Антропов В.А.
доктор экономических наук, профессор кафедры
«Управление в социальных и экономических системах» ГОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», Россия, г. Екатеринбург
Шеломенцев А.Г.
доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом исследований региональных социально-экономических систем Института экономики Уральского отделения РАН, Россия, г. Екатеринбург
УДК 338.28
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ В УНИВЕРСИТЕТЕ:
ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
В статье предпринята попытка шире взглянуть на проблемы организации научно-исследовательской работы (НИР) в университете. В этом контексте авторы выделяют четыре основные составляющие: выполнение научных исследований, их ресурсное обеспечение, апробацию и внедрение результатов научных исследований, научно-образовательную деятельность. Особое внимание уделяется особенностям организации НИР на кафедрах. В статье особое внимание уделяется вопросам: выбора стратегических направлений исследований; управления персоналом; организации исследований; бюджетирования. По мнению авторов, ключевой задачей является увязка их решения между собой в долгосрочном, среднесрочном и краткосрочном планах.
Ключевые слова: организация, планирование, управление, научные исследования, кафедра, университет, бюджетирование, управление персоналом, апробация, научно-образовательная деятельность, гранты, финансирование, внедрение результатов.
THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCHERS AT UNIVERSITY: PLANNING PROBLEMS
Article contains attempt more widely to look at problems of the organization of research work at university. Authors allocate four main components: performance of scientific researches, their resource providing, approbation and introduction of results of scientific researches, scientific and educational activity. Authors pay special attention to features of the NIR organization on chairs. The special place is taken by questions: choice of the strategic directions of researches; human resource management; organizations of researches; to budgeting. According to authors, a key task - coordination of their decision among themselves in long-term, medium-term and short-term plans.
Key words: organization, planning, management, scientific researches, chair, university, budgeting, board personnel, approbation, scientific and educational activity, grants, financing, introduction of results.
Усиление роли научных исследований в системе высшего профессионального образования [1] требует пересмотра существующих подходов к их организации на всех уровнях управления - от рядового преподавателя и аспиранта до университета в целом. Это, прежде всего, относится к кафедре как базовой структурной единице вуза, где решаются конкретные вопросы организации учебного процесса и организации научно-исследовательской работы [7].
В идеале кафедра - это коллектив преподавателей, сотрудников и студентов, в сотворчестве решающих вопросы учебного, учебно-методического, организационно-методического, научно-исследовательского и воспитательного планов. В ее основе лежит педагогика сотрудничества, опирающаяся на две равноправные стороны обучения - студентов и преподавателей, погруженных в пространственно-временную среду учебного процесса [3].
Одно из основных направлений такой совместной деятельности - это научно-исследовательская работа. Ее реализация на кафедре многоаспектна: в виде госбюджетной тематики, выполнения зарубежных и российских грантов, заказов предприятий (хоздоговорная НИР) на основе многоканального финансирования. Кроме того, в последние годы развиваются относительно новые формы интеграции с институтами РАН, а также между отечественными и иностранными университетами. Объемы финансирования зависят от профессиональной готовности сотрудников кафедры формулировать научные проблемы, участвовать в конкурсах, реагировать на запросы организаций, то есть стремления быть востребованными для реальной российской экономики. Исполнители во всех работах - это преподаватели, сотрудники и студенты. Во главе этого коллектива стоит избранный на пять лет заведующий кафедрой. Лучший случай, если заведующий кафедрой в одном лице является научным руководителем докторантов и аспирантов, руководителем и организатором педагогического процесса, персонально отвечая за качество подготовки студентов, ведущим методистом, профессионально ведущим занятия со студентами в духе современных требований, воспитателем и руководителем научного коллектива.
Трудно совместить все эти роли в одном лице, тем более что в вузах России по-разному формулируют требования к заведующему кафедрой. Судя по должностным инструкциям, в одних вузах он транслятор и организатор выполнения указаний ректората в отведенных ему границах штатного расписания и бюджетного финансирования, в других вузах - он прежде всего руководитель научно-исследовательского коллектива, созданной им научной школы, члены которой решают актуальные научные народнохозяйственные и вузовские проблемы, на основе их решения пишутся учебники и учебные пособия, а полученные результаты находят свое эффективное применение на практике. Студенты в этом случае оказываются полноправными участниками не только педагогического процесса, но и активно вовлекаются в исследовательский процесс, имеют право выбора собственной научно-образовательной траектории на основе выбранных дисциплин.
Как показывает опыт, научно-исследовательская деятельность в университетах очень часто рассматривается в очень узких рамках, а именно как подготовка отчетов НИР по кафедре, подготовка и публикация статей и монографий и т. п. Это является причиной того, что большинством представителей профессорско-преподавательского персонала она рассматривается как своего рода «общественная нагрузка», на которую в условиях высокой загрузки аудиторными занятиями времени практически не оста-
ется, тем более что она слабо связана с исполнением преподавателями основной обязанности - проведением занятий со студентами.
Включение атрибутов научной деятельности в число критериев результативности наших университетов, как показывает практика, также само по себе не решает задачи активизации научно-исследовательской деятельности, так как чаще всего все сводится к «имитации бурной активности». При этом, чем сильнее Минобрнауки России требует достижения этих показателей от университетов, тем дальше они удаляются от решения этой задачи. Особенно наглядно эти процессы демонстрирует ситуация в гуманитарных науках. Ужесточение выполнения требований по публикациям и цитируемости все чаще приводит к размещению платных публикаций и формированию «кружков цитирования», не имеющих никакого отношения к реальному повышению результативности функционирования и развития национальной высшей школы.
Однако вернемся к организации научных исследований в университете. По нашему мнению, научно-исследовательская деятельность в университете может рассматриваться в составе четырех основных составляющих:
- во-первых, собственно выполнение научных исследований, включая поиск заказчика, постановку цели и задач, обоснование инструментария и методов их достижения, до сдачи результатов выполненного исследования;
- во-вторых, ресурсное обеспечение (финансы, материально-техническое обеспечение, кадры), без которого невозможно выполнение исследований;
- в-третьих, апробация и внедрение результатов научных исследований в реальную экономику и позиционирование университета на этой основе как эффективной, «продвинутой» научно-образовательной структуры;
- в-четвертых, научно-образовательная деятельность, предполагающая оперативное внедрение в учебный процесс научных инноваций, сокращающих время движения информации от получения научных результатов до внедрения в рабочие учебные программы и соответствующее содержание изучаемых дисциплин.
На рис. 1 показаны четыре основных блока организации научной работы на кафедре или ином научно-исследовательском подразделении университета, выполняющих роль базовой научно-образовательно-инновационной университетской структуры.
В представленной схеме трудно выстроить последовательность реализации приведенных выше составляющих. Она будет различной в зависимости от внешних условий (зона дальнего и ближнего окружения), интересов и внутренних побуждений (мотивов)
Научные исследования
Ресурсное обеспечение
Научно-образовательская деятельность
Апробация результатов и позиционирование
Рис. 1. Организация НИР в университете
членов коллектива кафедры, лаборатории или научно-образовательного центра, сформированного интеллектуального научно-образовательного потенциала его профессорско-преподавательского состава. Все эти блоки должны присутствовать в деятельности подразделения, позиционирующегося как эффективно функционирующий научно-образовательный коллектив, решающий научные и образовательные задачи в их интегральном единстве.
Фактически это структура каждого научного направления, в рамках которого ведутся исследования при финансовой поддержке грантов научных фондов или по заказам организаций, результаты публикуются в научных журналах и монографиях, докладываются на конференциях и семинарах, а также внедряются в учебный процесс. В процесс, наряду с преподавателями, должны вовлекаться студенты, что расширяет их кругозор, способствует углубленному изучению материалов, формирует современные подходы к решению проблем, с которыми они могут столкнуться в своей профессиональной деятельности [2]. Одновременно это создает атмосферу конкуренции и общей заинтересованности в результатах исследований. С другой стороны, должно формироваться представление, что решением поставленной задачи не заканчивается цикл исследования, результаты необходимо представить научному сообществу, участвовать в дискуссии, позиционироваться в рамках направления, расширять контакты в России и за рубежом. В совокупности это можно представить в виде администрирования научной деятельности, роль которого по мере расширения прав научных коллективов и общей либерализации этой сферы стала стремительно повышаться.
По существу, такая организация научно-исследовательской деятельности в университетах заложена Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Однако большая часть представителей научно-образовательного сообщества обращает внимание лишь на внешнюю сторону происходящих изменений, а именно формальные требования, в то время как собственно механизм их достижения часто остается без должного внимания. Более того, реализация данного подхода требует встраивания организации научных исследований и инструментов их стимулирования в механизмы стратегического развития университета на всех административных уровнях [5].
Вместе с тем следует отметить, что научный коллектив - это не административное образование, которым с формальной точки зрения является кафедра. Это специфическое образование типа интеллектуальной среды, которая формируется, существует, развивается и распадается по своим законам. Более того, он может «перекочевать» в другую организацию, сузиться или расшириться, вовлекая в процесс исследований новых участников. Управление таким коллективом требует особых способностей. Коллектив может быть административно управляемым, виртуальным или гибридным. В этом аспекте будет уместна дискуссия о правомерности разделения функций научного руководителя и администратора.
Главный инструментарий в руках заведующего -это план научно-исследовательской работы кафедры на три-пять лет, утверждаемый проректором по НИР.
В его основе лежит план работы по госбюджетной тематике. Он обязателен для исполнения как органическая (к сожалению, не всегда) часть индивидуального плана работы преподавателя кафедры на учебный год. План должен учитывать научные интересы преподавателей кафедры, преподаваемые им дисциплины и дополняться возможными заказами ректората (внутренние гранты), учитывать наличие внешних грантов Российского научного фонда (РНФ), Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), заключенных хоздоговорных работ с предприятиями и организациями, других возможных разовых работ по заказам ректората, органов исполнительной власти и т. д.
Составить такой план непросто. Тем более что его исполнители (сотрудники кафедры, соискатели ученых степеней и студенты) обладают очень разной профессиональной подготовкой, разными интересами и т. д. По этой и многим другим внешним и внутренним причинам он чаще всего пишется формально. Однако госбюджетную тематику никто не отменял, она обязательна для исполнения, УИРС тоже. Вот вам и силы, и средства, нужна лишь воля ректората.
И более того, инициированный Минобрнауки России перенос центра тяжести НИР в вузы может и должен активизировать работу их профессорско-преподавательского состава (ППС), помочь увидеть возможность реализации имеющихся у доцентов и профессоров знаний и умений, то, что сейчас называют профессиональными компетенциями.
Для планирования НИР необходимо выстроить, прежде всего, систему управления.
В целом на всех иерархических уровнях вуза управление научными исследованиями опирается на четыре основных блока (см. рис. 2):
- выбор стратегических направлений исследований;
- управление персоналом;
- организация исследований (управление исследовательскими технологиями);
- бюджетирование.
Бюджетирование
Организация исследований
Рис. 2. Концепция управления научными исследованиями на кафедре
Рассмотрим их подробнее.
При формировании плана НИР следует, прежде всего, определиться со стратегическими направлениями исследований, которые впоследствии будут определять ее место в университете и научно-образовательном сообществе, подготовку аспирантов и докторантов. С этой целью необходимо:
- определить приоритеты научных исследований с учетом специализации кафедры, имеющегося научного задела, направлений подготовки студентов, профиля университета, направлений исследований других кафедр и подразделений и т. п.;
- обосновать краткосрочные и долгосрочные результаты в разрезе теоретических (госбюджетных) и прикладных (хоздоговорных) исследований;
- открыто обсудить проект приоритетов исследований и ожидаемые результаты в коллективе, предоставив сотрудникам возможность высказать конструктивное мнение и определиться со своим местом в планируемой исследовательской программе.
Формулировка стратегии исследований должна, с одной стороны, учитывать реальные условия, имеющиеся ресурсы, квалификацию персонала и т. п., с другой - отражать научные амбиции коллектива и динамику развития.
Выбор направления НИР опирается на следующие требования:
- актуальность и востребованность заявленной темы (направления) исследования;
- соответствие приоритетным направлениям НИР, отраженным в нормативно-правовых документах правительства России;
- конкретность формулировок цели и задач исследования;
- ориентация темы исследования на получение конкретных результатов.
Сформулированные цели конкретизируются задачами, которые должны отражать пути (средства) достижения цели и получения ожидаемых результатов. Другими словами, представлять собой одну цепочку, лежащую в основе планируемого исследования: «Цель - задачи - ожидаемые результаты - теория - методология - методическое обеспечение - исходная информация».
Основные элементы исследования определяются его научным руководителем и ответственным исполнителем (менеджером) проекта. Методология определяет границы области исследования (объект и предмет исследования) и выбор теории (нескольких теорий), в рамках которых предполагается выполнять исследование. Методическое обеспечение -это конкретный исследовательский инструментарий. Его выбор - отдельная тема для обсуждения. Кстати, обоснование инструментария может стать и отдельной темой для научного исследования. Все исполнители конкретного проекта распределяются его руководителем вдоль цепочки, исходя из их креатива, работоспособности, аналитических склонностей, готовности работать в научном коллективе.
Предлагаемый подход применим как к конкретным проектам, так и к научному направлению в целом. В последнем случае требуется увязка отдельных проектов с направлением в целом. Достижение цели и задач исследования должно обеспечивать получение конкретных результатов: новых знаний, научно-технической продукции.
Результаты научных исследований могут иметь место как по всей цепочке, так и на промежуточных стадиях. Это могут быть: методики, методические рекомендации; методологические (методические)
Выбор стратегических направлений исследований
Управление персоналом
Ч W
подходы; новые теории; выявленные тенденции и закономерности; обзоры библиографии и аналитические обзоры; оперативные издания, пользующиеся спросом (например, в виде препринтов, бюллетеней) и др. Формулировки ожидаемых результатов должны быть конкретны, диагностируемы; просты в восприятии, без наукоообразия; однозначно понимаемы как исполнителями, так и потенциальным заказчиком. Результаты исследований во временном разрезе должны обеспечивать поступательное развитие научного направления в целом. В этом плане очень важны преемственность постановки целей и задач исследований, обеспечение взаимосвязи результатов исследований, использование методологического и методического единства (подходов).
Весь спектр исследований, по мнению авторов, может быть разделен на теоретические и прикладные блоки по постановке, методам реализации, результатам, заказчикам, порядку представления полученных результатов, месту внедрения и апробации результатов. Хотя часто граница между ними достаточно условная.
В процессе управления человеческими ресурсами на кафедре необходимо решать следующие задачи: объективную оценку сотрудников в части их профессиональных и морально-этических качеств, способностей; перспективы повышения квалификации в связи с реализацией научного направления (важен выбор места и формы повышения квалификации, предпочтительна стажировка на передовых кафедрах или в институтах РАН); распределение персонала по задачам, решаемым в проекте.
Финансирование повышения квалификации может осуществляться за счет собственных средств сотрудников либо за счет средств организации и быть оправданно необходимостью:
- решения задачи, требующей привлечения специалистов соответствующей квалификации;
- окупаемостью затраченных средств за счет заключения впоследствии договоров, получения новых грантов и т. п.;
- необходимостью поощрения сотрудника в такой форме.
Распределение персонала по задачам, решаемым в проекте, осуществляется в зависимости от личных качеств и способностей. По нашему мнению, можно выделять следующие типы сотрудников: технические работники (сотрудники, выполняющие технические функции, например, материально-технического обеспечения и др.); «поисковики»; аналитики (обработка исходных данных); «писатели» (способные грамотно и логично излагать материал); «креативщи-ки» (способные генерировать новые идеи, формулировать актуальные задачи и находить алгоритмы их решения); администраторы (способные организовать
работу сотрудников, поставить каждому задачу, контролировать исполнение, требовать своевременное получение результатов); руководители проектов.
Как показывает практика, все перечисленные виды работников должны присутствовать в научном коллективе, хотя их функции и роль в конкретном проекте может и не совпадать с формальным статусом. Данная иерархия может являться своего рода «служебной лестницей» для перспективы профессионального роста активных сотрудников.
В рамках каждого вида могут дополнительно выделяться две-три квалификационные группы, отражающие объемы, сроки и качество выполнения функций. В этом плане наиболее важными характеристиками сотрудников являются: ответственность, аккуратность, работоспособность, грамотность, понимание поставленных перед ними задач, желание профессионально развиваться. Оплата работы членов научного коллектива непосредственно зависит от следующих факторов: вида выполняемых функций; объема работ; качества исполнения поставленной задачи.
Развитие научных исследований невозможно без перманентного наращивания научного потенциала сотрудников, что реализуется как в рамках сложившегося научного коллектива, так и за счет вовлечения исследователей из других организаций. Последнее позволяет постепенно формировать сетевую структуру научного сообщества вне формальных и географических рамок. Основными формами использования развивающегося интеллектуального потенциала являются: организация научных дискуссий (в очной и заочной формах); привлечение исследователей к участию в конкретных проектах; привлечение экспертов для оценок конкретных результатов исследований.
Основной формой организации исследований рекомендуется считать проект. Одновременно проект является исходным «кирпичиком», из которого складывается направление исследований, исследовательская программа, план НИР кафедры, факультета, института.
Направления научных исследований включают в себя проекты, которые могут быть разделены на следующие виды: проекты теоретических исследований; проекты прикладных исследований; образовательные проекты; проекты, связанные с апробацией и реализацией результатов исследований.
Проекты могут осуществляться самостоятельно, но в тесной увязке с направлением. Лучший, с нашей точки зрения, вариант - это их интеграция, которая заключается в том, что прикладным исследованиям так или иначе всегда предшествуют теоретические. А полученные результаты должны оперативно обогатить своим содержанием вузовские дисциплины. Так сокращается время передачи нового знания от науки в учебный процесс.
Путь этот хотя и очевиден, но видится немногим и технология его не отработана. Он неоднократно был реализован нами в процессе выполнения ряда договоров с ОАО «РЖД» и показал свою эффективность [4]. Завершающий этап в таком подходе - это этап апробации и авторского сопровождения внедрения результатов исследования. К сожалению, не все заказчики соглашаются с необходимостью этого этапа. Их идея заключается в том, что исполнители в соответствии с условиями договора обязаны сдать готовый продукт - и свободны! Но мы идем дальше и предлагаем не только внедрить результаты, но и провести обучение персонала предприятия под нововведения. Только в этом случае мы считаем завершенным исследовательский цикл. Реализация такого подхода, к сожалению, заказчиками не воспринимается, необходима продуманная планомерная работа по формированию современного мышления руководителей, понимающих целостность разработки и внедрения инноваций по следующей схеме реализации проекта: «Теория -практика - внедрение - обучение».
По каждому научно-исследовательскому проекту и конкретной составляющей направления далее обосновывается потребность во всех видах ресурсов, а также формулируются промежуточные и конечные результаты на языке, одинаково понимаемом как заказчиками, так и исполнителями проекта. Обязательно определяются и критерии результативности (эффективности) проекта. Каждое направление научных исследований характеризуется его соответствием: приоритету направлений научно-технической политики России; программам и стратегиям (международным, федеральным, региональным) развития науки в России. В рамках каждого научного направления изучается: нормативно-правовая база (международная, федеральная, региональная); роль государственных институтов (федеральных, региональных, международных); анализируются и обобщаются известные методические подходы.
Научно-исследовательские проекты по характеру можно разделить на следующие виды:
- исследования, выполняющиеся в рамках базового финансирования;
- исследования, выполняющиеся по государственному заданию;
- исследования, выполняющиеся по научным грантам;
- исследования, выполняющиеся по заказам сторонних организаций.
Кроме того, они могут укладываться в уже сложившееся (ранее сформировавшееся) направление, а могут носить поисковый характер и быть направлены на поиск новых перспективных направлений (поисковые проекты).
В рамках реализации каждого научно-исследовательского проекта формируются:
- библиографические обзоры, характеризующие состояние изученности;
- информационная база данных в виде совокупности доступных информационных ресурсов;
- методический инструментарий, применяемый в процессе исследования;
- научные результаты, обладающие научной новизной;
- публикации результатов исследования;
- контакты и позиционирование в научном сообществе;
- полученные гранты научных фондов;
- контакты с потенциальными заказчиками или заключенные договоры;
- собственно сформировавшийся исследовательский коллектив.
Поэтому по окончании реализации проекта представляется важным полная инвентаризация результатов исследования, их обсуждение и принятие обоснованных решений по поводу продолжения или завершения проекта либо трансформации его в новый проект, но другого вида.
Этот блок включает в себя:
- определение источников и условий получения финансирования;
- распределение средств по направлениям научной деятельности;
- выбор условия конкурсности распределения средств по направлениям и проектам;
- обоснование критериев оценки результативности расходования средств.
Источниками финансирования могут быть: базовое финансирование, государственное задание, заказы корпораций и некоммерческих организаций, заказы органов государственной власти и местного самоуправления, научные гранты (на проведение исследования, экспедиций, мероприятий, изданий), собственные средства.
Соотношение источников средств должно обеспечивать сбалансированное выполнение работ на всем цикле, а также в разрезе исследовательских проектов, их научно-аналитического обеспечения, научных мероприятий, публикаций результатов и т. п. Объемы финансирования должны опираться на принципы результативности в широком смысле, включая обеспечение возвратности, формирование репутации, позиционирования и т. п. Окупаемость может обеспечиваться широким кругом средств: прикладными исследованиями; тиражированием результатов (продажей прав); реализацией публикаций (монографий, сборников трудов и т. п.); экспертизами и консультированием; спонсорскими взносами (например, на проведение конференций, семинаров и т. п.); организацией учебы, семинаров, школ и т. п. При этом между направлениями научных исследований средства
должны распределяться исходя из их долгосрочной перспективы, а между проектами внутри направлений - исходя из среднесрочной перспективы. Финансирование научно-аналитического обеспечения, научных мероприятий и издательских проектов должно осуществляться с позиции проекта либо направления в целом. Привлечение средств со стороны в виде грантов и программ не должно дублировать финансирование в рамках государственного задания, в противном случае оно перестает быть эффективным и деморализует персонал. Необходимо постоянно поддерживать диверсификацию вложения средств между направлениями и проектами.
Любое финансирование и выплаты должны предполагать получение конкретного научного результата, в том числе в виде научно-технической продукции, публикаций, мероприятий и т. п.
Финансирование подразделяется: по направлениям, а внутри - по проектам; внутри и между циклами научных исследований; по видам научно-исследовательской деятельности; во времени на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды.
Распределение финансирования и ресурсов между направлениями и проектами должно осуществляться на конкурсной основе при постоянном мониторинге их результативности с учетом: наличия финансовых и иных ресурсов; соответствия принятым приоритетам; взаимосвязи новых проектов с уже реализующимися; ценности ожидаемых результатов.
Ключевым лицом, обеспечивающим в перспективе успех и значимость результатов реализации проекта, является инициатор (заявитель) проекта. Заявитель проекта формулирует тему проекта, позиционирует его к основным (приоритетным) направлениям научных исследований, обосновывает объем финансирования и потребности в привлекаемых ресурсах. Заявки на финансирование рассматриваются коллегиально, и выносятся решения о поддержке либо об отказе. При этом каждый проект рассматривается в совокупности и в сравнении с другими проектами, а направления - с другими направлениями.
Конкурентная среда должна поддерживать инициативу исследователей на выполнение перспективных, имеющих высокую актуальность и общественную значимость проектов. Каждый сотрудник должен видеть перед собой перспективу, достигаемую при условии приложения собственных средств и усилий.
Поисковые проекты, относящиеся к любым стадиям цикла, и, в первую очередь, исследовательские, должны осуществляться постоянно. Это, своего рода, «глаза и уши...»
В широком плане комплекс научных исследований включает в себя цикл в составе следующих его звеньев:
- определение цели и постановка задач исследования;
- обоснование методологии исследования;
- разработка и выбор методов (методических подходов);
- анализ состояния конкретной сферы (реальной проблемы);
- обобщение результатов научных исследований по направлению и теме;
- поисковые исследования;
- фундаментальные исследования;
- прикладные исследования;
- представления результатов экспертному сообществу, включая органы власти, корпоративный сектор и др.;
- практическая реализация результатов исследования.
Каждый вид работ разбивается на процессы, а система управления - на управленческие функции (прогнозирование, планирование, учет, контроль, анализ, оценку, принятие решений). Некоторые процессы интегрируются в общих подразделениях, другие выполняются раздельно в рамках конкретных подразделений. Проекты могут охватывать как весь комплекс работ, так и только их часть, например, проведение научного мероприятия, издательский проект и т. п. Научные направления включают в себя, как правило, несколько проектов, находящихся на разной стадии их реализации.
При среднесрочном и долгосрочном планировании научных исследований необходимо обоснованное сочетание теоретических и прикладных исследований, увязанных во времени, по проблемам и направлениям. Прикладные исследования, не сопровождающиеся адекватным развитием их теоретической основы, обречены на возрастание рисков, постепенное сужение сферы исследований, снижение их глубины, отставание от реальной жизни и, как следствие, их постепенную и неуклонную деградацию.
При этом теоретические исследования, не имеющие практической значимости и прикладных результатов, постепенно превращаются в «искусство ради искусства», а отчеты - в набор наукообразных текстов. При планировании теоретических исследований необходимо одновременно ориентироваться на получение как теоретических, так и прикладных результатов. При планировании прикладных исследований необходимо ориентироваться на получение как прикладных, так и теоретических результатов.
Поисковые исследования должны быть направлены на снижение рисков в долгосрочном плане.
Необходимо разумное сочетание диверсификации исследований по следующим основаниям:
- по теоретическим и прикладным проектам;
- по поисковым и традиционным направлениям;
- по источникам финансирования;
- по периодам выполнения исследований.
В рамках каждого направления определяются ожидаемые результаты по каждому процессу, проекту и направлению. Каждый процесс и функция определенным образом распределяются между основными и вспомогательными подразделениями, что закрепляется соответствующими положениями о подразделениях. Применительно к системе управления должна быть четко определена роль коллективных органов управления - ученых советов подразделений и института в целом. При определении результатов исследований необходимо учитывать циклический характер развития направлений и реализации проектов.
Необходимо формировать портфель тем (направлений) научных исследований, находящихся на разных стадиях их реализации. Портфель в рамках одного направления должен быть динамичным по составу проектов, при этом должно сохраняться его содержательное единство (рамки направления). Под профилем понимается состав проектов, производящихся на разных стациях исследовательского цикла (от поиска, сбора материалов и т. п. до практической реализации и публикации результатов исследований) в рамках одного направления. В рамках направления темы должны быть дифференцированы по направлениям, заказчикам, предметам, что должно снижать риски.
При формировании портфеля необходимо учитывать, что направление должно быть ориентировано на достижение долгосрочных целей с выделением кратко- и среднесрочных ожидаемых результатов.
Сбалансированность научного направления достигается снижением рисков, что обеспечивается: составом исследовательских проектов; состоянием исследовательских проектов, то есть близостью их к получению конкретных результатов и стадиями реализации; соотношением ожидаемых практических и научных результатов реализуемых проектов; составом исполнителей проектов, их работоспособностью и добросовестностью; внутренней взаимосвязанностью проектов; диверсификацией источников финансирования проектов.
Проекты, входящие в состав научных исследований, находятся в постоянном изменении, что обусловливается одновременно:
- быстро изменяющимися условиями реальной жизни и, как следствием, востребованностью новых результатов;
- углублением научных исследований, получением новых результатов;
- использованием новых методологических подходов и методического инструментария;
- циклическим характером исследований;
- изменяющимся составом персонала.
Формы организации проведения научных исследований должны обеспечивать:
- достижение поставленных целей и задач;
- мобильность выполнения исследований и при-
влечения персонала в соответствии с требованиями и условиями;
- профессиональный рост сотрудников и передачу опыта;
- моральное и материальное стимулирование персонала;
- ответственность персонала, включая руководителей и рядовых сотрудников, за результаты выполненных работ.
Организация научных исследований в рамках проектов должна сочетать административные рычаги и предоставление условий для творческой свободы. Основной формой оценки результативности и принятия ключевых решений является ученый совет, состав которого может быть расширен за счет приглашаемых экспертов. Общий принцип организации работы: чем меньше творчества в работе, тем выше роль административных отношений, и, наоборот, чем выше роль творчества в работе, тем ниже роль административного фактора.
При выполнении конкретных вспомогательных работ отношения выстраиваются преимущественно административного характера (прямого подчинения). Поэтому научно-аналитическое обеспечение, практическая реализация и проведение научных мероприятий опираются на административные отношения. В то же время при выполнении собственно исследований персоналу предоставляется существенно больше свободы, так как креативностью трудно управлять.
Относительно устойчивой формой могут являться направления исследований, в то время как организационные формы внутри направлений могут постоянно меняться в зависимости от требований времени и конкретных условий. При этом наряду с проектными формами могут применяться экспертные группы, лаборатории, научно-образовательные центры, проблемные советы и т. п.
Отказ от постоянных организационных форм должен создавать условия здоровой конкуренции в научном коллективе и способствовать формированию мотивации на получение результатов, а не выполнение формальных показателей.
Организация работы по научным проектам характеризуется своими особенностями, прежде всего необходимостью управлять имеющимися и получаемыми знаниями [6].
Планирование - это лишь часть работы над исследовательской проблемой, ее первооснова. Впереди - реализация планов.
Список литературы: 1. Антропов В.А. Проблемы модернизации и инноваций в российском профессиональном образовании. -Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. - 104 с.
2. Антропов В.А. Основы научных исследований. Ч. 1 / В.А. Антропов. - Екатеринбург: УрГУПС, 2013. - 111с.
3. Антропов В.А., Туманова Т.В., Семенко И.Е. Профессиональное становление личности специалиста в период обучения в вузе. - Екатеринбург: УрГУПС, 2007. - 278 с.
4. Антропов В.А., Паршина В.С., Макаридина А.П., Нестеров В.Л., Чирва И.П. Кадровое прогнозирование и планирование на железнодорожном транспорте / В.А. Антропов, В.С. Паршина, А.П. Макари-дина и др. - М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2010. - 188 с.
5. Ефимов А.В., Антропов В.А. Миссия университета в условиях модернизации образования и реформирования транспортного комплекса / Система менеджмента качества в вузе: Сб. матер. по повышению квалификации преподавателей университета. Вып. 1. - Екатеринбург: УрГУПС, 2005. - С.7-49.
6. Менеджмент XXI века / Под ред. С. Чоудхари. -М.: ИНФРА-М, 2002. - 448 с.
7. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 № 71 (ред. от 02.11.2013); С.Д. Резник Управление кафедрой. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 636 с.
List of literature:
1. Antropov V.A. Problems of modernization and innovation in the Russian professional education. - Ekaterinburg: Institute of Economics RAS, 2013. - 104 p.
2. Antropov V.A. Basic scientific research. P. 1 / V.A. Antropov. - Ekaterinburg: USURT, 2013. - 111 p.
3. Antropov V.A., Tumanova T.V., Semenko I.E. Professional growth specialist in training at the university.
- Ekaterinburg: USURT, 2007. - 278 p.
4. Antropov V.A., Parshin KS., Makaridina A.P., Nest-erov V.L., ChirwaI.P. Workforce forecasting and planning for rail transport. / V.A. Antropov, V.S. Parshin, A.P. Makaridina and all. - M.: SEI «Training Center for Education in rail transport», 2010. - 188 p.
5. Efimov A. V., Antropov V.A. The mission of the University in the modernization of education and reform of the transport complex / quality management system of the university. Coll. mater.po training of teachers of the University. Vol. 1. - Ekaterinburg: USURT, 2005.
- P. 7-49.
6. Management of the XXI century / Ed. S. Choudhari.
- M.: INFRA-M, 2002. - 448 p.
7. Approval of the regulations on educational uchre-Suppress Higher Professional Education (Higher Textbook Mr. institution). Government Decree of 14.02.2008 № 71 (ed. From 02.11.2013); Resnick, SD Management department. - M.: INFRA-M, 2005. -636 p.
ФГБОУВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса»,
УДК 378
ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
В статье освещается проблема финансирования высшего образования как фактора развития человеческого капитала. Значительное внимание уделено состоянию финансирования высшего образования России, а также некоторых зарубежных стран. В статье одной из наиболее актуальных проблем современного социально-экономического развития России выделяется модернизация образования, а важным направлением модернизации - изменение структуры финансирования образования и привлечение в образовательную систему средств из различных источников. Автором рассматриваются вопросы решения данной проблемы, в том числе с учетом зарубежного опыта. Предлагаются рекомендации для достижения необходимого уровня