Научная статья на тему 'Организация охраны общественного порядка в российском государстве в дореволюционный период'

Организация охраны общественного порядка в российском государстве в дореволюционный период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
598
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / MAINTENANCE OF PUBLIC ORDER / УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / PARTICIPATION OF POPULATION IN MAINTENANCE OF PUBLIC ORDER IN POST-REVOLUTION RUSSIA. HISTORICALEXPERIENCES / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ЗЕМСКИЕ И ГУБНЫЕ ИЗБЫ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ZEMSKAYIZBA / GUBNAYAIZBA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юрина Е. Е.

В статье рассматриваются различные формы участия населения и органов самоуправления в охране общественного порядка в дореволюционной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Public Maintenance Order in Russia before the Revolution of 1917

The paper considers various forms of the participation of population and public authorities in maintenance of public order in Russia before the revolution of 1917.

Текст научной работы на тему «Организация охраны общественного порядка в российском государстве в дореволюционный период»

j ISSN 2072-9391

\ Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1 (25)

Е.Е. ЮРИНА,

адъюнкт* кафедры государственно-правовых дисциплин (Академия управления МВД России)

Организация охраны

общественного порядка в Российском государстве в дореволюционный период

В статье рассматриваются различные формы участия населения и органов самоуправления в охране общественного порядка в дореволюционной России.

Охрана общественного порядка, участие населения в охране общественного порядка, исторический опыт, земские и губные избы, местное самоуправление.

Анализ истории Российского государства позволяет выявить различные формы участия органов местного самоуправления в охране общественного порядка, их действенность и эффективность на различных этапах развития страны. Это представляется важным, поскольку исторический опыт всегда становится предпосылкой выстраивания новой практики совместной деятельности полиции и населения в лице органов местного самоуправления.

На протяжении всей истории развития Российского государства в охране правопорядка и обеспечении общественной безопасности население принимало активное участие. В XV в. еще не существовали государственные органы, наделенные полицейскими функциями; для обеспечения правопорядка из числа крестьян выбирались десятские, сотские и ночные караульщики. Обычно ими становились представители тяглого населения (из лиц. обязанных платить налоги). В черных сотнях1 и слободах ежегодно по одному на десять дворов должны были избираться десятские. В среднем, на одного десятского приходилось 26,9 дворов и 83,4 наличных душ. Деятельностью десятских руководил сотский. В заштатных городах, посадах и местечках, состоящих на городском положении, также имелись сотские и десятские и, кроме того, пятисотские и тысяцкие.

На своих участках ответственности - в десятках и сотнях — они должны были охранять общественное спокойствие, наблюдать за состоянием безопасности и порядком. Например, они следили за тем, чтобы население не зани-

малось корчемством- и принимали меры для его пресечения в целях борьбы с пьянством, которое зачастую становилось причиной совершения преступлений. Также их обязанностью являлся контроль за въездом на территорию новых людей. что позволяло выявлять лиц «пришлых», которые совершили правонарушение [1, гл. 25].

К XVI веку появились губные3 и земские4 избы, служащие которых наряду с судебными и финансовыми функциями также осущест-атяли и полицейские. В уездах с помещичьими землевладениями было введено губное самоуправление. на которое возлагались судебные и полицейские (губные) полномочия. Возглавлял избу губной староста, избираемый народом из числа грамотных дворян и боярских детей. Староста в свою очередь приводил к присяге целовальников, которые могли быть избраны и из числа крестьян. Губные целовальники на протяжении XVI в. являлись товарищами старост и самостоятельно исполняли финансовые, судебные и полицейские функции. Позднее, в XVII в., эти должностные лица выполняли роль помощников в различных губных делах [1, гл. 21].

Структура земских изб была введена и в уездах в результате земской реформы, которую осуществил Иван IV. Компетенция этих органов устанавливалась земскими уставными грамотами, которые подписывал царь. Отметим, что земские избы соблюдали интересы не только дворянства, но и городского купечества, поскольку помимо полицейских и судебных они обладали еще и финансовыми полномочиями. Земские избы возглавлялись избираемыми на один — два года земскими старостами («излюбленными головами»), которым подчинялись дьячки, отвечавшие за делопроизводство, и целовальники.

В XVII в. в результате реорганизации местного управления вводится воеводская система управления: земские и губные избы были переподчинены воеводам как представителям царя,

* Ранее - инспектор по личному составу Управления по работе

с личным составом МВД по Чувашской Республике. 1 Черная сотня - наиболее демократический, не пользующийся льготами разряд тяглового населения (при делении по сотням).

! Корчемство - тайное производство и торговля водкой и др. предметами, составляющими монополию госкаэны.

5 Губная изба - орган местного самоуправления с 30-40-х гг.

н по 1702 г. в масштабах избы (территориального округа).

4 Земская изба - выборный орган местного самоуправления в XVI-XVIII вв., созданный в результате реформы Ивана Грозного.

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1 (25)

которым определили достаточно широкий крут полномочий: руководство городским хозяйством и обеспечение обороны, контроль за безопасностью и благочинием, осуществление полицейско-надзорных функций, а также охрана феодальной собственности, борьба с укрывательством беглого люда, набор на службу служилых людей, осуществление финансового контроля за деятельностью сборщиков налогов. Постепенно они стали привлекаться к решению задач местного управления. Становление при-казно-воеводской системы - характерный признак централизации всего управления.

Регулярная полиция как специальный орган государства, призванный следить за правопорядком и спокойствием, была учреждена в 1718 г. В это же время в Москве и Санкт-Петербурге были введены должности генерал-полицмейстера и обер-полицмейстера, они были обязаны надзирать за порядком — в самом широком смысле этого слова и контролировать строительство новой столицы Российской империи.

Низшими чинами полиции в этот период являлись будочники. Они выполняли функции часовых полицейских, наблюдавших за «благочинием» и порядком на улицах. Обычно к одной будке приставлялось два будочника, сменявших друг друга. К 1802 г. в Москве насчитывалось 352 будки. В помощь будочникам 31 мая 1804 г. был определен штат городовой стражи, который составили солдаты к фронтовой службе неспособные, «но доброго и трезвого поведения» [9, с. 95—96]. Спустя два года из-за нехватки кадров для пополнения штата будочной стражи было принято решение упразднить будки. Взамен будочников в каждую из частей города расставлялось 6 унтер-офицеров. 12 драгунов и 12 рядовых для осуществления патрулирования.

Проблема некомплекта штата будочников наиболее актуальна была для Москвы и обусловливалась как обширной территорией города, нуждающейся в охране, так и необходимостью больших финансовых затрат на материальное и техническое обеспечение самой службы. В других городах в тот же период будочная система охраны общественного порядка продолжала действовать. Например, в Тюмени вышеуказанные проблемы разрешались путем заключения договора между местной администрацией и подрядчиками (в 1807 г. в Тюмени были заключены договоры на содержание всех семи будок [9, с. 96]). Наряду с охранной общественного порядка будочники выполняли функции и пожарной стражи: им предписывалось держать при будке двух помощников, лошадь и телегу с бочкой воды.

Крестьяне также имели возможность принимать участие в охране общественного порядка. Указом Павла I от 5 апреля 1797 г. было

введено «Учреждение об императорской фамилии» [3]. в соответствии с которым организовывались сословное крестьянское общественное управление, волостные и сельские учреждения, которым надлежало исполнять административно-полицейские функции. В отдельных селениях проводился сельский сход государственных крестьян. На должность главы этого схода избирался сельский старшина, которому были приданы помощники - староста, сборщик податей, сотские и десятские, выполнявшие полицейские функции под началом чинов уездной полиции.

С образованием полиции как государственной структуры и учреждением в 1802 г. Министерства внутренних дел участие населения в охране правопорядка свелось к негласным формам сотрудничества вследствие отсутствия нормативных документов, регламентирующих такое взаимодействие [2].

Но ситуация изменилась в 1837 г.. когда при реформировании системы управления государственными крестьянами были созданы в качестве объединений сельские общества, которые управлялись сельскими сходами, обладавшими судебно-полицейскими полномочиями. Для руководства сходами избирались старосты. Решение мелких споров, возникающих между крестьянами, было возложено на «упрошенный» суд — сельскую расправу [4].

Крестьянская реформа 1861 г. сохранила ранее созданные органы самоупраатения крестьян и распространила их влияние на все сельское общество, в состав сельского схода входили все домохозяева сельского общества, круг полномочий ограничивался такими функциями, как разрешение семейных разделов и назначение опекунов, решение вопросов о пользовании землей, установление сборов на мирские расходы, ходатайства об общих нуждах, выбор сельских должностных лиц и др. Сельский сход имел исполнительный орган, который был предстаатен сельским старостой, он обладал полицейскими функциями и мог в качестве наказания за незначительные проступки применить санкции в отношении виновного [8. с. 129-130].

Участие населения в охране правопорядка стало массовым, когда в 1881 г. в Москве были организованы добровольные народные дружины. Функционировали они в особых случаях, так как основной их целью было содействие полиции в охране правопорядка «при проезде Высочайших Особ». Для организации такой дружины назначалось особое лицо - офицер жандармского корпуса или другой равный ему чиновник. Требования к дружинникам предъявлялись достаточно высокие: прежде всего они должны были быть безупречны в нравственном и политическом отношениях. Часто дружинниками становились люди из ближнего окружения

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1 (25)

руководителей, лично знакомые с ними, связанные общностью сословий и занятий.

В 1915 году чинам полиции и администрации была разослана Инструкция по организации добровольной дружины, регламентирующая основные вопросы ее функционирования, к которым относились: добровольность вступления, фиксированное членство и строгий отбор, подотчетность и подчиненность органам государственной власти, государственное руководство и контроль за ее деятельностью. С этого момента добровольная народная дружина начинает постоянную работу. Опыт создания Московской дружины распространяется по всей России [7. с. 7-8].

С приходом к власти в феврале 1917 г. Временного правительства была упразднена царская полиция и в целом реорганизованы органы охраны правопорядка, которые перешли в ведение земских и городских учреждений. В соответствии с Декларацией от 3 марта 1917 г. начинается реформа местного самоуправления. Именно в это время полиция заменяется народной милицией с выборным начальством и финансируется из бюджета органов местного самоуправления.

Во время Октябрьской революции 1917 г. охрану общественного порядка обеспечивали революционные комитеты. В этот период власть

от Временного правительства переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (далее — Советы), с призывом к крестьянам и рабочим брать местное самоуправление в свои руки 24 декабря выступил Народный Комиссариат по внутренним делам [6, ст. 179]. После принятия Инструкции о правах и обязанностях Советов прекращается деятельность органов, созданных при Временном правительстве. Поскольку основой организации деятельности органов государственной власти — Советов — стал принцип их единства, земские и городские органы самоуправления распускаются или сливаются с городскими, районными и поселковыми Советами [5, ст. 180].

Таким образом, в дореволюционный период в российском государстве уже сложилась традиция участия населения и местного самоуправления в охране общественного порядка. После революции изменилось внешнее выражение организационных форм, но сохранилось их содержание и основное направление деятельности.

В период реформирования МВД России в XXI в. граждане все чаше привлекаются к участию в охране общественного порядка, однако без исследования накопленного исторического опыта, полагаем, невозможно добиться эффективности и положительных результатов в данной сфере.

Список литературы

1. Соборное уложение // ПСЗ РИ. Собр. 1. 7. СПб., 1649. Том 1.

2. Об учреждении министерств: Манифест

от 8 сентября 1802 г. // ПСЗ РИ. Собр. 1. 8. СПб., 1830. Т. 27. № 20 406.

3. Учреждение об императорской фамилии // ПСЗ РИ. Собр. 1. СПб., 1797. Т. 24. № 17 906.

4. Об управлении государственным имуществом в губерниях: указ Сенатский по Высочайшему повелению // ПСЗ РИ. Собр. 2. 9. Ч. 1.СП6., 1838. Т. 13. № 11 189.

5. О правах и обязанностях Советов: инструкция СНК РСФСР от 27 декабря 1917 г. // СУ РСФСР. 1917. № 12.

6. Об организации местного самоуправления: письмо НКВД РСФСР от 24 декабря 1917 г. СУ РСФСР. 1917. № 12.

Гливинскии А.З. Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка в Российской Федерации. М., 2001. Мулукаев P.C., Яковлева Е.И., Яковлев К.Л.' Развитие организационных форм местного самоуправления в России (XVI - XVII вв.) / Труды Академии управления МВД России. Местное самоуправление: теория и практика. М., 1998.

Яковлев К.Л. Министерство внутренних дел: в государственном механизме Российской! империи в царствование Александра I. Ч. 1! (1802-1812 гг.). М., 2006.

Тел.: 8 (499) 745-82-55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.