Реформирование образовательных систем в мире идет в ключе построения информационного общества поскольку будущее страны формируется именно в системе образования. Классические методы образования трансформируются в е-1еаттд, университеты и школы - в е-ип^егеКу, е^сЬюок
Библиографический список
Таким образом, востребованность системы дистанционного обучения обусловлена возможностью предоставления равных образовательных возможностей, расширением прав личности на получение того образования и в том образовательном учреждении, которое будущему специалисту кажется более перспективным.
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года.
2. Введение в электронное обучение: монография. А.Г. Сергеев, И.Е. Жигалов, В.В. Баландина. Владимир, 2012.
3. Нагаева И.А. Инновационные информационные технологии в образовательных системах: учебное пособие. Инновационные информационные технологии в образовательных системах. Москва, 2013.
4. Нагаева И.А. Модели обучения с применением дистанционных образовательных технологий. European Social Science Journal. 2012.
5. Нагаева И.А. Организация электронного тестирования: преимущества и недостатки. Науковедение. Интернет-журнал. 2013; 5 (18): 109.
6. Нагаева И.А. Технология подготовки и проведения практических онлайн-занятий. Науковедение. Интернет-журнал. 2014; 2 (21): 165.
References
1. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda.
2. Vvedenie v 'elektronnoe obuchenie: monografiya. A.G. Sergeev, I.E. Zhigalov, V.V. Balandina. Vladimir, 2012.
3. Nagaeva I.A. Innovacionnye informacionnye tehnologii v obrazovatel'nyh sistemah: uchebnoe posobie. Innovacionnye informacionnye tehnologii v obrazovatel'nyh sistemah. Moskva, 2013.
4. Nagaeva I.A. Modeli obucheniya s primeneniem distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. European Social Science Journal. 2012.
5. Nagaeva I.A. Organizaciya 'elektronnogo testirovaniya: preimuschestva i nedostatki. Naukovedenie. Internet-zhurnal. 2013; 5 (18): 109.
6. Nagaeva I.A. Tehnologiya podgotovki i provedeniya prakticheskih onlajn-zanyatij. Naukovedenie. Internet-zhurnal. 2014; 2 (21): 165.
Статья поступила в редакцию 28.10.17
УДК 371
Omarova N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Theory and Methodology of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Abdulaeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methodology of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL PROCESS TO FORM MORAL VALUES IN TEENAGERS AT LESSONS OF PHYSICAL EDUCATION. The article shows the role of a teacher in the process of formation of spiritual and moral values of adolescents at lessons of physical education. Lessons of physical culture have a huge educational potential. To realize this potential it is necessary for the teacher to be ready to organize the educational work in general and specifically work on the formation of spiritual and moral values. In addition, for students in adolescence, this work is of particular importance. In pedagogical work on development of spiritual potential of adolescents, teachers, as organizers of physical activities, need to rely on the most effective teaching forms, methods and principles of educational influence.
Key words: teacher of physical education, moral values, adolescents.
Н.М. Омарова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. теории и методики физической культуры, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] М.А. Абдулаева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики физической культуры, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье показана роль учителя в процессе формирования духовно-нравственных ценностей подростков на уроках физической культуры. Уроки физической культуры имеют огромный воспитательный потенциал. Для реализации этого потенциала необходимо, что бы учитель был готов организовывать воспитательную работу в целом и конкретно работу по формированию духовно-нравственных ценностей. При этом для учащихся подросткового возраста данная работа приобретает особую значимость. В педагогической работе по развитию духовного потенциала подростков учителям, как организаторам физической деятельности, необходимо опираться на наиболее эффективные методические формы, приёмы и принципы воспитательного воздействия.
Ключевые слова: учитель физической культуры, духовно-нравственные ценности, подростки.
Уроки физической культуры имеют огромный воспитательный потенциал. В этой связи для образовательной практики актуальна проблема разработки педагогических условий по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся. Среди учащихся всех ступеней обучения в образовательной школе данная проблема имеет своё первостепенное значение, но для учащихся подросткового возраста она приобретает особую значимость. Это и определило выбор тему нашего исследования, посвящённому выбору педагогических условий по формированию духовно-нравственных ценностей подростков средствами физической культуры.
Разработка педагогических условий по формированию духовно-нравственных ценностей подростков содержит решение следующих задач:
- подготовка учителей физической культуры, психологов, родителей подростков к совместной работе по формированию духовно- нравственных ценностей на уроках физической культуры;
- обязательность сотрудничества взрослых и детей в процессе совместной деятельности на основе соблюдения принципов последовательности и систематичности.
Среди основных условий по формированию духовно-нравственных ценностей подростков мы выделяем организацию ра-
боты с педагогами школы по повышению эффективности воспитательной работы с учащимися и, в частности, по формированию их духовно-нравственных ценностей. Остановимся на содержании воспитательной работы учителя физической культуры с учащимися подросткового возраста.
На уроках физической культуры учитель проектирует создание такой среды для своих учеников, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на них, на их психическое развитие, управляет возникающими взаимоотношениями и от него в значительной степени зависит развитие личности детей и их умение входить в окружающий социум с миролюбивыми, нравственными, толерантными установками.
В процессе организации работы с учителями мы опирались на золотое правило, сформированное К.Д. Ушинским, который утверждал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на определение личности, только характером можно образовать характер [1].
Исходя из вышеизложенного, в качестве методологической основы мы ориентировались на личностно-деятельный подход, предполагающий преодоление психологических препятствий, проявление познавательно-профессиональной активности, а также своевременный грамотный анализ собственной деятельности и нахождение на его основе эффективных решений выявленных проблем.
Содержание работы в данном направлении включало в себя оказание педагогической, психологической и информационной помощи педагогам.
Основными формами работы с учителями физической культуры были:
1. Индивидуальные консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями подростков и выработке единой стратегии воспитания у них духовно-нравственных ценностей.
2. Семинары-практикумы, тренинги. Тематика семинаров-практикумов и тренингов варьировалась, но вызвали особый интерес следующие:
Все здоровые люди любят жизнь. (Генрих Гейне) Счастье - как здоровье, когда его не замечаешь, значит, оно есть. (И.С. Тургенев)
После прочтения цитат учащимся задаются вопросы, приглашающие к размышлениям по заданной теме: «Какие из этих изречений вам понравились больше всего?» После обсуждения со школьниками каждого изречения можно попросить ребят привести различные примеры из жизни разных людей, подтверждающие истинность этих изречений. На заключительном этапе работы с цитатами подросткам предлагается придумать свое изречение о здоровье.
Использование цитат учит подростков вслушиваться в мысли других, искать в них полезное для себя, находить подтверждение своим мыслям, делать свои собственные выводы и обобщения.
Особое внимание в проведённой работе уделялось культуре общения. Обучение общению предоставляющего широкие возможности для социальной адаптации подростков, формирования у них коммуникативных навыков. В свою очередь, коммуникативная компетентность предполагает готовность и умение строить контакты на разной психологической дистанции - и отстраненной, и близкой; поэтому считаем полезной работу в парах, малых группах.
Учитель физической культуры должен уметь доходчиво рассказать учащимся о спортивных достижениях спортсменов, и, прежде всего, выдающихся спортсменах своей республики, края, региона. Нужно рассказать об их боевом духе, стремление каждого спортсмена быть лучше и т. д.
Умение предвидеть поступки, совершать правильный моральный выбор анализировать, оценивать, приходит, конечно, с опытом. Тем самым задача воспитания в современной школе - активизировать формирование опыта, раскрыть доступный для этого возрастной период учащихся, изучить потенциальные возможности каждого ребенка. Именно в этом состоит основное назначение занятий с подростками, направленных на решение и обсуждение поведенческих задач - ситуаций с нравственным содержанием. Например, игры, которые предлагаются подросткам на уроках физической культуры, долж-
Таблица 1
Тематика семинаров-практикумов и тренингов с учителями физической культуры
№ Семинары Тренинги
1. Обеспечение субъектной позиции подростка на уроке Эффективное педагогическое общение с родителями и детьми - подростками
2. Особенности взаимодействия учителя физической культуры с детьми с нарушениями развития социально-эмоциональной сферы Приёмы личностно-ориентированного взаимодействия учителя физической культуры и учащихся подросткового возраста
3. Осознание школьником ценности человеческой личности как основы нравственного воспитания
В педагогической работе по развитию духовного потенциала подростков учителям, как организаторам физической деятельности, необходимо опираться на наиболее эффективные методические формы, приемы и принципы воспитательного воздействия.
Разработанная нами серия уроков нацелена на формирование у подростков способности к осмыслению собственных поступков, стремления к нравственной самооценке, потребности в этической рефлексии.
Нами прослежены психолого-педагогические возможности формирования речевой культуры. Развитие коммуникативных умений предполагает раскрытие способностей человека в разных ситуациях общения активно осуществлять речевую деятельность, то есть умение говорить и слушать других. Так, к примеру, развитию коммуникативных умений школьников способствует обращение их на занятиях к цитатам и высказываниям Духовных учителей, философов, мыслителей и писателей. Использование цитат на занятиях помогает подросткам понять и почувствовать сопричастность каждого человека к той или иной обсуждаемой ими духовно-нравственной проблеме. Так, к примеру, беседуя с подростками о здоровье, их можно ознакомить со следующими цитатами:
В здоровом теле - здоровый дух. (Децим Юний Ювенал)
Здоровье никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве и в роскоши плохо жить без здоровья. (Чернышевский Н. Г.)
ны развивать в них духовные качества, так как в игре очень ярко проявляются индивидуальные особенности и взаимоотношения подростков. Игра не должна быть самоцелью. Это -специально организованный преподавателем способ взаимодействия учащихся. Воспитательная ценность игр в данном исследовании определялась тем, насколько они способствовали нравственному развитию учащихся подросткового возраста и созданию благоприятных условий для приобретения морального опыта. Поэтому в экспериментальной работе использовались в основном сюжетно-ролевые игры с нравственным.
Стоит отметить, что в ролевых играх её участники моделируют социально-нравственные отношения и в зависимости от условий и обстоятельств импровизируют, не подчиняясь жёстким правилам: Произвольный розыгрыш ситуаций позволяет учащимся чувствовать и поступать так, как поступают люди, роли которых они играют. В ролевых играх подростки инициируют отношения и конструируют взаимоотношения в соответствии с собственной инициативой, интересами и особенностями своих партнёров. Это приучает их считаться с интересами других и учитывать их в моделях деятельности и общения.
Подводя итог описанию нашего опыта по воспитанию духовно-нравственных качеств подростков на уроках физической культуры, мы хотим подчеркнуть последовательный характер этой работы. Результаты диагностики по сравнению с первичными
исследованиями показали, что, уровень духовно-нравственной воспитанности в экспериментальной группе, в среднем повысился на двенадцать процентов. Увеличилось количество взаимных выборов, что также свидетельствует о положительной социальной динамике в коллективе, его сплоченности. Тем самым использование методических приёмов косвенного воздействия на школьников при проведении уроков физической культуры является также эффективным средством, способствующим развитию
Библиографический список
духовно-нравственного потенциала учащихся подросткового возраста.
Таким образом, необходимо организовывать специальную работу по подготовке учителя физической культуры к организации воспитательной работы со школьниками. Причём, мы считаем, что на этот аспект необходимо уделять повышенное внимание уже на этапе профессиональной подготовки учителей в условиях вуза [4].
1. Омарова Н.М. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе внеурочной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2011.
2. Алехин И.А., Герасимова Т.Н. Философия образования: история, проблемы, перспективы. Мир образования - образование в мире. 2017; 2 (66): 3 - 16.
3. Ушинский К.Д. Три элемента школы. Проблемы педагогики. Москва, 2002.
4. Носков О.И., Уварова Н.Н. Формирование физической культуры личности студента в процессе обучения в вузе. Молодые учёные. 2014; 5: 160 - 162.
References
1. Omarova N.M. Formirovanie duhovno-nravstvennyh cennosteJ podrostkov v processe vneurochnoJ deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2011.
2. Alehin I.A., Gerasimova T.N. Filosofiya obrazovaniya: istoriya, problemy, perspektivy. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2017; 2 (66): 3 - 16.
3. Ushinskij K.D. Tri 'elementa shkoly. Problemypedagogiki. Moskva, 2002.
4. Noskov O.I., Uvarova N.N. Formirovanie fizicheskoj kul'tury lichnosti studenta v processe obucheniya v vuze. Molodye uchenye. 2014; 5: 160 - 162.
Статья поступила в редакцию 28.10.17
УДК 378
Radzhabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy, Dagestan State
Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Salmanova D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF INNOVATION AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN A UNIVERSITY. The article actualizes a problem of using innovative pedagogical technologies. The characteristic of various innovative pedagogical technologies is given: interactive, computer, training and case technologies. The mechanism of using innovation and pedagogical technologies in training masters of education is presented. It focuses on the formation and improvement of a professional competence of master students of pedagogical education and the development of their creative thinking and abilities. The article substantiates the role of a teacher in the educational process in connection with his research and development activities to explain and advise modern teaching, which makes it possible to change the positions of a student and teacher in the educational interaction.
Key words: innovative pedagogical technologies, case of technology, training technologies, master of pedagogical education, competence.
Р.В. Раджабова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики, Дагестанский государственный
педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Д.А. Салманова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет,
г. Махачкала, Российская Федерация, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ
В статье актуализируется проблема использования инновационно-педагогических технологий. Приведена характеристика различных инновационно-педагогических технологий: интерактивные, компьютерные, тренинговые и кейс-технологии. Представлен механизм использования инновационно-педагогических технологий в подготовке магистра образования, ориентированный на формирование и совершенствование профессиональных компетенций магистра педагогического образования и развитие его творческого мышления и способностей. В статье обосновывается роль преподавателя учебном процессе по поводу его научно-исследовательской деятельности к разъяснению и консультированию современного обучения, дающий возможность менять позиции студента и преподавателя в учебном взаимодействии.
Ключевые слова: инновационно-педагогические технологии, кейс технологии, тренинговые технологии, магистр педагогического образования, компетенции.
Современное образование построено на индивидуализации и дифференциации образования, альтернативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности учебно-программной документации, адаптивности к изменяющимся условиям социально-экономической среды.
Из-за общего снижения познавательного интереса обучающихся в учебных заведениях, на современном этапе развития образования у студентов высшего учебного заведения наблюдаются тенденции изменения уровня знаний и усиления отрицательного отношения к учебному процессу. Исходя из этого, определяется актуальность темы нашего исследования.
Объяснительно-иллюстративная технология обучения практикующееся в вузе, не в полном объёме побуждает обучающегося вести анализ и обобщать получаемую информацию, студент не способен определять пути решения в определенных проблемных ситуациях, логически рассуждать в рамках учебного курса тем самым выводя его лишь на уровень воспроизводства [1].
Вследствие этого надлежит найти иной подход к организации современного обучения, дающий возможность менять позиции студента и преподавателя в учебном взаимодействии. В таком случае роль преподавателя учебном процессе становит-