Новикова Е.В. Организация научно-исследовательской работы обучающихся в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» в аграрном вузе (на примере Омского ГАУ) // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№1 (12) январь - март. - URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2018/1/00503.pdf. -ISSN 2413-4066
УДК 378
Новикова Елена Владимировна
Кандидат филологических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск evl. [email protected]
Организация научно-исследовательской работы обучающихся в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» в аграрном вузе (на примере Омского ГАУ)
Аннотация: В статье представлены основные принципы организации научно-исследовательской работы обучающихся в процессе изучения иностранных языков. Автор рассматривает возможные лингвистические направления, методы исследований, а также предлагает тематику студенческих работ, принимая во внимание специфику аграрного вуза.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа обучающихся, иностранный язык, компетентностный подход, педагогическое управление, аграрный вуз.
Научно-исследовательская работа обучающихся (НИРО) является одним из важнейших компонентов подготовки будущих специалистов в сфере сельского хозяйства. Быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современного рынка труда, соответствовать требованиям работодателей выпускникам помогают навыки исследовательской деятельности, способность самостоятельного поиска, анализа и оценки информации.
Преподаватель должен строить свою педагогическую деятельность в соответствии с требованиями современного общества, ориентируясь на цели и задачи вуза. Развитие навыков научно-исследовательской работы обучающихся является приоритетной задачей в преподавании каждой дисциплины, в том числе и иностранного языка. Дисциплина «Иностранный язык» реализуется в Омском ГАУ на всех направлениях подготовки бакалавров и специалистов. Главной целью изучения иностранных языков является формирование иноязычной компетенции. Реализация компетентностного подхода происходит не только на аудиторных занятиях, но и во внеаудиторной самостоятельной работе студентов, которая предусматривает такие виды деятельности как работа с информационными источниками, поиск и обработка информации, подготовка презентаций и докладов [1]. В рамках внеаудиторной работы осуществляется и организация НИРО. В педагогических исследованиях научно-исследовательскую компетентность определяют «как интегративную характеристику личности, трактуемую как ее свойство или качество, характеризующее готовность студента (специалиста) к решению исследовательских (проблемных) задач методами научного познания и выражающуюся в единстве ценностно-
мотивационного, когнитивного и операционального компонентов личности студента (специалиста)» [2, стр. 187].
Перед преподавателем стоит задача организовать деятельность студентов таким образом, чтобы создать условия для формирования всех вышеперечисленных компонентов научно-исследовательской компетентности. Речь в данном случае идет об эффективном педагогическом управлении.
Под педагогическим управлением НИРО понимается «профессионально-педагогическая деятельность, представляющая собой целенаправленное воздействие преподавателя на обучающихся с целью мотивации, организации их иноязычной деятельности, формированию компетенции по самостоятельному поиску, систематизации, анализу иноязычной информации, реализации внутреннего потенциала» [3 с.22].
Преподаватели кафедры иностранных языков ведут активную работу по приобщению студентов младших курсов к участию в ежегодной научной студенческой конференции Омского ГАУ. Традиционно работа проходит по двум направлениям. Секция «Страноведение» делится на подсекции «Немецкоязычные страны» и «Англоязычные страны». Здесь представлены доклады студентов, посвященные вопросам истории, культуры, науки, а также актуальным проблемам современного общества в стране изучаемого языка. Эти работы носят скорее реферативный характер, однако позволяют студентам научиться работать с иноязычными информационными источниками, приобрести навыки систематизации материала и получить опыт публичного выступления на иностранном языке, что в совокупности вносит определенный вклад в формирование исследовательской компетентности. Ежегодно в данной секции обсуждаются 10-12 докладов в каждой подсекции. Научно-исследовательские работы обучающихся представлены в секции «Актуальные проблемы современного языкознания». Количество работ данного направления составляет в среднем 8-10 докладов. Таким образом, анализ активности обучающихся за период с 2012 до 2017 года показывает, что в процессе изучения иностранного языка научно-исследовательской деятельностью занимаются менее 5% студентов первого курса. Научное руководство осуществляют все преподаватели кафедры, в расчете на каждого НПР, таким образом, приходится ежегодно 2-3 работы.
Как показывает практика, существует две основных проблемы, которые определяют недостаточный уровень активности обучающихся:
1. Слабая теоретическая база студентов в области языкознания;
2. Практически полное отсутствие или фрагментарное наличие исследовательских навыков у обучающихся первого курса, на котором реализуется дисциплина «Иностранный язык».
Перед педагогом стоит сложная задача. Ему необходимо не только мотивировать обучающихся выполнять работы лингвистического характера, но и привить им базовые навыки проведения исследования. Рассмотрим подробнее способы решения вышеуказанных проблем.
Уже с первых занятий по дисциплине «Иностранный язык» преподавателю следует проинформировать студентов о мероприятиях, организуемых кафедрой в течение учебного года с целью выявления активных, заинтересованных обучающихся. Однако практический опыт показывает, что не все желающие впоследствии принимают участие в научной работе. Поэтому на занятиях целесообразно использовать задания творческого характера, которые помогут определить познавательный потенциал студентов и повысить уровень информационной компетентности. Определив круг участников, следует детально обсудить возможную тематику исследований. Задача педагога заключается в том, чтобы заинтересовать студента в выборе темы, а не предлагать готовый вариант. На этом этапе преподавателю необходимо посмотреть степень изученности выбранной темы, составить список рекомендуемой базовой литературы по данной проблеме. На консультациях следует
обсудить со студентом все этапы работы: объект, предмет, цель, задачи, материал и методы исследования. Объект и предмет исследования как категории научного познания соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Например, если объектом исследования является терминосистема определенной области знания, то предметом исследования могут быть особенности ее становления. Цель исследования - это конечный результат работы. Для ее достижения необходимо выполнить определенные задачи, используя как общенаучные, так и лингвистические методы исследования. Все эти основы научной работы требуют детального рассмотрения.
Изучение теоретических основ и сбор практического материала могут происходить одновременно, так как в процессе исследования возможно уточнение или изменение темы. Особое значение имеет развитие у обучающихся навыков работы с информационными источниками. Часто студенты не знают, как пользоваться электронной библиотекой, затрудняются в поиске и выборе научной литературы. Здесь нужна своевременная помощь преподавателя. Необходимо не только познакомить студентов с имеющимися электронными библиотеками, но и объяснить правила оформления цитирований и указания источников информации. Для студентов нефилологических специальностей, выполняющих лингвистическое исследование, целесообразно начать изучение вопроса с чтения и конспектирования разделов базового учебника или учебного пособия для овладения новыми понятиями. Только после этого можно приступить к работе с научной литературой и анализировать языковой материал. Все вышесказанное свидетельствует о том, что успех научно-исследовательской работы студентов младших курсов во многом зависит от готовности самих преподавателей-предметников к организации такого вида деятельности.
Для эффективной организации НИРО в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» необходимо повышение теоретического и практического уровня подготовки преподавателей. На кафедре иностранных языков Омского ГАУ регулярно проводятся методические семинары, помогающие преподавателям не только обмениваться собственным опытом, но и ориентироваться в современных научных направлениях. Лингвистическая наука динамично развивается, появляются новые направления и подходы, возникают смежные науки, такие как лигвокультурология, социолингвистика, медиалингвистика, политлингвистика и т.д. Изменяются методы исследования, от правильного выбора которых во многом зависит результат научного поиска.
Специфика аграрного вуза накладывает определенные ограничения на выбор направления научной работы лингвистического плана. В первую очередь необходимо учитывать значимость исследования для будущего специалиста аграрного профиля. Наиболее оптимальным вариантом являются исследования терминологии по специальности. Такие работы не только развивают общую исследовательскую компетентность, но и имеют большую практическую значимость. Знание терминологии необходимо будущим специалистам для осуществления профессионального взаимодействия в процессе межкультурной коммуникации. Работа с лексикографическими источниками развивает информационную составляющую научно-исследовательской компетентности. Сопоставление терминологии двух языков позволяет получить новые лингвокультурологические знания, расширить свой кругозор. Возможные аспекты изучения терминологии представлены в работе С.В. Буренковой «Опыт полиаспектного описания терминологической лексики». По мнению автора, терминосистему каждой конкретной сферы можно исследовать в когнитивном, сопоставительном, этимологическом, структурно-семантическом, функциональном, переводческом, лингвокультурологическом и других аспектах. Возможно также сочетание этих подходов, т.е. полиаспектное описание терминов [4]. При этом материал исследования не ограничивается аутентичными текстами по
специальности, возможно использование многоязычных словарей, корпусов лексики, публицистических текстов, переводов.
Определяя тему и выбирая материал исследования необходимо учитывать направление подготовки обучающегося и стремиться развивать междисциплинарные связи. Так, например, студентам агротехнологического факультета по направлению «Садоводство», изучающим параллельно с иностранным языком дисциплину «Ботаника», будет целесообразно провести исследование терминологии этой области знаний с позиций синхронии или диахронии. В рамках синхронической лингвистики происходит анализ семантики терминов, особенности отображения термином научного понятия. Возможно проведение исследования в сопоставительном аспекте (на материале русского и иностранного языка), так как понимание терминологии на родном языке во многом определяет результат работы. Диахроническая лингвистика позволяет описать семантическую эволюцию термина (расширение, сужение, сдвиг значения) или провести комплексный исторический анализ, который включает в себя установление условий и времени появления термина, определение источника, рассмотрение способов образования, описание семантических и функциональных преобразований [5].
Все вышесказанное свидетельствует о том, что существуют лингвистические направления, в рамках которых при определенной подготовке студенты нефилологических специальностей могут выполнять исследования. Организация НИРО в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» в аграрном вузе имеет определенные особенности и требует высокой квалификации педагога. Ведь главной целью научно-исследовательской деятельности обучающихся в данном случае является не совершение научного открытия, а формирование навыков самостоятельной работы, раскрытие творческого потенциала, развитие критического мышления. Выполнение работ исследовательского характера помогает студенту уже с первого курса осознавать себя активным субъектом образовательного пространства.
Ссылки на источники
1. Новикова Е.В. К вопросу о реализации компетентностного подхода при подготовке учебных пособий по иностранному языку// Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2014 - Спецвыпуск №01//URL http://e-koncept/ru/2014/14507/htm [20.01.2018]
2. Тагиров В.К. Теоретические аспекты формирования научно-исследовательской компетентности студента в образовательном процессе вуза // Вестник ЧПГУ 2/2009. стр. 183-193 https:/^yberieшnka.m/artide/n/teoreticheskie-aspekty-formirovaшya-nauchno-issledovatelskoy-kompetentnosti-studenta-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza [20.01.2018]
3. Беленько И.А., Кондрашова И.В. Управление научно-исследовательской работой студентов в иноязычной сфере как фактор совершенствования профессиональной подготовки специалистов//Университет XXI века в системе непрерывного образования: материалы III Международной научно-практической конференции 12-13 октября 2017 г./ Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. - 321с. https://elibrary.ru/item.asp?id=30213738 [20.01.2018]
4. Буренкова С.В. Опыт полиаспектного описания терминологической лексики/ Омские социально-гуманитарные чтения - 2017. Материалы X Международной научно-практической конференции. 2017. С.249-254. https://elibrary.ru/item.asp?id=29667138 [20.01.2018]
5. Золотухин Д.С. Основные подходы к описанию лингвистических терминосистем / Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №2, 2015. С. 2731.
Elena Novikova
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk evl. [email protected]
Organization of Research Activities of Students in the Course of Teaching "Foreign Language" Subject in an Agrarian Educational Institution (Evidence from Omsk State Agrarian University)
Abstract: The present article describes the main principles of organization of students' research activities in the course of teaching a foreign language. The author considers possible linguistic directions, research techniques and proposes possible themes for students' research works taking into account the specificity of an agrarian educational institution.
Keywords: research activities of students, foreign language, competency-based approach, pedagogical supervision, agrarian educational institution.