ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕХОДА ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК НА ВЫПУСК ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ДВОЙНОГО И ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ДИВЕРСИФИКАЦИЯ) О.Г. Туровец, д-р экон. наук, профессор e-mail: [email protected] Н.Н. Хромых, студент e-mail: e-mail: [email protected] Воронежский государственный технический университет
Президентом России поставлена задача на основе накопленного в ОПК потенциала для конверсии, диверсификации производства, наладить выпуск высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Те мощности, которые нарастило ОПК, выполняя важные государственные задачи по производству, перевооружению военной техники, готовы к более серьезной задаче, которой является гражданская продукция. Диверсифицировать производство, безусловно, надо, но те условия, в которых оказываются наши предприятия, не позволяют в должной мере говорить о выходе на площадку конкурентоспособности, и по отношению к партнеру, поэтому со стороны, государства необходимы меры стимулирования, которые помогут ОПК освоиться на новом для него рынке
Ключевые слова: диверсификация, выпуск высокотехнологичной продукции гражданского назначения, сокращение гособоронзаказа, повышение конкурентоспособности
THE ORGANIZATION OF TRANSITION OF THE DEFENSE ENTERPRISES TO THE PRODUCTION OF HIGH-TECH PRODUCTS OF DUAL AND CIVIL PURPOSE (DIVERSIFICATION) O.G. Turovets, Doctor of Economic Science, Professor e-mail: [email protected]
N.N. Khromykh, Student e-mail: [email protected] Voronezh State Technical University
The President has set a task based on the accumulated in the defense industry ofpotential for conversion, diversification ofproduction, to start production of high-tech products for civilian use. The volumes, which increased its defence industry, fulfilling important state tasks, production, and modernization of military equipment, ready for a more serious task, which is civilian products. To diversify production, of course, necessary, but the conditions in which are our businesses, not allow due to talk about the exit on a platform of competitiveness and, therefore, the state is a need for incentives that will help defense industry to transition into new market
Key words: diversification, production of high-tech civilian products, the reduction of the state defense order, increasing the competitiveness
В своем послании Владимиром Путиным была также должно способствовать и успешной реализации
поставлена задача укрепления позиций России на Национальной технологической инициативы. Пик
мировом рынке вооружений, обеспечение загрузки ОПК в рамках гособоронзаказа произойдет в
загруженности организаций ОПК после выполнения 2017 году и будет постепенно снижаться. гособоронзаказа в 2020 году. В том числе путем Президентом России поставлена задача на основе
оперативного перехода на производство накопленного в ОПК потенциала для конверсии,
востребованной высокотехнологичной продукции диверсификации производства, наладить выпуск
гражданского назначения. высокотехнологичной продукции гражданского
Для этих целей в разработанной Минпромторгом назначения. Согласно поставленной задаче, пропорция
России подпрограмме "Стимулирование развития к 2020 году должна составить 50/50 [2]. оборонно-промышленного комплекса" новой Те мощности, которые нарастило ОПК,
госпрограммы развития ОПК на 2016-2020 годы были выполняя важные государственные задачи, по
предусмотрены задачи повышения объемов выпуска производству, перевооружения военной техники,
организациями ОПК продукции гражданского готов к более серьезным задачам, которыми является
назначения и стимулирования выпуска гражданская продукция. Здесь совсем другие
высокотехнологичной конкурентоспособной подходы, технология. Если по части оборонной
продукции [1]. продукции, государство было готов платить большие
Ожидается, что к 2020 году в результате средства, так как нужны были эти ценные изделия для
реализации подпрограммы объемы производства защиты нашего государства, то с гражданской
гражданской продукции вырастут в 1,3 раза, что продукцией совсем другие правила: важна скорость,
быстрота, меньшая стоимость затрат продвижения, так как она конкурирует не только качеством, надежностью, но еще и ценой.
На данном этапе задачи, государством была создана, можно сказать, первая структура - Агентство по технологическому развитию. Учредителем агентства выступило непосредственно правительство. Финансирование на первых этапах взяло на себя Министерством промышленности и торговли Российском Федерации.
Перед Агентством поставлена задача обеспечения содействия существующим российским компаниям во внедрении готовых технологических решений мирового уровня с целью достижения конкурентоспособности отечественной продукции, а так же поиск международных партнеров.
Однако оно не является финансовым институтом, а в большей степени является экспертно-консультационным органом и организатором инвестиционных проектов, сборщиком ниши, поиском потенциальных технологических решений, партнеров, с помощью которых будут реализованы данные решения, поиск финансовой стороны , иными словами, универсальный интегратор
Карта продуктов Агентства:
1. Технологический апгрейд российской компании:
• Анализ потребностей компании.
• Поиск лучших технологий в России и за рубежом.
• Комплексное сопровождение сделки по трансферу технологий.
• Помощь в получении государственной поддержки
2. Супермаркет современных технологических решений:
• «Витрина» уникальных российских и зарубежных технологий, готовых к широкому внедрению на предприятиях.
• Прозрачная финансовая модель.
• Помощь в получении государственной поддержки.
3. Поиск и трансфер мировых прорывных технологий:
• Анализ потребностей отраслей экономики.
• Поиск прорывных технологий, дающих мультипликативный эффект.
• Формирование коллективной закупки по трансферу технологий с участием государства.
4. Доступ к уникальной международной базе знаний:
• Предоставление централизованного доступа к базам IQMEN, Thompson Innovation, Роспатент, Watson Analytics, база Минобрнауки.
• Отраслевая аналитика по запросу клиентов. [3]
На сегодняшний день существует не малое
количество предприятий, которые уже вступили на
пусть диверсификации и активно занимаются выпуском продукции двойного и гражданского назначения.
Одно из таких предприятий - АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей"
Концерн создан в 2002 году, когда по Указу Президента Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации в ОАО "Концерн ПВО "Алмаз - Антей" были объединены 46 предприятий: заводов, научно-производственных объединений, конструкторских бюро и научно -исследовательских институтов, которые занимались разработкой и производством зенитных ракетных комплексов малой, средней и большой дальности действия, основных типов средств радиолокационной разведки и автоматизированных систем управления. Затем в 2007 году произошло укрупнение Концерна и на сегодня в его составе более шестидесяти предприятий из семнадцати регионов страны. [4]
Что касается гражданской продукции, Концерн выпускает и является поставщиком оборудования для Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) Российской Федерации.
Работой по созданию и формированию самого процесса диверсификации, Концерн начал заниматься с 2015 года, ставя перед собой цели: компенсация сокращения выручки продукции военного назначения, в связи с сокращением объема гособоронзаказа, за счет выпуска продукции двойного и гражданского назначения; загрузка высвобождающихся мощностей, за счет привлечения сторонних партнеров и новых проектов; удовлетворение рынков современного
технологичного оборудования и выполнения государственного социального заказа на высокотехнологическую продукцию,
импортозамещение.
Проделав определенную работу, Концерном достигнуто следующее:
-произведены серьезные структурные изменения внутри концерна;
-создан департамент развития гражданской продукции, чей основной функцией является разработка координации, реализации мероприятий диверсификации производства;
-разработаны и начаты внедряться в работу концерна собственные методики финансового анализа, рыночные аналитики, территориального и продуктового маркетинга, отбора на этих основах проекта по разработке и производству гражданской продукции;
- осуществлен ряд кадровых видоизменений. Реализованы основные компетенции, то есть поиск партнеров, технологическую, рыночную, юридическую экспертизу предлагаемых проектов, организация совместной деятельности Концерна с инициаторами проектов и инжиниринговое
О. 2017. № 4 15
сопровождение тех проектов, которые запускаются и развиваются.
Сформулированы основные принципы и критерии обора участия проектов, запускаемых в процессе диверсификации, являющиеся начальным условием для запуска проекта по созданию или разработки гражданской продукции:
востребованность рынком и государством, приводящая к возможности окупаемости и прогнозирования проектов; возможность организации производства на базе предприятия; соответствие приоритетным отраслям- связь, ЖКХ, транспорт, медицина, система безопасности и т.д.
Однако, за предыдущие 5 лет государство понесло значительные затраты на техническое перевооружение предприятий ОПК, при этом основные проблемы которые к сожалению не решились и остаются камнем преткновения, а именно фрагментальность перевооружения, его не системность, низкая эффективность при этом устаревшие станки в отдельных участках заменялись на новые, технологической интеграции производства при этом не менялась, и мы видим, что при этом логистика производства, технологическая
конфигурация остается на уровне 80 годов.
Кроме этого у нас очень существенная проблема в плане дефицита квалифицированных рабочих кадров, увеличивается и средний возраст персонала на заводах, повысился до 55 лет и как результат производительность по выпуску продукции повышается в среднем на 10-15% комплексно на весь завод, отставая о мировых показателей в разы, а именно от 3-9 раз. Очень существенно выросла доля амортизации в себестоимости, что приводит к росту себестоимости выпускаемой продукции, т.е. государство платит дважды, в первый на техническое перевооружение, а второй на увеличение себестоимости выпускаемой продукции. При этом несмотря на существенные затраты. наблюдается нарастание технического отставания предприятия машиностроительного комплекса [5].
Как уже говорилось, конкуренция очень высокая и ОПК должны соблюдать требования рынка гражданской продукции, если речь не идет о выпуске уникальной продукции.
Предприятия ОПК должны изменить сами принципы перевооружения, вместо того чтобы заменять отдельные производственные единицы, участки, необходимо по другому подходить к производственному процессу и заменять саму структуру производства.
В связи с вышеизложенным, на мой взгляд, необходимо разрабатывать уже на уровне государства комплексную программу автоматизации
машиностроительных производств. Как видно,
рыночные инструменты не всегда работают и без глобального вмешательства государства в целях и указаниях, в стратегии развития производств сегодня уже не обойтись. Задачи данной гос. программы следующие: определение перечня предприятий ОПК различной структуры с целью нахождения именно тех предприятий, которые готовы диверсифицировать свое производство на выпуск гражданской продукции, разрабатывать инвестиционные проекты с комплексной автоматизацией производственных предприятий, причем с гарантированной окупаемостью, формирование ключевых показателей эффективности деятельности этих предприятий, по себестоимости, производительности труда, коэффициенту загрузки оборотных средств, длительности переналадки и др., формирование на предприятиях постоянно действующих
подразделений, которые будут ответственные за такого радо автоматизацию, комплексную расшивку узких мест, которые наблюдаются в производственной цепочке, разработка внедрения системы менеджмента качества, разработка систем оперативного управления предприятием, управление систем налогового стимулирования и многое другое.
При внедрение данной системы, можно ожидать повышение производительности труда, сокращение длительности производственного цикла, сокращение сроков поставки продукции незавершенного производства, снижение объемов накладных затрат и т.д.. Все это приведет к сбережению государственных средств, так как какие то элементы программы могут привести в конечном итоге и к снижению себестоимости главной продукции, которую выпускает предприятие.
Диверсифицировать производство, безусловно, надо, но те условия, в которых оказываются наши предприятия, не позволяют в должной мере говорить о выходе на площадку конкурентоспособности, и по отношению к партнеру, поэтому такие меры стимулирования со стороны должны появиться и помочь ОПК освоиться на новом для него рынке.
Литература
1.Режим доступа: https://vpk.name/news/161663_ razvitie_opk_novyie_zadachi_diversifikacii.html
2. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/ politics/articles/2016/09/08/656239-putin-potreboval
3. Агентство по технологическому развитию -Режим доступа: http://tech-agency.ru/
4. АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей" - Режим доступа: http://www.almaz-antey.ru/
5. ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ"- Режим доступа: http://nami.ru/