С информацией о предстоящих профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях и олимпиадах педагоги могут познакомиться в пятом блоке «Конкурсы. Олимпиады. Конференции». В отдельный модуль вынесены материалы по региональному чемпионату «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Колледж является участником этого движения с самого первого чемпионата.
В блоке «Формы методической работы» содержатся презентации, доклады, фотографии педагогических и методических советов, методических семинаров, круглых столов, творческих лабораторий и других мероприятий.
Деятельность педагогического коллектива колледжа по воспитанию будущего конкурентоспособного специалиста направлена на сохранение и укрепление физического и духовно-нравственного здоровья. Три года колледж являлся базовым учреждением КРИРПО по проблеме комплексного здоровьесберегающего, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Результатом работы стала программа «Комплексное здоровьесбе-регающее и психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения студентов колледжа». Разработан ряд подпрограмм, направленных на создание оптимальных организационно-педагогических условий, обеспечивающих воспитательный процесс. Все
эти программы представлены в блоке «Воспитательная работа».
На главной странице электронного методического кабинета размещается актуальная информация, объявления, анкеты и опросники для педагогов. В календаре представлен план мероприятий колледжа на месяц, а в блоке «Обмен сообщениями» каждый педагогический работник имеет возможность общения с зарегистрированными пользователями, задать вопрос и получить консультацию методической службы.
Работа электронного методического кабинета способствует повышению профессиональной компетентности, информационной культуры педагогов, качества образовательного процесса в колледже. Преподаватели имеют возможность самостоятельно планировать время и регламентировать работу с учетом актуальной научно-методической информации независимо от места и устройства, своевременно получать документы. Все это позволяет эффективно взаимодействовать методической службе и коллективу педагогов.
В дальнейшем методическая служба колледжа планирует на базе электронного методического кабинета разрабатывать и запускать видеоконференции, круглые столы и вебинары в режиме онлайн, проводить виртуальные конкурсы профессионального мастерства.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В КЕМЕРОВСКОМ ГОРНОТЕХНИЧЕСКОМ ТЕХНИКУМЕ
Н. С. Полуэктова, методист Кемеровского горнотехнического техникума А. В. Худова, преподаватель
Квалификация сотрудников была и остается одним из главных кадровых вопросов любой образовательной организации. Это актуально особенно сегодня, когда на смену одним стандартам приходят другие, когда повышаются требования к профессиональному уровню педагогических работников, а это неумолимо отражается на методах повышения квалификации и на способах передачи знаний более опытными педагогами молодым или вновь пришедшим специалистам. Методически грамотно организованное наставничество позволяет молодому или вновь пришедшему специалисту намного быстрее выйти на новый профессиональный уровень.
Н. С. Полуэктова А. В. Худова
Молодые педагоги профессионального образования имеют теоретические знания в области педагогических технологий, но не умеют применять свои знания на практике. В настоящее время система высшего образования готовит специалистов с высокими профессиональными знаниями по своей специализации, но не обладающими достаточными навыками для быстрой адаптации к преподаванию и взаимодействию со студентами, коллегами, ведению внеклассной работы. Для решения данной проблемы необходимо предпринять ряд мер, которые помогут молодому преподавателю преодолеть трудности. В Кемеровском горнотехническом техникуме в рамках образовательного процесса с этой целью обратились к наставничеству.
При организации наставничества в нашем техникуме опираются на следующие понятия: действенный инструмент для адаптации сотрудников как самая эффективная форма обучения на рабочем месте, включающая в себя консультирование, оценку деятельности молодого специалиста более опытными коллегами. Здесь важен принцип обратной связи. Наставник не только делится своими знаниями, но и учит своего подопечного, например разрабатывать рабочую программу и осваивать ее, а также контролирует и оценивает результат.
Как же происходит подбор педагогов-наставников? Часть коллектива в 2014 году в КРИРПО прошли курсы повышения квалификации «Наставничество в ПОО» в объеме 80 часов.
К наставнику предъявляются высокие требования как к высококвалифицированному специалисту, который должен обладать рядом личностных качеств, способствующих эффективному наставничеству. С целью подбора наставников совместно с педагогом-психологом был разработан и проведен опрос, в рамках которого каждый сотрудник определял, кому из коллег в большей степени присущи следующие профессиональные компетенции: лояльность, способность развивать других, способность выстраивать отношения с другими, ответственность и т. п. Также опрос выявлял готовность самого педагога быть наставником и наиболее эффективную, на его взгляд, модель наставничества («Я расскажу, ты послушай», «Я покажу, ты посмотри», «Сделаем вместе», «Сделай сам, я помогу», «Сделай сам и объясни, почему так»).
Результаты опроса показали, кто из педагогов считает себя готовым к выполнению роли наставника, кого видят коллеги в данной роли.
Распределением пар «наставник — наставляемый» занимается администрация техникума, которая учитывает многие факторы. Чаще всего наставник является председателем цикловой методической комиссии, в которой работает пришедший сотрудник.
После определения пар каждым наставником разрабатывается план-отчет работы, который согласовывается с методический отделом и утверждается заместителем директора по учебной работе. Контроль за выполнением плана осуществляется ежемесячно, администрация техникума посещает мероприятия, подготовленные молодым специалистом совместно с наставником.
Работа наставника необходима, но и однообразна. Поэтому ежегодно опытные преподаватели нашего техникума в свою наставническую деятельность вносят новые, дополнительные идеи и методики, корректируют их в зависимости от целей и задач деятельности.
Так, например, Анна Вадимовна Худова, являясь наставником молодого специалиста Никиты Евгеньевича Качесова в 2016/17 учебном году, эффективно внедрила одну из разновидностей метода проектов — лэпбук, который часто используется ею на своих уроках.
Метод «лэпбук» не новый метод. Дословный перевод слова с английского языка — «книга на коленях». Этот метод хорош на заключительном этапе совместной деятельности. Наработки остаются молодому преподавателю после работы с наставником.
Работа над лэпбуком начинается с выбора темы, после необходимо написать план, в результате должна получиться не просто книжка с картинками, а методическое пособие для молодого педагога. Далее самая интересная работа: придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый пункт плана, можно нарисовать
макет. Формы представления могут быть любые — от самого простого (текстового) до таблиц и развивающих заданий. И все это размещается на разных элементах: кармашках, блокнотах, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, карточках и т. п.
В результате работы наставника и начинающего преподавателя разработанный нами лэп-бук состоит из следующих рубрик:
— «Советы от наставника». Наиболее подходящей формой для одной из самых главных рубрик стал блокнот. На страницах блокнота кратко зафиксирована важная информация, которая в дальнейшем переработывается и наполняется другими рубриками.
— «Учебно-методический комплекс». Рубрика представлена в виде конверта, куда вложены важные указания и ценные заметки относительно разработки УМК.
— «Ведение журнала». Данный элемент лэпбука выполнен в виде книжки и содержит выписку из указаний о ведении журнала учебных занятий, а также образцы страниц с заметками относительно правил заполнения.
— «Классное руководство». Элемент представлен в виде шпаргалки с заметками о функциональных обязанностях классного руководителя в техникуме.
— «Типы уроков». Рубрика оформлена в виде правильного пятиугольника, стороны которого носят названия существующих типов урока. Стороны открываются и внутри предлагаются этапы каждого из типов урока, что очень удобно при подготовке к уроку, написании конспекта и технологической карты урока.
— «Педагогические техники». Выполнена в виде вращающегося круга с сектором, в котором более подробно освещается та или иная техника, подходящая для конкретной дисциплины.
— «Рабочие задачи». Это восемь прозрачных ячеек, наполненных стикерами с указанием рабочих задач и сроков их выполнения. Задачи располагаются в хронологическом порядке, по мере выполнения стикеры заменяются новыми со следующей задачей.
По результатам а наставничества, организованного Анной Вадимовной Худовой, преподаватель Никита Евгеньевич Качесов достаточно быстро адаптировался к условиям техникума, освоился в коллективе, нашел свой индивидуальный стиль общения со студентами. Одной из заслуг педагога-наставника считаем желание и стремление Никиты Евгеньевича подать заявление на присвоение первой квалификационной категории, что было и осуществлено осенью этого года.
Опыт работы наставника А. В. Худовой был представлен на областном конкурсе «Лучший педагог-наставник» 2017 года, по итогам которого педагог вошла в число призеров и была награждена дипломом победителя на губернаторском приеме, посвященном Международному дню учителя.
Работа по организации наставничества методическим отделом, педагогическим коллективом ведется ежедневно, грамотно и педантично, что позволяет повышать квалификацию сотрудников Кемеровского горнотехнического техникума.