УДК 334.02
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством
Афанасьева Мария Семеновна
ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет» Старший преподаватель кафедры «Информационные компьютерные технологии»
E-Mail: msi1958.20@mail.ru
Организация областной сети информационноконсультационных обслуживающих кооперативов
Аннотация: Статья посвящена проблемам организации информационно-
консультационного обслуживания малых форм хозяйствования в сельских территориях на основе создания сети обслуживающих информационно-консультационных кооперативов. Проведен анализ результатов деятельности инфраструктуры информационного сопровождения сельхозтоваропроизводителей на территории Пензенской области, который показал низкий уровень обеспечения информационными услугами сектора малых форм хозяйствования. Предложен механизм функционирования информационноконсультационного кооператива в сельской местности. Организация информационного сопровождения сельхозтоваропроизводителей на основе кооперативов позволяет снизить трансакционные издержки членов кооператива, обеспечить высокое качество оказываемых им услуг по бухгалтерскому аутсосрсингу, юридическому, экономическому и технологическому консультированию. Рассмотрена схема организации информационно-консультационного сопровождения деятельности малых форм хозяйствования и кооперативов на основе районных информационно-консультационных кооперативов и областного Центра развития сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Ключевые слова: Сельскохозяйственный обслуживающий информационно-
консультационный кооператив; информационное обеспечение; организационный механизм;
схема.
Идентификационный номер статьи в журнале 16EPZ613
Mariya Afanaseva
Penza State Technological University Senior teacher of the Chair "Information Computer Technologies"
E-Mail: msi1958.20@mail.ru
The organization of a regional network of information and consulting service cooperatives
Abstract: Article focuses on the problems of the organization of a information and consulting service small-scale farming in rural territories based on the creation of the information and consulting service cooperatives. Analysis of results of operations the infrastructure of information support of agricultural producers in the Penza region showed low level provision of information services of the sector small-scale farming. We have proposed a mechanism of functioning of the information and consulting cooperatives in rural areas. The organization of information support of agricultural producers on the basis of co-operatives reduces the transaction costs of the cooperative members, allows to provide high quality services in accounting outsourcing, legal, economic and technological consulting. We have considered the scheme of organization of information and consulting support of small-scale farming and cooperatives on the basis of regional information and consultation cooperatives and the regional center of the development of agricultural consumer cooperatives.
Keywords: Agricultural information-consulting service cooperative, information technology, organizational mechanism, scheme.
Identification number of article 16EPZ613
В современной России проводится политика формирования инновационноориентированной экономики агропромышленного комплекса (АПК), институциональной основой которой являются Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», государственные программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и иные инициативы законодателя. Суть данного процесса заключается в модернизации сельского хозяйства, ускоренном развитии его приоритетных направлений и повышении конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сохранение и воспроизводстве используемых природных ресурсов с целью достижения устойчивого развития сельских территорий, борьбы с безработицей и бедностью сельского населения, повышения уровня жизни на селе. Успех формирования инновационноориентированной экономики АПК возможен только при непрерывном взаимодействии сельхозтоваропроизводителей, органов государственной власти, информационноконсультационных служб, научных и образовательных учреждений [8, 9]. При этом подчеркнем особую роль информационно-консультационных служб, создаваемых на региональном и, в первую очередь, на районном уровнях [2, 3, 5].
Практика отдельных регионов России показывает тенденцию массового развития кооперативного сектора в сельских территориях (рисунок 1). Так, организация кооперативов на основе программ государственной поддержки, осуществляемых в рамках межведомственного целевого подхода, позволила Пензенской области занять лидирующее положение в России по их численности. Однако данный процесс сопровождается появлением потребности новых субъектов предпринимательской деятельности - сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) - в организации инфраструктуры правового, финансового, кадрового, организационно-методического, материально-технического и информационно-консультационного сопровождения.
6000
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
■ Число кооперативов в РФ, ед.
■ Число кооперативов в Пензенской области, ед.
Рис. 1. Динамика численности сельскохозяйственных потребительских кооперативов [4, 6]
На настоящий момент система сельскохозяйственного консультирования представляет собой совокупность центров консультирования, созданных на федеральном, региональном и областном уровнях и предназначенных для решения задач по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению. В частности, на территории Пензенской области в 2009 году по инициативе Областного сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Прогресс», Пензенского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» совместно с Пензенской государственной технологической академией был создан Центр развития сельскохозяйственной кооперации (ЦРСК). Активное содействие в создании Центра оказало Правительство Пензенской области,
предоставив возможность размещения в Пензенском региональном центре содействия инновациям. В функции ЦРСК входило обеспечение доступа кооперативов и других сельхозтоваропроизводителей к рынку научных, образовательных, консультационных и информационных услуг (рисунок 2), что в, свою очередь, создает условия для их успешного развития [7].
Функции ЦРСК
Оказание помощи в создании сельскохозяйственных кооперативов:
подготовка типового пакета документов для регистрации;
- составление бизнес-плана и т.д.
Сопровождение деятельности сельскохозяйственных кооперативов:
организация и ведение бухгалтерского и налогового учета;
- составление хозяйственных договоров;
- проведение анализа рынка и т.д.
Содействие сельскохозяйственным кооперативам в решении финансовых вопросов
- осуществление работы с банками ;
-осуществление работы с кредитными кооперативами;
- консультирование по вопросам субсидирования и участия в Госпрограммах .
Ведение методической и образовательной деятельности
подготовка и выпуск учебно-методической литературы;
- организация семинаров и стажировок для членов кооперативов и т.д.
Рис. 2. Функции ЦРСК
Проведенное нами исследование показало, что деятельность ЦРСК в совокупности с иными организациями информационно-консультационного обслуживания, а именно Агентствами развития предпринимательства, бизнес-инкубаторами, Ревизионным союзом сельскохозяйственных кооперативов «СураАгроконтроль», не достаточна для того, что бы обеспечить информационными услугами весь сектор малых форм хозяйствования сельских территорий. Так в рамках анкетирования председателей СПоК выявлено, что только 35% респондентов полностью информированы о деятельности организаций, которые занимаются поддержкой малого бизнеса, а 14% опрошенных регулярно сотрудничают с организациями информационно-консультационной структуры обеспечения системы сельскохозяйственной потребительской кооперации [6]. Кроме того, для мелких сельхозтоваропроизводителей остается не решенной проблема сбыта произведенной продукции. Результаты проведенного нами анкетирования 105 владельцев личных подсобных хозяйств в р.п. Лунино, р.п. Мокшан, г. Каменка и на ярмарках «выходного» дня, организуемых для сельхозтоваропроизводителей в г. Пензе показали, что реализация продукции малыми формами хозяйствования в Пензенской области осуществляется, в основном, самостоятельно: на рынке, продается соседям и определенному кругу своих клиентов, скупщикам. При этом участники опроса отмечают отсутствие доступной информации о конъюнктуре рынка, ценах на сельскохозяйственную продукцию и формах ее реализации, как основной фактор, сдерживающий сбыт продукции. Решение перечисленных проблем требует организации новых форм взаимодействия сельхозтоваропроизводителей в сфере информационного обеспечения - сети сельскохозяйственных обслуживающих информационно-консультационных кооперативов.
Основными видами деятельности информационно-консультационного потребительского кооператива (ИКПК) являются информирование членов кооператива о возможных формах сбыта продукции, решение вопросов бизнес-планирования, подготовки комплектов документов и заявок на получение кредитов и субсидий в составе программ государственной поддержки, оказание правовой поддержки, услуг бухгалтерского
аутсорсинга, взаимодействие с налоговыми органами и государственными фондами, организация обучения и повышения квалификации членов кооператива. Отличительной особенностью ИКПК является то, что член кооператива вносит только вступительный и обязательный паевой взнос при вступлении в кооператив в размере и в сроки, определенные уставом, а далее принимается решение о характере компенсации за оказываемые услуги. Возможны два варианта: либо члены кооператива вносят членские взносы на компенсацию ежемесячных расходов, либо делают платежи по договору оказания услуг. При работе с нечленами кооператива ценовая политика может быть более жесткой, на основании заключаемых договоров возмездного оказания услуг.
Механизм работы ИКПК с членами может быть разным и зависит от особенностей, потребностей и масштабов деятельности клиента. Наиболее часто на практике используется следующий простой механизм оказания услуг бухгалтерского аутсорсинга (рисунок 3):
• ежемесячно (ежедневно, еженедельно) обслуживающему кооперативу передается вся первичная документация члена кооператива для обработки и последующего составления на ее базе отчетности;
• параллельно для сельскохозяйственного товаропроизводителя кооперативом производятся: расчет заработной платы, налогов, отчислений, составление платежных поручений, часто берутся на себя элементы кадрового учета;
• осуществляются консультации по всем вопросам налогообложения и бухгалтерского учета;
• специалисты ИКПК осуществляют взаимодействие с налоговой инспекцией, статистическим управлением, банком.
Рис. 3. Схема взаимодействия в рамках ИКПК по бухгалтерскому аутсорсингу
Кроме того, законодатель предусматривает возможность оказания услуг ИКПК не членам кооператива, но в размере не более 50% всех оказанных услуг. Это позволяет расширить возможности ИКПК в привлечении дополнительного дохода, за счет которого снижается стоимость бухгалтерских услуг для пайщиков.
Проведенный анализ деятельности ИКПК на территории Пензенской области показал, что организация данного вида информационно-консультационного обслуживания позволяет:
• снизить затраты члена кооператива на ведение внутреннего бухгалтерского учета, подготовку налоговой и статистической отчетности. Так привлечение бухгалтера малыми формами хозяйствования на условиях ежемесячной оплаты услуг в сельской местности составляет в среднем не менее 4-6 тысяч рублей, в
то время как ежемесячный членский взнос в ИКПК в среднем по области составляет около 2,5 тысяч рублей. В данные расходы так же входит приобретение и обновление профессиональной литературы и программного обеспечения (1С Бухгалтерия, Консультант плюс, Гарант), расходы на повышение квалификации наемных сотрудников ИКПК. Кроме того, стоимость услуг по аутсорсингу покрывается членскими взносами и не попадает в налогооблагаемую базу;
• обеспечить членов кооператива юридической, консультационной и технической помощью по любым вопросам, связанным с бухгалтерским учетом и получением государственной поддержки, а также бесплатной информацией об изменениях в налоговом и бухгалтерском законодательстве;
• расширять спектр предлагаемых услуг по всем видам деятельности членов кооператива в соответствии с их потребностями.
Кроме того стоит отметить, что ИКПК является некоммерческой организацией, которая формируется и управляется непосредственными пользователями, что гарантирует большую степень мотивации обеспечения высокого качества предоставляемых
консультационных услуг, прозрачность информационных и финансовых потоков, демократический контроль и управление.
Таким образом, ИКПК в сельской местности является одним из перспективных направлений развития организационных форм потребительской кооперации, которое позволит обеспечить высокий уровень информационного, бухгалтерского и юридического обслуживания малых форм хозяйствования при снижении трансакционных издержек. Однако практика показывает, что процесс формирования информационно-консультационных структур требует системного подхода и государственной поддержки [10]. Так при нашем непосредственном участии на территории Пензенской области сделана попытка
формирования единой структуры информационно-консультационного сопровождения сельскохозяйственных кооперативов области с целью повышения эффективность
информационного обеспечения организаций, функционирующих в сельской местности, расширения сети ИКПК и организации механизма консультационной помощи, повышения квалификации, контроля и мониторинга работы сотрудников в ИКПК. Предложенная структура является вертикально-интегрированной и состоит из ЦРСК и районных ИКПК, как его подразделений (рисунок 4). Взаимодействие между ЦРСК и ИКПК осуществляется на основе договоров о сотрудничестве и совместной деятельности. Попытка реализации данной схемы осуществлялась на территории четырех районов Пензенской области: Нижнеломовского, Лунинского, Лопатинского, Шемышейского. В районах, не попавших в это число, сопровождение осуществляется на основе взаимодействия с районными специалистами управлений сельского хозяйства, ответственными за развитие кооперации.
Рис. 4. Схема организации информационно-консультационного сопровождения деятельности малых форм хозяйствования и кооперативов в районах области
В составе представленной схемы районные ИКПК являются связующим звеном между сельскими производителями и СПоК с одной стороны, и научно-исследовательскими, образовательными учреждениями, производителями сельскохозяйственной техники, кредитными и государственными организациями с другой. Совместная работа ИКПК и ЦРСК позволяет решить проблемы малых форм хозяйствования в районах с минимальными издержками для них. Создание ИКПК в каждом районе даст новый «толчок» к развитию кооперации на муниципальном уровне, так как доступность консультационных услуг является одним из факторов в повышении эффективности деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных видов, что подтверждается в том числе зарубежным опытом создания информационно-консультационных служб [1].
Организационно-экономическая структура кооперативной системы должна включать два уровня: районный и областной. На первом уровне в сфере деятельности
сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов районного уровня находятся малые формы хозяйствования и сельское население. Размещаться они должны в районных бизнес-инкубаторах. На втором уровне областной кооперативный Центр развития сельскохозяйственной кооперации находится в областном центре и размещается в одном из областных бизнес-инкубаторов. При этом пайщиками областного кооператива являются 27 районных консультационных кооперативов. Как показали исследования, кооперативам каждого уровня свойственны определенные функции.
С целью повышения эффективности деятельности кооперативной системы, предложен алгоритм формирования единого информационного пространства. То есть информационный комплекс следует рассматривать как веб-портал для обеспечения доступа малых форм
хозяйствования и кооперативов области к информации по направлениям их деятельности.
Основными элементами единого информационного пространства кооперативов области являются информационный комплекс и электронная торговая площадка (рисунок 5) как совокупность информационных и технических решений, способствующий продуктивному взаимодействию покупателя (заказчика) с продавцом (поставщиком) через электронные каналы связи на всех этапах заключения сделки. В данном случае, продавцами являются кооперативы и малые формы хозяйствования, а покупателями - представители торговых сетей, государственные учреждения, частные предприниматели и др. Организация единого информационного пространства на основе системы мултимедийной базы кооперативов целесообразно осуществлять на районном уровне (на базе районных ИКПК). Функционирование электронной торговой площадки и информационного комплекса должно быть организовано в ЦРСК.
Законодательные акты, информация об изменениях в них, ! программы государственной поддержки с комментариями
Информация по кредитам банков, займам, работе с кредитными кооперативами области
Информация о предоставлении гарантийного обеспечения кредитов и займов, услугах страховых организаций и кооперативов
Информация о предстоящих событиях
Информация о программных продуктах для учета деятельности кооперативов
Информация о новой технике и технологиях в сельскохозяйственном производстве
Информация о государственных заказах и тендерах на сельскохозяйственную продукцию и услуги
Информация о деятельности кооперативов (.производимой продукции, оказываемых услугах, используемых технологиях и т.п. в формате текста, фото-, аудио- и видеоматериалов)
Вход в электронную торговую площадку для кооперативов и малых форм хозяйствования
Возможность задать вопрос специалисту ЦРСК
Форум для общения участников информационного комплекса
Рис. 5. Модель информационного комплекса кооперативов области
С развитием данного информационного центра потребуется создание оптовологистических центров для формирования партий, хранения и сбыта продукции.
Проведенные исследования позволили определить, что создание и организация работы
о
ь:
0)
ц
с
2
О
ЇЙ
>5
3
х
X
о
5
Д-
га
5
О.
О
§
Законодательство и организационно-правовая поддержка
Кредитование
Гарантии и страхование
Семинары, ярмарки, конференции
Программные продукты и информационные комплексы
Техника и технологии
Госзакупки
Мультимедийная база данных кооперативов области
Электронная торговая площадка
Обратная связь
Форум кооператоров
единого информационного пространства оценивается в 85 тыс. руб. вместе с тем при формировании доходов от работы информационного комплекса кооперативов области необходимо учитывать комиссию по заключенным сделкам, продажи продукции пользователей электронной торговой площадки в размере 5% от суммы сделки. Расчеты показали, что планируемый объем совершенных сделок в первый год работы информационного комплекса составит 150 тысяч руб. в среднем за месяц.
Расчеты показали, что полученная комиссия позволит обеспечить 57% ежемесячных расходов на организацию работы веб-портала, размер государственных субсидий первый год работы должен составить 54 000 руб.
В тоже время создание электронной торговой площадки позволит успешно решать проблемы реализации производимой продукции малыми формами хозяйствования и кооперативами.
Таким образом, основная задача ИКПК заключается в оказании помощи районным кооперативам первого уровня, фермерам, личным подсобным хозяйствам в принятие решений, которые помогут им наилучшим способом достичь поставленных целей деятельности. Деятельность ИКПК в составе вертикально-интегрированной структуры позволяет расширить возможности и повысить качество информационно-консультационного обслуживания сельхозтоваропроизводителей, что является важным фактором в развитии сельского хозяйства и социальной инфраструктуры сельских территорий. Стоит отметить, что стратегическими направлениями развития деятельности ИКПК является расширение видов услуг, а именно разработка предложений по изменению системы ведения хозяйства членов ИКПК, т.е. переход на выращивание более эффективных культур и скота на основе органического сельского хозяйства, бизнес-планирование деятельности, поиск поставщиков ресурсов и покупателей продукции, организация маркетинга и формирование бренда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бражник М.В. К вопросу изучения системы информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей: зарубежный опыт. Проблемы современной экономики. - 2009. - №1 (29). - С. 408-414.
2. Веселовский М. Я. Развитие информационно-консультационной службы АПК России (Теория, методология, практика): дис.... д-ра экон. наук: 08.00.05. М.,
2002. 308 с.
3. Веселовский М., Клименко Ю. Развитие информационно-консультационной службы на районном уровне. Ж. АПК: экономика, управление. -2001. -№12. -С. 29-31.
4. Доклад Овчинцевой Л.А. - ВИАПИ им. А.А.Никонова.
5. Палаткин, И.В. Информационно-консультационное обслуживание институциональных преобразований АПК региона (Опыт и проблемы). М.: ФНГУ «Росинформагротех», 2003. - 268с.
6. Палаткин И.В., Афанасьева М.С. Развитие сельскохозяйственных
обслуживающих информационно-консультационных кооперативов.
Международный сельскохозяйственный журнал. - 2013. - №4. - С. 38-42.
7. Палаткин И.В.и др. Формирование системы сопровождения
сельскохозяйственных кооперативов региональными консультационными службами. АПК: экономика, управление. М.: АНО Редакция журнала "АПК: экономика, управление". - 2011. - №11. - С. 29-33.
8. Санду И.С. и др. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России. М.: КолоС, 2007.
9. Санду И.С. и др. Организационно-экономические аспекты развития инновационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе России. М.: ВНИИЭСХ, 2013. - 148 с.
10. Стеценко А.В. Информатизация как производственный ресурс в АПК. Российское предпринимательство. - 2008. - № 5, Вып. 2. - С. 88-91.
Рецензент: Юняева Римма Равиловна, д.э.н., профессор, профессор кафедры
«Банковское дело и денежно-кредитные отношения», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза.
REFERENCES
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Brazhnik M.V. K voprosu izuchenija sistemy informacionno-konsul'tacionnogo obsluzhivanija sel'skohozjajstvennyh tovaroproizvoditelej: zarubezhnyj opyt.
Problemy sovremennoj jekonomiki. - 2009. - №1 (29). - S. 408-414.
Veselovskij M. Ja. Razvitie informacionno-konsul'tacionnoj sluzhby APK Rossii (Teorija, metodologija, praktika): dis d-ra jekon. nauk: 08.00.05. M., 2002. 308 c.
Veselovskij M., Klimenko Ju. Razvitie informacionno-konsul'tacionnoj sluzhby na rajonnom urovne. Zh. APK: jekonomika, upravlenie. -2001. -№12. -S. 29-31.
Doklad Ovchincevoj L.A. - VIAPI im. A.A.Nikonova.
Palatkin, I.V. Informacionno-konsul'tacionnoe obsluzhivanie institucional'nyh preobrazovanij APK regiona (Opyt i problemy). M.: FNGU «Rosinformagroteh»,
2003. - 268s.
Palatkin I.V., Afanas'eva M.S. Razvitie sel'skohozjajstvennyh obsluzhivajushhih informacionno-konsul'tacionnyh kooperativov. Mezhdunarodnyj sel'skohozjajstvennyj zhurnal. - 2013. - №4. - S. 38-42.
Palatkin I.V.i dr. Formirovanie sistemy soprovozhdenija sel'skohozjajstvennyh kooperativov regional'nymi konsul'tacionnymi sluzhbami. APK: jekonomika, upravlenie. M.: ANO Redakcija zhurnala "APK: jekonomika, upravlenie". - 2011. -№11. - S. 29-33.
Sandu I.S. i dr. Innovacionnaja dejatel'nost' v agrarnom sektore jekonomiki Rossii. M.: KoloS, 2007.
Sandu I.S. i dr. Organizacionno-jekonomicheskie aspekty razvitija innovacionno-konsul'tacionnoj dejatel'nosti v agropromyshlennom komplekse Rossii. M.: VNIIJeSH, 2013. - 148 s.
Stecenko A.V. Informatizacija kak proizvodstvennyj resurs v APK. Rossijskoe predprinimatel'stvo. - 2008. - № 5, Vyp. 2. - S. 88-91.