УДК 376.43
Л. Ф. Тихомирова, А. Л. Саватеева, М. Н. Быкова
Организация педагогической работы с детьми и подростками с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта в школе-интернате 8-го вида
Статья посвящена актуальной проблеме - вопросу организации обучения и социальной адаптации детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Ссылаясь на Конвенцию о правах ребенка и Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей, авторы пишут о возможности обучения детей с нарушением интеллекта умеренной и тяжелой степени. Авторы анализируют имеющиеся рекомендации по организации работы с детьми и подростками с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития. В частности, они опираются на труды таких ученых, как Л.Б. Баряева, А.Р. Малер. По мнению авторов, особенностями организации обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития должны стать создание коррекционно-развивающей и здоровьесберегающей среды, своевременная помощь взрослого в развертывании собственной программы развития ребенка. В статье отмечены принципы организации работы с этой категорией детей в школе-интернате 8-го вида, раскрыт накопленный коллективом школы-интерната опыт по подготовке специалистов к работе с детьми с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта. Особое внимание авторы уделили исследованию отношения педагогов и воспитателей к работе с детьми и подростками с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития, а также вопросам подготовки кадров к осуществлению данного вида деятельности. Авторами описаны используемые в работе средства и методы, проанализированы полученные результаты, касающиеся социальной адаптации и социализации подростков с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития.
Ключевые слова: дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, особенности обучения, школа 8-го вида, социализация «особого» ребенка, подготовка педагогов, коррекционно-развивающая и здоровьесберегающая среда.
L. F. Tikhomirova, A. L. Savateeva, M. N. Bykova
Organization of Pedagogical Work with Children and Teenagers with Moderate and Heavy Degree of Brain Deviation in the Boarding School of the 8-th kind
The article is devoted to the urgent problem, a question of organization of training and social adaptation of children and teenagers with moderate and heavy deviation in brain development. Referring to the Convention on the child's rights and "The World Declaration on Providing Survival, Protection and Development of Children", the authors write about a possibility of training of children with deviation in brain development of the moderate and heavy degree. The authors analyze available recommendations about organization of work with children and teenagers with heavy deviation in brain development. In particular, they rely on works of such scientists, as L.B. Baryaeva, A.R. Mahler. According to the authors' opinion, creation of the correctional developing and health saving environment, in proper time help of the adult in expansion of the own programme of development of the child should become features of organization of training of children with heavy deviation in brain development. In the article principles of organization of work with this category of children in the boarding school of the 8th kind are presented, experience on specialists' training to work with children with the moderate and heavy degree of deviation in brain development is revealed. The authors paid special attention to research of the relation of teachers and tutors to work with children and teenagers with heavy deviation in brain development, and also to questions of specialists' training to realize this kind of activity. In the article the authors described means used in work and methods, the received results concerning social adaptation and socialization of teenagers with heavy deviation of brain development are analysed.
Keywords: children with moderate and heavy deviation in brain development, peculiarities of training, a school of the 8th kind, socialization of the "special" child, teachers' training, correctional-developing and health saving environment.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка (1989) и Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1993) каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, отраженные в данных документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Согласно статистическим данным, содержащимся в исследованиях, посвященных проблеме здоровья подрастающего поколения, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5% составляют дети-инвалиды, значительное количество детей имеют стертые нарушения развития [4]. Рост численности детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, комплексными нарушения-
© Тихомирова Л. Ф., Саватеева А. Л., Быкова М. Н., 2014
ми - одна из неопровержимых тенденций современного общества. Демократические перемены, начавшиеся в России в 1990-е годы, естественное желание родителей реализовать конституционное право своих детей на образование способствовали их вхождению в систему специального образования.
На современном этапе развития коррекцион-ной педагогики экспериментально и практически установлено, что включение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в систему кор-рекционно-развивающей работы приводит к тому, что они оказываются способны овладеть элементарными способами общения, специфическими для человека видами элементарной бытовой и предметно-практической деятельности, свойственными только человеку формами поведения [2].
В соответствии с классификацией, принятой Всемирной организацией здравоохранения в 1994 году (МКБ-10), умственная отсталость в зависимости от количественной оценки интеллекта предполагает четыре степени его снижения: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. Умеренная и тяжелая умственная отсталость в классификации соответствуют шифрам Б-71 и Б-72. Дети этих нозологических групп признаны обучаемыми. Они способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития. Л.Б. Баряева, А.Р. Малер, Л.Ф. Тихомирова подчеркивают, что в специально созданной коррекционно-развивающей и здо-ровьесберегающей среде дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью способны развиваться [1, 2, 4, 5]. Однако даже при специальном обучении у них отмечается более позднее появление лепета и первых слогов, задержка проявления дифференцированных эмоциональных реакций, слабый интерес к окружающим объектам и игре, неадекватное поведение. Речь таких детей формируется крайне медленно, речевые нарушения носят системный характер, распространяются на все ее функции (коммуникативную, познавательную, регулирующую). Отсутствие своевременной коррекционной помощи этой категории детей приводит к чрезвычайному ограничению зоны их ближайшего развития. Длительная невостребованность потенциальных способностей детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в сочетании с отсутствием помощи взрослого в развертывании
собственной программы развития приводят к тому, что фактически все формы активности находятся у них в обедненном, редуцированном виде.
Процесс обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нельзя строить на основе традиционного исторически сложившегося понимания различных педагогических категорий: «готовность к школьному обучению», «усвоение знаний, умений, навыков», «школьная успеваемость», «результат школьного обучения» и др. [2].
Л.Б. Баряева, А.Р. Малер, Л.Ф. Тихомирова подчеркивают, что успешность работы по социальной адаптации детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью зависит от квалификации специалистов-
олигофренопедагогов [1, 2, 4, 5]. Поэтому требуется качественная подготовка студентов педагогических колледжей, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов.
Описываемые процессы наблюдались на протяжении последних 10 лет и в ГОУ ЯО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 8» (ранее МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 82»). С 2003 по 2013 годы численность учащихся с диагнозом «умеренная умственная отсталость» в учреждении увеличилась с 8% до 32%. В 2009 году мы впервые «познакомились» с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость.
В процессе работы педагоги отмечали, что у всех этих детей грубо нарушена связь с социумом. Взрослые, находящиеся рядом, чаще всего не владеют специальными знаниями и не могут передать ребенку имеющийся социальный опыт. Социализация «особого» ребенка, в отличие от нормально развивающихся сверстников, возможна лишь при использовании специальных методов, приемов и средств обучения, при создании доступной образовательной среды и здоровьес-берегающей среды. Удовлетворить особые образовательные потребности детей с ОВЗ можно лишь руководствуясь определенными принципами и при условии максимальной индивидуализации обучения, а также учете степени выраженности дефекта.
Наиболее значимыми принципами обучения детей и подростков с нарушением интеллекта умеренной и тяжелой степени являются:
- принцип природосообразности;
- принцип культуросообразности;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
За долгие годы педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы с учащимися, имеющими легкую умственную отсталость, а также сложные нарушения развития, в структуре которых, помимо интеллектуальной недостаточности, отмечаются выраженные эмоционально-волевые расстройства.
Кадровый состав соответствует всем установленным требованиям. Создана и развивается материально-техническая база для реализации программ общеобразовательных предметов, коррек-ционно-развивающих курсов, профессионально-трудового обучения, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, проживания учащихся. Дальнейшей нашей задачей в данном направлении является оптимизация отношений с социальными партнерами в вопросах организации производственной практики и трудоустройства выпускников.
С приходом «особых» детей возникла необходимость создания специальных условий их обучения и воспитания. Одной из главных задач, поставленных перед педагогическим коллективом, стала задача обеспечения возможности каждому ребенку, как с умеренной, так и тяжелой умственной отсталостью, достичь в процессе обучения адекватного уровня физического, психического и социального развития.
С изменением контингента обучающихся пришло понимание того, что в учреждении необходимо выстроить систему мер, обеспечивающую профессиональный рост педагогов, и направленных на уменьшение затруднений в вопросах образования детей, имеющих тяжелые умственные нарушения. Была проведена серьезная методическая работа, которой предшествовало анкетирование членов педагогического коллектива, проведенное администрацией совместно с психологической службой школы в 2011-2012 учебном году.
В ходе опроса обнаружился достаточно благоприятный фон. О безоговорочном принятии детей с умеренной умственной отсталостью сообщили 49% учителей и воспитателей, о полном удовлетворении от процесса работы с «особыми» детьми - 19%, частичном - 56% педагогов. Однако 80% отдавали предпочтение работе с детьми, имеющими легкую умственную отсталость, и лишь 20% - с детьми, имеющими тяжелые умственные нарушения. На отсутствие опыта работы указывали 22% учителей и воспитателей, на не-
достаточную помощь со стороны администрации по поиску внешних источников для профессионального роста указали 23% педагогов. Среди причин, обуславливающих нежелание или неумение работать с данной категорией детей, назвали: недостаток знаний о физиологических особенностях - 22%, психологических - 34%, психиатрических - 56% членов педагогического коллектива.
Таким образом, стала очевидной потребность в методической работе, направленной на углубление знаний об «особых» детях, их возможно -стях и основных подходах к ним в процессе образования.
С начала 2012 года работа педагогического коллектива над единой методической темой «Использование элементов системно-деятельностного подхода в работе с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость» стала рассматриваться как приоритетное направление в деятельности учреждения. Обнаружилось естественное желание педагогов «погрузиться» в проблему, и здесь не нужно было использовать административный ресурс, чтобы добиться максимального участия учителей и воспитателей в работе над обозначенной темой.
Чтобы удовлетворить потребности педагогов в познании детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, были использованы внутренние и внешние ресурсы. Коллектив получил возможность прослушать лекционные курсы по проблемам: «Физиологические особенности детей и подростков с диагнозами Б-71, Б-72», «Психологические особенности детей и подростков с диагнозами Б-71, Б-72», «Поведенческие особенности «особых» детей», «Вопросы обучения и воспитания детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями». Лекции читали Л.Ф. Тихомирова, кандидат медицинских наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой олигофренопедагогики ЯГПУ им. К.Д. Ушинско-го, А.Р. Маллер, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, Е.А. Тишино-ва, психолог ГОУ ЯО СКОШИ №8.
На сегодняшний день 27 педагогов школы-интерната получили удостоверения ФГБОУ ДПО «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи» Министерства образования и науки
РФ о краткосрочном повышении квалификации по программе «Коррекционная работа с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями».
Работа, начатая централизованно, нашла отражение в деятельности методических объединений педагогов разных специальностей (учителей начальных классов, учителей-предметников, учителей профессионально-трудового обучения, воспитателей). Акценты в индивидуальных методических темах были расставлены именно на проблемах, которые связаны с обучением и воспитанием детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, их взаимодействием со сверстниками, имеющими легкие интеллектуальные нарушения [6].
В учреждении была создана школа передового опыта, куда вошли педагоги, имеющие апробированные и экспертно высоко оцененные разработки по вопросам образования «особых» детей. Ими показаны мастер-классы, проведены беседы, даны рекомендации коллегам, не имеющим опыта работы с данной категорией детей. Особо ценным результатом деятельности школы стала внедренная в работу «Карта наблюдений» (см. приложение №1), в основу которой положен метод семантического дифференциала, предложенный американским психологом, специалистом в области экспериментальной психологии, социальной психологии, психологии личности, психолингвистики, Ч. Осгудом в 1972 г., с основными критериями выставляемых оценок, их количественным и качественным выражением. В «Карту наблюдений» педагогами, работающими с детьми, вносятся выраженные в баллах по итогам учебного года индивидуальные достижения ребенка. На основании полученных данных происходит корректировка индивидуальных программ.
На сегодняшний день в школе-интернате обучается 67 детей с диагнозом «умственная отсталость умеренная» (32%), 3 ребенка - с диагнозом «умственная отсталость тяжелая» (1,4%) при общей численности воспитанников школы-интерната 205 человек. Обучение «особых» детей осуществляется как в шести специализированных классах, так и интегрировано, в классах, где большинство дети, имеющие легкую умственную отсталость.
Учебный процесс регламентируется учебным планом, разработанным на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (I вариант).
Содержание образования направлено на решение следующих задач:
- формирование представлений о себе;
- формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
- формирование доступных представлений об окружающем мире;
- формирование коммуникативных умений;
- обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;
- обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность, в соответствии с психофизическими возможностями детей.
Формами обучения, которые используются специалистами интерната в работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода, который применяется только с вышеперечисленными методами.
Значимыми результатами работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является их социальная адаптация и социализация.
Первый выпуск обучающихся с диагнозом «умственная отсталость умеренная» состоялся в 2011 году. Из 8 выпускников продолжили обучение 7 чел. (87,5%):
- 1 чел. - ПУ № 26 (повар-кондитер)
- 4 чел. - ПУ № 14 (изготовитель художественных изделий из лозы)
- 1 чел. - ПУ № 14 (вязальщица трикотажных изделий, полотна)
- 1 чел. - ПУ № 14 (цветовод).
Одна выпускница признана недееспособной, находится под опекой старшей сестры.
Школа поддерживает отношения с родителями уже повзрослевших выпускников. На сегодняшний день они достигли возраста 19-22 лет, окончили указанные выше учебные заведения, четверо получают вторую специальность. Родители, оценивая жизнь своих детей, с благодарностью относятся к школе, подчеркивают факт их социальной адаптации (самостоятельно добираются до училища общественным транспортом, дома разогревают себе еду, могут сварить суп, помогают по хозяйству, умеют пользоваться банковскими терминалами, не утратили навыки письма и чтения (за исключением одного юноши), иногда посещают библиотеку).
Из беседы с социальным педагогом ПУ №14 узнали, что, начав обучение, наши выпускники быстро адаптировались к новым для себя усло-
виям, научились ориентироваться в учебном корпусе и на прилегающей территории. Вызывают симпатию: исполнительны, внимательны, приучены к труду, дисциплинированы.
Интересно складывается судьба одного юноши (по национальности азербайджанец): по окончании школы женился, родилась дочь, молодая семья живет в одном доме с родителями, которые их опекают. Юноша работает грузчиком, имеет заработок.
Молодой человек, обучавшийся по специальности повар-кондитер, в «родных стенах» школы-интерната успешно прошел практику, трудоустроился.
По общему мнению родителей, девятилетнего обучения в школе недостаточно. Находясь в поиске наиболее рациональных путей помощи «особым» детям, мы изыскали возможность пролонгировать образование. Сейчас выпускники 2013 года продолжают обучение в 10 классе простейшим видам труда с целью последующего трудоустройства.
КАРТА НА Ученик_
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
1. Опыт работы школы-интерната 8-го вида показывает целесообразность обучения детей с умеренной умственной отсталостью для их успешной социализации.
2. Постоянно действующий семинар для педагогов и воспитателей в образовательном учреждении обеспечивает подготовку кадров к работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
3. В вопросах обучения детей с тяжелой умственной отсталостью возникают сложности организационного характера, которые требуют решения. Одним из перспективных направлений в работе, обеспечивающих социальную адаптацию детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, является пролонгация их обучения в условиях школы-интерната 8-го вида.
Приложение № 1
Класс Месяц Год Критерии
1. Сенсорно-перцептивная сфера Восприятие цвета
Восприятие формы
Восприятие величины
Ориентация в пространстве
2. Внимание Концентрация внимания
Устойчивость внимания
Переключаемость внимания
3. Память Скорость запоминания
Прочность запоминания
4. Мышление Обобщение
Сравнение
Нахождение закономерностей
5. Речь Понимание обращенной речи
Внятность речи
Лексический строй речи
Способность к пересказу
6. Представления о себе Адекватность самооценки
Творческие возможности
7. Эмоционально-волевая сфера Импульсивность / рефлексивность
Наличие неадекватных эмоциональных проявлений
Отношение к трудностям
Тенденция к ответственности за себя
Тенденция к самостоятельности
Тенденция к целенаправленным действиям
8. Психомоторное развитие Мелкая моторика рук
Общая координация движений
Мимика
9. Социально-бытовая ориентация Личная гигиена
Одевание и раздевание
Прием пищи
Знание и определение частей своего тела
Знание своего адреса
Знание членов своей семьи
Знание частей помещения
Ориентация на улице
Ориентация во времени (дни недели, месяцы, времена года, часы)
Усвоение социальных норм и правил поведения
10. Учебные навыки Чтение
Письмо
Счет
11. Трудовые умения и навыки Что умеет делать
12.Коммуникативность Замкнутость / общительность
Общение со сверстниками
Общение со старшими
Поведение в игре
5. Тихомирова Л.Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: авто-реф. дис. ... докт. пед. наук / ЯГПУ им. К.Д. Ушин-ского. - Ярославль, 2004. - 48с.
6. Тихомирова Л.Ф. Экспертный подход в здоровьесберегающей деятельности педагога [Текст] / Школьные технологии. - 2003. - №3. - С. 200.
Bibliograficheskij spisok
1. Maller А.Я., TSikoto G.V. Obuchenie, vospitanie i trudovaya podgotovka detej s glubokimi narusheniyami intellekta [Tekst]. - Nauch.-issled. in-t defektologii Аkad. ped. nauk SSSR. - M.: Pedagogika, 1988.
2. Programma obrazovaniya uchashhikhsya s umerennoj i tyazheloj umstvennoj otstalost'yu [Tekst] / L.V. Baryaeva, D.I. Bojkov, V.I. Lipakova i dr.; pod red. L.B. Baryaevoj, N.N. YAkovlevoj.- SPb, 2011. - 480s.
3. .Pedagogika, kotoraya lechit: opyt raboty s osobymi det'mi [Tekst] / sost. M.S. Dimenshtejn. - M.: Terevinf, 2008.
№ 4. - С. 111 - 114.
Библиографический список
1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта [Текст]. - Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988.
2. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л.В. Ба-ряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.- СПб, 2011. - 480с.
3. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми [Текст] / сост. М.С. Дименштейн. - М.: Теревинф, 2008.
4. Ромашкина Е.Н., Тихомирова Л.Ф. Использование информационно-коммуникативных здоровьес-берегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида [Текст] // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т.2. -
4. КотаБЬкша Б.К, ИкИотшуа Ь.Б. Ispol'zovanie 1пГогта181оппо-коштип1ка11упукЬ zdorov'esberegayushhikh tekhпologij V doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii kompensiruyushhego vida [Tekst] // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2012. -Т.2. - № 4. - 8. 111 - 114.
5. Tikhomirova Ь.Б. Teoretiko-metodicheskie osnovy zdorov'esberegayushhej pedagogiki [Tekst]: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk / YAGPU im. К.Б. Ushinskogo. -YAroslavl', 2004. - 48s.
6. Tikhomirova Ь.Б. БHkspertnyj podkhod v zdorov'esberegayushhej deyatel'nosti pedagoga [Tekst] / БНИ^ tekhnologii. - 2003. - №3. - 8. 200.