Научная статья на тему 'Организация обеспечения экологической безопасности Российской Федерации как одно из направлений государственной политики'

Организация обеспечения экологической безопасности Российской Федерации как одно из направлений государственной политики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
293
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / КОНЦЕПЦИЯ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ECOLOGICAL SAFETY / HEALTH / ECOLOGICAL PROBLEMS / CONCEPT / NATURAL FACILITY / FIRM DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Джук Андрей Викторович

Рассматриваются проблемы экологической безопасности Российской Федерации, т.к. глобальные угрозы экологических катастроф поставили человечество как биологический вид на грань выживания. В этих условиях обеспечение и стабилизация экологически безопасного развития России в системе внутренних и внешних координат становится первоочередной задачей для государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization Provision of the Russian Federation Ecological Safety as one of the State Politicians' Directions

The ecological sphere is traditional priority object of the government regulation. The author considers problems of the Russian Federation ecological safety because global threats of ecological catastrophes have brought mankind as biological type on verge of survival. In these conditions provision and stabilization of the ecological safe development of Russia in system of internal and external coordinates becomes one of the most important problems for the state

Текст научной работы на тему «Организация обеспечения экологической безопасности Российской Федерации как одно из направлений государственной политики»

Политология

УДК 316.32

Джук Андрей Викторович Andrey Dzhuk

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

ORGANIZATION PROVISION OF THE RUSSIAN FEDERATION ECOLOGICAL SAFETY AS ONE OF THE STATE POLITICIANS’ DIRECTIONS

Рассматриваются проблемы экологической безопасности Российской Федерации, т.к. глобальные угрозы экологических катастроф поставили человечество как биологический вид на грань выживания. В этих условиях обеспечение и стабилизация экологически безопасного развития России в системе внутренних и внешних координат становится первоочередной задачей для государства

Ключевые слова: экологическая безопасность, здоровье, экологические проблемы, концепция, природные ресурсы, устойчивое развитие

The ecological sphere is traditional priority object of the government regulation. The author considers problems of the Russian Federation ecological safety because global threats of ecological catastrophes have brought mankind as biological type on verge of survival. In these conditions provision and stabilization of the ecological safe development of Russia in system of internal and external coordinates becomes one of the most important problems for the state

Key words: ecological safety, health, ecological problems, concept, natural facility, firm development

Понятие «глобальная экологическая безопасность» в науке четко не сформулировано. В широком смысле безопасность

— это способность противостоять угрозам по отношению к жизни, здоровью, благополучию, основным правам человека, источникам жизнеобеспечения, ресурсам, социальному порядку.

Выделяют три главные угрозы безопасности:

1) военные — глобальная ядерная война, распространение оружия массового уничтожения, международные перевозки вооружений, крупные войны и локальные конфликты;

2) экономические и социальные — массовая нищета, порождающая голод, чрез-

мерный рост населения и урбанизация, массовая международная миграция, пандемии;

3) экологические — изменения состава атмосферы и последствия загрязнения природных пресных вод, океанов прибрежных акваторий; обезлесивание и опустынивание; эрозия почв и потеря плодородия земель; опасные выбросы загрязнений; производство, перевозка и применение токсичных химических веществ и материалов; передача опасных технологий и экспорт опасных отходов в развивающиеся страны (экологическая агрессия).

Существование современной цивилизации требует решения ряда глобальных экологических проблем, возникших вследс-

твие антропогенных воздействий.

Экологическая сфера традиционно находится в числе приоритетных объектов государственного регулирования. «Продвижение российских реформ, — подчеркивается в Концепции внешней политики Российской Федерации, — существенно расширило возможности сотрудничества на мировой арене. В отношениях между государствами все большую роль играют экономические, политические, научно — технические, экологические и информационные факторы» [1].

В последние годы отчетливо проявляется отступление экологии под «натиском» экономики и все более очевидной становится деактивизация участия российского государства в планировании, осуществлении и контроле за ходом экологических реформ. Налицо тенденция снижения экологически безопасных параметров жизнедеятельности в государстве, которая ныне вышла за рамки отдельных регионов и приобрела общенациональный характер. Сопутствует этому, а порой и детерминирует прогрессирующая общемировая глобализация экологических проблем. «Специфика современной экологической обстановки состоит в том, что кризисных точек как в проблемном, так и в пространственном смысле становится все больше и они оказываются тесно связанными между собой, образуя некую становящуюся все более частой сеть, вырваться из которой человек уже просто так не может в силу пространственной ограниченности...» [2].

Экологическая безопасность является значимым элементом национальной безопасности и занимает в ее системе одно из ключевых мест. Однако, как подчеркивает Ф.Г. Мышко, «системной концепции государственного управления сферой обеспечения экологической безопасности до сих пор не существует» [3]. За последнее время в правоведении и юридической практике предлагались и реализовывались более 50 различных концепций. Между тем, ни одна из них не была посвящена сугубо экологической отрасли, тем более — ее безопасности.

В этих условиях обеспечение и стабилизация экологически безопасного развития России в системе внутренних и внешних координат становится первоочередной задачей для государства.

Природные, техногенные и социальные обострения в России достигли такой критической точки, когда оценку экологического состояния общества нужно трактовать как угрозу национальной безопасности. В России в экологически неудовлетворительном состоянии находится 15...25 % территории, где проживает 50.60 % населения.

Понятие «концепция» (от лат. еопеерИо

— понимание, система) означает определенный способ трактовки какого-либо явления, процесса, факта, принципиальную точку зрения на систематизацию и познание. Однако термин «концепция» рядом исследователей употребляется и в более узком смысле как главный замысел, конструктивный принцип в организации определенного вида деятельности. Потребность в разработке и реализации концепции экологической безопасности России на современном этапе в социологическом и социально-правовом плане объективно обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, организация обеспечения экологической безопасности как одно из направлений государственной внутренней и внешней политики осуществляется в любом цивилизованном обществе, которое явно заинтересовано в создании благоприятных условий для устойчивого развития и принятия мер превентивного характера, способствующих устранению угроз экологической безопасности.

Во-вторых, последовательно усложняющиеся взаимосвязи социально-экономического развития, с одной стороны, и научно-технического, с другой, в современную эпоху требуют обеспечения на государственном (межгосударственном, международном) уровне организации научного управления общественными (а равно и экологическими) процессами в форме разработки системы социально-правового противодействия неблагоприятным тенденциям в сфере экологии и устранения последствий чрезвычай-

ных ситуаций (ЧС) природно-техногенного характера.

В-третьих, новая социально-политическая и конституционно-правовая ситуация в России, характерной чертой которой является тенденция ее движения в мировое пространство, обусловливает потребность приведения норм отечественной нормативной правовой базы в соответствие с международными концепциями обеспечения экологической безопасности.

В-четвёртых, долгосрочная социальноэкономическая политика государства должна стать теоретико-методологической базой для разработки и реализации концепции обеспечения экологической безопасности России.

Разработка современной концепции обеспечения экологической безопасности основана на идее предупреждения и возмещения вреда, причиненного окружаю -щей среде, здоровью и имуществу граждан путем загрязнения, порчи, уничтожения, повреждения, нерационального использования природных ресурсов, разрушения естественных экологических систем и другими экологическими последствиями нерациональной антропогенной деятельности.

Концептуальный подход к обеспечению экологической безопасности Российской Федерации закономерен и объясняется глобальной угрозой экологических катастроф, поставившей человечество как биологический вид на грань выживания.

В современной реформируемой России представляется рациональным использовать элементы концепции перехода на модель устойчивого развития. Стратегия развития России с преимущественно сырьевой экономикой не согласуется с экологическими особенностями и ограничениями территории страны в регионе планеты. В условиях глобализации рисков безопасности эта проблема в конце XX в. обернулась депопуляцией народа. По прогнозам ООН, население страны к 2025 г. с 146 млн чел. уменьшится до 120 млн, т.е. Россия может утратить культурно-историческую идентичность и цивилизационный статус мировой державы. В современной реформируемой

России представляется наиболее рациональным использовать элементы концепции перехода на модель устойчивого развития. Специфика такого перехода определяется особенностями российской духовности и менталитета, истории и национальных традиций, пониманием нравственных императивов и экогуманистических ценностей, своеобразием процессов приватизации, демократизации и перехода к рынку, реализации национальных единств, достижения социальной справедливости, оптимизацией властных структур и механизмов управления, евразийскими культурно-этническими и территориально-природными реалиями, экологической ситуацией в России и т.д.

В концепции перехода России к устойчивому развитию заложен ноосферный подход к согласованию трех основных уровней ( гражданин, общество, государство) , форм безопасности и устойчивого развития общества социальной, экономической и экологической. Проблема рассматривается с учетом возможностей сохранения устойчивого развития территории в триаде взаимодействия объектов «природа — население

— хозяйство» на уровнях «центр — федеральные округа — регионы — муниципальные образования».

В России до сих пор в государственной стратегии и отраслевой политике природопользования преобладает упрощенная ант-ропоцентристская концепция отношения к природе и ее ресурсам. Именно ресурсное отношение к среде жизни, мысли, деятельности и управления по иерархии приоритетов «общество — природа — хозяйство» необратимо превращает территорию страны в зоны экологического обнищания. Экологически обезличенный физико-географический подход к территории планеты преобладает в науках о Земле, в геологии и градостроительстве, в развитии промышленности и технике, в стратегии размещения и развития производительных сил, в землеустройстве и политике природопользования.

Подобный подход сохраняется и в сре-довой концепции, официально принятой мировым сообществом в принципах Де-

кларации по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), Повестке дня ООН на XXI в. и других программах. Он господствует на глобальном рынке природных ресурсов, превратив до трети территории планеты в регионы экологического обнищания. Ноосферная концепция отношения к биосфере планеты как среде жизнеобеспечения поколений человечества учитывает уязвимость западного ( узкорыночного) варианта развития. В.И. Вернадский предвидел: «...человек становится основной геологообразующей силой планеты, и придет время, когда ему придется взять на себя ответственность за развитие не только общества, но и биосферы в целом» [4].

Время пришло. Речь идет о стратегической актуальности применения но-осферных принципов отношений в системе «природа — общество» на территории государства, особенно в жизнеобеспечивающих циклах производство — потребление — утилизация отходов.

Актуальность принятой в России но-осферной модели перехода к устойчивому развитию подтверждается концепцией национальной безопасности, в которой ставится задача коренного улучшения экологической ситуации в стране. Она должна быть подкреплена адекватными действиями во всех сферах управления развитием территории. Экотехнополисный переход территории к устойчивому развитию позволяет учитывать приоритеты безопасностей ( снижение рисков и угроз) как стандарты устойчивости развития всех уровней: защита прав личности, достижение устойчивого экономического развития общества, обеспечение безопасности территории государства. В нем есть возможность согласовывать безопасность функционирования объектов, отраслей и территорий с приоритетами и стандартами устойчивого развития страны во всех фундаментальных направлениях и, прежде всего, в социальной и экономической стратегии. От их адекватного сочетания зависит в конечном итоге уровень ожидаемой продолжительности жизни.

В системе приоритетов безопасности и рисков кризиса должны выделяться естест-

венные права человека на жизнь (гарантии устойчивости жизнеобеспечения поколений, безопасности жизнедеятельности человека и жизнеспособности хозяйства), гуманистические, духовные и иные гарантии. Но экономические права субъектов рынка не должны противопоставляться экологическому равноправию поколений, другим стандартам и ценностям исторической устойчивости развития общества. Потому риски и угрозы социальной, экономической и экологической безопасности эпохи переходного периода должны охватываться системой индикаторов (стандартов) устойчивого развития, основным из которых является уровень ожидаемой продолжительности жизни (УОПЖ) поколений. Индекс УОПЖ должен быть дополнен базовыми характеристиками состояния общества, от которых зависит качество развития. Эти индикаторы могут являться нормами ( стандартами) обеспечения безопасности личности и общества на территории государства. И комплекс индикаторов безопасности (устойчивости, бескризисности) общества необходимо учитывать в анализе, планировании и определении приоритетов по стратегической вертикали управления развитием территории государства: федеральный центр, субъекты федерации, муниципальные образования.

В фундаменте устойчивого развития территории должны учитываться основные формы безопасности населения социальной, экономической, экологической. В условиях экологического риска фактор экологической безопасности территорий переходит в разряд стратегически приоритетных, который должен учитываться как основа и условие развития и роста экономических структур общества. В этом сущность социально-экологической и политической самоидентификации функций государства, субъектов рынка на территории и даже системы стандартизации. Потому (наряду с военной и другими формами) должна учитываться стратегически замещаемая экологическая основа государственности с потенциалом экологической безопасности поколений и устойчивого развития хозяйс-

тва страны в регионе биосферы планеты.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы обусловлена:

— необходимостью в дальнейшей, последовательной разработке наиболее приемлемых форм перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития с учетом интересов экологической безопасности;

— потребностью в изучении и поиске механизмов соединения на практике теоретических наработок, нормативно-правовой базы экологической безопасности с практической деятельностью, экономическими, политическими и прочими интересами РФ;

— необходимостью разрешения острых социальных проблем, связанных с экологической ситуацией в стране, возникающих у

многих категорий граждан РФ;

— изучением зарубежного опыта в организации системы экологической безопасности и возможностью применения его в отечественной государственно-правовой системе в новых условиях социально-экономического развития нашего государства;

— дальнейшей разработкой теоретической основы экологической безопасности, развития положений социальной экологии ( экологической социологии) , нормативноправовой основы для принятия эффективных управленческих решений, направленных на прогнозирование и оптимизацию экосоциальных процессов и явлений, происходящих на современном этапе развития РФ.

Литература

1. Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. — 2000. — 11 июля.

2. Копылов М.Н. Международные организации и охрана окружающей среды // Школа. — М., 2007. - № 9. - С. 267-278.

3. Мышко Ф.Г. Экологическая безопасность. — М., 2003. — 298 с.

4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М.: Наука, 2008. — 583 с.

5. Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизика техники) // Вопросы философии. — М., 2009. — № 2. — С. 147-162.

6. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Наука. — М., 2004. — № 7. — С. 12-21.

7. Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. — М.: Россия молодая, 2004. — 365 с.

Коротко об авторе___________________________________________________Briefly about the author

Джук А. В., аспирант, Забайкальский государс- A. Dzhuk, post-graduate, Zabaikalsky State University

твенный университет (ЗабГУ) (ZabGU)

[email protected]

Научные интересы: социальные структуры, институты и процессы

Scientific interests: social structures, institutions and

processes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.