходов, - 7,29 км [3]. Продолжительность маршрута - около пяти часов.
Иркутский пешеходный туристический маршрут «Зеленая линия» был проанализирован на предмет соответствия принципам мирового опыта, то есть практической реализации всех выше перечисленных приемов организации пешеходных маршрутов - коммуникативной, экологической и социальной направленности. Было выявлено, что информационная поддержка пешеходного туристического маршрута представлена следующим образом:
- в Интернете имеется сайт информационно-туристской службы города Иркутска, на котором размещена схема маршрута «Зеленая линия», информация об объектах посещения: история строительства и описание внешнего облика, современные и исторические фотографии архитектурных памятников;
- на маршруте имеются аудиогиды (номер автоответчика указан на информационных щитах, позвонив по которому можно выбрать в меню язык и прослушать информацию о конкретном памятнике архитектуры);
- в узловых точках маршрута установлены пюпитры, информационные щиты и указатели с картой цен-
тральной части города, рядом с каждым архитектур- (рис. 2);
ным объектом посещения (объект культурного назна- - на асфальт нанесена линия направления дви-
чения - ОКН) установлен информационный щит с ис- жения по маршруту пластиком холодного отвержде-
торической справкой на русском и английском языках ния.
Рис. 1. Схема туристического маршрута «Зеленая линия»
Рис. 2. Информационный стенд туристического маршрута «Зеленая линия»
Рис. 3. Анализ пешеходного туристического маршрута «Зеленая линия»
Использование каких-либо планировочных приемов для повышения социальных и экологических качественных характеристик среды туристического маршрута выявлено не было. Пешеходный туристический маршрут «Зеленая линия» не коррелирует ни со структурой общественных рекреационных пространств города, ни с его экологическим каркасом (рис. 3). Объекты посещения не тематические, выбраны из разных периодов истории города. Сохранившиеся массивы деревянной исторической застройки города на маршруте не представлены. Кроме того, «Зеленая линия» имеет невнятную планировочную структуру, тяготею-
щую к свободной. Точки входа и выхода никак не акцентированы, отправной может служить любая из рядовых точек маршрута.
Отметим, что коммуникативня система пешеходного туристического маршрута «Зеленая линия» налажена относительно хорошо, однако доступность среды и экологическая составляющая на нем ничем не обеспечены. Из проделанного анализа можно сделать вывод, что туристический маршрут «Зеленая линия» нуждается в доработке, так как качество среды маршрута не соответствует мировым стандартам.
Статья поступила 26.02.2015 г.
Библиографический список
1. Дьяченко Е.В. Архитектурно-ландшафтная организация туристических маршрутов (на примере города Москвы): дис. ... канд. архитектуры: 05.23.22. М., 2010. 150 с.
2. Закирова Ю.А. Градостроительная реконструкция системы пешеходных прогулочных пространств в центральной исторической части города: автореф. дис. ... канд. архитектуры: 18.00.04. М., 2009. 138 с.
3. Маршрут «Зеленая линия» в Иркутске // Irkutsk. Tourist information ofice - Информационно-туристическая служба города Иркутска [Электронный ресурс]. URL:
http://irkvisit.info/interactive/green-line/ (20 янв. 2015).
4. Мониторинг рынка туристических услуг г. Иркутска [Электронный ресурс]. URL:
http://ramina.ru/esmi3/files/irktur/otcet_po_monitoringu_555_(1). doc (20 янв. 2015).
5. Большаков А.Г., Гладышева Ю.Б. Методика формирования туристических маршрутов и градостроительные принципы экспозиции объектов культурного наследия г. Читы // Вестник ИрГТУ. 2014. № 11 (94). С. 144-150.